Коррупция как фактор экономического сопротивления легальной экономике
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 13 (211), Июль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье показано, что коррупция функционирует в некой «пограничной зоне», отделяющей легальную экономику от теневой. В случае, когда количество людей, занимающихся в сфере теневой экономики, становится запредельным, то есть проходит некую точку бифуркации, «пограничная зона» в значительной степени захватывается «теневиками», размываясь за счет того, что легальная экономика теряет свои лидирующие позиции. При этом подчеркнуто, что не исключена ситуация, когда все ее позиции могут быть заняты теневой экономикой, которая таким образом во многом «выходит на поверхность» и становится легальной. Основная задача в борьбе с коррупцией лежит в морально-этической сфере, подкрепленной правовыми и организационно-экономическими инструментами государственного управления.
Ключевые слова: коррупция, теневая экономика, национальная безопасность, легальная экономика, противодействие коррупции
В рейтинге из 182 стран, выстроенным по возрастанию коррумпированности, Россия занимает 143 место (наряду с Кенией, Лаосом, Папуа Новая Гвинея, Таджикистаном). По данным МВД России в 2004 г. было выявлено 8,9 тыс., а в 2010 г. – 12 тыс. фактов взяточничества Средний размер взятки и коммерческого подкупа в России в 2011 г. составил 8 тыс. долларов. Эти данные говорят о том, что коррупция как социально-экономическое явление требует пристального внимания со стороны всех слоев общества.
Коррупция: социальное явление в национальной экономике
Коррупция – сложное, многофакторное явление, которое пронизывает все сферы деятельности человека и функционирует в некой «пограничной зоне», отделяющей легальную экономику от теневой. Это явление сопровождает экономические отношения с самого начала их зарождения, а это означает, что коррупцию следует относить не только к социальной, но и к экономической категории «с обратным знаком» по отношению к легальной экономике и о ней можно говорить, как о «неизлечимой болезни» общества. Однако это не значит, что с ней не надо бороться. Когда мы говорим о «разгуле» теневой экономики, мы признаем ее рост. При этом коррупция, как вредоносный микроб, постоянно присутствует в «пограничных» экономических отношениях, которая должна подавляться до такой степени, когда она не будет мешать развитию легальной экономики. Это ‑ основная задача всех государств и России, в частности.
Понятно, что в условиях легальной экономики живет подавляющее большинство людей. Теневая же экономика через коррупцию перетягивает в свои слои тех из них, которые либо получают недостаточное вознаграждение за свой легальный труд, либо тех, кто недоволен существующей системой (экономической или политической), либо людей с криминальными наклонностями. В случае, когда количество людей, занимающихся в сфере теневой экономики, становится запредельным, то есть проходит некую точку бифуркации [1], «пограничная зона» в значительной степени захватывается «теневиками», размываясь за счет того, что легальная экономика теряет свои лидирующие позиции. При этом не исключена ситуация, когда все ее позиции могут быть заняты теневой экономикой, которая таким образом во многом «выходит на поверхность» и становится легальной...
Коррупция – это извлечение чиновниками личной выгоды из своего положения, которое ему предоставляет либо государственная власть и связанное с ним общественное положение, либо статус при обязательном условии осуществления законной сделки с незаконной оплатой за ее совершение. Одной из характерных черт коррупции является сращивание бюрократии и бизнеса, а также деятельность различного рода неправительственных организаций. По уровню функционирования коррупцию сегодня делят на низовую, верхушечную и вертикальную.
Низовая коррупция в основном распространена на среднем и низшем уровнях государственной и муниципальной службы и охватывает повседневную жизнь как большинства граждан, так и деятельность юридических лиц, которые взаимодействуют с чиновниками тех же уровней. Регистрация, штрафы, лицензии, различные разрешения.
Верхушечная коррупция охватывает политиков, работающих в органах власти, высших чиновников и сопряжена с принятием решений имеющих высокую цену (лоббирование и принятие законов, государственные заказы, изменение форм собственности).
Между этими видами коррупции часто налажены отношения взаимозависимости, общности организационного социально-психологического характера. Это позволяет выделить вертикальную коррупцию, соединяющую два первых вида коррупции и свидетельствующую о ее переходе к организационным формам – коррупционным сетям и сообществам. По степени общественной опасности различают коррупцию-проступок и коррупцию-преступление (наказуемое в уголовном порядке).
Признаки и классификации коррупции, причины ее возникновения
В настоящее время коррупцию принято классифицировать по целому ряду признаков.
1) коррупция – это социальное явление, которое приводит к разложению всего гражданского общества и государства, когда коррупционные деяния становятся повседневной нормой жизни общества;
2) имеется определенный круг субъектов данного правонарушения (государственные служащие, выполняющие государственные функции, лица, выполняющие управленческие функции в частном секторе);
3) использование указанными субъектами своего служебного положения, своего правового статуса и авторитета занимаемой должности, вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали;
3) деятельность указанных субъектов как в целях личного обогащения, так и в интересах других лиц либо корпоративных интересов.
Возрастающая коррупция:
– затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов;
– препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики;
– вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам;
– создает негативный имидж на международной арене;
– становится одной из угроз национальной безопасности;
– подрывает у населения веру в справедливость и доверие к власти.
