Особенности управления эффективностью регионального коммерческого банка (на примере коммерческих банков Удмуртской Республики)

Леонов М.В.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (17), Декабрь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18303676
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Современный банковский сектор Удмуртской Республики представляет собой многосложное сочетание банков различных масштабов и специализаций бизнеса. В статье рассматривается опыт работы региональных банков в условиях конкуренции с федеральными банками, а также универсализации банковской деятельности. Автором показано, что ключевыми факторами успеха регионального банка в посткризисный период становятся его внутренние возможности, способность реагировать на деятельность конкурентов и оперативно изменять продуктовую линейку клиентского обслуживания.

Ключевые слова: банковский менеджмент, региональный коммерческий банк, паттерн-анализ, техническая эффективность банка, банковский сектор Удмуртской Республики



Успешное развитие региональной экономики во многом обеспечивается эффективностью работы её финансово-кредитной системы, которая, в свою очередь, определяется в российских условиях эффективностью конкретных кредитных организаций. Усиливающаяся конкуренция с федеральными банками и, в целом, широкое распространение информационных технологий с удаленным доступом определяют такие ключевые факторы успеха регионального коммерческого банка на локальном рынке, как его внутренние организационные возможности, способность реагировать на деятельность конкурентов и предлагать востребованные в текущем моменте продукты и услуги [12, с.37]. Обладая возможностью более тесного взаимодействия с широким кругом организаций и предприятий региона, такие банки способны оптимальным образом организовать трансформацию временно избыточных денежных ресурсов в востребованные населением и предприятиями кредиты.

В настоящее время в обществе широко обсуждается вопрос о необходимости сокращения количества региональных банков. К основным аргументам сторонники сокращения относят низкую капитализацию региональных банков, ограниченность источников фондирования, а также низкую эффективность их деятельности [9, с. 65]. В ряде концептуальных работ по развитию банковской системы России предполагается, что к 2015 г. в стране останется лишь 200‒300 банков федерального уровня, имеющих в регионах лишь филиалы и операционные офисы [5, с. 71]. Между тем, необходимо отметить, что существование банков позволяет сохранить в регионе высококвалифицированные кадры, наращивать налогооблагаемую базу и привлекать финансирование для реализации специфических инвестиционных проектов.

Задача повышения эффективности деятельности регионального банка является неотъемлемой частью стратегического менеджмента кредитной организации. Внедрение современного методологического аппарата оценки эффективности деятельности банков позволит более оперативно реагировать на снижение конкурентоспособности и уменьшение клиентской базы банка в регионе. Большинство региональных банков открыто декларируют потребность в разработке теоретических основ повышения эффективности, которые будут напрямую связаны не только со способностью грамотно выстраивать свою внутреннюю политику, но и приспосабливаться к внешним условиям с максимальной для себя пользой, предвосхищать тенденции развития рынка и получать конкурентные преимущества [4, с. 72]. Всё это свидетельствует о необходимости решения теоретических и методологических вопросов управления эффективностью региональных коммерческих банков.

Региональные банки Удмуртской Республики имеют уникальный опыт организации банковской деятельности в условиях глубокой трансформации экономической системы региона в условиях открытости рынка, подразумевающей не только реализацию консервативной кредитной политики, но и внедрение новых банковских продуктов: платежных банковских карт, безналичных электронных систем платежей, операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, международных расчётов. Тесная взаимосвязь операций банков по новым продуктам с традиционными основными операциями позволяет им в большинстве случаев не рассматривать в отдельности вопросы распределения фактических издержек по пересекающимся направлениям деятельности банка. Издержки на осуществление традиционных операций, а также распространение инновационных продуктов, необходимо рассматривать через призму общей эффективности банковской деятельности. В настоящее время характерными для банковской системы России являются следующие тенденции:

