Методика представления показателей в балансе и отчете о прибылях и убытках
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (201), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Петрова А.Н. Методика представления показателей в балансе и отчете о прибылях и убытках // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 3. – С. 52-58.
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы детализации показателей и представления информации в основных бухгалтерских отчетных формах – Бухгалтерском балансе и Отчете о прибылях и убытках.
Ключевые слова: прибыль, доход, бухгалтерский баланс, активы, Отчет о прибылях и убытках, обязательства
Под финансовой отчетностью понимается совокупность основных форм отчетности (балансового отчета, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств), подготовленных в системе показателей и в их оценке, позволяющих внешним пользователям принимать деловые и управленческие решения.
Классификация информации в Бухгалтерском балансе
Бухгалтерский баланс1 дает представление об имеющихся в распоряжении предприятия ресурсах и принятых на себя обязательствах. В балансе активы показаны равными источникам их образования (пассивам). Ряд специалистов определяют баланс как сопоставление средств предприятия и их пополнения через прирост. Существуют два старейших подхода к балансу: активы / кредиторская задолженность (прямой подход) и расходы / доходы (косвенный подход). Суть первого похода состоит в том, что баланс трактуется как перечень активов и кредиторской задолженности. Разница между ними есть остаточный капитал собственников. Эти составляющие образуют две стороны баланса. Все другие вливания нарушают баланс. Такой подход, по мнению его сторонников, полезен для принятия инвестиционных решений. (1 Стандартная форма Бухгалтерского баланса для организаций утверждена приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (приложение № 1).)
Второй подход приобрел популярность в начале ХХ века и ориентирован на отчет о прибылях и убытках. Баланс рассматривается в этом случае как промежуточный отчет, а информационная роль его достаточно низка.
Методика представления активов и обязательств в бухгалтерском балансе основывается на характере операций предприятия.
Разделение имущества и обязательств предприятия на отдельные категории обеспечивает возможность интерпретации учетной информации пользователями финансовой отчетности с целью принятия решений. Классификация информации в балансе должна отвечать определенным целям. Самая первая цель классификации обусловлена тем, что основную группу пользователей составляли кредиторы. В связи с этим возникла классификация статей баланса по степени ликвидности. Статьи баланса могут быть упорядочены либо в порядке возрастания, либо в порядке убывания ликвидности. Расположение статей в порядке возрастания ликвидности подчеркивает преобладание интересов акционеров в сравнении с заинтересованностью кредиторов в ликвидности. Второй вариант актуален в промышленности, поскольку погашение долгов для таких предприятий не является задачей первостепенной важности. Здесь более существенна продуктивность или доходность.
Возможна классификация активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные.
Активы считаются краткосрочными, если предполагается их ближайшая реализация; если они являются активами в виде денежных средств или их эквивалентов. Краткосрочные активы включают запасы, дебиторскую задолженность покупателей, которые продаются, потребляются или реализуются как часть обычного операционного цикла.
Все прочие активы относятся к долгосрочным. Обязательство классифицируется как краткосрочное, если предполагается его погашение в нормальных условиях операционного цикла; если оно подлежит погашению в течение 12 месяцев с отчетной даты. Такие обязательства, как задолженность перед поставщиками, работниками во всех случаях являются краткосрочными, поскольку составляют часть оборотного капитала, используемого в нормальном операционном цикле.
Следующий вид классификации предполагает группировку активов баланса в соответствии с их оценкой. При этом активы, оцененные по себестоимости, представляются отдельно от активов, оцененных по рыночной стоимости. Но эта классификация вряд ли может считаться полезной для пользователей, поскольку трудна для восприятия. Целесообразнее раскрывать методы оценки в примечаниях к отчетности.
Другая цель классификации состоит в том, чтобы помочь пользователям понять намерения аппарата управления фирмы о рефинансировании предприятия. Одни и те же средства могут быть отнесены либо в разряд текущих, либо в разряд нетекущих активов в зависимости от того, для каких целей предназначены эти средства администрацией.
Кроме вышеперечисленных, специалисты выделяют и другие подходы классификации информации в балансе: представление дополнительной информации о величине и времени ожидаемых денежных поступлений и выплат, относящихся к определенным активам и обязательствам; классификация кредиторской задолженности; деление ее по видам кредитных ресурсов, доступных фирме. Кредиторская задолженность может быть непроизвольной и предусмотренной договорами. Такое представление кредиторской задолженности в балансе весьма полезно, требует изучения условий кредита и оценки кредитоспособности предприятия.
Таким образом, классификация статей баланса необходима для понимания финансовой отчетности. Поскольку любая классификация основана на определенной группе признаков, то, выделяя их, разные составители баланса придают большее значение одним объектам, ограничивают значимость других.
