Эффективность сферы услуг региона и ее влияние на формирование валового регионального продукта

Мацук Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (208), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мацук Е.А. Эффективность сферы услуг региона и ее влияние на формирование валового регионального продукта // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 10. – С. 119-125.

Аннотация:
В статье проводится анализ экономического и социального развития Красноярского края. Для анализа использованы такие показатели, как повышение доли платных услуг, оказываемых населению, в валовом региональном продукте, рост занятости в сфере услуг. Определены основные факторы, влияющие на эффективность сферы услуг.

Ключевые слова: показатели эффективности, сфера услуг, валовой региональный продукт, виды услуг, эффективность сферы услуг



По мере развития общества, роста производительных сил происходит развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса. В наше время насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО) − от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до туризма, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда [2].

Перед экономикой регионов, также как и перед российской экономикой, стоит постоянная задача увеличения валового внутреннего продукта. Раньше высокие темпы достигались в основном за счет производства и продажи сырьевых ресурсов на мировых и внутренних рынках. Но в настоящее время производство испытывает значительные трудности, в частности, застойность, недостаточное финансирование и сами по себе отрасли развиваются крайне медленно.

Валовой региональный продукт Красноярского края

Развитие социальной сферы имеет большое значение для повышения уровня благосостояния страны и ее регионов. В то же время эффективность развития социальной сферы зависит от профессиональных способностей человека и опыта развитых стран.

Анализируя экономическое и социальное развитие Красноярского края, мы основываемся на отдельных показателях системы региональных счетов, а именно по платным и бытовым услугам, выявляем тенденции формирования ВРП края за 2000−2011 гг., долю услуг в ВРП, занятость в сфере услуг.

Известно, что быстрое развитие сферы услуг и повышение ее доли в валовом национальном продукте является характерной чертой перехода страны в постиндустриальную стадию развития. Валовой внутренний продукт (ВВП) является важнейшим показателем системы национальных счетов (СНС). Аналогом ВВП на региональном уровне является валовой региональный продукт (ВРП), который представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных для конечного использования [4].

Итак, рассмотрим ВРП по Красноярскому краю за 2000−2011 гг. ВРП в 2002 году по сравнению с 2001 снизился на 8425,1 млн рублей или на 3,52%, что связано с падением производства товаров в 2002 году и увеличением чистых (за вычетом субсидий) налогов на продукты. Начиная с 2003 года ВРП имеет положительную тенденцию [6].

В настоящее время существуют только прогнозные данные по объему ВРП Красноярского края за 2010 и 2011 гг. (опубликованы на сайте Законодательного Собрания края), согласно которым объем валового регионального продукта к 2010 году составит 1,1 трлн руб., а 2011 году – 1,4 трлн руб. В крае к 2010 году были созданы предпосылки для того, чтобы значительно продвинуться в этом направлении, а также избавиться от зависимости экономики региона от одной отрасли (добычи цветных металлов). Центральная задача, стоящая сейчас перед властями Красноярского края, заключается в том, чтобы создать условия для увеличения инвестиционных потоков, приходящих в край. В перечень этих условий входит политическая стабильность в крае. Не последнюю роль играет и качество законодательной базы, регламентирующей сферу бизнеса.

Рост доли бытовых услуг в валовом региональном продукте Красноярского края

Рассмотрим объем платных и бытовых услуг, оказанных населению Красноярского края за 2000−2010 гг. в млрд рублей.

Рис. Объем платных и бытовых услуг населению Красноярского края

Image 1

На рис. видно, что производство услуг имеет положительную тенденцию, и темпы прироста услуг к 2010 году увеличиваются. Динамика выраженного роста объема платных услуг, в том числе и бытовых, обуславливается развитием бизнес-процессов в регионе. Так же большую роль играет государственное регулирование цен (тарифов) и обязательных платежей, так например, услуги транспорта снижаются (в 2000 г. – 38,4% от общего объема услуг, в 2010 г. – 15,5%), при повышении услуг ЖКХ (в 2000 г. – 14,1%, в 2010 г. – 37,5%), связи (в 2000 г. – 10,5%, в 2010 г. – 20,3%).

