Совершенствование финансового механизма государственной поддержки АПК в условиях интеграции и глобализации мирового пространства
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (210), Июнь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье анализируется современное состояние российской экономики с позиции обеспеченности населения основными продовольственными товарами. Представлены основные аспекты проблемы продовольственной безопасности и государственного регулирования АПК России. Определены стратегические цели и основные задачи государственной финансовой поддержки агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственная поддержка, продовольственная безопасность
В развитых странах государственное регулирование и финансовая поддержка АПК является существенной составной частью рыночного механизма экономики, а обеспечение продовольственной безопасности признается важнейшим национальным приоритетом. Продовольственная безопасность является составным элементом национальной безопасности, элементом сохранения государственности и суверенитета страны.
Ясно, что в условиях глобализации экономическая независимость отдельной страны носит относительный характер. Однако именно в этих условиях определенная степень независимости открывает возможности максимально полного использования национальных ресурсов и надежного их контроля, обеспечения должного уровня конкурентоспособности отраслей народного хозяйства. Результатом станет решение ключевых проблем функционирования общества и государства.
На современном этапе состояние отечественного АПК можно определить как достаточно сложное, ряд экономистов считают это критическим.
Продолжают расти цены и тарифы на энергетические и другие материально-технические ресурсы, остается низкой инвестиционная активность, не повышается реальная доходность сельскохозяйственного производства, а сельский труд остается наименее оплачиваемым. Посевная площадь сократилась с 117,7 млн га в 1990 г. до 78,9 млн га в 2011 г., почвенное плодородие земель продолжает истощаться, а 90% отечественных минеральных удобрений вывозится за границу.
Возрастающая покупательная способность населения в большей степени удовлетворяется за счет наращивания импорта. Ситуация еще более осложняется фактическим вступлением России в ВТО, когда свобода действий правительства в части защиты внутреннего рынка и финансовой поддержки будет ограничена правилами и нормами этой организации.
Продовольственная безопасность России и ситуация в аграрном секторе
В развитых странах мира с активным участием государства, уровень самообеспеченности основными продуктами питания достигает 100% и выше (США, Франция, Германия, и др. страны ЕС). Даже Япония, где на одного человека приходится в 100 раз меньше пашни, чем в США и России, обеспечивает население собственным рисом на 100%, а остальными видами продукции на 45%. И это несмотря на то, что затраты на производство риса в 7 раз выше, чем в других рисопроизводящих государствах, но при этом экономическая доступность риса для населения обеспечивается за счет 87% уровня поддержки аграрных цен. В России показатель самообеспеченности составляет около 65% [1].
Для обеспечения продовольственной безопасности по основным продуктам питания России необходимо принимать чрезвычайные меры. При ежегодном увеличении производства мяса в размере 300–400 тыс. т. можно только к 2020 г. достичь продовольственной безопасности, это 80% к потреблению. Основой увеличения производства продукции животноводства является решение зерновой проблемы. Современное состояние производства зерна позволяет обеспечивать население, но не решает проблему производства фуражных зерновых культур, без чего невозможно обеспечить наращивание производства мяса и молока. Прибыль, которую можно получить при сложившихся ценах реализации зерновых с 1 га посевных площадей, в 1,5–2 раза ниже, чем с 1 га подсолнечника, и в 5–6 раз ниже, чем с 1 га, занятых овощами и картофелем [2]. Это значит, что необходима комплексная система государственной поддержки производства зерна за счет федерального и региональных бюджетов, а также льготное кредитование и налогообложение.
Большая часть производимых в стране минеральных удобрений должна использоваться в собственном сельском хозяйстве, а не направляться на экспорт, поскольку их применение является определяющим фактором интенсификации земледелия.
Промышленность производит ежегодно 14–16 млн т минеральных удобрений, которых хватило бы для получения 300 млн т зерна на возможной площади посева зерновых 70 млн га. И то, что они уходят за границу, за исключением 2 млн т, оставляя отечественным аграриям экологические издержки производства, является парадоксом.
