Состояние и проблемы ЖКХ Карагандинской области

Медеубаева А.А.1, Алпысбаева Н.А.1
1 Карагандинский Государственный Технический Университет, Казахстан, Караганда

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49241963

Аннотация:
Статья посвящена исследованиям современного состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства Карагандинской области. В основной части исследований авторы подробно рассматривают каждый элемент коммунального и жилищного секторов, таких как теплоэнергетическая система, газоснабжение и состояние жилищного фонда. В статье представленные действующие документы по модернизации сферы ЖКХ республики. Выявлены ключевые проблемы функционирования, а так же предложены пути решения сложившихся проблем и перспективы дальнейшего развития, основанные на публичных обращениях главы государства народу Республики Казахстан.

Ключевые слова: реформирование, жилищно-коммунальное хозяйство, программы развития, программы модернизации



Жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ) Республики Казахстан является важнейшей социальной отраслью, обеспечивающей население, предприятия и организации жизненно необходимыми жилищно-коммунальными услугами, такими как теплоснабжение, водоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение. Сфера ЖКХ существенно влияет на развитие экономики страны и является на сегодняшний день одной из наиболее реформируемых сфер экономики Казахстана. С момента обретения Казахстаном независимости в ЖКХ накопилось немало проблем, нуждающихся в немедленном решении. Своевременность решения задач по модернизации сферы ЖКХ приведет к улучшению состояния жилищного фонда, основных фондов предприятий и организаций этой сферы, уменьшению расходов теплоэнергетической системы и количества аварийных ситуаций на сетях, к существенному снижению объема ремонтных работ [1].

Сфера ЖКХ до 1993 года финансировалась государством путем выделения дотаций, весьма ограниченных, что привело к высокой степени износа коммунальных сетей и объектов. В 1996 году были начаты системные реформы в ЖКХ, которые позволили отказаться от принципа дотирования ЖКХ и выйти на качественно новый уровень жилищных отношений. Вместе с тем вопросы дальнейшего развития и модернизации ЖКХ являются актуальными и на данном этапе развития страны [1].

ЖКХ представлено двумя основными взаимосвязанными элементами [1]:

¾ коммунальный сектор, включающий в себя системы, обеспечивающие водо-, газо-, тепло-, электроснабжение и водоотведение, благоустройство и содержание объектов общего пользования и территории населенных пунктов, а также объекты и территории специального назначения;

¾ жилищный сектор, включающий в себя многоквартирные жилые дома (далее - МЖД) и индивидуальные домостроения, являющиеся основными потребителями коммунальных услуг.

Принятие мер по модернизации ЖКХ позволит совершенствовать систему его функционирования, повысить качество предоставляемых коммунальных услуг, также позволит реализовать механизм привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

Рассмотрим более подробно современное состояние сферы ЖКХ Карагандинской области. Карагандинская область - самая крупная по территории и является крупным диверсифицированным индустриальным центром страны с большим потенциалом инновационного развития обрабатывающих секторов промышленности, с высокой концентрацией горно-металлургических и угледобывающих производств. Территория области составляет 427 982 км² (15,7 % общей площади территории Казахстана), она расположена в центральной зоне страны. Плотность населения - 3,17 человека на 1 кв. км. В области проживает десятая часть всего населения Республики Казахстан. В областном регионе 9 сельских районов, 11 городов, 10 поселковых администраций, 192 сельские администрации, в них 422 сельских населенных пункта.

Теплоэнергетическая система Карагандинской области является одной из крупнейших в республике и представляет собой совокупность станций, тепловых и электрических сетей и подстанций, обеспечивающих надежное и качественное энергоснабжение потребителей региона. Состояние топливно-энергетического комплекса во многом предопределяет развитие других сфер и отраслей экономики. Экономический рост, развитие социального сектора и жилищное строительство приводят к изысканию дополнительных энергомощностей, вследствие чего необходимо расширение и укрепление энергетического сектора экономики.

