Некоторые особенности транснационализации российских компаний в посткризисный период

Ахриева Р.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 14 (212), Июль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье анализируется поведение российских энергетических транснациональных компаний в период мирового финансового кризиса 2008–2009 гг. Описываются сделки слияний и поглощений, проведенные российскими энергетическими ТНК. Раскрывается смысл и важное значение зарубежных инвестиций российских ТНК.

Ключевые слова: мировой финансовый кризис, сделки M&A, антикризисные меры российские энергетические ТНК



К концу первого десятилетия XXI века Россия становится одним из ведущих зарубежных инвесторов среди развивающихся стран. Инвестиционная активность распространяется на компании среднего размера, работающие в сфере розничной торговли, страхования, финансов, риэлтерские и девелоперские предприятия, и др. Вслед за топливно-сырьевыми и металлургическими компаниями, осуществляющими активную зарубежную экспансию, появляется второй эшелон российских международных компаний. Однако назвать точные цифры, характеризующие зарубежную экспансию российских компаний достаточно трудно, поскольку их существенная часть не является публичной и не подпадает под требования о раскрытии информации. Кроме того ситуация усложняется тем, что значительный объем инвестиций осуществляется не напрямую, а через дочерние и офшорные структуры и регистрируются в странах расположения объектов капиталовложений как инвестиции с Кипра, Британских островов и Люксембурга.

Россия как ведущий иностранный инвестор на рынках стран СНГ

Тем не менее, имеются отдельные официальные и оценочные данные о масштабах российских зарубежных прямых инвестиций. Так, по данным Банка России, в 2009 г. объем накопленных зарубежных инвестиций отечественных компаний составил 306,6 млрд долл. [3] По оценкам О. Климовец, эта цифра к 2010 г. приближалась к 390 млрд долл. [2] По данным комиссии ООН по торговле и развитию (UNSTAD), в 2010 г Россия заняла 8-е место в мире как источник прямых иностранных инвестиций, вложив за рубежом 52 млрд долл.

До середины первого десятилетия XXI века основная часть производственных российских зарубежных инвестиций приходилась на страны СНГ, так как компании были нацелены на расширение своего присутствия на рынках этих стран и получения доступа к природным ресурсам. Страны СНГ в период становления российских ТНК стали своеобразным полигоном для отработки основных форм и методов инвестиционной стратегии получения необходимого опыта транснационализации своего бизнеса. В определенной степени экспансия российского бизнеса и стран СНГ играет роль наполнения реальным содержанием формальных интеграционных процессов. Взаимодействие российских корпоративных структур с их партнерами из стран СНГ олицетворяло собой «интеграцию снизу» или «корпоративную интеграцию». Активная деятельность российских компаний в 90-е гг. и в начале XXI века способствовало тому, что к началу второго десятилетия они являются доминирующими иностранными инвесторами на рынках стран СНГ.

По некоторым данным, на их долю приходится около трети всех прямых инвестиций в страны СНГ [2]. Однако их размещение по разным странам весьма неравномерно. Следует подчеркнуть, что активность российского бизнеса в странах СНГ не связана с бегством капитала, поскольку инвестиционный климат в этих странах во многом сходен с российским.

СНГ является для российских компаний «ближним» и во многом понятным с точки зрения ведения бизнеса за рубежом. Центральная и Восточная Европа – это так же во многом знакомый рынок, хотя для стран этого региона характерны более противоречивые отношения к российским инвесторам.

Сделки слияния и поглощения и «органический» рост

Присутствие российского инвестиционного капитала на рынках развитых стран Европы и Северной Америки пока не велико. Хотя в активе российских компаний (ТЭК, металлургия и некоторые другие) имеется ряд достаточно весомых – объемных по затраченному капиталу и резонансу в деловых кругах сделок («Северсталь», «Евраз», «Газпром», «Ренова» и др.). Вхождение российских компаний на рынки развитых стран вызвало большой резонанс в местных деловых кругах.

