Целевая эффективность общественного производства и ее влияние на развитие региона

Мельникова Т.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (210), Июнь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мельникова Т.А. Целевая эффективность общественного производства и ее влияние на развитие региона // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 12. – С. 173-177.

Аннотация:
В статье анализируется эффективность реализации целевого планирования региональной экономики Красноярского края, определены критерии эффективности целевых программ.

Ключевые слова: целевые программы, региональное развитие, эффективность общественного производства



Реализация приоритетов регионального развития в практике хозяйствования возможна через программный механизм, важное место в котором занимает государственное регулирование.

Участие государства в реализации приоритетов социально-экономического развития в Красноярском крае осуществляется, главным образом, через финансирование региональных целевых программ. В Красноярском крае в рамках Программы реформирования региональных финансов, проводимой Правительством РФ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.04 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», органами исполнительной власти Красноярского края, начиная с 2007 года разрабатываются и реализуются ведомственные целевые программы (ВЦП), рассчитанные на среднесрочный период. ВЦП направлены на обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития Красноярского края и повышение результативности расходов краевого бюджета. Совокупность ВЦП можно разбить на три основных блока:

– программы реального сектора экономики;

– программы социальной сферы;

– программы смешанного типа.

Таким образом, для более деталь ного изучения развития отраслей общественного производства в Красно ярском крае необходимо более детально проанализировать целевую направленность региона.

Как было уже отмечено, существуют так называемые «социальные программы» (12 программ), направленные на осуществление государственной политики в социальной сфере, они считаются расходными программами. Также есть ВЦП, которые направлены на осуществление государственной политики в отраслях, видах экономической деятельности или так называемые программы реального сектора экономики, (9 программ) – доходные программы.

Кроме того, есть программы, которые содержат показатели, характеризующие развитие социальной сферы и показатели развития самой отрасли, то есть программы смешанного типа.

К таким программам относятся программы развития агропромышленного комплекса, транспорта, строительства.

Подходы к оценке эффективности целевых программ

В связи с проведенной выше классификацией ВЦП Красноярского края, необходимо рассмотреть подходы к оценке эффективности ВЦП:

1) цели и задачи программ;

2) социальная эффективность, которая может выражаться в следующем:

– повышение уровня занятости; развитие социальной инфраструктуры;

– сохранение и развитие научно-технического потенциала; повышение уровня, качества образования и его доступности для населения;

– улучшение экологической ситуации;

– применение технологий, обеспечивающих минимальное негативное воздействие на внешнюю среду.

В своей работе мы обозначаем «выпуклый» эффект, предполагающий не только традиционный учет результатов, характерный для оценки эффективности инвестиций, но и мультипликативный характер воздействия итогов реализации программ на социально-экономические подсистемы регионального общественного производства. Для этого необходимо совершенствование существующих способов оценки эффективности по двум направлениям: степени эффективности разноуровневых программ, реализуемых на таких уровнях управления, как регион, муниципальный район, муниципальное поселение, хозяйствующий субъект. Учитывать необходимо не только программы государственные, но и программы отдельных предприятий. Программа должна быть представлена в виде факторной модели вида Э =/(р\...р„), где Э – ожидаемый эффект от реализации программы, Р\...рп – параметры, от которых зависит конечный результат функции (эффект). Например: качество, мобильность и взаимозаменяемость ресурсов (людских, природных); возможность использования зарубежных источников ресурсов; наличие и состояние инфраструктуры, необходимой для бесперебойного протекания социально-экономического процесса; налоговый механизм; инвестиционная и инновационная политика региона; величина государственных и частных инвестиций; норма накопления; степень и способы вмешательства государства в экономическую жизнь; законодательство.

Критерии оценки

Можно предложить расчет критериев причин выполнения (или невыполнения) оценки эффективности реализации ВЦП:

– критерий 1: полнота и эффективность использования средств бюджета города на реализацию ВЦП, можно определить по формуле:

(1),

где

Р1 – фактический объем бюджетных средств, направленных на реализацию целевой программы за отчетный год;

Р2 – плановый объем бюджетных средств на реализацию целевой программы в отчетном году;

b – сумма «положительной экономии».

– критерий 2: степень достижения целевых показателей целевой программы:

(2),

где

Di – исполнение i целевого показателя ВЦП за отчетный год в процентах;

G – число целевых показателей.