  • доминирующим лидером традиционных сегментов рынка является Сбербанк, сохраняется высокая концентрация активов, доступность рынка банковских услуг существенно ниже аналогичного показателя стран Восточной Европы и Южной Азии [13],
  • основная часть коммерческих банков сосредоточена в Москве,
  • основным форматом является универсальный банк, оказывающий все возможные банковские услуги. В России практически не развита сеть специализированных банков, например, таких, как ипотечные,
  • усиление «антиотмывочного» регулирования в банковском секторе приводит к исключению из него, в основном, небольших столичных банков, занимающихся незаконными операциями.
  • В целом, банковский сектор наряду с розничной торговлей остаётся одной из самых быстрорастущих отраслей в экономике России. За 2007‒2011 гг. активы российских банков выросли на 142%, тогда как номинальный ВВП страны за тот же период вырос на 67%. При этом важно отметить, что потенциал роста банковского сектора по-прежнему очень высок: согласно статистике Мирового банка, если в 2010 г. значение показателя «Кредитная задолженность банкам/ВВП» для Германии, Польши и Венгрии составляло 132%, 63% и 82% соответственно, то для России значение показателя — 39% (рис.1.). По оценкам экспертов инвестиционной компании Тройка Диалог рост кредитного портфеля банков в 2012 г. составит 15-20% [2, c. 8].

    Рис.1. Развитие банковского сектора ряда стран мира в2010 г.

    Источник: статистика Мирового Банка, расчеты автора

    Внешние условия развития региональной экономики диктуют необходимость исследования принципов организации и ведения банковской деятельности на микро- и мезоуровне региональной экономической системы в целом. Особое внимание должно уделяться тем коммерческим кредитным организациям, которые формируют основу финансовой системы региона. В первую очередь, к таким финансово-кредитным институтам исследователи относят региональные банки. Выделение региональных банков в обособленную группу объясняется не только территориальным ограничением их сферы деятельности, но и, как правило, принципиально отличающейся от федеральных банков структурой капитала и набором предоставляемых услуг клиентам-резидентам региона [1, с. 31].

    Современный банковский сектор Удмуртской Республики представляет собой многосложное сочетание основных и операционных банковских подразделений различных масштабов и специализаций деятельности. По состоянию на 1 сентября 2012 г. к их числу можно отнести 2 самостоятельные кредитные организации, Удмуртское отделение Сбербанка, 12 филиалов кредитных организаций других регионов и более 200 дополнительных и операционных офисов коммерческих банков. Основным регулятором на рынке банковских услуг выступает Национальный банк Удмуртской Республики, являющийся по своему правовому статусу подразделением Центрального Банка России. Важными полномочиями Национального банка, осуществляемыми на постоянной основе, можно назвать общее регулирование денежных отношений, кредитования и оказания посреднических банковских услуг [7, с. 58].

    Удмуртская Республика относится к средним по экономической активности регионом Российской Федерации, в связи с чем вопросы финансирования региональных предприятий реального сектора, формирующих добавленную стоимость и создающих рабочие места, находятся на постоянном контроле у исполнительной и законодательной ветвей власти Удмуртии. Рейтинговое агентство ЭкспертРА отмечает, что «главная особенность экономики Удмуртской Республики — её индустриальный характер. Если в среднем по стране промышленность даёт около одной трети ВРП, то в Республике на неё приходится почти половина валового регионального продукта: на добывающий сектор — 26,7%, на обрабатывающие производства — 21,3%. В совокупности всё это делает экономику Удмуртской Республики негибкой, а значит и неустойчивой к любым внешним воздействиям» [6].

