Региональный вектор развития предпринимательства
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (206), Апрель 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Капустин С.Н., Сенин А.С. Региональный вектор развития предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 8. – С. 146-150.
Аннотация:
Для успешного противостояния глобализации необходимо развивать предпринимательство в российских регионах, концентрируя совместные усилия органов государственного управления, предпринимателей и институтов гражданского общества по достижению этой цели. Скорейшее нахождение взаимопонимания при поиске рационального решения данной проблемы является необходимым как для российского научного сообщества, так и практиков администрирования и бизнеса. Подробнее об этом читайте в статье.
Ключевые слова: глобализация, региональное предпринимательство, вызовы и угрозы российскому рынку
Вступление России в ВТО актуализирует проблематику модернизации регионального управления в сфере предпринимательства. При этом следует сконцентрироваться, на наш взгляд, на первоочередном, на главном – управлении развитием предпринимательства, эффективность деятельности которого является основой успешного социально-экономического развития регионов в целом. Действительно, богатство страны должно прирастать богатством регионов. Регионы должны быть богатыми. Для этого необходимы не только целенаправленные действия как федеральных, так и региональных и муниципальных органов управления. Но усилия в этом должны прилагаться и самим региональным предпринимательством.
Можно полагать, что проблемы большинства субъектов Российской Федерации связаны с тем, что их собственные ресурсы могут стать источником экономического благополучия только при продуманной (и принципиально отличающейся от сложившейся за предыдущие десятилетия) стратегии развития регионов и соответствующей системе управления, которая позволит ее реализовать.
Ключевое звено – управление предпринимательством в регионе
Сегодня перед российским обществом поставлена глобальная социально-экономическая задача – «…важно обеспечивать стабильное поступательное развитие нашей экономики, максимальную защищенность наших граждан от ударов кризисов и вместе с тем неуклонное и быстрое обновление всех аспектов хозяйственной жизни — от материально-технической базы до подходов к экономической политике государства…» [1]. Очевидно, что решить эту задачу только усилиями федерального центра невозможно. Это опять же делает актуальным разработку и предложение соответствующих научных рекомендаций по ускоренному развитию предпринимательства в регионах, созданию конкурентной рыночной среды.
Лауреат Нобелевской премии по экономике М. Портер обосновал четыре основных фактора, оказывающих главное влияние на конкурентоспособность страны или региона: «развитый национальный спрос, наличие группы взаимоподдерживающих отраслей, сильная и эффективная внутристрановая конкуренция, современный менеджмент». При этом в качестве основных потенциалов, определяющих развитие он назвал не столько трудовые и природные ресурсы, сколько коммуникацию, науку и образование [2].
На основе анализа проблем, затрудняющих развитие общества в целом и каждого региона в отдельности, можно аргументировать еще один важный вывод. Для того чтобы успешно решать имеющиеся проблемы, необходимы финансовые ресурсы. Дать их может лишь активное развитие предпринимательства. «Все, что имеет общество, оно имеет от бизнеса». Эту известную мысль придется усвоить руководителям на всех уровнях государственного управления и местного самоуправления. Она позволит концентрировать внимание руководителей регионов не только на проблемах выплаты зарплаты и пенсий, не только на ремонте школ и ЖКХ, что само по себе чрезвычайно важно, но и, в первую очередь, на развитии предпринимательства, на управлении его развитием в регионе.
Исследование систем управления в регионах на различных уровнях и в разных направлениях убедительно привело к следующему обоснованному выводу: основной проблемой, от решения которой зависит процветание регионов, является качество управления [2]. Как регионом в целом, так и его отдельными сферами и звеньями. Так и управления компаниями в регионе, как государственными и муниципальными, так и частными. Это достаточно сложная и масштабная проблема. Но в ней есть ключевое звено – управление предпринимательством в регионе. Трансформировав систему управления в этом направлении, можно не только обеспечить рабочие места, зарплату, а так же налоги, но и создать основу для улучшения социально экономического развития регионов.
Пути развития предпринимательства – в совершенствовании управления
С научной точки зрения, развитие предпринимательства требует современной и рациональной организации внешней и внутренней предпринимательской среды. Поэтому необходима разработка комплекса технологий по трансформации управления предпринимательством в регионе, использование которых позволит не только создать стимулирующую внешнюю предпринимательскую среду, но и получить возможность активно влиять на развитие внутренней предпринимательской среды в нужных направлениях. Понятен и критерий, который должен быть использован для оценки предпринимаемых мер: рост производительности и качества, рост конкурентоспособности при росте качества жизни населения страны.
