Экологизация офисного пространства как одно из направлений корпоративной социальной ответственности

Андреева О.В., Чернобай О.С.

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность
Том 1, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)

Цитировать:
Андреева О.В., Чернобай О.С. Экологизация офисного пространства как одно из направлений корпоративной социальной ответственности // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2020. – Том 1. – № 3. – doi: 10.18334/social.1.3.111179.



Введение

Одной из самых актуальных проблем в нашем прогрессивном мире являются экологические проблемы, а именно стремительно ухудшающееся состояние окружающей среды [2, с. 7]. Состояние окружающей среды – сейчас одна из самых актуальных проблем в современном мире. Несмотря на все декларации о правах человека на благоприятную для здоровья и жизни окружающую среду, в данный период экономические интересы по-прежнему преобладают над экологическими. В результате истощаются природные ресурсы, окружающая среда все больше загрязняется, ухудшается здоровье и нравственное состояние людей. Но, как правило, все инициативы, которые могут существенно повлиять на улучшение «зеленого» будущего, очень редко получают одобрение и существенную поддержку тех, от кого зависит успех их реализации. Это является препятствием на пути к сохранению окружающей среды, улучшению условий жизни населения, и формированию экологического сознания у современного общества. Так, внедрение «зеленых» финансовых инструментов идет недостаточно активно, в том числе по причине низкого уровня финансовой грамотности населения, что требует более активной пропаганды и косвенных мер регулирования государством (например, через льготное налогообложение) на пути к устойчивому «зеленому» экономическому росту [9; 18, с. 16].

Отметим, что интерес к экологической обстановке растет и проникает все больше в жизни не только экоактивных людей, но и бизнесменов.

С каждым годом все больше компаний заявляют о своей социальной ответственности и совершают активные шаги по сохранению ресурсов нашей планеты. Такие крупные транснациональные корпорации, как Toyota, Nike, Google, Bosch, DHL, Lush реализуют экологические проекты, прежде всего, направленные на непосредственное участие своих сотрудников в сохранение окружающей среды.

Безусловно, развитие бизнеса, который будет ориентирован на экологизацию, позволит изменить экологическую ситуацию во всем мире и нашей стране. Помимо социальной политики традиционных предпринимателей, сформировался и собственно «зеленый» бизнес.

«Зеленое» предпринимательство, или иначе экологическое предпринимательство, имеет отличие от традиционного в том, что прибыль оно получает за счет производства экологически полезной продукции либо оказывания услуг или выполнения работ, направленны на предотвращение негативного влияния на окружающую среду. Основной целью такого предпринимательства является восстановление и улучшение качества окружающей среды, разработка и внедрение экологически чистых технологий и продуктов, при рациональном использовании природных ресурсов. «Зеленое» предпринимательство имеет много направлений (рис.1).

Рисунок 1. Направления «зеленого» предпринимательства

Источник: составлено авторами.

Чтобы бизнес стал социально ответственным и успешно развивался, необходимы коррективы в государственной политике. Если будет такая господдержка, то предприятия будут рентабельны. Серьезной поддержкой было бы льготное кредитование и субсидирование предприятий, которые будут сохранять или уже сохраняют и улучшают экологический фон [5, 6, 8].

Однако любые изменения начинаются с общественного осознания.

Экоинформативность необходима каждому живущему на планете человеку независимо от возраста, чтобы понимать, как каждый влияет на состояние окружающей среды, и что каждый может сделать, чтобы ее улучшить, снизив негативное влияние. а значит нужно начинать с экологического образования и просвещения. Считаем, что каждый человек, имеющий теоретические знания, должен применять их на практике, в частности, навыки экономии природных ресурсов. Это и есть экологическая ответственность человека, именно она связана напрямую с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим [3, с.76].

Понятие «экологичность» тесно связано с экологической безопасностью самого человека, но часто забывается о том, что само место работы может негативно влиять на окружающую среду [7].

Офис-город-квартира – это наша среда обитания, и конечно, должна быть заинтересованность в том, чтобы она была здоровой и безопасной для каждого из нас. Важно все, начиная с местоположения, заканчивая внутренними правилами поведения в офисе [1].