– критерий 3: степень достижения показателей результативности ВЦП:

(3),

где

Yi – исполнение i показателя результативности программы за отчетный год в процентах;

wi – вес i показателя результативности программы;

f – число показателей результативности программы.

Региональные целевые программы в Красноярском крае

Рассмотрим методику оценки эффективности на примере реализации региональных программ в Красноярском крае. Для эффективной реализации ВЦП «Развитие системы здравоохранения города Красноярска на 2011 год и плановый период на 2012–2013 годов», необходима своевременная и последовательная реализация программ:

– Информатизация муниципальной системы здравоохранения города Красноярска на 2009–2011 годы;

– Вакцинопрофилактика на 2009–2011 годы;

– Устранение нарушений по предписаниям надзорных органов, совершенствование материально-технической базы и осуществление мер пожарной безопасности в муниципальных учреждениях социальной сферы города Красноярска на 2009–2011 годы;

– Развитие отрасли здравоохранение города Красноярска на 2009–2011 годы.

Выполнение одной только ВЦП требует существования и работы многих других целевых программ, относящихся к разным блокам (экономическому, социальному, инфраструктурному), но взаимно зависимых друг друга. При этом взятая в качестве примера «Развитие системы здравоохранения города Красноярска на 2011 год и плановый период на 2012–2013 годов» влияет на результаты Программы социально-экономического развития города Красноярска на период до 2020 года.

И если по тем или иным причинам одна из программ, входящих в цепочку, не выполняется, то необходимо рассчитать, какова будет потеря. В рамках данной методики необходимо использование метода программно-целевого анализа (вместо часто используемого сейчас предметного подхода, при котором в центре внимания стоит вопрос, как снизить затраты на какой-либо элемент, мероприятие или программу).

Методология программно-целевого анализа

Методология программно-целевого анализа предусматривает проведение следующих мероприятий:

– анализ структуры рассматриваемой программы: определение причинно-следственных связей между элементами этой программы и построение идеальной программы — функциональной;

– технико-экономический анализ структуры рассматриваемой программы разложением ее на относительно простые элементы (комплексной программы на программы, подпрограммы, разделы), расчет по ним показателей затрат и построение реальной программы – структурной;

– сопоставительный анализ идеальной и реальной моделей программы путем определения затрат на функции с помощью функционально-структурной модели, выявление диспропорций между затратами и значимостью осуществленных мероприятий и на основе этого определение задач и путей совершенствования исследуемого объекта.

Применительно к нашему исследованию оценки эффективности комплексных программ социально-экономического развития Красноярского края достоинство метода программно-целевого анализа заключается в том, что его методология позволяет разделить одну комплексную программу на несколько программ, реализация которых является обязательным условием полного выполнения комплексной программы; изучать каждую из этих программ как единственную, так и во взаимосвязи с другими программами; выявлять, как изменение параметров одной программы или ее невыполнение повлияет на выполнение другой программы или программы более высокого уровня, а также как на данное обстоятельство повлияет на результат конечной комплексной программы. Зная заранее «поведение» каждой программы, в случае возникновения какого-либо форс-мажорного обстоятельства можно поменять или убрать одно или, если необходимо, мероприятий программы.

Таким образом, в рамках методологии метода программно-целевого анализа:

1) проводится оценка затрат и эффективности на каждый проект и его мероприятия;

2) в соответствии с предлагаемой методикой осуществляется оценка «включенности» каждой из программ в общую сеть краевых целевых программ.

По итогам метода программно-целевого анализа определяем, целесообразна или нет реализация рассматриваемой программы в случае невыполнения или корректировки ряда мероприятий по программам, и исследуем, вносит ли программа мультиплицирующий эффект в социально-экономическое развитие Красноярского края. Достижение главных целей комплексного регионального социально-экономического развития становится возможным только при выполнении совокупности приоритетных функций, которые определяются как ведущие отрасли и виды деятельности, определенные в качестве «точек роста».


Источники:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.04 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
2. Постановление администрации г. Красноярска от 07.07.2009 № 86-а «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ».
3. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»
4. Решение Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007 №15-359 «О бюджетном процессе в городе Красноярске».
5. Данные Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:53:21