Феномен уберизации бизнеса и его границы

Тагаров Б.Ж.1
1 Байкальский государственный университет, Россия, Иркутск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 1 (Январь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=37028075
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В данной статье автор анализирует процесс уберизации и определяет основные черты данной бизнес-модели. Рассматриваются основные подходы к определению термина «уберизация». Делается вывод о том, что процесс уберизации заключается в замене иерархических внутрифирменных отношения на горизонтальные рыночные. Проведен анализ теоретических подходов к определению возможности подобной замены: теории трансакционных издержек, теории асимметрии информации, теории неявных знаний и теории QWERTY-эффектов. Определены факторы эффективности процесса уберизации и его границы.

Ключевые слова: информационная экономика, трансакционные издержки, цифровая экономика, асимметрия информации, уберизация

JEL-классификация: L26, D02, D47

Тезисы (Highlights):

  • • Уберизация – это процесс переноса взаимодействий между покупателями и продавцами на цифровую платформу, создающую дополнительную ценность для покупателей и продавцов с помощью информационных технологий.
  • • Основными чертами бизнес-модели, выстраиваемой в процессе уберизации являются: снижение неопределенности для покупателей и продавцов, использование мобильных устройств, устранение посредников, вовлечение в производство неиспользуемых ранее ресурсов.
  • • Распределением ресурсов при уберизации управляет «невидимая рука» рынка. В отличие от свободного рынка ключевые правила взаимодействия задаются владельцем цифровой платформы, посредством которой производится обмен.
  • • В теории сложилось несколько взаимодополняющих друг друга подходов, объясняющих, почему в одних сегментах экономика процесс уберизации протекает эффективно, а в других – нет: теория трансакционных издержек, теория неявных знаний и теория QWERTY-эффектов.
  • • Процесс уберизации ограничивается величиной трансакционных издержек взаимодействия. Поэтому «убер-приложение» может быть эффективным только в том случае, если оно действительно способно снижать подобные затраты.
  • • Процесс уберизации эффективен в том случае, когда взаимодействие участников системы основано на обмене явным знанием. Если же необходима передача неявных знаний, то упрощение и стандартизация бизнес-процесса может только навредить.
  • • Процесс уберизации предполагает полную перестройку и «реинжинирг» существующей модели работы рынка. Это предполагает необходимость преодоления сопротивления субъектов, которым выгодно действовать в рамках имеющейся институциональной системы, а также решение проблемы сетевых эффектов.

Источники:

1. Сафиуллина А.М. Uber бизнес-модели электронной коммерции // Экономический вестник. – 2017. – № 3. – С. 89-99.
Средства массовой уберизации. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2924107.
3. Попова И.В., Хусейнова А.А. «Уберизация» российской экономики: цель, недостатки, преимущества, перспективы // Молодой исследователь Дона. – 2017. – № 4(7). – С. 165-168.
4. Сизова И.Л., Хусяинов Т.М. Уберизация и формирование сетевой структуры занятости // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2018. – № 1. – С. 80-88.
Тотальная уберизация: как это работает. Spark.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://spark.ru/startup/wehive/blog/18798/totalnaya-uberizatsiya-kak-eto-rabotaet.
Botsman R., Rogers R. What's Mine Is Yours: The Rise Of Collaborative Consumption. – 2010. – 304 p
7. Трофимов Е.А., Трофимова Т.И. К вопросу о дискриминации на российском рынке труда // Известия Байкальского государственного университета. – 2018. – № 3. – С. 419-425. – doi: 10.17150/2500- 2759.2018.28(3).419-425.
8. Coase R.H. The Nature of the Firm // Economica. – 1937. – № 16. – С. 386-405.
9. Вольчик В.В., Нечаев А.Д. Теоретические подходы к идентификации трансакционных издержек // Journal of Economic Regulation. – 2014. – № 1. – С. 26-38.
Уильямсон О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. - СПб.: Лениздат, 1996. – 702 с.
11. Ясинский Ю., Тихонов А. Новая информационно-поведенческая парадигма: конец равновесной теории или ее второе дыхание? // Вопросы экономики. – 2007. – № 7. – С. 35-58.
Polanyi M. The Tacit Dimension. - London: Routledge & Kegan Paul, 1966. – 128 с.
13. Балашова М.А. О содержании понятия // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2013. – № 4. – С. 16-22.
Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. - М.: Олимп - Бизнес, 2011. – 384 с.
15. Васильева А.А., Солодова Н.Г. Управление производительностью труда научно-педагогических работников // Труд и социальные отношения. – 2018. – № 3. – С. 39-51. – doi: 10.20410/2073-7815-2018-29-3-39-51.
Дэвид П. Клио и экономическая теория QWERTY. / В книге: Истоки: из опыта изучения экономики как структуры и как процесса Т.6. - Москва: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. – 139-150 с.
17. Рудяков В.А. Оценка эффективности в условиях провалов рынка и институтов (эволюционный подход) // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. – № 6(80). – С. 27-31.
18. Норт Д.К. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. – 1997. – № 3. – С. 6-17.
19. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. – 1999. – № 2. – С. 3-20.
20. Анохов И.В. Влияние институтов на научно-технический прогресс // Историко-экономические исследования. – 2017. – № 4. – С. 719-735. – doi: 10.17150/2308-2588.2017.18(4).719-735.
В Испании продолжается забастовка таксистов против Uber и Cabify. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/5413329.
22. Суходолов А.П., Колпакова Л.А., Спасенников Б.А. Проблемы противодействия преступности в сфере цифровой экономики // Всероссийский криминологический журнал. – 2017. – № 2. – С. 258-267. – doi: 10.17150/2500-4255.2017.11(2).258-267.

Страница обновлена: 13.08.2025 в 06:13:54

 

 

Business uberisation phenomenon and its limits

Tagarov B.Zh.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 1 (January 2019)

Citation:

Abstract:
In this article, the author analyzes the uberisation process and defines the main features of this business model. The basic approaches to the definition of the term "uberisation" are considered. It is concluded that the uberisation process is to replace the hierarchical intra-corporate relations to the horizontal market relations. An analysis was made of theoretical approaches to determining the possibility of such replacing: the transaction cost economics, the information asymmetry theory, the tacit knowledge theory and the QWERTY effect theory. The uberisation process efficiencies and its limits were determined.

Keywords: information economy, transaction costs, uberisation, asymmetric information, and the digital economy

JEL-classification: L26, D02, D47

Highlights:

  • • Уберизация – это процесс переноса взаимодействий между покупателями и продавцами на цифровую платформу, создающую дополнительную ценность для покупателей и продавцов с помощью информационных технологий.
  • • Основными чертами бизнес-модели, выстраиваемой в процессе уберизации являются: снижение неопределенности для покупателей и продавцов, использование мобильных устройств, устранение посредников, вовлечение в производство неиспользуемых ранее ресурсов.
  • • Распределением ресурсов при уберизации управляет «невидимая рука» рынка. В отличие от свободного рынка ключевые правила взаимодействия задаются владельцем цифровой платформы, посредством которой производится обмен.
  • • В теории сложилось несколько взаимодополняющих друг друга подходов, объясняющих, почему в одних сегментах экономика процесс уберизации протекает эффективно, а в других – нет: теория трансакционных издержек, теория неявных знаний и теория QWERTY-эффектов.
  • • Процесс уберизации ограничивается величиной трансакционных издержек взаимодействия. Поэтому «убер-приложение» может быть эффективным только в том случае, если оно действительно способно снижать подобные затраты.
  • • Процесс уберизации эффективен в том случае, когда взаимодействие участников системы основано на обмене явным знанием. Если же необходима передача неявных знаний, то упрощение и стандартизация бизнес-процесса может только навредить.
  • • Процесс уберизации предполагает полную перестройку и «реинжинирг» существующей модели работы рынка. Это предполагает необходимость преодоления сопротивления субъектов, которым выгодно действовать в рамках имеющейся институциональной системы, а также решение проблемы сетевых эффектов.