Господдержка аграрного сектора в других странах
Мировая практика показывает, что наиболее рациональным оказывается экспортная ориентация. Такой путь выбрали США, Канада, страны ЕС, по такому пути идут сейчас Китай и Индия. Характерно, что ведущие мировые экспортеры зерна являются также и ведущими экспортерами мяса. К сожалению, в России механизмы, стимулирующие экспорт, не работают. Российские предприятия – экспортеры зерна постоянно сталкиваются с жесткой конкуренцией на мировом рынке, особенно со стороны ЕС. В странах ЕС более половины всех субсидий, выделяемых на сельское хозяйство, направляются на производство зерна (20 млрд. евро), что в сотни раз больше суммы, выделенной из бюджета России на все сельское хозяйство.
Российский рынок находится под огромным влиянием крупных международных производителей продовольствия. Вытеснение отечественных производителей происходит за счет демпинговых цен при активной государственной финансовой поддержке.
Необходимо отметить, что в странах ЕС основными направлениями по поддержки фермеров являются высокие фиксированные цены и субсидирование экспорта избыточной продукции. На территории государств запрещается продавать ввозимую продукцию по цене ниже продукции собственного производства. Все эти действия стимулируют экспорт.
Повышение прибыльности сельскохозяйственного производства в развитых странах достигается путем повышения цен на продукцию в целях окупаемости затрат и искусственным понижением себестоимость производства через прямые субсидии. В некоторых странах прямая государственная поддержка сельского хозяйства в 1,5–2 раза превышают рыночную стоимость его продукции.
В настоящий момент уровень поддержки отечественного АПК, по разным оценкам, составляет 4–9%. Примерно на таком уровне находится Украина, Казахстан, Индия, Китай. В США уровень поддержки – 26%, в ЕС – 33–36%, в Японии – 60% [2]. Важной проблемой остается механизм распределения бюджетных дотаций и субсидирование кредитных ресурсов. Нередко перераспределение осуществляется выборочно в пользу крупных предприятий и целых регионов с более благоприятными условиями ведения сельскохозяйственной деятельности.
Однако данный подход должен быть подкреплен критериями и показателями эффективности.
Повышение инновационной активности в АПК и направления госрегулирования
Для обеспечения конкурентоспособности отечественного сельскохозяйственного производства необходима полная реализация сравнительных и целенаправленное формирование конкурентных преимуществ на инновационной основе и при качественном менеджменте. Нужно понимать, что инновации являются средством преодоления текущих кризисных явлений и стратегическим ресурсом долгосрочного развития экономики [3].
Необходимо широкое распространение и внедрение современных высокопроизводительных технологий, осуществление технико-технологической модернизации АПК; формирование кадрового потенциала отрасли, способного осваивать отрасли; проведение масштабных работ по восстановлению производства; законодательное ограничение действий естественных и иных монополий. Все это требует многократного увеличения прямой бюджетной поддержки отечественного АПК и совершенствования механизма распределения бюджетных средств c учетом лучшей мировой практики, состояния мирового рынка продовольствия и имеющихся уникальных возможностей государства.
Для повышения инновационной активности субъектов АПК и инвестиционной привлекательности необходимы согласование действий и усилия со стороны федеральных, региональных органов власти и аграрного бизнеса, что предполагает стимулирование и осуществление инвестиций, эффективный маркетинг и внедрение результатов исследований и разработок на основе лизинга, аренды, целевого финансирования, льготного кредитования и налогообложения, долевого участия государства.
Меры косвенного регулирования должны включать:
– ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию;
– компенсацию издержек отрасли;
– использование временных налоговых преференций для частных инвесторов, вкладывающих средства в развитие АПК.
Необходимо инициировать и поддерживать интеграционные процессы в сельской местности на основе создания производственных и потребительских кооперативов, ассоциаций и союзов, активную интеграцию личных и фермерских хозяйств. Одним из важнейших направлений государственного регулирования остается создание современной социальной инфраструктуры территорий и подъем уровня жизни сельского населения.
Заключение
С учетом изложенного можно утверждать, что отечественный АПК при существенной государственной поддержки может быть трансформирован в один из базовых секторов национальной экономики.
Источники:
2. Огнев Ю., Демьянов Н. Аграрный вопрос // Общество и экономика. – 2011. – № 8. – С. 111–119.
3. Суровцев В., Никулина Ю. Инновационное развитие ка фактор продовольственной безопасности // Экономист. – 2010. – № 6. – С. 79–84.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:09:11