Формирование механизма регулирования регионального продовольственного рынка
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (205), Апрель 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Богер И.Б., Богер Т.Н. Формирование механизма регулирования регионального продовольственного рынка // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 7. – С. 145-150.
Аннотация:
В статье рассмотрены цели и задачи государственного регулирования продовольственного рынка. По характеру воздействия выделено пять групп методов рассматриваемого регулирования и раскрыто их содержание. Определены общие параметры механизма регулирования регионального продовольственного рынка, выделены формирующие его элементы и основные условия эффективного функционирования подобного механизма.
Ключевые слова: элементы экономического механизма, параметры рынка
Рыночная экономика обладает внутренними способностями к саморегулированию, однако события последних лет доказали, что эти способности не являются самодостаточными для развития экономических систем любого уровня. Реальная жизнь доказала необходимость государственного вмешательства. При этом пропорции сочетания государственного и рыночного регулирования, границы и направления государственного вмешательства являются вопросами, имеющими широкий спектр теоретических взглядов и соответствующих прикладных подходов.
Система целей государственного регулирования экономики обладает иерархической подчиненностью, которая может быть представлена как «пирамида» целей (см. рис. 1).
Рис. 1. Пирамида целей государственного регулирования экономики [2]
Государственное регулирование регионального продовольственного рынка также предполагает обоснование и достижение определенных целей. Глобальной целью государственного регулирования продовольственного рынка страны является обеспечение экономической мощи отраслевых продовольственных рынков. Это означает, что система государственного регулирования призвана создать и поддерживать условия, обеспечивающие устойчивые позиции продовольственного рынка в национальной экономике и мировом рынке, а также обеспечить высокий уровень жизни населения страны.
Глобальная цель детализирована в системе генеральных целей регулирования продовольственного рынка страны, к которым мы относим:
− обеспечение положительной динамики экономического роста;
− недопущение корпоративной экономической власти;
− обеспечение финансовой стабильности;
− обеспечение социальной сферы;
− обеспечение высокого уровня платежеспособного спроса на продовольственные товары;
− создание предпосылок для эффективной интеграции продовольственного рынка в национальную и мировую экономическую систему;
− обеспечение охраны окружающей среды и здоровья населения.
Задачи развития рынка, решаемые с помощью госрегулирования
Приоритетность целей государственного регулирования более детализированных уровней может изменяться в том или ином периоде в зависимости от складывающейся конъюнктуры национального и мирового рынков, политической ситуации и других факторов. Однако совокупность задач развития рынка, решаемых на основе государственного регулирования, остается стабильной и в укрупненном виде может быть представлена следующим образом:
1) разработка, исполнение и контроль за исполнением законодательных актов, обеспечивающих правовую основу функционирования продовольственного рынка;
2) обеспечение эффективности регулирующей деятельности при минимальных издержках и минимальном вмешательстве государственного аппарата в экономическую деятельность экономических агентов продовольственного рынка;
3) обеспечение сочетания методов стимулирующего, лицензионного воздействия с мерами запретительного и фискального воздействия на экономическую деятельность экономических агентов рынка;
4) создание условий для развития свободной конкуренции в отраслях экономики. Усиление антимонопольной деятельности с целью недопущения возникновения экономической власти у отдельных предприятий, корпораций, объединений и других группировок экономических агентов рынка;
5) обеспечение системой государственного регулирования устойчивого развития рынка, финансовой стабилизации в национальной экономике за счет товарно-денежного и бюджетного равновесия;
6) протекционизм, субсидии и обеспечение других мер поддержки в отношении рынков, обладающих конкурентными преимуществами и способными приобрести их на международном рынке. Поощрение перспективных направлений экономической деятельности: поддержка высшего и среднего профессионального образования, фундаментальной и прикладной науки;
7) ликвидация неэффективных, несостоятельных предприятий рынка посредством регламентированной процедуры банкротства;
8) обеспечение высокого уровня квалификационной занятости на рынке, стремление к величине «естественного» уровня безработицы посредством регулирования условий функционирования рынка рабочей силы;
9) создание социальных условий экономики рынка: развитие здравоохранения, медицинского обслуживания, системы пенсионного и социального обеспечения;
10) регулирование вопросов охраны окружающей среды посредством экономического воздействия на субъектов рынка, нарушающих законодательство об охране природы, и стимулирование внедрения экологичных технологий производства.
