Глобализация образования как фактор формирования человеческого капитала

Соколова Е.В.1
1 Тарский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина»

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 10 (Октябрь 2022)

Цитировать:
Соколова Е.В. Глобализация образования как фактор формирования человеческого капитала // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 10. – С. 3799-3812. – doi: 10.18334/ce.16.10.116398.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49846463

Аннотация:
Статья посвящена изучению одной из актуальных для современного общества проблем – проблеме формирования человеческого капитала. Автором проведен всесторонний анализ процесса глобализации образования как фактора формирования человеческого капитала. Рассматриваются различные подходы к пониманию категории «человеческий капитал», акцентируется внимание на изменениях, которые произошли в понимании этой категории в связи с переходом к информационному обществу. Автор выделяет качества высококвалифицированных специалистов, востребованные в условиях постоянно меняющегося мира: это не только профессиональные компетенции, но и такие личностные качества, как активность, креативность, стрессоустойчивость, умения принимать решения в нестандартной ситуации, коммуникабельность, готовность к самообразованию и повышению своего уровня культуры. Изучен потенциал глобализации образования как платформы для создания системы непрерывного образования, для формирования единого мирового образовательного пространства, для формирования качеств личности, необходимых современному специалисту в условиях современного общества. Автор приходит к выводу, что процесс глобализации образования нельзя рассматривать только как положительное явление; это двойственный процесс, которому свойственны как положительные, так и негативные стороны.

Ключевые слова: информационное общество, человеческий капитал, интеллектуальный капитал, глобализация образования

JEL-классификация: E24, J24, O15



Вступление. Современное общество требует кардинальной трансформации взглядов на формирование человеческого капитала, который, по праву, можно рассматривать как основной ресурс общественного прогресса. Вопросы, связанные с формированием человеческого капитала, выступают предметом исследования не только экономистов – теоретиков, но и практиков. Ярким примером этого выступает, например, кадровая политика организаций, направленная на создание комфортного микроклимата в коллективе, на постоянное совершенствование квалификации работников и стимулирование их на достижение высоких результатов, на рост уровня доверия между работником и работодателем [9]. Основные векторы развития человеческого капитала в России определяются государственной политикой и вызовами современного мирового пространства. Мировая экономика, в первую очередь, ориентирована на формирование инновационного человеческого капитала, обладающего потенциалом, необходимым для выстраивания отношений на принципиально новом – глобальном - уровне.

Цель данной публикации – провести всесторонний анализ процесса глобализации образования как фактора формирования человеческого капитала.

Научная новизна исследования заключается в разработке нового подхода к формированию человеческого капитала, как сложной многокомпонентной системе, с учетом динамики требований и системных изменений современного общества.

Основные подходы к пониманию категории «человеческий капитал». Тенденции развития общества (особенно, глобализация и информатизация) влекут за собой новый образ человека – специалиста, а категория «человеческий капитал» понимается современными учеными более масштабно, нежели несколько десятилетий назад [17; 19; 20]. Так, авторы базовой теории человеческого капитала Г. Беккер, американский экономист, лауреат Нобелевской премии, [1] и Т. Шульц [2], определяя понятие человеческий капитал, акцентируют внимание на запасе здоровья, комплексе знаний, навыков, мотивации, которые формируются в результате инвестиций и ведут к росту квалификации работника и, как следствие, к росту его заработков. Здесь человеческий капитал рассматривается, в первую очередь, как совокупность инвестиций, вложенных в образование, здравоохранение, социальную сферу, что в дальнейшем позволит получать доход. Сегодня одной из тенденций мирового развития является формирование новой экономики – экономики знаний, в рамках которой человеческий капитал рассматривается как центральная категория [8]. В связи с этим, современные исследователи акцентируют внимание на знаниях и личных качествах человека, его способностях и возможностях, которые, при правильном инвестировании в них, позволят получать доход. Например, О.А. Гришнова под человеческим капиталом понимает экономическую категорию, которая характеризуется совокупностью сформированных и развитых в результате инвестиций производительных способностей, личных черт и мотиваций человека, используемых в экономической деятельности и определяющих рост доходов конкретного человека в частности и национального дохода в целом [16].

