Государственная поддержка развития молодежного инновационного предпринимательства в регионе
Таппасханова Е.О., Токмакова Р.А., Мустафаева З.А., Хандохова З.А.
Скачать PDF | Загрузок: 18
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (208), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье анализируется состояние молодежного инновационного предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике. Отмечено, что его развитие в регионе осуществляется недостаточно эффективно. Определены основные барьеры, препятствующие развитию молодежного предпринимательства и направления государственной поддержки. Сделан вывод о том, что на современном этапе без государственной поддержки развитие молодежного инновационного бизнеса не представляется возможным.
Ключевые слова: развитие предпринимательства, инновационная экономика, бизнес-инкубаторы, государственная поддержка, малые инновационные предприятия, молодежное инновационное предпринимательство
Создание инновационной экономики является одной из стратегических целей развития России на современном этапе. Основные пути ее создания определены в разработанной Правительством РФ «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1]. В связи с этим, формирование новых подходов к устойчивому развитию регионов, начиная с муниципальных образований, должно базироваться на стратегии расширенного инновационного воспроизводства [4].
В основу создания инновационной экономики должно быть положено, прежде всего, развитие инновационного предпринимательства, особая роль в котором должна принадлежать малым и средним предприятиям, создаваемые молодежью. Такая необходимость обусловлена той ролью, которую играет сегодня молодежь в политической, экономической и социальной жизни общества.
На решение этой важнейшей задачи направлен проект «Стимулирование молодежного инновационного предпринимательства в Российской Федерации», который предусматривает стимулирование активности молодежи в сфере предпринимательства путем реализации в субъектах федерации системы мер, направленных на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность, на создание в регионах инновационных «точек роста» экономики [2].
Так, в конце декабря 2010 года в Кабардино-Балкарской Республике стартовал проект «Стимулирование молодежного инновационного предпринимательства». При реализации проекта были использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 08.05.2010 № 300-РП.
В конце 2011 года по замыслу проекта было зарегистрировано около 10 новых фирм, включая и так называемые малые инновационные предприятия (МИП), на базе вузов в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 217-ФЗ.
Так, два проекта: «Единый туристический портал СКФО» и «Бактерицидные перевязочные материалы нового поколения», с точки зрения перспективности и коммерческого успеха, получили высокую оценку на XI Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий, проходившей в г. Кисловодске.
Рис. 1. Структура поддержанных молодежных проектов по отраслям экономики Кабардино-Балкарии
В республике каждый год проводится конкурс «Лучшая бизнес-идея среди молодежи». За последние пять лет (2007−2011 гг.) государство поддержало 52 проекта на сумму 23,6 млн рублей, в 2011 году выделило 42 гранта на сумму 12,5 млн рублей, в ходе реализации которых было создано 60 новых рабочих мест, уплачено 450 тыс. рублей налоговых платежей.
Господдержка инновационных молодежных проектов
На рис. 1 показана структура поддержанных молодежных проектов по отраслям экономики в 2011 году, а на рис. 2 − распределение поддержанных молодежных проектов по муниципальным образованиям республики.
Рис. 2. Структура поддержанных молодежных проектов по муниципальным образованиям Кабардино-Балкарии
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в республике, особенно в ее муниципальных районах, недостаточно проводится работа по стимулированию предпринимательской деятельности, поддержанию молодежных инициатив в сфере разработки и реализации бизнес-проектов. Следует так же отметить недостаточно высокий уровень эффективности поддержанных проектов, что связано с тем, что большинство молодых людей, как правило, не имеют практического опыта ведения бизнеса. В результате проведенной проверки были выявлены также факты нецелевого использования этих средств, что требует более тщательного контроля за расходованием бюджетных средств, выделенных на поддержание молодежных проектов.
С целью имущественной поддержки начинающим предпринимателям на территории республики создан один из крупнейших в Российской Федерации бизнес-инкубатор общей площадью 13 000 кв. м, с современным выставочным залом площадью 1000 кв. м и обучающим инновационно-производственным центром, в котором установлен ряд высокотехнологичных станков, позволяющих создавать трехмерные образцы различных деталей и узлов.
В рамках бизнес-инкубатора проводятся специализированные тренинг-программы и семинары. С его помощью в республике идет подготовка к практической деятельности студентов технических специальностей (ежегодно около 200 человек). Организовано также строительство двух бизнес-инкубаторов в городском округе Прохладный и Баксанском муниципальном районе.
В целом, для размещения в бизнес-инкубаторы в республике было поддержано 70 заявок субъектов малого предпринимательства (см. рис. 3).
Рис. 3. Структура поддержанных заявок субъектов малого предпринимательства по отраслям экономики для размещения в бизнес-инкубаторах
Вместе с тем, следует отметить, что для того, чтобы процесс бизнес-инкубирования в КБР был успешным, с нашей точки зрения, необходимо следующее:
− создать систему государственной политики поддержки бизнес-инкубторов;
− разработать сквозные проекты для сети бизнес-инкубаторов в регионе;
− стабилизировать политическую и экономическую обстановку в республике.