Уже давно существуют так называемые «зеленые» проекты – это проекты, которые дают возможность организациям стать социально-ответственными компаниями, причем осознанно, и внести свой существенный вклад в сохранение окружающей среды.

И этот путь начинать можно с самых маленьких шагов. Таких как закупка экологичных расходных материалов – это различные товары, которые позволяют экономить воду и электроэнергию, снизить количество не- перерабатываемых отходов и токсичных веществ, без ущерба комфорту и качеству жизни самого человека.

Количество подобных офисов растет во всем мире. Россия входит в число этих стран. Люди ежедневно работают в офисах, а значит, «зеленые» офисы будут способствовать повышению экологической ответственности компаний, а изменения станут первым шагом в экологизации подходов в бизнесе.

Виды и концепция «зеленых» офисов.

Во всем мире существуют разные подходы к определению, что такое «зеленый» офис. Выделим 2 принципиальные позиции.

Экологичный офис – это офисы, которые при строительстве, эксплуатации и в результате сноса существенно не повлияют на состояние окружающей среды. При строительстве зданий и помещений используются не токсичные стройматериалы. Закупаются оргтехника, мебель, канцелярские товары и средства бытовой химии, не выделяющие в атмосферу опасные вещества.

Энергоэффективный офис – это офисы, в которых эффективно используются энергетические ресурсы. Системы подачи тепла, электроэнергии, вентиляции устанавливаются так, что прекращают свою работу при отсутствии людей в помещении [6].

«Зеленый» офис – это пространство, в котором внедрены экологически эффективные инженерные решения, сокращающие потребление ресурсов окружающей среды; планировка и рассадка сотрудников позволяют использовать возможности естественного освещения и способствуют визуальному и акустическому комфорту; создана благоприятная атмосфера с реакционными зонами, озеленением; присутствует инфраструктура для использования альтернативных видов транспорта; наконец, реализуется экологически эффективные практики управления зданием (раздельный сбор отходов, внедрена экологическая политика, существует программа экологического просвещения сотрудников). Максимально комфортно и эффективно «зеленый офис» можно создавать в здании, где собственник уже на уровне архитектурных и инженерных решений заложил технологии такого офиса, и где управляющая компания поддерживает стандарты экологической эффективности в работе.

По нашему мнению, цель «зеленого» офиса сделать все возможное, чтобы ежедневно уменьшать негативное влияние деятельности любой компании на окружающую среду. Компании могут успешно реализовывать свою деятельность, рационально используя энергию и воду, уменьшая количество отходов, тем самым они будут показывать свою экологическую ответственность, улучшать свой имидж. Во многих странах офисы активно начали «зеленеть» еще в 1990-х годах. На постсоветском пространстве это новшество пришло не сразу, однако в последние годы интерес к «зеленым» офисам возрос, многие компании присоединяются к этому движению, а девелоперы строят здания уже с учетом международных эко-стандартов.

«Зеленые» стандарты содержат определенные требования к экологической эффективности зданий. Самыми авторитетными считаются BREEAM и LEED, которые послужили основой для других международных, национальных и региональных стандартов (в Канаде, Австралии, странах Азии и другие).

Оценка же объектов происходит по разным критериям:

– оптимизация энергопотребления;

– сортировка и способы утилизации отходов;

– учет и потребление воды;

– организация красивого дизайна окружающего пространства;

– организация мест для питания сотрудников и другое.

На сегодняшний день можно выделить два варианта реализации идеи «зеленого» офиса компаниями, которые стремятся сделать это. Первый – экодевелопмент. Как правило, такой путь выбирают крупные компании и девелоперы, бюджеты которых позволяют возвести новое здание, изначально строящееся с учетом всех прописанных экологическими стандартами требований. Таким образом, они проходят все этапы создания собственного «зеленого» офиса – от выбора наиболее подходящего участка до создания продуктивной системы экологического менеджмента в уже готовом здании.

