Государственная поддержка развития молодежного инновационного предпринимательства в регионе
Таппасханова Е.О., Токмакова Р.А., Мустафаева З.А., Хандохова З.А.
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (208), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье анализируется состояние молодежного инновационного предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике. Отмечено, что его развитие в регионе осуществляется недостаточно эффективно. Определены основные барьеры, препятствующие развитию молодежного предпринимательства и направления государственной поддержки. Сделан вывод о том, что на современном этапе без государственной поддержки развитие молодежного инновационного бизнеса не представляется возможным.
Ключевые слова: развитие предпринимательства, инновационная экономика, бизнес-инкубаторы, государственная поддержка, малые инновационные предприятия, молодежное инновационное предпринимательство
Создание инновационной экономики является одной из стратегических целей развития России на современном этапе. Основные пути ее создания определены в разработанной Правительством РФ «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1]. В связи с этим, формирование новых подходов к устойчивому развитию регионов, начиная с муниципальных образований, должно базироваться на стратегии расширенного инновационного воспроизводства [4].
В основу создания инновационной экономики должно быть положено, прежде всего, развитие инновационного предпринимательства, особая роль в котором должна принадлежать малым и средним предприятиям, создаваемые молодежью. Такая необходимость обусловлена той ролью, которую играет сегодня молодежь в политической, экономической и социальной жизни общества.
На решение этой важнейшей задачи направлен проект «Стимулирование молодежного инновационного предпринимательства в Российской Федерации», который предусматривает стимулирование активности молодежи в сфере предпринимательства путем реализации в субъектах федерации системы мер, направленных на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность, на создание в регионах инновационных «точек роста» экономики [2].
Так, в конце декабря 2010 года в Кабардино-Балкарской Республике стартовал проект «Стимулирование молодежного инновационного предпринимательства». При реализации проекта были использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 08.05.2010 № 300-РП.
В конце 2011 года по замыслу проекта было зарегистрировано около 10 новых фирм, включая и так называемые малые инновационные предприятия (МИП), на базе вузов в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 217-ФЗ.
Так, два проекта: «Единый туристический портал СКФО» и «Бактерицидные перевязочные материалы нового поколения», с точки зрения перспективности и коммерческого успеха, получили высокую оценку на XI Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий, проходившей в г. Кисловодске.
Рис. 1. Структура поддержанных молодежных проектов по отраслям экономики Кабардино-Балкарии
В республике каждый год проводится конкурс «Лучшая бизнес-идея среди молодежи». За последние пять лет (2007−2011 гг.) государство поддержало 52 проекта на сумму 23,6 млн рублей, в 2011 году выделило 42 гранта на сумму 12,5 млн рублей, в ходе реализации которых было создано 60 новых рабочих мест, уплачено 450 тыс. рублей налоговых платежей.
Господдержка инновационных молодежных проектов
На рис. 1 показана структура поддержанных молодежных проектов по отраслям экономики в 2011 году, а на рис. 2 − распределение поддержанных молодежных проектов по муниципальным образованиям республики.
Рис. 2. Структура поддержанных молодежных проектов по муниципальным образованиям Кабардино-Балкарии
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в республике, особенно в ее муниципальных районах, недостаточно проводится работа по стимулированию предпринимательской деятельности, поддержанию молодежных инициатив в сфере разработки и реализации бизнес-проектов. Следует так же отметить недостаточно высокий уровень эффективности поддержанных проектов, что связано с тем, что большинство молодых людей, как правило, не имеют практического опыта ведения бизнеса. В результате проведенной проверки были выявлены также факты нецелевого использования этих средств, что требует более тщательного контроля за расходованием бюджетных средств, выделенных на поддержание молодежных проектов.
С целью имущественной поддержки начинающим предпринимателям на территории республики создан один из крупнейших в Российской Федерации бизнес-инкубатор общей площадью 13 000 кв. м, с современным выставочным залом площадью 1000 кв. м и обучающим инновационно-производственным центром, в котором установлен ряд высокотехнологичных станков, позволяющих создавать трехмерные образцы различных деталей и узлов.
В рамках бизнес-инкубатора проводятся специализированные тренинг-программы и семинары. С его помощью в республике идет подготовка к практической деятельности студентов технических специальностей (ежегодно около 200 человек). Организовано также строительство двух бизнес-инкубаторов в городском округе Прохладный и Баксанском муниципальном районе.
В целом, для размещения в бизнес-инкубаторы в республике было поддержано 70 заявок субъектов малого предпринимательства (см. рис. 3).
Рис. 3. Структура поддержанных заявок субъектов малого предпринимательства по отраслям экономики для размещения в бизнес-инкубаторах
Вместе с тем, следует отметить, что для того, чтобы процесс бизнес-инкубирования в КБР был успешным, с нашей точки зрения, необходимо следующее:
− создать систему государственной политики поддержки бизнес-инкубторов;
− разработать сквозные проекты для сети бизнес-инкубаторов в регионе;
− стабилизировать политическую и экономическую обстановку в республике.