Цапенко И.В. и Миронова Д.Д. предлагают выделять в структуре человеческого капитала следующие элементы: капитал образования, включающий в себя совокупность всех имеющихся у человека знаний; капитал здоровья и здорового образа жизни; капитал подготовки на производстве, включающий профессиональные знания и профессиональный опыт; научный капитал, включающий научно-исследовательскую деятельность человека; капитал культуры, в понятие которого входит воспитание, самовоспитание, саморазвитие человека, комплекс его убеждений и взглядов; обладание экономически значимой информацией; капитал миграции, предусматривающий мобильность человека, как общую, так и профессиональную; мотивация экономической деятельности.

Факторы формирования человеческого капитала. Исходя из структуры человеческого капитала, можно сделать вывод, что на его формирование и развитие оказывает влияние комплекс факторов, которые условно можно разделить на объективные и субъективные. К объективным факторам мы отнесем тип общества, тип экономической системы, уровень общественного развития, вопросы демографии, тенденции мирового развития, государственную политику.

Субъективные факторы обусловлены, в первую очередь, спецификой человеческого капитала: фактором производства стоимости выступает живой человек со своим внутренним миром, мировоззрением, системой взглядов и установок. Рассматривая субъективные факторы формирования человеческого капитала особое внимание следует уделить устойчивой положительной мотивации человека.

Глобализация образования и формирование человеческого капитала. Особое место среди факторов формирования человеческого капитала отводится глобализации образования. Его можно рассматривать и как объективный и как субъективный фактор. Главной задачей, которую ставит перед собой образование, выступает передача человеку знаний, необходимых ему для комфортного существования в социуме. Цель высшего образования – формирование высококвалифицированного специалиста, способствующего росту национальной экономики в частности и мировой экономики в целом. Стоит отметить, что опыт таких стран как Южная Корея, Сингапур, Гонконг подтверждает, что политика инвестирования в образование является одной из эффективных стратегий экономического развития [19].

При этом понятие «высококвалифицированный специалист» сегодня претерпевает существенную трансформацию. Для того, чтобы быть конкурентноспособным и востребованным на рынке труда, человеку, как специалисту, необходимо постоянно обучаться, быть в системе непрерывного образования. Непрерывное образование может осуществляться не только посредством получения новых специальностей, освоение программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, но и посредством самообразования. Этому активно способствует глобализация образования. Она открывает перед человеком новые возможности, вовлекая его в мировые процессы.

Под глобализацией образования мы, вслед за З.И. Ивановой, предлагаем понимать процесс складывания рынка глобальных образовательных услуг, что, в конечном счете, приведет к появлению новой педагогической системы [12]. Несмотря на то, что каждое государство реализует свою линию в системе образования, учитывая собственные традиции, историю, социально-экономическую ситуацию, рынок услуг и рынок труда, сегодня четко прослеживается взаимодействие мирового уровня. Целью такого взаимодействия является подготовка специалиста нового поколения, отвечающего запросам не только национальной, но и мировой экономики. Е.В. Ершова в своих исследованиях приходит к выводу, что результатом глобализации становится формирование единого мирового образовательного пространства, которое требует от национальных систем высшего образования таких характеристик как гибкость и способность адаптации к условиям постоянно меняющегося мира [10]. Ю.В. Блохина утверждает, что понятие глобализация образования не допустимо сводить к интеграции образовательных систем. Ее отличительной особенностью является единение мира на основе информационных технологий, необходимость объединения в условиях угрозы глобальных проблем, а также необходимость сближения народов и культур [6].