Инновационная работа в Кабардино-Балкарском государственном университете
Первоочередной мерой для поддержки молодежного предпринимательства должно стать поощрение создания соответствующих бизнес-структур при вузах и академических научных учреждениях. « Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей» [3].
Такая работа, например, уже сейчас активно проводится в Кабардино-Балкарском государственном университете (КБГУ). В рамках формирования инновационного пояса вокруг КБГУ при бизнес-инкубаторе университета были открыты малые инновационные предприятия: ООО «Полиглин», ООО «Силикон, ООО «Инмедпрофис».
В ООО «Полиглин», например, подготовлен проект «Технология получения и производства новых полимерных нанокомпозитов на основе слоистых силикатов и полиэлектролитов с сорбционными и биоцидными свойствами».
Подобный проект «Сорбенты для очистки и обеззараживании воды» был представлен в конце 2008 года на международном экономическом форуме «Предпринимательство Юга России: инновации и развитие» и первой Южной венчурной ярмарке в г. Ростове-на-Дону. Проект стал победителем в номинациях «Оригинальная бизнес-идея» и «Лучшая презентация», отмечен премией «Бизнес Дона».
Такие инкубаторы дадут возможность вузам республики развить собственную экономическую деятельность. Студенческий бизнес-инкубатор также позволит выработать собственную стратегию поиска работы для студентов и выпускников в соответствии с их квалификацией.
Несмотря на определенные достижения в развитии вузовской науки в КБР, можно констатировать, что развитие малых инновационных предприятий при вузах и институтах в республике идет медленно. Чтобы выявить, в чем основные причины такого положения дел, были проанкетированы специалисты научно-образовательной сферы. В опросе приняли участие 150 человек (КБГУ, Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия), из которых 15% − это доктора наук, 33% − кандидаты наук и 52% − молодые преподаватели без ученой степени и аспиранты. Результаты исследования показали, что основными причинами, мешающие продуктивной работе специалистов научной сферы являются: низкий уровень оплаты труда преподавателей, отсутствие премиальных выплат за достижения в области науки; отсутствие финансирования для участия в выездных научных конференциях, отсутствие современной материально-технической базы и информационных ресурсов [6].
К проблемам, препятствующим процессу создания малых предприятий при вузах и НИИ, можно также отнести несовершенство Федерального закона 217-ФЗ. Действующее законодательство запрещает бюджетным учреждениям направлять деньги, даже полученные от предпринимательской деятельности, на создание предприятий, поэтому вузам приходиться искать инвесторов.
Молодежное предпринимательство и инновационная экономика
Развитие молодежного инновационного предпринимательства является одной из стратегических целей развития Кабардино-Балкарской Республики в ближайшие годы, с помощью которых должна быть сформирована инновационная экономика. Это позволит уже в тридцатые годы около 25−30% прироста ВВП получать за счет инноваций и новых технологий, что предусмотрено целевой программой «Развитие наукоемкой составляющей экономики КБР до 2030 года» [5].
На решение задач по развитию молодежного инновационного предпринимательства направлена и республиканская целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на 2012−2015 годы», принятая в конце 2011 года.
Программой предусмотрено большее количество мероприятий по созданию объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. Так, будут построены бизнес-инкубаторы, в районах, где они отсутствуют, появится еще один микрофинансовый центр, продолжится капитализация Гарантийного фонда. При разработке Программы также учтен передовой опыт субъектов Российской Федерации по развитию малого и среднего бизнеса,
Предстоит обеспечить рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства к 2015 году по отношению к 2011 году в размере 115%; планируется увеличить до 33% число занятых в этой сфере по отношению к общему числу занятых в экономике республики. Доля малого и среднего бизнеса в формирование ВРП достигнет 30%, а объем уплаченных ими налогов достигнет более 900 млн рублей [1].
Итак, в рамках действующего законодательства в КБР реализуется комплекс мер по развитию молодежного инновационного предпринимательства, учитывающих специфику данного региона, рекреационную специализацию, формируется адекватный организационно-экономический механизм как единство системы рыночных инструментов, государственной поддержки и рыночной активности субъектов молодежного предпринимательства.
[1] Документ утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р. – Прим. ред.
Источники:
2. Проект «Стимулирование молодежного инновационного предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.agency- kaluga.ru/projects/youthbusiness.
3. Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости. – 2012. − 30 января.
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main.
5. Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года. − Нальчик: Издательство КБНЦ РАН, 2010.
6. Факторы конкурентоспособности республиканской инновационной системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.molprav.ru/index.php.
Страница обновлена: 01.07.2025 в 18:16:28
Download PDF | Downloads: 18
State Support to Youth Innovative Small Businesses in the Region
Tappaskhanova E.O., Tokmakova R.A., Mustafaeva Z.A., Khandokhova Z.A.Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 10 / May, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The paper reflects the current condition of the youth innovative entrepreneurship in Kabardino-Balkaria. It points out the poor standard of its development in the region and defines the main barriers blocking it, along with the ways of state support. In conclusion, there is no chance of developing youth innovative business without the state support.
Keywords: innovation economy, business incubator, state support, small innovative enterprises, youth innovative business