Главным минусом «зеленого» строительства считается его высокая стоимость. По разным данным, такие эко-проекты обходятся застройщикам на 5-15 % дороже. Но за этим минусом в перспективе скрываются плюсы, одним из которых является будущая экономия – здания проектируются максимально энергоэффективными, таким образом, расходы на содержание офиса сильно сокращаются за счет таких «умных» технологий как, например, системы автоматического управления освещением и др.

Второй вариант – экологический менеджмент – эффективная система управления, воплощающая в жизнь внутреннюю экологическую политику.

Это вариант для компаний, уже имеющих постоянный офис и желающих присоединится к движению Green Office.

Работа в «зеленом» офисе положительно сказывается и на мотивации сотрудников. Этот подход основывается на бережном и внимательном отношении к окружающей среде и ресурсам. В таких офисах практикуется использование энергосберегающих ламп, установка водосчетчиков, регулирование подачи тепла, двухсторонняя печать, использование вторичного сырья и переработанных материалов, отказ от пластиковой посуды и прочее. Таким образом, «зеленые» офисы не только заботятся об окружающей среде, но и экономят свои расходы [13, с.65].

Считаем сегодня необходимым стремиться к тому, чтобы «зеленая связь» была не просто между государством и бизнесом, но и между разными поколениями людей. Молодые люди, студенты, магистранты, ученые, которые являются креативным потенциалом, должны ставить задачи и успешно решать их, быть проект- формирующими и активными лицами «зеленых» офисов в научно-образовательной сфере, пропагандистами «зеленой» экономики. Так как именно через «зеленые» офисы будут реализовываться экологические программы.

Мировой опыт организации «зеленых» офисов

Невозможно сказать, кто первый подал идею «зеленого» офиса. Но началом можно считать события 1970-х гг., и первая волна этого движения началась в США, Норвегии и Швеции. Пришло понимание, что экологические проблемы не решить локально. Стало приходить осознание, что ранее считающиеся безвредными вещества в критической массе весьма опасны, например, пестициды. В этот же временной период в истории наблюдается нефтяной кризис и движение хиппи.

Государства в ответ на волнения в обществе, стали вводить изменения в законодательстве, в частности нормы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Общество становилось все более осведомленным по «зеленой» теме. Именно в этот период зародилась концепция «зеленого» движения, которая опиралась на 3 составляющие: экономия ресурсов, переработка отходов и уменьшение углеродного следа.

В России открылось отделение общественной организации Гринпис [10]. В Беларуси компания «зеленый» офис взяла старт 20.10.2010 года [14]. Началом развития концепции в КНР считается 2006-2010 годы [12]. В Казахстане действует Экологический кодекс, который закрепляет необходимость экологического образования [17]. Интересен опыт университетов, реализующих концепцию «зеленый» офис, разработанных с учетом лучших зарубежных мировых практик: Таллуарской декларации и Rio+20 [11, с.5; 16]. В США «зеленый» офис начал реализовываться в программе правительства, появились в университетах «Грин кампус».

Начинать формулировать правильное представление необходимо за счет экопросвещения, эковоспитания и образования. Университетская среда, по нашему мнению, является максимально благоприятной в силу продвинутости, большей готовности к улучшениям нравственности, проведению научных исследований в данной сфере с формулированием наглядных результатов, возможностью сравнения различных практик. Выросшие в «зеленых» условиях выпускники университетов будут нести соответствующие знания на свои рабочие места.

«Зеленый» кампус для университетов выходит за пределы аудиторий и административных помещений, так как имеет более обширные территории структурных подразделений. Green Campus – это движение по переходу университетов на путь устойчивого развития, которое началось еще в 1990х гг. Уже тогда университетские городки застраивались эффективными зданиями, но, несмотря на это, глубокой трансформации не претерпевали [19, с. 128].

Не было комплексной экологизации университетов. Одни в течение года строили «зеленые» здания, чтобы попасть в рейтинг университетов с устойчивым развитием, другие ставили только красивые сортировочные контейнеры для мусора.

С 2003-2004 гг. выделяют новую волну экологического развития. Создавались комитеты из преподавателей и студентов, и все усилия направлялись на достижение экологических целей.