Как уже отмечалось выше, информационное общество предъявляет к специалисту новые требования: инициативность, креативность, стрессоустойчивость, готовность обучаться, знание языков, свободное владение рядом компьютерных программ, мобильность, активность. На смену знаниевой парадигме приходит личностно ориентированная, то есть современный специалист должен не просто иметь необходимые знания, владеть определенным кругом умений и навыков, но и применять их в нестандартных ситуациях постоянно меняющегося мира. Результатом этого выступает появление нового понятия – интеллектуальный капитал [11]. Впервые проблемы природы интеллектуального капитала начинает рассматривать Т. Стюарт в работе «Сила интеллекта: как интеллектуальный капитал становится наиболее ценным активом Америки». В понятие «интеллектуальный капитал» он заключил все те знания работников, которые дают конкурентное преимущество кампании на рынке [3]. К данной позиции близки взгляды отечественного исследователя Ефремова В.С. Под интеллектуальным капиталом он понимает комплекс знаний, которыми располагает организация и которые легко передаются и выражаются в четкой, понятной форме.

Интеллектуальный капитал сегодня представляет особый интерес на мировом рынке. Это обусловлено, на наш взгляд, двумя обстоятельствами: демографическая проблема, которая в настоящее время относится к разряду глобальных проблем человечества, и ориентация мира на наукоемкие производства. В условиях сокращения численности населения многие страны сталкиваются с проблемой дефицита специалистов интеллектуальных профессий. Это становится одной из причин миграции и формирования конкурентного спроса на специалистов – интеллектуалов. Вместе с тем, возможности, которые сегодня предоставляются высококвалифицированным специалистам могут выступать своеобразным стимулом для детей и молодежи всего мира и, тем самым, закладывать фундамент для формирования интеллектуального капитала в ближайшем будущем. И глобализация образования здесь особенно актуальна и важна.

Во-первых, глобализация образования – это платформа для системы непрерывного образования. Обеспечение инклюзивного и качественного образования, в том числе профессионального и высшего, в течение всей жизни для всех категорий населения – одна из целей устойчивого развития, зафиксированная в Резолюции ООН «Преображая наш мир: повестка дня устойчивого развития до 2030 г.» [5].

Каждый человек сегодня имеет возможность самообразования через участие в открытых интеллектуальных школах, ONLINE-курсах, конференциях и семинарах. Информационные технологии, которые сегодня выступают неотъемлемой составляющей образовательного процесса, позволяют человеку органично сочетать профессиональную деятельность и обучение.

В рамках глобализации образования ставятся надгосударственные цели, определяются надгосударственные векторы исследования. С учетом эти целей и векторов каждое государство строит свою образовательную систему, включается в мировое пространство посредством процессов (например, Болонский процесс, Копенгагенский процесс) и программ (например, программы академической мобильности студентов и преподавателей, профессора, тьюторы, студенты). В процессе глобализации образования происходит активный взаимообмен между странами: Россия представляет мировому сообществу собственные достижения в сфере науки и образования, обозначая при этом национальные интересы и приоритеты; вместе с тем она учитывает общемировые тенденции, что позволяет ей стать частью мирового образовательного пространства [13; 18].

Во-вторых, глобализация образования способствует созданию единого мирового образовательного пространства. Сегодня каждый школьник вправе выбрать учебное заведение для обучения и получения профессии, которая ему близка и интересна. Компетентностный подход, который является ключевым в системе образования, ориентирован на формирование устойчивой положительной мотивации будущего специалиста, учитывает личностные особенности каждого выпускника и создает условия для максимальной реализации личности и как члена гражданского общества, и как высококвалифицированного специалиста.

В-третьих, глобализация образования способствует формированию качеств личности, необходимых современному специалисту в условиях современного общества. Благодаря созданию единого мирового пространства становится возможным своевременно знакомиться с инновациями в сфере науки и производства, вступать в профессиональные объединения, высказывать собственную позицию, анализировать рынки и адаптироваться к постоянным изменениям.