По данным местных исполнительных органов (далее МИО), на 1 января 2018 года тепловые и электрические сети Карагандинской области имеют большой физический износ в основном из‑за длительного срока службы (свыше 20 лет). Так, износ тепловых сетей составляет 61 %, а электрических – 61,2 %. Общее максимальное потребление электроэнергии по области достигает 15,5-15,7 млрд. кВт*ч. Теплоснабжение потребителей по области осуществляется от 9 теплоэлектростанций, вырабатывающих 4957 Гкал/ч, что составляет 20 % от республиканских показателей.

Физический износ жилищного фонда, ускоряемый ненадлежащим содержанием, приводит к тому, что большое количество МЖД недостаточно теплоизолированы, вследствие чего большая часть потребляемого ими тепла теряется через ограждающие конструкции: стены, кровлю, подвальные помещения, полы первого этажа. Соответственно, нерешенность проблемы сбережения тепла и энергоресурсов влечет за собой другие негативные явления, неблагоприятно сказывающиеся как на отрасли, так и на потребителе. Одна из них - рост тарифов. Одной из существенных причин роста тарифов на тепло являются тепловые потери, возникающие, главным образом, вследствие устаревшего и изношенного оборудования. В сравнении с 2017 годом стоимость тепловой энергии для населения в 2018 году возросла на 4,8 %, стоимость электроэнергии увеличилась на 4,9 %.

На производство электроэнергии предельный уровень тарифов ежегодно устанавливался в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан в рамках реализации инвестиционных обязательств, предусматриваемых Соглашением [5]. В сравнении с 2017 годом стоимость электроэнергии для населения в 2018 году возросла на 4,9 %.

Газоснабжение потребителей области осуществляется только сжиженным нефтяным газом. Газоснабжение потребителей через групповые газораспределительные установки (далее ГРУ) осуществляется в городах Караганда и Темиртау. Обеспеченность емкостным газом от общего количества ранее газифицированных домов по городу Караганда составляет 44 % (890 МЖД) и городу Темиртау 13 % (87 МЖД). Потребители других городов и населенных пунктов области используют баллонный газ и электроплиты. ГРУ оставшихся 66 % и 87 % по городам Караганда и Темиртау соответственно являются нерабочими, но увеличение потребителей через ГРУ нецелесообразно в связи с разработкой проекта строительства магистрального газопровода «Сарыарка», что позволит обеспечить население области центральным газоснабжением. В рамках исполнения поручения Главы государства 7 марта в Министерстве энергетики РК было проведено селекторное совещание с участием заинтересованных госорганов, акиматов Кызылординской, Карагандинской, Акмолинской областей и города Астана, а также ФНБ «Самрук-Қазына», на котором была одобрена Дорожная карта по реализации Проекта газификации и сформирована рабочая группа, начало строительства запланировано на июль текущего года [6].

Как известно, вода является жизненно важным ресурсом. Безопасность и стабильность водоснабжения рассматривается как одна из наиболее важных задач на ближайшие годы.

Государственные меры по модернизации водохозяйственного сектора направлены на строительство, реконструкцию и модернизацию централизованных систем водоснабжения и водоотведения в городской и сельской местности и призваны обеспечить казахстанцев качественной питьевой водой. Проводимые работы позволяют решить не только проблемы, связанные с износом систем водоснабжения и водоотведения, но также улучшить экологическую ситуацию в регионе, связанную с изливом сточных вод на рельеф местности.

В Программе развития регионов индикатор доступа к централизованному водоснабжению в сельских населенных пунктах рассчитывается по их количеству [7]. Согласно данным МИО Карагандинской области, на 1 января 2018 года централизованным водоснабжением обеспечены 55 % сельского населения области, в городах показатель составляет 86,9 %.

Ежегодно из республиканского бюджета выделяются средства на поисково-разведочные работы. На сегодняшний день данные работы проводятся в 44 сельских населенных пунктах Карагандинской области. В целом по республике с 2012 года по 2017 год проведены поисково-разведочные работы для 1781 села с постановкой на государственный баланс подземных запасов воды в количестве 698,1 тыс. м3/сут. По состоянию на 2018 год на территории Республики Казахстан Государственным балансом учтено 3273 месторождений с утверждёнными эксплуатационными запасами в количестве 42,9 млн м3/сут.