Если в 2001 году 43 % респондентов имели форму обязательства по решению устойчивого развития, то в 2008 году – уже 50 %. В 2007 году в секторе американского образования имелось около 300 «зеленых» сертифицированных строительных проектов в стадии реализации [20].

К концу 2019 года в мире уже около 50 000 сертифицированных зданий, и еще столько же находятся в процессе сертификации.

Выводы и заключение

Экологическое движение набирает обороты во всем мире. Все больше компаний стремятся перейти на экологические стандарты. Сегодня в России уже не мало компаний, которые применяют принципы «зеленого» офиса. Самый успешный опыт имеют российские офисы международных компаний, таких как Coca Cola, KPMG, 3M, UPECO и другие. К ним присоединились российские компании «М.Видео», SPLAT, группа компаний «Оптиком» и прочие.

Проблематика «зеленого» офиса рассматривается нами в увязке с устойчивым развитием, что предполагает три ключевых экологических направления. Во-первых, собственно строительство и эксплуатация объекта недвижимости с учетом воздействия на окружающую среду. Во-вторых, такая организация рабочих мест, при которой определяющим является положительное влияние на здоровье и продуктивность сотрудников, например, сегодня особенно актуально учитывать особенности микроклимата помещения и риска распространения вирусов. В-третьих, выстраивание внутренних процессов, которые могут влиять на климатические изменения.

В таблице 1 нами сгруппированы конкретные шаги, которые позволяют внедрять концепцию «зеленого» офиса на практике.

Таблица 1

Рекомендации по экологизации офисного пространства

Направления
Мероприятия
Электроэнергия
-максимально использовать естественный свет;
–использовать энергосберегающие лампы, вместо ламп накаливания, предпочтение лучше отдать светодиодам;
–подключить системы автоматического контроля освещения, датчиками движения, фотореле
Теплоэнергия
- для регулирования температуры установить автоматические или ручные терморегуляторы;
– установить теплоотражатели за отопительными приборами;
– утеплить помещение, заменив окна специальными стеклопакетами
Водоснабжение
- установить водосберегающие приспособления;
–оборудовать офис приборами учета воды;
–установить сенсорные смесители и рычаговые краны
Отходы
-выбирать бумагу из вторичного сырья;
– ввести в офисе раздельный сбор отходов;
–пользоваться канцелярскими товарами из ПВХ;
–не использовать одноразовую посуду, заменив ее посудой многократного использования
Воздух
-избегать токсичного загрязнения, отказаться от использования средств бытовой химии с содержанием фосфатов и хлора;
– следить за вентиляцией
Защита от вирусов
- установить автоматические санитайзеры и емкости для мыльных растворов;
– обеззараживать поверхности;
– обеспечить УФ-облучение и абсорбционную фильтрацию в системе вентиляции;
– организовать рабочие места с учетом социальной дистанции при невозможности перевода сотрудников на удаленный режим работы и др.
Источник: составлено авторами.

В таблице 1 мы специально выделили направление, связанное с защитой от вирусов. Пандемия коронавируса и возможность распространения других инфекций актуализируют вопросы экологизации зданий (офисов). Необходимо разработать и внедрить в «зеленые» стандарты при эксплуатации зданий инструменты, меры по борьбе с вирусами, например, вентиляции помещений – ключевом канале их распространения. Важно обратить внимание на качество инженерных систем и периодичность их профилактики. Одно из исследований (SOK: Service, Office, Knowledge) подтвердило снижение числа заболевших в умном здоровом офисе на 45 %.

Не менее важно, на наш взгляд, проводить регулярное обучение сотрудников целью экологического просвещения.

Безусловно, изначально это требует затрат, но правильнее относится к этому как к инвестициям, с окупаемостью в течение 1-3 лет.

Итак, «зеленый» офис – это комплекс внедренных практик, позволяющих повысить эффективность эксплуатации объекта, обеспечить комфорт и безопасность рабочего места сотрудников и минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. Такое понимание бизнесом собственного офисного пространства позволяет повысить корпоративную социальную ответственность, а это современный инструмент, с помощью которого можно и необходимо идти по пути устойчивого развития.


Страница обновлена: 16.11.2020 в 16:06:23