    Удмуртская Республика вошла в посткризисный период социально-экономического развития с принципиально обновлённой структурой банковского сектора. С одной стороны, финансовый кризис существенно расширил инвестиционные возможности банков в вопросах финансирования субъектов региональной экономики. В частности, многие банки стали сотрудничать с федеральными структурами по программам развития малого и среднего бизнеса, а ряд крупных коммерческих банков существенно улучшили коммуникации с крупнейшими региональными предприятиями в рамках поиска выгодных направлений вложений привлечённых ресурсов. С другой стороны, количество самостоятельных кредитных организаций Удмуртской Республики существенно сократилось, что говорит о снижении степени влияния региональных банков на эффективность трансформации сбережений в кредиты и доступности перечня банковских услуг в Удмуртии, а также повышении финансовой зависимости региона от состояния финансов иногородних банков. Многие региональные банки, как например, «Удмуртский пенсионный банк» или «Банк «Первомайский», вынуждены были остановить свою деятельность по причине отзыва лицензии со стороны Центрального Банка.

    Самостоятельные кредитные организации Удмуртской Республики — Ижкомбанк и Быстробанк - на сегодняшний день сталкиваются с всё возрастающей конкуренцией со стороны федеральных банков, которые проводят агрессивный маркетинг и устанавливают тарифы на обслуживание предприятий и организаций ниже себестоимости услуги. Кроме того, в силу масштабов деятельности для региональных банков, как правило, закрыты возможности по привлечению ресурсов через организованный рынок ценных бумаг (выпуск облигаций). Между тем, сохранившие свой потенциал региональные коммерческие банки удерживают относительно стабильное положение по основным параметрам своей деятельности в сравнении с банками других регионов и России в целом. По данным Банка России на 1 июля 2012 г. Удмуртская Республика имеет низкий показатель по количеству действующих кредитных организаций в Приволжском федеральном округе: регион занимает 11-е место по количеству кредитных организаций среди всех регионов Приволжского федерального округа, уступая лишь Республике Марий Эл и Пензенской области.

    Рис.2. Динамика региональных коммерческих банков в Приволжском федеральном округе 2005-2012 гг.

    Источник: данные Центального Банка РФ, расчёты автора

    Рынок банковских активов динамично развивается, хотя и не является прозрачным и структурированным. Так, например, в феврале 2012 г. заместитель председателя Центрального банка России М. Сухов отмечал, что текущие тенденции в банковском секторе могут свидетельствовать о предстоящей волне слияний и поглощений. Однако, по мнению М.Сухова, «на данный момент у абсолютного большинства банковских собственников в России нет четкого представления о справедливой стоимости их бизнеса, по которой они могли бы из него выйти» [10, c.1].

    В 2000‒2007 гг. на рынке состоялось довольно много сделок, когда банковские активы были проданы целиком или контрольными пакетами по ценам, значительно превышающим балансовую оценку их чистых активов. Наибольшее число подобных сделок пришлось на 2006–20007 гг., когда активность проявляли иностранные инвесторы. Однако в посткризисный период многие покупатели столкнулись с реализацией рисковых событий, которые не были учтены при совершении сделки, что привело, в конечном итоге, к убыткам.

    Например, в посткризисный период многие иностранные инвесторы пересмотрели своё видение привлекательности российского банковского рынка и вынуждены были выйти из капитала банков со значительными убытками. В 2008 г. Barclays Bank приобрёл за 745 млн. долл. (коэффициент «цена/капитал»= 4) «Экспобанк», который входил в пятёрку самых динамично развивающихся банков России и в десятку ведущих российских банков, осуществляющих операции с золотом. Высокая цена обосновывалась сильными конкурентными позициями «Экспобанк» в процессинговом и эквайринговом бизнесе. Персонал банка насчитывал более 1 500 сотрудников и обслуживал порядка 400 000 клиентов и партнеров в более чем 20 отделениях и офисах в городах России, предоставляя доступ к широкой сети многофункциональных банкоматов. В конце 2008 г. банк получил новое наименование — «Барклайс Банк», что должно было дать дополнительные преимущества в части лояльности к иностранному финансовому бренду. Однако уже в 2011 г. Barclays зафиксировал убытки в размере 104,4 млн. долл., связанные с продажей российского подразделения. Основными объяснениями продажи российского банка стали изменения в глобальной стратегии, а также слабые финансовые результаты «Барклайс Банка».