Инновационная работа в Кабардино-Балкарском государственном университете
Первоочередной мерой для поддержки молодежного предпринимательства должно стать поощрение создания соответствующих бизнес-структур при вузах и академических научных учреждениях. « Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей» [3].
Такая работа, например, уже сейчас активно проводится в Кабардино-Балкарском государственном университете (КБГУ). В рамках формирования инновационного пояса вокруг КБГУ при бизнес-инкубаторе университета были открыты малые инновационные предприятия: ООО «Полиглин», ООО «Силикон, ООО «Инмедпрофис».
В ООО «Полиглин», например, подготовлен проект «Технология получения и производства новых полимерных нанокомпозитов на основе слоистых силикатов и полиэлектролитов с сорбционными и биоцидными свойствами».
Подобный проект «Сорбенты для очистки и обеззараживании воды» был представлен в конце 2008 года на международном экономическом форуме «Предпринимательство Юга России: инновации и развитие» и первой Южной венчурной ярмарке в г. Ростове-на-Дону. Проект стал победителем в номинациях «Оригинальная бизнес-идея» и «Лучшая презентация», отмечен премией «Бизнес Дона».
Такие инкубаторы дадут возможность вузам республики развить собственную экономическую деятельность. Студенческий бизнес-инкубатор также позволит выработать собственную стратегию поиска работы для студентов и выпускников в соответствии с их квалификацией.
Несмотря на определенные достижения в развитии вузовской науки в КБР, можно констатировать, что развитие малых инновационных предприятий при вузах и институтах в республике идет медленно. Чтобы выявить, в чем основные причины такого положения дел, были проанкетированы специалисты научно-образовательной сферы. В опросе приняли участие 150 человек (КБГУ, Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия), из которых 15% − это доктора наук, 33% − кандидаты наук и 52% − молодые преподаватели без ученой степени и аспиранты. Результаты исследования показали, что основными причинами, мешающие продуктивной работе специалистов научной сферы являются: низкий уровень оплаты труда преподавателей, отсутствие премиальных выплат за достижения в области науки; отсутствие финансирования для участия в выездных научных конференциях, отсутствие современной материально-технической базы и информационных ресурсов [6].
К проблемам, препятствующим процессу создания малых предприятий при вузах и НИИ, можно также отнести несовершенство Федерального закона 217-ФЗ. Действующее законодательство запрещает бюджетным учреждениям направлять деньги, даже полученные от предпринимательской деятельности, на создание предприятий, поэтому вузам приходиться искать инвесторов.
Молодежное предпринимательство и инновационная экономика
Развитие молодежного инновационного предпринимательства является одной из стратегических целей развития Кабардино-Балкарской Республики в ближайшие годы, с помощью которых должна быть сформирована инновационная экономика. Это позволит уже в тридцатые годы около 25−30% прироста ВВП получать за счет инноваций и новых технологий, что предусмотрено целевой программой «Развитие наукоемкой составляющей экономики КБР до 2030 года» [5].
На решение задач по развитию молодежного инновационного предпринимательства направлена и республиканская целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на 2012−2015 годы», принятая в конце 2011 года.
Программой предусмотрено большее количество мероприятий по созданию объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. Так, будут построены бизнес-инкубаторы, в районах, где они отсутствуют, появится еще один микрофинансовый центр, продолжится капитализация Гарантийного фонда. При разработке Программы также учтен передовой опыт субъектов Российской Федерации по развитию малого и среднего бизнеса,
Предстоит обеспечить рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства к 2015 году по отношению к 2011 году в размере 115%; планируется увеличить до 33% число занятых в этой сфере по отношению к общему числу занятых в экономике республики. Доля малого и среднего бизнеса в формирование ВРП достигнет 30%, а объем уплаченных ими налогов достигнет более 900 млн рублей [1].
Итак, в рамках действующего законодательства в КБР реализуется комплекс мер по развитию молодежного инновационного предпринимательства, учитывающих специфику данного региона, рекреационную специализацию, формируется адекватный организационно-экономический механизм как единство системы рыночных инструментов, государственной поддержки и рыночной активности субъектов молодежного предпринимательства.
[1] Документ утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р. – Прим. ред.
Источники:
2. Проект «Стимулирование молодежного инновационного предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.agency- kaluga.ru/projects/youthbusiness.
3. Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости. – 2012. − 30 января.
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main.
5. Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года. − Нальчик: Издательство КБНЦ РАН, 2010.
6. Факторы конкурентоспособности республиканской инновационной системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.molprav.ru/index.php.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:09:24