Становление и развитие предпринимательских структур в сфере судоремонта Мурманской области
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-2 (196), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Кутин В.М. Становление и развитие предпринимательских структур в сфере судоремонта Мурманской области // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 11. – С. 175-179.
Аннотация:
Произошедшие за последние 20 лет преобразования в российской экономике, способствовали появлению различных форм предпринимательской деятельности в сфере судоремонта. Вместе с тем, реформирование этого сектора экономики не обеспечило развитие самостоятельности и предприимчивости судоремонтных предприятий.
Ключевые слова: организационно-правовая форма, развитие предпринимательства, рыночные отношения, Мурманская область, судоремонт, экономика области
Ограниченность факторов экономического развития (инвестиций, квалифицированной рабочей силы и других), а также нарастающие процессы глобализации и регионализации, создают предпосылки для усиления соперничества между отдельными регионами за формирование условий, способствующих благоприятному функционированию субъектов предпринимательской деятельности и проживанию населения. С ростом привлекательности и конкурентоспособности регионов, качества жизни людей, происходит оживление инвестиционного климата в производстве и трудовых ресурсах. При таких обстоятельствах именно конкурентоспособность предпринимательских структур становится одним из решающих факторов инновационного развития экономики как Российской Федерации в целом, так и ее субъектов в частности.
Ситуация в судоремонтной отрасли в начале перестройки
Процесс становления и развития предпринимательства в сфере судоремонта начался с 90-х годов ХХ века. Выступая одновременно составной частью морехозяйственного комплекса и судостроительной промышленности России, к 1991 году отечественная судоремонтная отрасль представляла собой единый производственный субъект, насчитывавший 32 судоремонтных завода (СРЗ) и 17 баз технического обслуживания флота (БТОФ), дислоцированных во всех морских бассейнах.
Общую подъемную силу в 740 тысяч тонн составляли 52 плавдока, два сухих дока, пять слипов и три эллинга. Производственные площади заводов были перегружены и зачастую отказывались от ремонта флота [1]. В Мурманской области к этому времени функционировали шесть СРЗ и одна БТОФ государственной формы собственности (см. рис. 1 ниже).
Рис.1. Состав судоремонтной отрасли России к 1991 году
Количественный состав судоремонтных предприятий Министерства судостроительной промышленности СССР рассчитывался исходя из количества судов, подлежащих ремонту, в том числе и с учетом боевых кораблей и подводных лодок Военно-морского флота и Пограничной службы СССР, и соответствовал действительности.
После 1991 года руководством российского государства неоднократно принимались решения о сокращении количественного состава флотов и входящих в его организационно-штатную структуру боевых кораблей, судов вспомогательного флота и подводных лодок. Однако не принимались аналогичные решения в отношении судоремонтных предприятий, количество которых изменялось медленно, тогда как объемы оказываемых услуг по ремонту судов, резко сокращались. В результате, флот «сжался», а инфраструктура, его обеспечивающая, уменьшилась незначительно [2].
Изменения, произошедшие за последние 20 лет
Проведенные за последние 20 лет в судостроительной промышленности России структурные преобразования не позволили осуществить действенную оптимизацию структуры отрасли.
Общее количество судостроительных и судоремонтных предприятий сократилось с 213 в 1992 году до 123 в 2005 году. Реорганизация государственных предприятий, в целом не способствовала повышению эффективности работы оставшихся в отрасли хозяйствующих субъектов. Как следствие, произошло сокращение объемов судостроения и судоремонта более чем в 5 раз, и Россия уступила в мировом судостроительном рейтинге лидирующие позиции, опустившись на место в конце второй десятки ведущих стран [3].
В настоящее время в составе отечественной судостроительной промышленности функционирует более 1000 государственных и частных предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также осуществляющих научную деятельность в области кораблестроения и морской техники (см. рис. 2 ). В отрасль включены предприятия различного масштаба (от крупного – ОАО «Севмашпредприятие», ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» и других, до малых с численностью персонала менее 100 человек) и специализации [4]. К крупным следует отнести 123 судостроительных и судоремонтных предприятия и базы технического обслуживания, 107 машиностроительных и приборостроительных предприятий, мощный конструкторский потенциал, включающий 56 научноисследовательских институтов и конструкторских бюро [5].