    По нашему мнению, при совершении сделки по приобретению «Экспобанка»/ «Барклайс Банка» не были учтены риски изменения рыночной стратегии банка, его риск-менеджмента и продуктовой линейки, что существенно обесценивало его рыночные преимущества. Новая модель развития не могла генерировать высоких, как и прежде, финансовых результатов, что в сочетании с негативным влиянием финансового кризиса сделало планируемые прогнозы операционной и финансовой составляющей нереализуемыми.

    В других случаях, покупатели недооценивают уровень соблюдения законодательства при проведении расчётных операций и активных сделок приобретаемого банка, а также добросовестность поведения менеджмента. В 2006 г. исландская инвестиционная компания Straumborg приобрела банк «Финэко» для расширения своего бизнеса на постсоветском пространстве. Фирменное наименование банка было изменено на «Норвик Банк», а бывшие собственники (граждане Латвии русского происхождения) сохранили значительный объём полномочий. Покупатели не провели тщательной проверки деятельности банка, предыдущие акционеры которого были замешаны в противозаконных международных операциях, связанных с отмыванием денег, в связи с чем долгое время существовала угроза отзыва банковской лицензии. Менеджмент банка был недостаточно мотивирован на рыночное развитие банка и повышение его стоимости: банк стал специализироваться на валютообменных операциях и при капитале в 650 млн. руб. ежемесячно совершал валютно-обменных операций на 400 млрд. руб. В 2010 г. акционеры заявили о намерении продать «Норвик Банк», но без развитой сети отделений и кредитного портфеля банк с «испорченной репутацией» не был интересен потенциальным инвесторам. Только в 2011 г. «Норвик Банк» был продан по цене ниже капитала российскому инвестору Олегу Карачеву, стратегия которого состоит в построении универсального банка на территории России за счёт консолидации мелких банков, приобретённых по цене не выше капитала.

    Наиболее часто банковские инвесторы сталкиваются с рисками плохого качества активов и рисками оттока клиентов при изменении структуры акционеров банка. В 2008 г. группа инвесторов Дениса Степанова, имеющего интересы в рыболовецкой отрасли, заинтересовалась приобретением банка для проведения собственных расчётных операций. В 2009 г. инвесторы прибрели небольшой региональный банк «Ашкадар», находившийся в собственности мелких предприятий Стерлитамика (Башкортостан). В соответствии с разработанной стратегией развития покупатели открыли филиал для обслуживания своих компаний в Мурманске и изменили фирменное наименование банка на «Платежные системы» Однако после выхода из состава акционеров местные предприятия (хлебокомбинат, электротехнический завод и другие) и частные предприниматели перевели свои денежные потоки на обслуживание в другие банки. Таким образом, в разгар финансового кризиса новый собственник банка столкнулся с проблемой оттока клиентов и необходимостью расширения ресурсной базы банка. Несмотря на то, что при совершении сделки покупатель проводил тщательный анализ активов (due diligence), реальный подтекст кредитных сделок и других банковских соглашений проявился через продолжительный период времени. Несвязанные какими-либо обязательствами с новыми собственниками клиенты становятся менее лояльными банку и уходят на обслуживание в другой банк. Всё это может потребовать дополнительных инвестиций в приобретаемый актив, что в свою очередь может привести к ухудшению финансовой устойчивости инвестора.

    Многие инвесторы приобретают банки в целях интеграции в собственный портфель активов: таким образом, они намереваются консолидировать свои финансовые потоки, снизить риски доступа к конфиденциальной информации и повысить управляемость своего финансового блока. Включение в финансово-промышленную группу банка может привести и к негативным последствиям: в случае возникновения проблем в материнской компании устойчивость банка резко ухудшается, что, в конечном итоге, может привести к существенному обесценению банка на рынке.