В-четвертых, глобализация образования дает человеку такой важнейший ресурс, как время. Л. Туроу отмечает, что каждый человек имеет определенный запас времени – главный актив человеческого капитала, - который позволяет ему приобретать новые знания, профессиональные компетенции и, следовательно, самосовершенствоваться как личность и как профессионал [4]. В условиях глобализации образования вопросы свободного времени становятся особо актуальными. Открывая новые возможности, информационное общество сегодня требует от человека владения определенными навыками тайм менеджмента: он должен уметь ориентироваться в каждодневном потоке новой информации, фильтровать ее и осуществлять отбор необходимых материалов, в том числе и для профессионального роста.

Вопросы глобализации образования как фактора формирования человеческого капитала выступают особенно актуальными в условиях обострения глобальных проблем, одной из которых является пандемия, связанная с COVID-19. Пандемия вызвала необходимость формулировки новых требований как к работодателям, так и к работникам. Так, существенно изменились требования к навыкам сотрудников [15]. На рынке труда оказались более востребованными специалисты, хорошо владеющие компьютерными программами, мобильные и открытые для обучения. Это обусловлено тем, что многие процессы, запущенные ранее, получили дополнительный импульс для развития (например, развитие дистанционного образования или цифровизация экономики). Также появилась необходимость работать удаленно, ежедневно не посещая офис. Одним из распространенных последствий пандемии стал новый виток инвестирования в человеческий капитал как со стороны самого человека, так и со стороны государства. Если говорить о государственном уровне, то следует отметить рост расходов на здравоохранение и образование. Например, в 2020 году в связи с пандемией COVID-19 расходы на развитие здравоохранения возросли с 3,5 до 4,1 % ВВП [21]. Сегодня одним из национальных проектов России является проект получения дополнительного профессионального образования в сфере IT, реализуемый в рамках цифровой экономики. Если говорить об инвестировании в человеческий капитал со стороны самого человека, то следует отметить стремление к получению дополнительного образования, что может гарантировать некоторую стабильность в условиях социальных трансформаций современного общества. В первую очередь – это получение цифровых профессий, владение которыми позволит стать конкурентноспособными и востребованными на рынке труда.

В условиях пандемии в России и мире на рынке образовательных услуг появляется большое количество онлайн-школ, которые рассчитаны как на взрослую аудиторию, так и на детей. Работая в дистанционном формате, человек имеет возможность получить новую профессию или повысить имеющуюся квалификацию без отрыва от основной работы [14]. Однако онлайн-образование имеет существенный недостаток: в результате высокого спроса на рынке появляются недобросовестные поставщики услуг.

Но нельзя говорить о глобализации образования только как о положительном процессе. Как и любое явление действительности, глобализация образования многомерна и разнообразна. Это подтверждается неоднозначным отношением к глобализации представителей всего мира. Одни из них видят в глобализации источник экономического роста как национальных, так и мировой экономики; другие – угрозу мировой экономической системе [7].

Анализ современного состояния общества в целом и процесса глобализации образования в частности позволил нам выявить следующие ее негативные стороны.

Во-первых, формирование личности как элемента мирового пространства приводит к нивелированию ее уникальности.

Во-вторых, универсальность, присущая глобализации образования, отодвигает на второй план социальные и культурные особенности отдельных стран.

В-третьих, глобализация образования выступает одним из факторов негативной миграции: в поисках лучших условий жизни и труда молодежь – трудовой потенциал государства – уезжает в другие страны.

В-четвертых, глобализация образования, базирующая, преимущественно, на информационных технологиях, негативно сказывается на здоровье человека: ежегодно во всем мире увеличивается число людей с заболеваниями органов зрения и опорно-двигательного аппарата.

В-пятых, в условиях информационного общества, образование рассматривается как одна из сфер услуг, а отношения «учитель - ученик» переходят в новую плоскость – плоскость экономических отношений; это приводит к снижению ценности духовной составляющей образования [6].