Методы государственного регулирования
Достижение целей государственного регулирования экономики рынка осуществляется посредством реализаций присущих ему функций в пространствах инициирования целей (макро-, мезо-, микроуровень) в процессе вмешательства государства в функционирование механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие рынка. Характер данного вмешательства может быть различным, равно как инструменты и формы, посредством которых оно может быть осуществлено [1].
Следует акцентировать, что государственное регулирование — это система мер, взаимопереплетение, взаимодействие, непротиворечивость которых способна обусловить положительный эффект вмешательства государства в процесс развития экономики регионального продовольственного рынка и обеспечить его устойчивость [3].
Государственное регулирование регионального продовольственного рынка осуществляется разнообразными прямыми и косвенными методами, которые в зависимости от характера воздействия можно объединить в пять групп: экономические, административно-экономические, административные, информационно-ориентирующие, законодательные.
Экономические методы — это методы воздействия на спрос и предложение товаров, на условия формирования экономических ресурсов, затрат и результатов, включающих государственное потребление, бюджетную политику, налогообложение, регулирование денежного обращения и предоставление кредитов, финансирование производства, таможенное регулирование, регулирование цен на продовольственные товары.
Административно-экономические методы предусматривают контроль над кредитной системой, контракты между предпринимателями, союзами предпринимателей (со взаимными обязательствами), «встроенные стабилизаторы» (кредитные, фискальные).
Административные методы – ограничения, налагаемые административно и не касающиеся движения стоимостных факторов.
Информационно-ориентирующие методы ориентированы на обеспечение предприятий коммерческой информацией, позволяющей им выбирать оптимальные пути реализации текущих и перспективных задач.
Законодательные методы обеспечивают правовые основы деятельности субъектов, включая защиту прав собственности, защиту прав потребителей, антимонопольное законодательство, законодательство в области торговой практики, сертификацию и лицензирование производства и продажи отдельных видов товаров, организацию государственного контроля качества товаров и услуг.
Элементы механизма регулирования регионального продовольственного рынка
Взаимосвязь экономических механизмов, обеспечивающих развитие регионального продовольственного рынка, представляет собой динамическую систему. Действуя одновременно, обусловливая и взаимно дополняя друг друга, эти механизмы обеспечивают результаты функционирования рынка, соответствие которых определенным параметрам позволяет говорить о степени его развития.
В качестве общих параметров функционирования регионального продовольственного рынка нами определены:
− рост объемов производства продуктов питания в заданных границах, максимальным значением которого будет выступать величина потребности населения региона, рассчитанная в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания, а минимальное значение определяется достигнутым уровнем душевого потребления;
− обеспечение ассортиментной структуры производства с позиции теории сбалансированного питания, что подразумевает, во-первых, обеспечение человека необходимым количеством питательных веществ; во-вторых, соблюдение пропорций между ними.
Анализ показал, что в настоящее время разрывы между фактическими и заданными значениями обозначенных параметров велики, что, в первую очередь, обусловлено снижением уровня регулируемости отраслей продовольственного рынка. С этих позиций нами выделены элементы, формирующие механизм государственного регулирования регионального продовольственного рынка (см. рис. 2).
Рис. 2. Элементы механизма регулирования регионального продовольственного рынка
Заключение
На государственном уровне должна быть принята единая методологическая и нормативно-правовая основа разработки системы управления отраслями продовольственного комплекса на уровне регионов. По нашему мнению, она должна базироваться на понимании кластерной организации структуры рынка, оценке роли и значения кластеров рынка в процессе обеспечения населения продовольствием. Направления государственной политики должны охватывать комплекс взаимосвязей между составляющими продовольственного комплекса. Достижение заданных параметров развития регионального продовольственного рынка может быть осуществлено при соответствующих тенденциях и темпах развития его сырьевой базы — сельского хозяйства.
Источники:
2. Макаров В.Л. и др. Применение вычислимых моделей в государственном управлении / В.Л. Макаров, А.Р. Бахтизин, С.С. Сулакшин. – М.: Научный эксперт, 2007.
3. Шараев Ю.В. Теория экономического роста. – М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:09:41