    Другим наиболее часто реализуемым риском становится необходимость дополнительных инвестиций в банк. Такой риск возникает из-за неправильного моделирования операционных показателей банка, а также непредсказуемости внешних условий ведения бизнеса. В середине 2011 г. группа профессиональных банковских инвесторов под руководством В. Кваснюка приобрела Челябинский коммерческий земельный банк. Новым собственникам достался «чистый» с точки зрения внебалансовых обязательств банк с набором лицензий и уставным капиталом 225 млн. руб. При продаже банка сторонами была достигнута договорённость, что все кредиты остаются на балансе продавца - Россельхозбанка. Инвесторы изменили название банка на Таурус Банк, переориентировались на работу с малым и средним бизнесом, открыли филиалы в Москве и Санкт-Петербурге. Из-за существенных капитальных вложений в открытие и активное развитие филиалов в начале 2012 г. расчётная величина собственного капитала снизилась менее установленного регулятором минимума, из-за чего возникла необходимость осуществления дополнительных инвестиций в повышение собственного капитала банка.

    В Удмуртской Республике достаточно редко проходят операции по смене собственников региональных коммерческих банков, поэтому достаточно сложно выделить основные ценообразующие факторы применительно к данному региону. Некоторые из сделок приводили к появлению собственников, не рассматривающих перспективы развития банков. Так, например, в июне 2012 г. Банк России отозвал лицензию на осуществление банковских операций у Уральского Трастового банка, позднее признанного банкротом по решению суда. Уральский Трастовый банк входил в группу ВЕФК (из восьми банков), подконтрольную Александру Гительсону. В конце 2008 г. в банке ВЕФК, головном банке одноименной группы, из-за неплатежеспособности была начата процедура финансового оздоровления с участием Агентства по страхованию вкладов. Гительсон передал Агентству в залог акции всех восьми банков своей группы. Уральский Трастовый банк не создавал резервы на возможные потери по ссудам в размере, адекватном принятым рискам. В связи с потерей ликвидности банк не обеспечивал своевременного исполнения обязательств перед своими клиентами. По мнению Центрального банка России, руководством и собственниками не предпринимались меры по финансовому оздоровлению. При формировании реестра страховых выплат, как отмечает Агентство по страхованию вкладов, было обнаружено около 250 сомнительных операций на общую сумму порядка 40 млн. руб., совершённых банком незадолго до отзыва лицензии. На момент отзыва лицензии собственники банка никак не ассоциировались с Удмуртской Республикой (не проживали и не вели предпринимательскую деятельность на территории региона).

    Действующие в настоящее время в Удмуртской Республике банки — Ижкомбанк и Быстробанк — это надёжные региональные банки, имеющие стабильные показатели роста и развития, предоставляющие широкий спектр современных банковских услуг, включая электронные платежи, расчётно-кассовое обслуживание, банковские вклады, платежи без открытия счёта в рамках региональных и межрегиональных платёжных систем, операции с ценными бумагами, эмиссию банковских карт, кредитование организаций и физических лиц. Как отмечают руководители коммерческих банков, проводимая им политика, основанная на разумном и взвешенном подходе к каждой совершаемой операции, стабильная и профессиональная работа коллектива, своевременное и полное выполнение своих обязательств, индивидуальный подход к каждому клиенту позволяют преодолевать сложности, диктуемые имеющимися в настоящее время проблемными явлениями в экономике страны и, как следствие, в банковском секторе. Существенным фактором, постоянно улучшающим результаты деятельности региональных банков, является увеличение уставного капитала.

