Некоторые аспекты организационно-экономического развития механизмов реформирования жилищно-коммунального хозяйства региона
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-2 (196), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Жилищно-коммунальное хозяйство Чувашской Республики находится в достаточно тяжелом финансовом состоянии. Автор высказывает мнение, что необходимо реформировать внутреннюю организационную структуру и методы управления этой отраслью. Для этого необходим мониторинг, пообъектный учет и реализация инвестиционных проектов региона в данной сфере.
Ключевые слова: инвестиционная политика, жилищно-коммунальное хозяйство, тарифы, управление многоквартирными домами, принципы пообъектного учета
Жилищно-коммунальное хозяйство в настоящее время остается отсталым сектором экономики. Проводимая реформа системы ЖКХ обусловлена в наибольшей степени ростом стоимости услуг в сфере ЖКХ. Суть реформирования жилищно-коммунального хозяйства экономики не закладывает мотивирование интересов участников. Постоянно идет поиск рационального сочетания различных методов управления в данной отрасли.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства
За период с 2007 года по 2010 год Правительство РФ провело много мероприятий по завершению ряда проводимых институциональных преобразований в ЖКХ и внедрению новых механизмов и мероприятий по его развитию. В коммунальном секторе такие мероприятия были направлены на развитие концессионных соглашений, утверждение долгосрочных тарифов на услуги организаций ЖКХ, введение системы мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ, привлечение частных инвестиций, запрета приватизации коммунальной инфраструктуры систем водо- и теплоснабжения муниципальных образований, повсеместную ликвидацию убыточных организаций ЖКХ, инвентаризацию активов инженерной коммунальной инфраструктуры. В этих условиях для органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса важно разработать выполнимые, качественные и эффективные инвестиционные программы, долгосрочные производственные программы развития коммунальной сферы экономики России и регионов. Масштабность и новизна проводимых преобразований в данной отрасли является серьезным испытанием для руководства большинства организаций ЖКХ, поскольку потребует проведения большой работы в технической, управленческой и финансовых структурах предприятия за короткий промежуток времени.
Реформа ЖКХ предполагает создание рынка жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), в частности, это должно достигаться посредством появления спроса у потребителей на услуги по управлению жилищным фондом и образования экономических отношений между участниками договора услуг в части содержания многоквартирных домов.
Отношения, связанные с передачей домов в управление, рассматриваются в жилищном законодательстве в качестве самостоятельных и не связаны единой процедурой, осуществляемой при смене собственника на жилые помещения в домах.
Управление домами и прозрачность ценообразования в сфере ЖКХ
Жилищный кодекс РФ устанавливает несколько способов управления такими домам: управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление ТСЖ, кооперативом, или через управляющую организацию. Тем не менее, выбор собственниками какого-либо способа управления многоквартирными домами не стал глобальным явлением в России.
Органы власти не выработали четких и ясных правил, согласно которым органы местного муниципалитета должны оказывать поддержку собственникам помещений. В Чувашской Республике более 80% жилищного фонда находится непосредственно в частной собственности.
Органы местного самоуправления в регионах должны в ближайшие годы:
– пересмотреть программы поддержки собственников помещений, которые выбрали какой-либо способ управления многоквартирными домами;
– усилить мониторинг реализации реформы на местах.
Перспективой развития ЖКХ должно стать изменение пропорций между платежами за коммунальные услуги и платежами за жилищные услуги.
Платежи за жилищные услуги необходимо направить на политику инвестирования через внедрение энергосберегающих технологий и установление приборов учета. Все это будет способствовать снижению показателей потребления коммунальных услуг. На практике есть опыт, когда организации ЖКХ внедряют автоматизированные программы подомового учета.
Пообъектный учет доходов и расходов на содержание многоквартирных домов приводит к тому, что ценообразование в жилищной сфере становится более прозрачным; осуществляются расшифровки жилищных и коммунальных услуг в счетах на оплату; приписки различных неоправданных расходов уже труднее осуществлять, так как учет автоматизирован и закрывается в конечном итоге на тех же счетах за услуги.
Организация работ, направленных на ремонт и поддержание в состоянии, пригодном для эксплуатации жилого фонда, объектов коммунального назначения и придомовой территории возлагается на организации ЖКХ.
Одновременно со стандартным пакетом предоставляемых услуг управляющими компаниями должны формироваться и инновационные проекты.
Инвестиционная деятельность
Одна из главных задач в работе управляющих компаний в ЖКХ – это внедрение инвестиционной политики при предоставлении жилищных и коммунальных услуг.
Это могут быть мероприятия по энергосбережению через установку приборов учета тепловой энергии, регулирования потребления тепловой энергии.
Все эти мероприятия являются элементами инвестиционной политики региона, в рамках которой предлагается также заключение договоров финансовой аренды (лизинга), так как свободных денежных средств у управляющих компаний, как пра вило, нет.
Посредством проведения инвестиционной политики в сфере ЖКХ снижается нагрузка на тепловые сети; высвобождаются мощности для объектов нового строительства жилья; повышается заинтересованность поставщиков тепловой энергии в снижении потерь на сетях. Вследствие реализации инвестиционных проектов экономия энергоресурсов на домах составляет от 15 до 20% [2].
В настоящее время существуют следующие проблемы в инвестиционной деятельности Чувашской Республики:
– недостаток собственных инвестиционных ресурсов и низкая инвестиционная активность организаций реального сектора экономики;
– недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающих потребностям роста экономики;
– слабое развитие необходимой инвестопроводящей структуры;
– наличие депрессивных районов и городов в Чувашской Республике, уровень социально-экономического развития которых значительно ниже среднереспубликанского значения;
– недостаточный уровень инвестиционной активности коммерческих банков, преобладание краткосрочных кредитов в структуре кредитных вложений.Анализ социально-экономического развития Чувашской Республики позволил выявить сильные и слабые стороны, установить возможные перспективы и угрозы.
Предпосылки и прогнозы
Предпосылками для реализации стратегии инвестиционной политики в Чувашской Республике являются:
– наличие, реализация и совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционные процессы в Чувашской Республике;
– использование различных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности: предоставление льгот по уплате региональных налогов и налога на прибыль организаций в части,
– зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики; предоставление бюджетных кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, государственных гарантий Чувашской Республики под коммерческие кредиты;
– оказание финансовой помощи субъектам малого предпринимательства [1].
В результате реализации основных мероприятий стратегии инвестиционной политики предполагается получение следующих результатов:
– повышения конкурентоспособности организаций ЖКХ в Чувашской Республике;
– повышения инвестиционной активности организаций ЖКХ;
– увеличения объемов и темпов роста привлечения инвестиций в основной капитал, в том числе и в жилищный фонд;
– формирования в Чувашской Республике стабильного цивилизованного бизнеса в сфере ЖКХ.
Источники:
2. Емельянова, Г.А. Организация управленческого учета в системе ЖКХ. / Г.А. Емельянова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 129 с.
Страница обновлена: 23.09.2024 в 00:17:15