Среди отечественных нормативных актов следует выделить [1, 2, 3], в которых определены следующие особенности коррупции:
Классификация коррупции:
1) политическая коррупция, представляющая собой социально-политическое явление, характеризуемое как борьба за власть с использованием коррупционных методов;
2) экономическая коррупция, то есть коммерческий подкуп, получение взяток, провокация взяток или подкупа, незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.
По статусу субъектов различают виды коррупции:
– в органах власти;
– в частном секторе.
Причинами, порождающими коррупцию и способствующими ее развитию, являются:
1) стремительный, непродуманный переход к рыночным отношениям на фоне глобализационных процессов в мире;
2) необоснованная приватизация, проведенная со значительными нарушениями, в результате которой в выигрыше оказалась незначительная часть новых собственников;
3) неэффективное управление (незаконченность и несовершенствование административной реформы);
4) изъяны законодательства и его отставание от развития социально-экономических отношений;
5) состояние общественной морали, насаждение новых нравственных ценностей, центральное место среди которых занимает культ личного преуспевания и обогащения, а деньги являются мерилом и эквивалентом жизненного благополучия;
6) высокий разрыв между очень богатыми и очень бедными слоями населения;
7) неэффективность функционирования большинства институтов власти;
8) отсутствие развитого гражданского общества;
9) низкое материальное обеспечение государственных служащих и отсутствие гарантированного социального пакета;
10) несовершенные правовые и нормативные акты, регламентирующие отношения предпринимателей на внутреннем и внешнем рынках.
Механизм противодействия коррупции
Сегодня в России требуется разработка механизма противодействия коррупции. К функциям такого механизма относят функции управления, правового, структурного и ценностного регулирования.
Управленческие функции противодействия коррупции включают в себя планирование, координацию, постоянный контроль, стимулирование любого вида деятельности в государственном или частном секторе.
Правовое регулирование означает способность государства вести борьбу с коррупцией на основе права и предусматривает разработку и принятие новых нормативно-правовых актов, корректирование старых.
Структурное регулирование означает способность решать проблемы противодействия коррупции с помощью создания и введения новых, закрепления (или запрещения) существующих организационных структур, социальных институтов, специальных организаций.
Ценностное регулирование процессов противодействия коррупции заключается в принципиальном изменении социальных ценностей, включая социальные нормы поведения человека. В частности, речь идет о преодолении сложившегося стереотипа, в соответствии с которым «взятки берут все» и ни одного вопроса решить нельзя без соответствующего вознаграждения.
Коррупция и национальная безопасность страны
Коррупция помимо всего прочего подрывает национальную безопасность страны. В Федеральном законе «О безопасности» [4] представлены разработанные основные принципы обеспечения безопасности:
– соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
– законность;
– системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
– приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
– взаимодействие органов власти с общественными организациями и гражданами в целях – обеспечения безопасности;
– демократизм;
– равенство граждан перед законом и судом;
– соблюдение взаимной ответственности государства и субъектов (граждан), различных социальных групп, общественных и политических организаций и движений;
– создание условий противодействующих коррупции (неподкупность, открытость, честность государственных чиновников, неотвратимость их наказания за коррупцию и т.д.)
Борьба с коррупцией невозможна без получения специальных знаний, освоения конкретных приемов, процедур и соответствующих методик, а также надлежащего технического обеспечения. Однако этого недостаточно. В основе борьбы с коррупцией лежат морально-этические качества людей, их воспитание, самосовершенствование и развитие. В монографии [5] собраны мнения 41 президента промышленных фирм. Главные качества, которые они выделили, явились:
– широкий взгляд;
– способность предвидеть перспективу;
– инициативность;
– настойчивость и способность рисковать;
– целенаправленность в работе;
– желание учиться;
– умение четко ставить перед подчиненными цели;
– беспристрастность;
– умение максимально использовать возможности подчиненных;
– личное обаяние;
– способность сплотить группу;
– здоровье;
– нравственность.
Независимо друг от друга руководители выделили нравственность как одно из главных качеств менеджмента. Высокие моральные качества и нравственность – главное факторы противодействия возникновению коррупции. Их отсутствие должно стать барьером при продвижении людей, не способных к честному исполнению государственных обязанностей и, как правило, некомпетентных в вопросах государственного управления.
Вывод
Законы, постановления и указы, как правило, несут административно-правовые нормы борьбы с коррупцией, но этого явно недостаточно. Лишь обеспечение возможности каждому иметь достойную зарплату за легально затраченный труд, воспитание в обществе непримиримого отношения к коррупции как к явлению, опасному для экономического процветания каждого и общества в целом, реально существующая правовая защита от попыток вовлечения в коррупционные сети законопослушных граждан способны привести к результативной борьбе со снижением коррупционной нагрузки на легальную экономику.
[1] Точка бифуркации — смена установившегося режима работы системы.
Источники:
2. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции».
3. Национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 гг. (Указ Президента РФ от 13.03 2012, № 297).
4. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».
5. Хоно, Т. Стратегия и структура японских предприятий. Пер. с япон. / Т. Хоно.- М.: Проспект, 2007. 677 с.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 10:12:50