    Основным документом, определяющим развитие любого коммерческого банка на среднесрочную перспективу является его стратегия развития. В соответствии с типовой стратегией основной целью банков является обеспечение устойчивого поступательного развития. Это подразумевает не только формирование эффективных каналов трансформации сбережений в инвестиции, но и обеспечение реализации социально значимых проектов на территории Удмуртской Республики. Так, например, в 2011 г. Быстробанк инициировал многоуровневый проект «Измени жизнь!», цель которого — улучшение уровня жизни жителей Удмуртии и других регионов России. Социальная инициатива «Измени жизнь!» разработана с целью реализации миссии Быстробанка, которая сформулирована следующим образом: «Мы содействуем процессу формирования среднего класса России, предоставляя возможность нашим клиентам вести достойный образ жизни и поддерживать высокую предпринимательскую и потребительскую активность, оказывая им качественные финансовые услуги с исключительным уровнем сервиса». В рамках данной инициативы до 10 000 семей могли получить кредиты на специальных льготных условиях и использовать эти деньги, исходя из своих нужд, — на улучшение жилищных условий, покупку автомобиля, долгожданный ремонт или важные покупки. Получить кредит Быстробанка в рамках программы могла любая семья, имеющая стабильный доход и средства для первоначального взноса.

    М. Портер разработал модель «цепочки создания ценности», которая может быть полезна при оценке рисков участия в региональном банковском бизнесе [14, c. 228]. Основной идеей модели является то, что степень оценки продуктов или услуг покупателями (пользователями) определяется тем, как выполняются действия, необходимые для разработки, производства, выведения на рынок, поставки и поддержки данного продукта или услуги. Согласно исследованию, проведённому международной консалтинговой компанией Roland Berger, наибольшую потребительскую ценность для банка генерируют риск-менеджмент и продажи услуг (табл.1).

    Таблица 1

    Результаты опроса по оценке влияния отдельных функций в цепочке создания ценности, проведенного компанией Roland Berger в 2009 г.

    Положительное влияние
    Отрицательное влияние
    Продажи
    43%
    Администрирование
    33%
    Управление рисками
    38%
    Разработка продуктов
    19%
    Управление претензиями
    29%
    Управление претензиями
    14%
    Разработка продуктов
    14%
    Продажи
    12%
    Администрирование
    14%
    Управление рисками
    10%
    Управление активами
    10%
    Управление активами
    10%
    Маркетинг/брэндинг
    5%
    Маркетинг/брэндинг
    10%

    Источник: Волченков [3, c.34]

    При оценке рисков инвестирования в банковские активы необходимо с особым вниманием подходить к анализу их источников, поскольку должная подготовка этого раздела поможет адекватно оценить сам проект и принять правильное решение относительно его реализации. Центр по изучению финансовых инноваций совместно с компанией PricewaterhouseCooper в 2010 г. провели глубокое исследование по изучению банковских рисков в условиях финансового кризиса. Результаты основаны на ответах, полученных более чем от 400 банковских работников, представителей регулирующих органов и банковских аналитиков. По мнению экспертов, стремление государства спасти банки от финансового кризиса предотвратило коллапс системы, но привело к глубокой политизации банковского сектора, которая, в свою очередь, является основным источником риска. Не менее важным для экспертов представляется и риск неопределенности макроэкономической ситуации, так как признаки восстановления экономик развитых стран являются чрезвычайно слабыми и чувствительными к новым потрясениям [11, c. 15].

    По различным оценкам, банковские активы Удмуртской Республики составляют 3,9 млрд. долл., или 0,5% от всех банковских активов России. Это создает предпосылки для ускоренного роста сектора по мере улучшения общей макроэкономической ситуации и реализации в регионе крупных инвестиционных проектов. Для банков региона характерна высокая доля розничных кредитов в активах, причём заёмщиков отличает платежная дисциплина. Основными конкурентами региональных банков выступают Сбербанк, ВТБ 24, Ак Барс, Уралсиб, Татфондбанк, БТА-Казань. Основные показатели региональных банков Удмуртской Республики в разрезе динамики кредитного портфеля представлены в таблице 2.

    Таблица 2

    Динамика кредитного портфеля региональных банков Удмуртской Республики в 2006‒2012 гг., в тыс. руб.