Заключение. Таким образом, глобализация образования выступает одним из факторов формирования качественного человеческого капитала, способного в установленные сроки выполнять поставленные задачи и обеспечивать экономический рост государства. Сегодня, в условиях постиндустриальной экономики, на первое место выходит интеллектуальный капитал. Современный специалист должен владеть такими универсальными качествами как умение работать в команде, активность, креативность, стрессоустойчивость, стремление к самообразованию и саморазвитию. Кроме того, специалист нового поколения должен постоянно профессионально самосовершенствоваться. Возможности для этого появляются в результате глобализации образования: ONLAIN-площадки, академическая мобильность, создание единого образовательного пространства. Определяя образовательные стратегии государства необходимо учитывать, как национальные приоритеты, так и мировые тенденции.


Источники:

1. Becker G. Human capital: A theoretical and empirical analysis with special reference to education. - Chicago, 1991.
2. Schultz T.W. Human capital formation by education // The Journal of Political Economy. – 1960. – № 68.
3. Stewart T. Brainpower // Fortun. June 3. – 1991. – p. 42 – 60.
4. Thurow L. Investment in Human Capital. - Belmont, 1970.
5. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015 70/1.
6. Блохина Ю.В. Проблемы философии образования в условиях глобализации. / диссертация,.. кандидата философских наук. - Нижний Новгород, 2008. – 188 c.
7. Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – № 3. – c. 97 – 111.
8. Джандар С.Х. Человеческий капитал как фактор развития современной экономики // Новые технологии. – 2013. – № 1. – c. 94 – 96.
9. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Рязанцева Е.А., Филоненко Н.Ю., Крылова А.Д. Человеческий капитал и ресурс доверия в контексте групп и индивидов // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 2. – c. 61-72. – doi: 10.18334/eo.9.3.40845.
10. Ершова Е.В. Феномен человеческого капитала в контексте глобализации образования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2010. – № 4. – c. 32 – 36.
11. Жернова А.А. Интеллектуальный капитал инновационных кадров как важная составляющая человеческого капитала современной фирмы // Экономические и гуманитарные науки. – 2010. – № 8. – c. 19 – 23.
12. Иванова З.И. Общие тенденции в международном высшем образовании с позиций глобализации образования // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2007. – № 1. – c. 77 – 80.
13. Камашев С.В. Наливайко Н.В. Актуальные проблемы безопасности отечественной системы образования. / монография. - Новосибирск, 2007. – 330 c.
14. Кушников Е.И., Хаджинов Л.В. Некоторые аспекты оценки влияния образования на экономический рост // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 535-550. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114061.
15. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Трансформация требований к человеческому капиталу в условиях пандемии // Экономика труда. – 2021. – № 2. – c. 219-232. – doi: 10.18334/et.8.2.111644.
16. Ненашева С.В. Человеческий капитал: сущность и структура // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2012. – № 4. – c. 151 – 153.
17. Полищук Е.А. Человеческий капитал в экономике современной России: проблемы формирования и реализации. - Ижевск, 2005. – 168 c.
18. Селиверстова О.В. Высшее профессиональное образование в условиях глобализации мирового хозяйства // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. – 2012. – № 1. – c. 59 – 63.
19. Хоконов А.А. К вопросу о значении фактора человеческий капитал в инновационном развитии страны // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2015. – № 1. – c. 76 – 80.
20. Цапенко И.В., Миронова Д.Д. Человеческий капитал и инновационные факторы его развития // Инженерный вестник Дона. – 2012. – № 2. – c. 153 – 163.
21. Чередниченко Л.Г., Хромина А.В. Инвестирование в человеческий капитал в условиях пандемии // Инновационная парадигма экономических механизмов хозяйствования: сборник научных трудов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием; науч. ред. С.П. Кирильчук. – Симферополь: ООО «Изд-во Типография «Ариал»». 2021. – c. 332 – 334.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:36:08