Важность производительности труда особо подчеркнул В.В. Путин «…новая экономика России … – это эффективная экономика, с высокой производительностью труда и низкой энергоемкостью. Мы должны значительно сократить отставание от стран-лидеров. Это значит, что надо обеспечить рост производительности по экономике в два раза, а в ключевых секторах – выйти на уровень производительности, сопоставимый или даже выше, чем у наших конкурентов. В противном случае у нас просто не будет надежды на успех в глобальной конкуренции…» [1].
Вот интересные данные [2]. За последние 100 лет в США среднегодовой прирост производительности составлял 2,5%. Этот прирост достигался за счет трех факторов:
− труд обеспечивал 0,7% прироста производительности;
− вклад капитала составлял 0,4%;
− а собственно управление обеспечивало 1,4% прироста.
Теперь можно почувствовать и значимость правильного решения проблемы трансформации управления в сфере управления предпринимательством в регионе: 1,4% обеспечивает собственно управление. Понятно, что в России это управление государственное, управление региональное и управление предпринимателей. Следовательно, пути развития предпринимательства надо искать в этом направлении.
По авторским результатам анализа опросов предпринимателей и администраторов и контент-анализа можно выделить два раздела проблем управления: проблемы, которые предстоит решать региональным администрациям; проблемы, которые региональные органы управления должны заставить решить предпринимателей.
Требования к предпринимателям со стороны региональных властей
Что же должны требовать (и организовывать), по мнению авторов, региональные администрации от предпринимателей? Причем главным акцент будет сделан на организационные технологии:
− обеспечивать качество товаров и услуг в формате самосертификации по ISO;
− соблюдать принципы организации предпринимательской деятельности, в том числе в любом бизнесе: если предприниматели не начнут вести себя социально – инвестировать средства в производство, создавать новые рабочие места, не будут филантропами в полном смысле этого слова – у них нет будущего;
− социальная активность предпринимателей и действия государства. Одна из насущных задач социально ответственного бизнеса – активно способствовать развитию и совершенствованию человеческого фактора. Совершенно очевидно, что российский бизнес и общество в целом должны поддерживать и развивать нравственную культуру, опирающуюся на человеческую солидарность и социальную справедливость.
− соблюдение требований законов о регистрации (перерегистрации), лицензирования, сертификации. В этом организационно-правовом поле порядок наводится. На федеральном уровне управления необходимо законодательно определить не бюрократическую, без волокиты процедуру выхода из бизнеса;
− администрация должна заставить предпринимателей выполнять требования СЭС, пожарных, охраны труда, экологии и т.д. То есть региональные администрации должны проявить волю, заставлять. Хотелось бы еще раз напомнить цитированное выше: «хотя в основе американской экономической системы лежит свободное предпринимательство, она не является, и никогда не являлась системой невмешательства. В Ст. 1 Раздела 8 Конституции США первые восемь из восемнадцати пунктов, провозглашающих полномочия конгресса, касаются экономических вопросов. Кроме традиционных полномочий по соблюдению закона и правопорядка, правительство наделяется полномочиями по надзору за экономической системой с целью гарантии того, что она действует в интересах общества [2]. Поэтому все распространяющиеся у нас рассуждения по поводу «ухода государства из экономики» могут быть расценены как некомпетентные или провокационные.
Вместе с этим в посткризисном обществе продолжают развиваться негативные глобальные тенденции. Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц полагает, что «…по всей вероятности, экономические и политические проблемы США и Европы, подход к решению которых был абсолютно неправильным, в 2012 году будут продолжать обостряться…» [3]. Чего же ожидать российскому предпринимательству в регионах? Очевидно – риски будут возрастать.
Заключение
Какой же можно сделать ключевой вывод? Для того чтобы предпринимательство развивалось, развивалось естественно, а не под давлением «сверху», необходимо решительно трансформировать систему управления предпринимательством. Главное внимание, на наш взгляд, должно быть обращено на трансформацию управления в регионах, которое должно быть нацелено на развитие предпринимательства, на повышение производительности и качества работы.
Источники:
2. Сенин А.С. Трансформация технологий управления развитием предпринимательства в регионах (монография). − М.: Центр Гармония, 2004.
3. http://www.rbcdaily.ru/2011/12/21/world
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:09:53