    Отчётная дата
    Быстробанк
    Ижкомбанк
    Мобилбанк
    Первомайский
    С-Банк
    УИСБанк
    УП-Банк
    УТБ
    01.07.2006
    1 784 539
    1 095 434
    1 853 864
    1 285 942
    82 472
    85 607
    320 573
    604 562
    01.01.2007
    2 616 900
    1 687 445
    1 719 251
    1 189 715
    92 342
    118 684
    344 998
    750 046
    01.07.2007
    3 722 603
    2 107 134
    2 319 930
    1 261 639
    116 526
    128 745
    486 765
    955 262
    01.01.2008
    4 574 474
    2 467 681
    1 571 233
    1 078 934
    118 291
    176 875
    610 467
    1 242 782
    01.07.2008
    6 019 442
    2 815 953
    1 226 535

    115 077
    237 020
    598 585
    1 448 953
    01.01.2009
    7 168 525
    2 929 216
    519 797

    122 498
    326 378
    608 915
    659 426
    01.07.2009
    7 224 634
    2 451 139
    542 381

    76 860
    256 719
    545 045
    851 308
    01.01.2010
    7 343 805
    2 296 087
    351 354

    60 078
    279 644
    566 375
    960 492
    01.07.2010
    4 848 942
    2 214 808
    305 350


    250 908

    562 095
    01.01.2011
    5 767 041
    3 215 601
    252 782


    151 068

    514 337
    01.07.2011
    7 226 876
    3 580 428
    223 456


    75 534

    618 358
    01.01.2012
    8 686 711
    3 945 255
    194 130




    722 378

    Источник: отчётность региональных коммерческих банков, расчёты автора

    Другой важной составляющей успешности регионального банка является достижение высокой деловой репутации и финансовой устойчивости. В частности, менеджмент региональных банков настроен на решение возникающих в регионе проблем социально-экономического и общественного характера, так как именно перспективы развития региона определяют перспективы самого банка. Согласно полученной из годовых отчетов Ижкомбанка информации, руководство текущей деятельностью банка на основании Устава осуществляет коллегиальный исполнительный орган, представленный в настоящее время командой высокопрофессиональных управленцев, среди которых специалисты с финансовым образованием и опытом работы на финансовых рынках, кандидаты экономических наук. Большая часть сотрудников обладает опытом практической работы в банковской системе свыше десяти лет. Чёткое и грамотное руководство обеспечивает слаженность работы специалистов на всех уровнях обслуживания клиентов и приносит Банку заслуженную репутацию одного из ведущих кредитных учреждений Удмуртии.

    Возможности «точечного» взаимодействия с клиентской базой создают определённые преимущества для региональных коммерческих банков. Наличие тесных деловых связей с деловым и политическим сообществом региона позволяют более эффективно управлять кредитными рисками на принципах взаимной выгоды и равноправного партнерства. Это в свою очередь создает стимулы для позиционирования регионального банка как универсального кредитного учреждения и увеличение объёма проводимых операций, расширение и совершенствование спектра предоставляемых услуг в условиях конкуренции.

    Банки Удмуртской Республики значительно уступают в капитализации федеральным банкам, однако это не мешает им конкурировать с крупными филиалами иногородних банков. Банки Удмуртской Республики, прежде всего, ориентированы на средний и малый бизнес, а также - на население республики, оказывая тем самым большое влияние на экономику региона. Большую роль в сохранении конкурентных позиций обеспечивают инвестиции в информатизацию работы банка. По мнению руководителя информационного направления Ижкомбанка Василия Арасланова, «ключевой фактор развития и роста банковского бизнеса — это грамотно выбранные и запущенные в эксплуатацию инновационные программные продукты, которые обеспечат не только повышение качества обслуживания клиентов и эффективность решения основных задач Банка, но и конкурентоспособность банковского бизнеса в целом» [8].

