Формирование направлений экономической политики государства, направленной на обеспечение экологизации промышленного производства
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 15 (213), Август 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье предложены направления экономической политики государства, обеспечивающие экологизацию промышленного производства ради его устойчивого развития. Определены наиболее существенные экологические потребности общества.
Ключевые слова: социальное развитие, устойчивое развитие, экономическая политика, экологизация, экологическое развитие
Промышленная деятельность человека влияет на окружающую природную среду, и это влияние усиливается с развитием общества и увеличением массы веществ, которые привлекаются к хозяйственному обороту. Влияние промышленной деятельности человека приобрело настолько большие масштабы, что несет в себе угрозу нарушения существующего в природе равновесия и становится препятствием для дальнейшего развития производительных сил. Негативные последствия человеческого действия на природу убедили человечество в необходимости охраны окружающей природной среды и рационального использования его ресурсов [4].
Первопричиной возникновения проблем устойчивого развития является глобальный экологический кризис, который не обошел и Россию. Основными причинами создания кризисной экологической ситуации в России являются нерациональная природоресурсная и энергоемкая структура ее экономики, чрезмерное использование природных ресурсов, большое загрязнение и деградация окружающей среды.
Трансформационные изменения, которые станут основой для реализации стратегии устойчивого развития, должны начаться с выявления экологических потребностей, которые могут возникать как у потребителей промышленной продукции, так и у промышленных производителей (см. рис. 1).
Рис. 1. Экологические потребности общества
Политика государства, направленная на экологизацию промышленного производства
Экологические потребности при наличии условий их удовлетворения могут стать спросом и, таким образом, начать ряд сдвигов в круговороте «совокупный спрос − совокупное предложение − совокупные доходы». Однако нет гарантии, что изменения на рынке природных ресурсов будут происходить именно в таком направлении автоматически. Поэтому необходимо осуществлять определенное корректирующее воздействие на спрос предприятий в производственных ресурсах и спрос домохозяйств.
Функция по осуществлению влияния на спрос и предложение принадлежит государству [3], которое способно инициировать, а в случае необходимости поддерживать и влиять на процесс структурных сдвигов в совокупном спросе и совокупном предложении. В связи с этим важным является вопрос, какие именно государственные регуляторы или их совокупность будут наиболее способны обеспечить изменение спроса [5].
По мнению автора, государственные регулирующие действия должны быть направлены, прежде всего, на развитие экологического сознания общества. Невзирая на тревожные тенденции развития мирового общества и проблемы социо-эколого-экономического характера, характерные для российской экономики, российская власть подчиняет свою политику, прежде всего, целям экономического роста, который поощряет активное потребление природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и импорт энергоносителей. В то же время необходима последовательная экологизация всех сфер деятельности общества, которая должна осуществляться в русле рыночного реформирования и рассматриваться как обязательная составляющая устойчивого развития, которое поддерживается с помощью реализации мероприятий государственного протекционизма [5]. Экономическая политика государства, направленная на обеспечение экологизации промышленного производства, предполагает следующую систему действий (см. рис. 2).
Рис. 2. Экономическая политика государства, направленная на обеспечение политики экологизации промышленного производства
Заключение
Обеспечение устойчивого развития российского общества требует эффективного государственного регулирования социально-экономических процессов и защиты окружающей природной среды. Следствием реализации принципов устойчивого развития должен быть принципиально новый технологический уклад формирования экологически безопасной материально-технической базы производства. Такое производство в состоянии активно и положительно способствовать сохранению локальных, региональных и национальных естественных систем, биологического и ландшафтного многообразия, а отсюда − надлежащих условий жизнедеятельности человека, реализации его социальных потребностей и прав.
Источники:
2. Львов Д.С. Институциональная экономика. – М.: Инфа-М, 2001. – 318 с.
3. Садков В. Об оптимальных размерах участия государства в экономике / В. Садков, И. Греков // Общество и экономика. − 2006. − № 11−12. − С. 86−92.
4. Федоренко Н.П. Экология и экономика − эволюция взаимоотношений. От “экономии природы” до “большой” экологии: [Философские проблемы глобальной экологии] / Федоренко Н.П., Реймерс Н.Ф. – М.: Наука, 1983. − 329 с.
5. Фукуяма Ф. Сильное государство. Управление и мировой порядок в ХХІ веке: Пер. с англ. Колесникова О. Э и др. / Ф. Фукуяма. — М.: АСТ; АСТ Москва; Хранитель, 2007. − 220 с
6. Хандогина Е.К, Герасимова Н.А., Хандогина А.В. Экологические основы природопользования. − М.: Форум, 2007. – 160 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:07:08