Отчет о прибылях и убытках
В Отчете о прибылях и убытках2 лежит расчет финансового результата (разница между доходами и расходами). Его важность обусловлена рядом факторов. Во-первых, этот отчет представляет результаты и качество деятельности предприятия в динамике. Кроме того, он является основой для прогнозирования будущей деятельности. (2 Стандартная форма Отчета о прибылях и убытках для организаций утверждена приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (приложение № 2).)
Важность Отчета о прибылях и убытках подчеркивается и тем, что часто его считают основной формой финансовой отчетности, отодвигая баланс на второй план. Существуют общие принципы его построения, принципы построения по правилам международных стандартов финансовой отчетности.
Общее правило построения отчета состоит в расположении его статей на балансовой основе (доходы и расходы). Можно выделить основные моменты отчета:
1) объем финансового результата;
2. Степень развернутости представления финансовых результатов.
3. Возможности детализации данных.
4. Соотношение с налоговыми декларациями.
5. Измерители, используемые в отчете.
В структуре отчета должно быть отражено то, что мы понимаем под прибылью и убытком. В качестве прибыли могут быть рассмотрены либо только возникает вопрос: что включать в состав доходов? Здесь имеют место две концепции прибыли: операционного дохода и всевключающего дохода. Согласно первой концепции в качестве дохода рассматривается только то увеличение объемов собственных источников средств, которое связано с деятельностью фирмы, направленной на получение прибыли. Применение второй концепции предполагает любое увеличение собственных средств фирмы как доход. Первый подход рассчитан на получение информации о прибыльности той деятельности, ради которой создано предприятие. Второй подход можно считать в большей степени соответствующим налоговой концепции.
Проблема признания доходов и выбор варианта группировки статей отчета
Одной из важных в теории бухгалтерского учета является проблема признания дохода полученным. «Общие правила признания в бухгалтерском учете состоят в том, чтобы объект признания удовлетворял определению, был измерим, уместен и надежен» [1]. Существуют две концепции признания дохода: концепция признания дохода на момент завершения операций основной экономической деятельности и концепция критического события. Суть первой концепции сводится к тому, что доходы признаются и отражаются в отчетности, когда основные виды деятельности выполнены, и их оценка проверяема и надежна. Согласно второй концепции доход признается «… как только в достаточной степени разрешена неопределенность» [1]. Кроме того, действует правило, по которому доход не должен быть признан, пока он не реализован. Оно исключает многие возможности признания прибыли.
Финансовые результаты в отчете могут иметь различную степень развернутости: построение по методу «брутто», когда в отчете показываются обороты по результатным счетам; и метод «нетто», исключающий данные обороты. Обычно преимущество отдается отчету, построенному по методу «брутто». Во-первых, он может реализованные доходы, либо как реализованные, так и произведенные доходы. Существует подход, что прибыль у предприятий возникает тогда, когда продукция произведена. Эта прибыль включается в отчет, чтобы собственники могли строить определенные прогнозы. Независимо от этого быть перестроен, при необходимости, в отчет-нетто. Во-вторых, он расширяет возможности при анализе [3].
При решении вопроса о детализации данных в Отчете о прибылях и убытках возникает проблема выбора той или иной методики представления доходов и расходов, то есть той или иной методики их группировки. Выбор варианта группировки статей отчета зависит от выбранного подхода классификации доходов и расходов фирмы. Возможны следующие основания классификации расходов:
1. По типу фактов хозяйственной жизни: а) затраты; б) потери.
2. По признанию: а) начисленные; б) оплаченные.
3. По отношению к деньгам: а) монетарные; б) немонетарные.
4. По отношению к отчетному периоду: а) относящиеся к прошлому периоду; б) относящиеся к настоящему периоду; в) относящиеся к будущему периоду.
5. По отношению к балансу: а) капитализируемые; б) некапитализируемые.
6. По эластичности: а) постоянные; б) переменные.
В классификации доходов лежат те же основания. Доходы также делят на ординарные и экстраординарные.
Соотношение Отчета о прибылях и убытках с налоговыми декларациями имеет два варианта: либо отчет служит для расчета налогов, либо данные отчета расходятся с данными налоговой декларации.
В международных стандартах финансовой отчетности не существует конкретных требований к последовательности статей отчета. Структура отчета о прибылях и убытках не является строго регламентированной. Выделяются только существенные статьи, приветствуется их агрегирование. Отчет о прибылях и убытках включает следующие обязательные статьи: выручка (доход); результат основной деятельности; расходы по финансированию; доля прибыли зависимых компаний и совместных предприятий, учитываемая по методу долевого участия в капитале; налоги; прибыль (убыток) от деятельности компаний; финансовый результат чрезвычайных обстоятельств; доля меньшинства; чистая прибыль (убыток).
Источники:
2. Чедвик Л. Основы финансового учета: пер. с англ. / Под ред. В.А.Микрюкова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
3. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры: пер. с англ. / Под ред. и предисл. А.М.Петрачкова. − М.: Финансы и статистика, 1993.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:08:23