Когда российские компании скупали недооцененные активы, обанкротившиеся (или предбанротные) предприятия, на них особенно не обращали внимания, рассматривая их как «учеников», которым еще расти длительное время до реальных игроков. Однако когда российские компании попытались (например «Газпром») приобрести активы, играющие существенную роль в экономике развитых стран, они встретили достаточно жесткий во многом не рыночный, политизированный отпор.

Инвестиционная активность российского бизнеса за рубежом проявилась в полной мере лишь в середине нулевых XXI века. В 2005 г объем накопленных за рубежом прямых инвестиций посредством «органического» роста, участия в сделках по слиянию и поглощению, созданию зарубежных совместных предприятий, составил 20 млрд долл.

А уже в 2008 г., накануне кризиса, эта цифра возросла до 5,6 млрд долл. Значительная часть этих вложений приходится на деятельность российских компаний на рынке инвестиций в новое производство «greenfield» (зеленая лужайка). По данным журнала «Эксперт», с 2003 по 2010 гг. российские компании участвовали более чем в 1100 инвестиционных проектах «с нуля», вложив в них 155 млрд долл. Однако, как отмечает «Эксперт», речь идет и покупках уже работающих предприятий. Но в этом случае российские инвестиции относятся к категории сделок «слияния и поглощения», а не к «органическому» росту. Следует отметить, что статистика по деятельности российского бизнеса за рубежом как раз более подробно исследует и отмечает именно сделки по слияниям и поглощениям, а не по органическому росту, то есть осуществление проектов «с нуля».

Зарубежная экспансия «ЛУКОЙЛа»

В посткризисный период многие российские ТНК начинают пересматривать свои стратегии развития. Так, например крупнейшая нефтегазовая компания «ЛУКОЙЛ» в октябре 2009 г., в разгар финансово-экономического кризиса, приняла новую программу развития на 10 лет, которая существенно отличается от прежней программы, принятой в 2006 г. Эта программа была также рассчитана на 10 лет и ставила целью превращение «ЛУКОЙЛа» в одного из крупнейших игроков мирового нефтяного рынка. Ею предусматривалось удвоение добычи и объемов нефтепереработки, в первую очередь, за счет приобретения новых активов к 2016 г. Ее реализация оценивалась в 100 млрд долл. Однако вследствие того что сибирские нефтяные месторождения, дающие более половины всей добывающей российской компанией нефти, перешли в стадию резко падающей добычи, а также в результате воздействия финансово-экономического кризиса на международные рынки, данная программа была пересмотрена. В новой программе-стратегии были резко увеличены затраты на разведку новых и доразведку старых нефтяных и газовых месторождений, а также вложения в нефтеотдачу разрабатываемых пластов и методы вторичной и третичной добычи углеводородов. Существенную роль в осуществлении этих планов играет зарубежная экспансия «ЛУКОЙЛа». Началась разведка на шельфе Гвинейского залива в Африке, осуществляется разработка нефтеносных месторождений в Ираке – Западная Курна-2 и др. При этом компания пересматривает свое участие в двух других проектах в казахском секторе Каспия, а также проектах в Колумбии и Венесуэле (Хуанин-3). Эти действия проводятся для сосредоточения усилий на проектах с гарантированной отдачей, как, например в Ираке. Предотвратив резкое падение добычи нефти за счет наращивания добычи за рубежом и повышения интенсивности использования отечественных скважин, компания приближается по характеру своей деятельности к мировым нефтяным мейджорам, которые не только умеют добывать любые углеводороды, но и эффективно их перерабатывать, и разведывать месторождения по всему миру.


Источники:

1. Климовец О.В. Россия в процессах транснационализации. М.: Экономика. – 2011.
2. Климовец. О.В. Россия в процессах транснационализации, М.: Международные отношения. – 2010 г.
3. Эксперт 2011, № 45.

Страница обновлена: 25.09.2024 в 05:32:03