О некоторых мерах налоговой поддержки развития корпоративной социальной ответственности
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (200), Январь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье анализируются отдельные аспекты налогового стимулирования активизации внедрения корпоративной социальной ответственности в России. Цель необходимых мер, по мнению автора, заключается в налаживании конструктивного диалога между работниками, работодателями и окружающим сообществом.
Ключевые слова: предпринимательство, социально-трудовые отношения, корпоративная социальная ответственность, Налоговый кодекс РФ
Развитие корпоративной социальной ответственности (КСО) как системы добровольного взаимодействия работников, работодателей и общества, направленной на совершенствование социально-трудовых отношений, поддержание социальной стабильности в трудовых коллективах и окружающем сообществе, развитие социальной и природоохранной деятельности на национальном и международном уровнях, в решающей степени зависит от эффективности институциональных мер государственного и общественного стимулирования. Отметим, что в современной России вопросам совершенствования социально-трудовых отношений, укрепления социальной стабильности, расширению экологической составляющей предпринимательства уделяется большое внимание, свидетельством чему – многочисленные нормативные акты, касающиеся различных аспектов переплетения интересов работников, работодателей и окружающего сообщества. Вместе с тем, в обществе констатируется растущий горизонт ожиданий от реализации принципов КСО, возможной посредством активизации организационных, правовых и экономических усилий государства в данной сфере.
Корпоративная социальная ответственность
Особенности развития постиндустриального общества, эпоха высоких технологий, экономика знаний предоставляют бизнесу обширный инструментарий для реализации КСО в практической деятельности. Более того, развитие КСО – это, по образному выражению, «дорога с двусторонним движением»: с одной стороны, расширение социальной ответственности бизнеса, отражаемой в нефинансовой отчетности компаний, способствует повышению капитализации, увеличению инвестиционной привлекательности, росту показателей прибыльности и рентабельности, с другой стороны, оказывает положительное влияние на пополняемость бюджетов всех уровней, ориентацию на оказание негосударственной социальной поддержки окружающему населению, поступательное развитие общества в целом.
Современный российский бизнес четко осознает, что без развития КСО реализация долгосрочных и среднесрочных предпринимательских интересов вряд ли осуществима. Вот почему вопросам активизации взаимодействия всех субъектов социально-трудовых отношений в рамках КСО придается все большее значение. В то же время, в настоящий момент эффективность стимулирующей функции государства (а государство следует считать институциональной основой социальной ответственности бизнеса) мы полагаем явно несоответствующей текущей фазе развития экономики и социальной сферы. Не будет преувеличением сказать, что в текущих условиях налицо определенная оторванность нормотворческой деятельности органов законодательной и исполнительной власти от реальных социально-экономических потребностей общества. По нашему мнению, для исправления ситуации и в том числе для развития КСО многие нормативные акты нуждаются в изменениях и дополнениях. Одним из таких документов является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
Меры социальной ответственности, закрепленные в Налоговом кодексе РФ
Прежде всего, обратим внимание на ст. 217 НК РФ «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» гл.23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» (НДФЛ). Согласно п. 28 данной статьи, работник, получивший адресную материальную помощь, превышающую 4000 рублей (п. 28 ст. 217 НК РФ), обязан заплатить соответствующий налог. Излишне говорить, что данный материальный ценз должен быть пересмотрен в сторону увеличения.
Согласно ст. 217 НК РФ «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» некоторые виды материальной помощи под обложение НДФЛ не подпадают. Так, в соответствии с п. 10 данной статьи, суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, родителей и детей налоговой базой для уплаты НДФЛ не являются. В данной норме мысль о налоговом стимулировании развития КСО явно не просматривается, так как эти доходы работников, освобождаемые от налогообложения, выплачиваются из чистой прибыли организации, то есть фактически облагаются по ставке налога на прибыль. А это, в свою очередь, отрицательно влияет на развитие социально-трудовых отношений в коллективах. Говоря о ст. 217 НК РФ, необходимо упомянуть пп. 39, согласно которому от налогообложения НДФЛ освобождаются дополнительные добровольные взносы работодателя на накопительную часть трудовых пенсий работников и программу государственной поддержки пенсионных накоплений, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы. По нашему мнению, содержащаяся в пп. 39 ст. 217 НК РФ материальная планка также должна быть пересмотрена, причем, наилучшим вариантом была бы полная отмена представленного ограничения.
Помощь многодетным семьям
Полагаем, что помимо указанных выше недоработок налогового законодательства, можно утверждать о недостаточной корреляции определенных Законом мер социальной защиты населения и мероприятий по КСО. В качестве примера приведем льготы многодетным семьям и меры налогового стимулирования социальной ответственности бизнеса, необходимые для улучшения демографической ситуации в России.
Согласно действующему законодательству многодетным семьям (семьям, где воспитывается трое и более детей), в частности, положены следующие льготы: скидка не ниже 50% от оплаты за отопление, воду, канализацию, газа и электроэнергию; получение ипотечного кредита на срок до 30 лет (без первоначального взноса) на покупку жилья с отсрочкой первого платежа на три года и компенсацию государством 75% ежемесячных платежей; получение жилищного сертификата для приобретения жилья или индивидуального строительства в размере 90% от стоимости жилья (обязательное условие – время проживания одного из родителей на территории России не менее 12 лет, суммарный трудовой стаж родителей – 10 лет, армия и дневные формы обучения засчитываются).
Как видно, все три представленные льготы субсидируются государством менее чем на 100%. Оставшиеся средства могли бы погашать за своих работников организации (индивидуальные предприниматели). Однако для стимулирования заинтересованности всех субъектов КСО в действующее налоговое законодательство должны быть внесены соответствующие дополнения, освобождающие получателей материальной выгоды от обложения НДФЛ, с одной стороны, и налога на прибыль организаций, с другой.
Заключение
Таким образом, даже на представленных выше примерах можно увидеть сколь масштабно поле преобразований, направленных на налоговое стимулирование развития КСО в России. Лишь последовательное продвижение в направлении внедрения принципов социальной ответственности бизнеса способно, в отличие от введения налога на роскошь или разового сбора с собственников приватизированных предприятий, снизить градус ментального противостояния между населением и предпринимательским сообществом.
Источники:
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:09:40