Согласно данным Комитета по статистике РК, на сегодняшний день по Карагандинской области насчитывается 53 предприятия, оказывающие услуги по водоотведению. Как показывает анализ, большинство сооружений и сетей системы водоотведения, так же как и объекты водоснабжения, введены в эксплуатацию или капитально отремонтированы более 20 лет назад. В целом, исходя из нормативного срока надежной эксплуатации в 25 лет, износ канализационных сетей составляет 79 %, водопроводных – 74 %.

Согласно данным Комитета по статистике РК, обеспеченность населения Карагандинской области жильем на конец 2017 года составила 22,9 кв. метров на одного человека.

По данным МИО, по области в удовлетворительном состоянии находятся 6015 многоэтажных домов, общей площадью 11,6 млн кв. метров, что составляет 73,4 %. Требующих ремонта многоэтажных домов - 2180, общей площадью 4,2 млн кв. метров, что составляет 26,6 %. Несмотря на положительную динамику в сравнении с предыдущим годом, процент домов, требующих ремонта, достаточно высок. С 2011 по 2017 годы по Карагандинской области произведен ремонт 240 многоквартирных жилых домов за счет средств республиканского бюджета, а также 71 дом - за счет возвратных средств от населения. На сегодняшний день сохраняется большое количество жилых домов в аварийном состоянии - 157, общей площадью 32,7 тыс. кв. метров. Количество жильцов, проживающих в аварийных домах, составляет 1678 человек. Из них доля аварийных жилых домов, находящихся в городских населенных пунктах, составляет 17,1 %, или 27 домов общей площадью 19,2 тыс. кв. метров с количеством проживающих – 1004 человека. Доля аварийных жилых домо, находящихся в сельских населенных пунктах, составляет 82,8 %, или 130 домов общей площадью 13,5 тыс. кв. метров. Количество проживающих – 674 человека.

Содержание государственного регулирования ЖКХ определено целями, стоящими перед государством, а также средствами, инструментами, институтами, которыми располагает государство, т.к. состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры Карагандинской области характеризуются высоким уровнем износа инженерных сетей и оборудования. Несмотря на предпринимаемые меры, проблема воспроизводства основных фондов жилищно-коммунального хозяйства не решена. Грамотное государственное регулирование жилищно-коммунальным хозяйством поспособствует улучшению состояния жилых помещений, инфраструктуры, коммунальных сетей, таких как водоснабжение, канализация, теплоснабжение. Как следствие, улучшатся благосостояние граждан, внешний облик городов, инвестиционный климат в данной сфере.

Понимая необходимость реформирования этой жизненно важной отрасли, Правительством Казахстана в соответствии с поручениями Президента Нурсултана Назарбаева в 2011 году принята Государственная программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011–2020 годы, реализация которой впоследствии была приостановлена и преобразована в новую. С 1 января 2015 года Программа модернизации ЖКХ на 2011-2020 годы прекратила свое действие в связи со вступлением в силу новой Программы развития регионов до 2020 года. Эта программа разработана на базе объединения следующих пяти программ: «Развитие регионов», «Программа развития моногородов на 2012-2020 годы», «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства на 2011-2020 годы», «Ақ бұлақ на 2011-2020 годы», «Доступное жилье - 2020» [8-12].

Несмотря на активное реформирование, на сегодняшний день сфера ЖКХ характеризуется малоэффективной системой управления, высокими эксплуатационными затратами и отсутствием экономических стимулов для их снижения. Существующие сети и сооружения значительно изношены, что приводит к увеличению аварий и сбоям в работе инженерных коммуникаций, повсеместному перерасходу материально-технических ресурсов, большим потерям энергии и воды. Состояние сетей и сооружений систем в основном не соответствует требованиям устойчивого и надлежащего качества предоставления коммунальных услуг. Также сохранились проблемы неэффективной системы тарифообразования, неэффективного функционирования КСК (кооператив собственников квартир), обусловленные повсеместной пассивностью и низкой правовой грамотностью членов правления КСК, отсутствием общественного контроля за техническим, санитарным состоянием МЖД и общественным порядком. Сфера ЖКХ остается пока малопривлекательной не только для крупного, но и для малого и среднего бизнеса.

