Представление бизнес-модели как когнитивной системы

Жайлауов Е.Б.1,2, Белик Е.Б.3, Денисов И.В.4
1 Товарищество с ограниченной ответственностью «RATIONAL SOLUTION», Казахстан, Караганда
2 Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, Казахстан, Караганда
3 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва
4 Московский городской университет управления Правительства Москвы, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42555588
Цитирований: 6 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
Понятие «бизнес-модель», имеющее достаточно широкий спектр толкований, в данной статье рассматривается как когнитивная система, помогающая менеджеру эффективно реализовать процессы управления коммерческой организацией. Интерпретация бизнес-модели в качестве когнитивной схемы заключается в том, как именно менеджеры представляют бизнес-модель в своем сознании, анализируют внешнее окружение организации, а также, какие когнитивные способности задействуют в процессе выбора той или иной бизнес-модели. Представление бизнес-модели в качестве когнитивной схемы, кроме того, связано с осмыслением, изучением возможностей для создания добавленной стоимости и ее дальнейшего применения. В целом, согласно мнению сторонников когнитивной трактовки понятия, бизнес-модель является неявной ментальной схемой, а значит, не имеет материального проявления и формального концептуального представления. В дополнение бизнес-модель как когнитивная система служит коммуникационным средством, позволяющим достичь поставленных целей организации, решающим проблемы коммуникации в процессе распределения полномочий между сотрудниками.

Ключевые слова: бизнес-модель, стратегия, организационная структура

JEL-классификация: M11, M21, M29

Источники:

1. Денисов И. В., Велинов Э. Взаимосвязь между холакратическими моделями управления и результатами деятельности компаний // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2017. – № 5. – С. 79-82.
2. Aspara J. et al Corporate business model transformation and inter-organizational cognition: The case of Nokia // Long Range Planning. – 2013. – № 6. – С. 459-474.
Axelrod R. ed. Structure of decision: The cognitive maps of political elites. Princeton university press, 2015
4. Baden-Fuller Charles, Stefan Haefliger Business models and technological innovation // Long range planning. – 2013. – № 6. – С. 419-426.
5. Benner M.J., Mary Tripsas The influence of prior industry affiliation on framing in nascent industries: The evolution of digital cameras // Strategic Management Journal. – 2012. – № 3. – С. 277-302.
6. Bettis R.A., Coimbatore K. Prahalad The dominant logic: Retrospective and extension // Strategic management journal. – 1995. – № 1. – С. 5-14.
7. Doganova L., Eyquem-Renault M. What do business models do?: Innovation devices in technology entrepreneurship // Research Policy. – 2009. – № 10. – С. 1559-1570.
8. Doz Yves L., Mikko Kosonen Embedding strategic agility: A leadership agenda for accelerating business model renewal // Long range planning. – 2010. – № 2-3. – С. 370-382.
Foster R., Sarah Kaplan. Creative Destruction: Why companies that are built to last underperform the market--And how to success fully transform them. Crown Business, 2011
10. George Gerard, Adam J. Bock The business model in practice and its implications for entrepreneurship research // Entrepreneurship theory and practice. – 2011. – № 1. – С. 83-111.
Isikava K. Japanese method of quality. - 1998. - 215
12. Kosko Bart. Fuzzy cognitive maps // International journal of man-machine studies. – 1986. – № 1. – С. 65-75.
Magretta Joan. Why business models matter. 2002
14. Martins N. et al Evaluation of bioactive properties and phenolic compounds in different extracts prepared from Salvia officinalis L // Food chemistry. – 2015. – № 170. – С. 378-385.
15. Massa Lorenzo, Christopher L. Tucci, Allan Afuah A critical assessment of business model research // Academy of Management Annals. – 2017. – № 1. – С. 73-104.
16. Ocasio W. Attention to attention // Organization science. – 2011. – № 5. – С. 1286-1296.
17. Perkmann M., André Spicer What are business models? Developing a theory of performative representations // Technology and organization: Essays in honour of Joan Woodward. Emerald Group Publishing Limited. – 2010. – С. 265-275.
18. Porac J.F., Howard T., Charles Baden‐Fuller Competitive groups as cognitive communities: The case of Scottish knitwear manufacturers revisited // Journal of Management Studies. – 2011. – № 3. – С. 646-664.
19. Tolman Edward C. Cognitive maps in rats and men // Psychological review. – 1948. – № 4. – С. 189.
20. Velu Chander, Philip Stiles Managing decision-making and cannibalization for parallel business models // Long Range Planning. – 2013. – № 6. – С. 443-458.
21. Walsh James P. Managerial and organizational cognition: Notes from a trip down memory lane // Organization science. – 1995. – № 3. – С. 280-321.
Weick Karl E. «5 Managing the unexpected: complexity as distributed sensemaking». Uncertainty and surprise in complex systems. Springer, Berlin, Heidelberg, 2005. 51-65

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:05