    Выявление особенностей управления региональным банком заключается и в определении основной цели коммерческой составляющей - обеспечение инвестиционной привлекательности коммерческого банка и повышение уровня прибыли в долгосрочном периоде. Концентрация ресурсов региональной экономики (финансовые накопления населения и расчётные ресурсы предприятий и организаций региона) даёт возможность формирования устойчивой региональной инвестиционной среды. Описанные выше факторы позволяют всесторонне рассмотреть организационные аспекты стратегического управления банком, так как полностью учитывается динамичность бизнес-среды и фундаментальные взаимосвязи стратегии развития. Таким образом, на примере региональных коммерческих банков Удмуртской Республики можно выстроить иерархию управленческих целей:

  • обеспечение экономической безопасности,
  • формирование деловой репутации,
  • поддержание деловой и инвестиционной активности в регионе,
  • повышение доходности и инвестиционной привлекательности.
  • Выводы

    Реализация совокупности поставленных управленческих целей дает возможность формирования в региональном банке современной, адекватной масштабу и сложности бизнеса и соответствующей международным стандартам системы кредитования, эффективного размещения свободных средств клиентов и расчётно-кассовое обслуживание клиентов. Гибкая процентная и тарифная политика наряду с регулярным мониторингом востребованности банковских продуктов, а также использование эффективных процедур внутреннего контроля и управления рисками банковской деятельности создаёт потенциал повышения эффективности регионального банка за счёт оптимизации издержек и минимизации стоимости привлекаемых ресурсов.


    Источники:

    1. Базиков А.А., Гавренко А.Г. Совершенствование деятельности региональных банков – важное условие повышения эффективности реального сектора экономики// Региональная экономика: теория и практика. - 2005. - № 12. - С. 30-33.
    2. Веселова О. Банки России и Казахстана: худшее позади?// Аналитический отчет. – М.:Тройка Диалог. – Декабрь 2011. – 24с.
    3. Волченков С.А. Общие тенденции развития банковского аутсорсинга в мире и проблемы его использования российскими банками// Современные аспекты экономики. - №1. – 2009. – С.51-59.
    4. Едронова В.Н., Елисеева Н.П. Особенности российских региональных банков (на примере Нижегородской области)// Финансы и кредит. - 2007. - № 24. - С. 71-75.
    5. Зверькова Т.Н., Зверьков А.И. Региональный банк: непройденные ступени и неосвоенные формы// Финансы и кредит. - 2012. - № 3. - С. 65-75.
    6. Инвестиционный рейтинг Удмуртской Республики[Электронный ресурс]/Официальный сайт Рейтингового агентства ЭкспертРА/ URL: http://www.raexpert.ru/database/regions/udmurt/ (дата обращения 03.09.2012)
    7. Каримов Р.М. Банки Удмуртии: поступательное развитие// Деньги и кредит. - 2007. - № 1. - С. 57-62.
    8. Компания «ФОРС-Банковские Системы» и АКБ «Ижкомбанк» (г.Ижевск) объявляют [Электронный ресурс]/Официальный сайт Национальной банковской пресс-службы/ URL: http://www.arb.ru/site/nbpress/detail.php?id=13045 (дата обращения 03.09.2012)
    9. Молчанова М.Ю., Шапошников И.Г. Региональный аспект интеграции банковских структур (на примере объединения «МДМ-Банка» и «УРСА-Банка» в Пермском крае)// Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 14. - С. 63-73.
    10. Мониторинг новостей МА 21 февраля 2012 г. - Редакция журнала "Слияния и Поглощения" - http://www.ma-journal.ru/news/85519/(дата обращения 03.09.2012)
    11. Обзор банковских рисков, проведенный ЦИФИ// Аналитический отчет. – 2011. - http://www.cctt.com.ua/assets/files/articles/banking-banana-skins-2010-ru.pdf(дата обращения 03.09.2012)
    12. Овчинникова О.П., Гришаева Е.Н. Региональная экономика и банки// Деньги и кредит. - 2007. - № 6. - С. 36-39.
    13. Сайт Financial Access Survey Международного валютного фонда - http://fas.imf.org/
    14. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 – 453с.

    Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:36