С целью решения накопившихся проблем данной сферы еще в ежегодном Послании от 31.01.2017 г. Президент РК Н.А. Назарбаев отметил, что «государственно-частное партнерство должно стать основным механизмом развития инфраструктуры, в том числе социальной. Кроме того, для модернизации объектов ЖКХ необходимо передавать их в управление или концессию с возможной дальнейшей приватизацией. Нужно активизироваться в этом направлении» [2]. Также Глава государства указал на то, что «чтобы привлечь инвесторов и международные финансовые институты, следует усовершенствовать законодательство в сфере ЖКХ и тарифообразование. Это позволит сбалансировать интересы потребителей, субъектов естественных монополий в этой области» [3].

В Послании этого года Президент озвучил 10 основных задач, которые стоят перед Казахстаном. Так, в 5 пункте, посвященном внедрению современных технологий в строительстве и коммунальном секторе, отмечено, что «применение новых методов строительства и ЖКХ, интеллектуальные системы управления инфраструктурой позволят улучшить качество жизни казахстанцев. Строящиеся и уже имеющиеся дома и объекты инфраструктуры необходимо оснащать системами интеллектуального управления. Это повысит комфортность для населения, сократит потребление электроэнергии, тепла, воды, будет стимулировать естественных монополистов к повышению своей эффективности. Важно внести соответствующие изменения в законодательство, в том числе регулирующее сферу естественных монополий. Для решения вопроса обеспечения сельских населенных пунктов качественной питьевой водой Правительству необходимо ежегодно предусматривать на данную работу выделение средств из всех источников» [4].


Источники:

1. Об утверждении Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года. Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 ноября 2010 года № 1146. Tengrinews.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/jilischno_kommunalnoe_hozyaystvo/id-P1100000473 (дата обращения: 10.02.2018).
2. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. Akorda.kz. [Электронный ресурс]. URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g (дата обращения: 15.02.2018).
3. Выступление Президента Казахстана Н.Назарбаева на открытии третьей сессии Парламента РК шестого созыва от 04.09.2017г. Zakon.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakon.kz/4876250-vystuplenie-prezidenta-kazakhstana.html (дата обращения: 18.02.2018).
4. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. Akorda.kz. [Электронный ресурс]. URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-nazarbaeva-narodu-kazahstana-10-yanvarya-2018-g (дата обращения: 21.02.2018).
5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2005 года № 145 «Об утверждении Правил расходования средств на компенсацию повышения тарифов за электроэнергию, вырабатываемую энергопроизводящей организацией в целях покрытия дефицита электроэнергии и обеспечения стабильного энергоснабжения потребителей Южного Казахстана» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 05.07.05 г. № 685)
6. Правительство республики казахстан. Новости. [Электронный ресурс]. URL: http://government.kz/ru/novosti/1013813-kanat-bozumbaev-nazval-sroki-realizatsii-gazoprovoda-saryarka.html (дата обращения: 18.03.2018).
7. Об утверждении Программы развития регионов до 2020 года, Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года № 728. Adilet.zan.kz. [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400000728 (дата обращения: 02.03.2018).
8. Об утверждении Программы жилищного строительства "Нұрлы жер" и внесении изменений и дополнения в некоторые решения Правительства Республики Казахстан Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2016 года № 922. Adilet.zan.kz. [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1600000922 (дата обращения: 02.03.2018).
9. Об утверждении Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011-2020 годы Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2011 года № 473. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года № 728. Adilet.zan.kz. [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1100000473 (дата обращения: 04.02.2018).
10. Об утверждении Программы развития регионов до 2020 года Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года № 728. Adilet.zan.kz. [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400000728 (дата обращения: 04.02.2018).
11. Об утверждении Программы развития моногородов на 2012-2020 годы Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2012 года № 683. Online.zakon.kz. [Электронный ресурс]. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31203906#pos=0;62 (дата обращения: 04.02.2018).
12. Об утверждении Программы "Ақ бұлақ" на 2011 - 2020 годы Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 мая 2011 года № 570. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года № 728. Adilet.zan.kz. [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1100000570 (дата обращения: 04.02.2018).

Страница обновлена: 25.10.2024 в 05:13:45