Рис. 2. Состав судостроительной промышленности России к 2010 году
В Мурманской области на первом этапе рыночных реформ (1991–1994 гг.) отечественные судоремонтные хозяйст вующие субъекты проводили реорганизации, изменяя организационно-правовые формы с учетом симпатий (антипатий) отдельных руководителей к той или иной форме хозяйствования. При этом передовые предприятия в основном сохранили ранее существовавший статус и государственную форму собственности (см. рис. 3 на с. 178).
Рис.3. Состав предпринимательских структур в сфере судоремонта Мурманской области к 1995 году
С течением времени некоторые крупные предприятия области обанкротились и на их базе стало формироваться множество малых предприятий, оказывающих услуги по техническому обслуживанию, ремонту кораблей и судов. К 2004 году количество хозяйствующих субъектов судоремонта возросло и превысило значение 30-ти.
Меры, принимаемые органами государственной власти всех уровней по развитию и финансовой поддержке отечественного бизнеса, обеспечили к 2010 году рост судоремонтных предприятий более чем в 2 раза по сравнению с 2004 годом (количество хозяйствующих субъектов судоремонта превысило значение 90).
Большинство федеральных государственных унитарных предприятий были акционированы. На базе одного из самых крупных хозяйствующих субъектов судоремонта «Мурманской судоверфи» образовалось более 70 малых субъектов предпринимательства, специализирующихся в данной сфере. Количество индивидуальных предпринимателей, товариществ с ограниченной ответственностью и производственных кооперативов сократилось до минимума и составило около 2% от общего числа судоремонтных предприятий области (см. рис. 4). Наибольший удельный вес (78%) в общей численности всех организационно-правовых форм юридических лиц составили общества с ограниченной ответственностью, на долю которых по экспертным оценкам приходится 25–30% всего судоремонта Мурманской области.
Рис. 4. Состав предпринимательских структур в сфере судоремонтаМурманской области к 2010 году
В результате, в ряде случаев изменения организационно-правовой формы предприятий позитивно сказались на показателях финансово-экономической деятельности судоремонтных предприятий. Например, дислоцированному в Мурманской области 35 судоремонтному заводу (филиал ОАО «Центр судоремонта «Звездочка») акционерная форма организации бизнеса способствовала в 2008–2010 годах увеличению размера балансовой прибыли более чем на 130 млн рублей и повышению уровня рентабельности.
Вместе с тем, несмотря на это, значительное число судоремонтных предприятий продолжает функционировать с ежегодными убыточными балансами (например, по состоянию на 1 января 2011 г. убытки ОАО «82 судоремонтный завод» составили 73,0 млн рублей, ОАО «10 судоремонтный завод» – 139,9 млн рублей) и низким уровнем рентабельности, загружая свои производственные мощности всего лишь на 40–50%.
Заключение
Таким образом, плюрализм организационно-правовых форм хозяйствования в сфере судоремонта в условиях сложившейся конъюнктуры рынка до настоящего времени не обеспечил конкурентоспособность отечественных судоремонтных предприятий и снижает эффективность функционирования рыночной экономики Мурманской области. Для решения данной проблемы требуется привлечение инвестиций в экономику региона, увеличение количества качественных и доступных по цене услуг судоремонта, а также рост доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере.
Источники:
2. Савельева С.Б., Кутин В.М. Судоремонтные предприятия в системе национальной безопасности России // Морской сборник. – 2010. − № 9. – С.70−75.
3. Клячко Л.М., Рабинович Ю.И. Судостроительные и судоремонтные предприятия России: специализация и оценка возможностей повышения эффективности // Теория и практика морской деятельности. Выпуск 15. Серия научных публикаций под редакцией проф. Войтоловского Г.К. – М.: СОПС, 2008. – С. 160.
4. Национальному судостроению и судоходству экономическую поддержку // Реферативный журнал. Водный транспорт. Судостроение. – М.: РАН ВИНИТИ, 2004. – №9. – С.4.
5. Александров В.Л. Современное состояние отечественного судостроения // Реферативный журнал. Водный транспорт. Судостроение. – М.: РАН ВИНИТИ, 2004. – №10. – С.2.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:50:33