В Красноярском крае более половины валовой добавленной стоимости приходится на долю промышленных организаций, осуществляющих деятельность в сфере добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, например в 2007 году 60,4% объема ВРП. Промышленность набирает обороты и теснит рынок услуг. Такое состояние экономики края характерно до 2008 года. В 2008 году увеличивается доля рынка услуг, так например, доля транспорта и связи увеличилась до 10,8%.

Доля занятых в сфере услуг в общей численности занятого населения края увеличивается с каждым годом. Это говорит о том, что растет величина спроса на оказываемые услуги в регионе. Это также связано и с тем, что работает краевая целевая программа по поддержке малого и среднего бизнеса «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае на 2008−2010 гг.», что в свою очередь ведет к увеличению фирм, оказывающих те или иные услуги [7].

Рост производительности труда в сфере услуг

Особенностью сферы услуг является территориальный характер действия большинства факторов повышения эффективности, что определяется спецификой формирования спроса и предложения услуг.

Экономическая эффективность измеряется двумя видами показателей: одни характеризуют результаты производства на душу населения, другие − соотношение результатов и затрат.

Важнейшими показателями первого вида являются: валовой национальный продукт на душу населения и национальный доход на душу населения, на уровне региона валовой региональный продукт.

Показателями эффективности, сопоставляющими результаты производства с его затратами, являются: производительность общественного труда. Рассчитаем производительность труда в сфере услуг Красноярского края. Объем платных услуг необходимо очистить от влияния инфляции и взять для расчета в реальном выражении (см. табл.).

Таблица

Производительность труда в сфере услуг Красноярского края

Image 2

Из таблицы видно, что производительность труда имеет тенденцию к увеличению за весь рассматриваемый период. Это говорит о том, что темпы роста объемов платных и бытовых услуг в реальном выражении превышают темпы роста персонала, занятого в сфере предоставления услуг.

Факторы, влияющие на эффективность сферы услуг:

− политика государства, как на уровне региона, так и страны в целом;

− эффективность труда в организациях оказывающих услуги;

− стратегическое управление организацией;

− правильный выбор сегмента рынка.

Мероприятия, которые могут повлиять на эффективность услуг:

− различные целевые программы, такие как краевая целевая программа по поддержке малого и среднего бизнеса «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства»;

− проведение краевых экономических форумов с привлечением молодежи;

− использование научно-технических разработок;

− гибкая политика цен и тарифов (транспорт, связь).

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод, что доля платных и бытовых услуг очень весома в валовом региональном продукте Красноярского края. Также имеет тенденцию к росту доля занятых в сфере услуг в общей численности занятого населения. Исследования проводились по видам деятельности индустрии услуг. Но в число занятых в сфере обслуживания входят не только работающие непосредственно в этой индустрии (бытовые, транспортные, медицинские и т.п.), но также работники других секторов экономики. В добывающих, обрабатывающих и сельскохозяйственных отраслях, есть свой скрытый сектор услуг. Их можно назвать «внутренние услуги» потенциально включающие в себя самую разнообразную деятельность. Если передать эти виды деятельности организациям, имеющим статус юридического лица, то выполняемые ими услуги, стали бы частью конкурентного рынка и включались бы статистикой в валовой региональный продукт края в раздел «услуги». А это новые результаты и увеличение доли услуг [2].

Таким образом, сфера услуг занимает все более значимое место в создании ВРП Красноярского края и ВВП России. Растет эффективность труда в сфере услуг региона, способствуя повышению эффективности экономики региона.


Источники:

1. Валитов Ш.М. Эффективность макроэкономической системы: теория и практика / Ш.М. Валитов, О.В. Демьянова. – М.: Экономика, 2011. – 189с.
2. Ахматова Г.А. Управление рисками в сфере услуг: монография / Под. ред. проф. Б.Ф.Зайцева. – М.: Палеотип, 2004. – 120 с.
3. Чаплина А.Н. Технология формирования систем стратегического менеджмента потребительского рынка города / Экономика Красноярского края, проблемы и решения: Сборник научных статей. Спец.выпуск / Под ред.Ю.Л. Александрова, А.Н. Чаплиной. – СПб. − Красноярск: НПК «РОСТ», 2008. – 114 с.
4. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krasstat.gks.ru.
5. Красноярский край: официальный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krskstate.ru.
6. Федеральная служба государственной статистки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
7. Портал по поддержке малого и среднего предпринимательства Красноярского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smb24.ru.

Страница обновлена: 28.04.2024 в 22:10:55