Анализ стратегии инновационного развития предприятия с учетом его финансового состояния

Белошевич М.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (41), Май 2010

Цитировать:
Белошевич М.М. Анализ стратегии инновационного развития предприятия с учетом его финансового состояния // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 5. – С. 22-27.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13920585
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Выбор стратегии инновационного развития предприятия необходимо осуществлять только с учетом его финансового положения. В статье рассмотрен инструментарий анализа стратегии инновационного развития предприятия в посткризисный период, позволяющий учитывать его финансовое состояние и выбирать оптимальный вариант стратегии.

Ключевые слова: инновационное развитие, предприятие, стратегия, анализ финансового состояния, финансовое состояние, стратегия инновационного развития



Кризисные явления привели множество компаний по всему миру к временной несостоятельности или банкротству. Мировой экономический кризис оказал негативное влияние и на инновационную деятельность российских предприятий. Он значительно уменьшил финансовые возможности и увеличил риски ее осуществления, так как в силу своей экономической сущности инновационная деятельность является затратной и рискованной. Отмеченные обстоятельства значительно усилили роль анализа стратегий инновационного развития предприятий и потребовали более тесной его увязки с оценкой их финансового состояния.

В условиях постепенной стабилизации российской экономики значение финансового оздоровления предприятий резко возрастает, так как оно является обязательным условием устойчивого роста экономики страны и ее модернизации. Поэтому необходимо реализовывать такие механизмы финансового оздоровления предприятий, которые обеспечивали бы не только восстановление их финансовой устойчивости, но и дальнейшее развитие в посткризисный период. Самый действенный из них базируется на усилении инновационной деятельности.

Однако практическому решению данной задачи мешает ее недостаточная теоретическая разработанность, так как работы по финансовому оздоровлению предприятий не содержат, как правило, рекомендаций, определяющих порядок их вывода из кризиса на основе активизации инновационной деятельности. Впрочем, исследования инновационной деятельности предприятия обычно лишь поверхностно учитывают ее финансовые ограничения в посткризисный период. Вместе с тем система финансового оздоровления предприятий в условиях неустойчивого роста экономики, несмотря на присущие ему значительные риски, должна в максимально возможном объеме использовать интенсивные факторы их экономического развития. В противном случае задача модернизации российской экономики в посткризисный период становится неразрешимой.

В Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. было отмечено: «Поддержка предприятиям будет оказываться при наличии программы финансового оздоровления и повышения производственной эффективности». Необходимость разработки и повышения обоснованности данных программ, важной составной частью которых являются инновационные стратегии предприятий, превратили рассматриваемую задачу в одну из важнейших проблем, стоящих в настоящее время перед экономической наукой.

Структура и содержание программы финансового оздоровления и повышения производственной эффективности (перечень включаемых в нее мероприятий, источники их финансирования и т.д.) для каждого предприятия индивидуальны. Они определяются отраслевой принадлежностью предприятия, спецификой его производственной деятельности, финансовым состоянием и другими факторами, в зависимости от которых предприятие может реализовывать в посткризисный период базовую стратегию роста, стабилизации или выживания, под которыми понимаются системы основных перспективных целей и задач, согласованных по ресурсам и срокам выполнения. Они реализуются системой функциональных стратегий, конкретизирующих их в соответствии с основными направлениями деятельности предприятия (производственная, маркетинговая, финансовая, инновационная и другие стратегии).

Модернизацию российской экономики в условиях посткризисного развития с целью повышения конкурентоспособности отечественных предприятий можно осуществить в случае, если они будут реализовывать стратегию роста. Ее важнейшим структурным элементом является инновационная стратегия предприятия, разработка которой представляет собой целенаправленную деятельность по определению важнейших задач и приоритетов перспективного инновационного развития и выработке требующегося для их достижения комплекса инновационных мероприятий. Она призвана конкретизировать цели, методы и средства внедрения различных новшеств, уточнить область их применения, оценить целесообразность совершенствования производимых продуктов (услуг) и используемых технологических процессов, а также выявить реальные инновационные возможности предприятия в данный момент и в перспективе с учетом современного состояния и прогнозируемой динамики развития экономики страны в целом.

Специфика деятельности хозяйствующего субъекта ограничивает возможности применения не только эвристических, но и статистических методов исследования, которые при решении рассматриваемой задачи зачастую не имеют под собой достаточной информационно-аналитической базы. Данное обстоятельство требует применения методов моделирования и экономико-математических моделей, позволяющих выявить важнейшие факторы, определяющие эффективность инновационной стратегии предприятия, и абстрагироваться от частностей и деталей, не существенных для ее анализа.

Экономико-математические модели оценки инновационной стратегии предприятия – это гомоморфные отображения ее в виде совокупности логических отношений, уравнений, неравенств, графиков. Они объединяют группы отношений элементов инновационной стратегии предприятия в аналогичные отношения элементов ее модели. Преимущество использования данных моделей заключается в возможности получения с их помощью подтверждаемых расчетами выводов об общих характеристиках инновационного развития компании.

Для построения модели оценки инновационной стратегии предприятия с учетом его финансового состояния необходим соответствующий расчетно-аналитический инструментарий, в качестве которого могут выступать различные методы, применяемые в экономическом прогнозировании. Применение данных методов предполагает осуществление многовариантных расчетов с целью количественной оценки состояния, в которое перейдет предприятие при использовании некоторого вектора управляющего воздействия (инновационной стратегии). Изменяя данный вектор воздействия на предприятие, можно получить его состояние, которое будет близким к оптимальному варианту.

Моделирование анализа инновационной стратегии развития предприятия требует также выбора системы технико-экономических показателей, характеризующих его инновационное развитие, и алгоритмов их расчета. Решение указанной задачи возможно только при наличии достаточно полного и представительного набора показателей, характеризующих вариант стратегии. С этой целью модель должна содержать расчеты необходимых показателей, определяемых в динамике. Для построения указанной модели процесс инновационного развития предприятия целесообразно структурировать, чтобы из множества факторов, влияющих на него, выделить важнейшие, которые определяют содержание данной модели и ее блоки. Внутри каждого блока необходимо выбрать характеристики (показатели) и с помощью математического аппарата, включающего расчетные формулы, установить количественные связи между ними.

При анализе инновационной стратегии предприятия с учетом его финансового состояния необходимо, в первую очередь, учитывать, что его стабильное функционирование и развитие возможны лишь при объеме прибыли, достаточном для покрытия обязательных платежей предприятия (процентов по кредитам, заработной платы, налогов и т.д.):

PS = CP × KSF ,

где

PS – минимальный необходимый для функционирования предприятия объем прибыли;

CP – обязательные платежи;

KSF – коэффициент запаса.

В то же время для активного инновационного развития предприятия необходим более высокий уровень прибыли:

KD = PR / PS > Kmin ,

где:

KD – коэффициент, отражающий превышение объема прибыли предприятия

PR, необходимого для реализации его инновационной стратегии, над объемом

PS , минимально необходимым для функционирования предприятия;

Kmin – минимальное значение коэффициента KD.

Также при проведении данного анализа в обязательном порядке необходимо учитывать финансовую устойчивость инновационного развития предприятия EGS :

EGS = PI / IFAnn ,

где PI – часть прибыли, которую предполагается инвестировать в инновационное развитие предприятия;

IFAnn – прогнозируемая среднегодовая сумма собственных средств предприятия.

Коэффициенты KD и EGS позволяют характеризовать финансовую составляющую инновационной деятельности предприятия и оценивать его инновационную стратегию с точки зрения прогнозируемых финансовых результатов ее реализации. Сложность оценки инновационной стратегии предприятия с учетом его финансового состояния заключается в том, что она затрагивает практически все без исключения показатели, характеризующие его развитие. Поэтому делать заключение об эффективности той или иной инновационной стратегии на основе анализа изменений лишь отдельных показателей сложно, так как эти изменения часто бывают разнонаправленными.

Решение указанной задачи, с нашей точки зрения, видится в системном подходе к анализу инновационной стратегии предприятия путем разработки нескольких ее вариантов и выбора одного из них, в наибольшей степени соответствующего целям и задачам развития с учетом соответствующих финансовых возможностей. Для этого из множества факторов, влияющих на указанную стратегию, необходимо выделить важнейшие, которые определяют ее содержание, а также использовать математический аппарат для отражения количественных связей между показателями, характеризующими инновационную стратегию предприятия. Целесообразно использовать модель оценки сравнительного экономического эффекта от реализации стратегии, суть которой состоит в сопоставлении эффектов двух или более разработанных на один и тот же временной период ее вариантов.

Сравнение вариантов должно осуществляться с использованием критериев проверки статистических гипотез. При этом более эффективная обобщенная характеристика соответствует более рациональному варианту инновационной стратегии. Далее выбирается наиболее рациональный вариант стратегии. С этой целью ранжируются по важности частные показатели оценки и определяются их весовые коэффициенты, которые можно рассчитать по формуле экспоненциального сглаживания. Затем для каждого варианта стратегии определяются оценки его обобщенных характеристик и проводится проверка статистической гипотезы о равенстве оценок математического ожидания обобщенных характеристик, а также выбор рационального варианта инновационной стратегии, который осуществляется путем сопоставления всех ее альтернативных вариантов.

В заключение можно отметить, что применение предложенных моделей оценки инновационной стратегии предприятия с учетом его финансового состояния позволяет выбрать оптимальный вариант его развития в посткризисный период.


Источники:

1. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. // Российская газета, 20 марта 2009 г.
2. Белошевич М.М. Управление финансовым оздоровлением предприятия в условиях рецессии экономики // Риск: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2010. – № 1.
3. Батьковский А.М., Булава И.В., Ярошук М.П. От эффекта к эффективности. Анализ инновационных проектов при формировании программы инновационного развития экономической системы // Креативная экономика. – 2009. – № 11.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:10:31