Введение научно-технических достижений в хозяйственный оборот: оценка стоимости интеллектуального продукта.
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (33), Сентябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 8/2002.)
Вопрос о введении научно-технических достижений в хозяйственный оборот как об управляемом процессе их передачи, например, от разработчика к пользователю, от продавца к покупателю в рыночной экономике будет всегда вторичным по отношению к проблеме интеллектуальной собственности. Без ее адекватного решения запуск эффективного механизма технологического обновления производства представляется весьма сомнительным. Сегодня накопленную интеллектуальную собственность страны оценивают примерно в 400 млрд. долл., хотя эта оценка и подвергается сомнению.
Ключевые слова: НИОКР, стоимость интеллектуального продукта, коммерциализация научных разработок
Вопрос о введении научно-технических достижений в хозяйственный оборот как об управляемом процессе их передачи, например, от разработчика к пользователю, от продавца к покупателю в рыночной экономике будет всегда вторичным по отношению к проблеме интеллектуальной собственности. Без ее адекватного решения запуск эффективного механизма технологического обновления производства представляется весьма сомнительным. Сегодня накопленную интеллектуальную собственность страны оценивают примерно в 400 млрд. долл. [1], хотя эта оценка и подвергается сомнению [2].
Своим постановлением от 2 сентября 1999 года № 982 “Об использовании результатов научно-технической деятельности” Правительство Российской Федерации закрепило практически всю эту собственность за государством, не создав механизма введения результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот. Тем самым огромные средства оказались фактически замороженными. Такое законотворчество в плане научно-технической политики вызывает удивление, поскольку на основе существующей законодательной базы происходит полное отчуждение объектов интеллектуальной собственности от их авторов в пользу государства или работодателя.
Практически изначально игнорируется стадия формирования рынка интеллектуального продукта. Однако, как известно, специфика его производства и реализации оказывает огромное влияние на развитие экономических и правовых отношений в современном постиндустриальном обществе, характеризующемся высоким уровнем интеллектуального труда и приоритетами в производстве наукоемкой продукции. Закрепив за работодателем фактически все имущественные права на интеллектуальную собственность, государство лишило главных инноваторов ‑ авторов изобретений ‑ материальных стимулов к дальнейшим разработкам в сфере наукоемких технологий, поскольку последние могут быть созданы только на основе достаточно мощной материально-технической базы, владельцем которой автор изобретения, как правило, не является.
В истории нашей страны можно найти разные подходы, связанные с принадлежностью прав на интеллектуальные разработки. Лишь в период монополизации собственности государством вводились в действие законодательные акты, на основании которых продукты интеллектуальной деятельности либо изначально становились государственной собственностью, либо подпадали под государственную протекционистскую политику, так или иначе нивелирующую роль авторов как держателей исключительных прав на использование этих продуктов.
Сегодня же при демонополизации собственности повторяется практика 1931 года, когда был установлен разрешительный порядок использования изобретений, охраняемых патентами. При таком подходе патентная “защита” фактически становится препятствием для внедрения технологических инноваций в производственно-предпринимательском секторе экономики. Однако указанное препятствие достаточно легко обойти путем полного лишения государства каких-либо притязаний на интеллектуальные ценности в научно-технической сфере. Для этого стоит лишь реализовать один из сценариев развития инновационной деятельности, о которых мы рассказывали в прошлом номере журнала:
1) продать лицензию инофирмам;
2) российским разработчикам получить за рубежом охранные документы на имя иностранной фирмы;
3) продать свои “ноу-хау” за границу без оформления официальных договорных отношений;
4) передать контроль над разработкой и ее дальнейшим совершенствованием зарубежному партнеру в рамках договора, совместного или индивидуального гранта и т.п.
Таким образом, в современных условиях государство фактически искусственно тормозит формирование рынка отечественных интеллектуальных продуктов.
В настоящее время основная проблема воспроизводства и реализации интеллектуальной собственности заключается в неадекватности системы российского законодательства рыночному типу экономики. Отечественные правовые нормы не позволяют в полной мере раскрыть потенциал интеллектуальной собственности, а также создать все необходимые условия для ее реализации как мощного приоритетного источника развития сферы наукоемких технологий. В связи с этим важно определить основные принципы построения системы стимулирования воспроизводства и внедрения высокотехнологичных разработок, а также государственного управления интеллектуальной собственностью.
Оценка интеллектуальной собственности должна осуществляться с учетом личной оценки человека-творца, государственного стандартизованного подхода и, в конечном счете, ‑ рыночной оценки.
В итоге стоимость, как и цена конечного интеллектуального продукта, должна состоять из трех составных частей. Она включает:
1. Часть стоимости конечного интеллектуального продукта в форме личной интеллектуальной собственности человека. Содержащаяся в цене продукта эта часть стоимости может носить характер своеобразной интеллектуальной ренты, присваиваемой человеком - творцом интеллектуального продукта. По форме она представляет часть стоимости произведенного и реализованного продукта, адекватную интеллектуальным затратам человека-творца.
2. Часть стоимости интеллектуального продукта, отражающая стоимость приобретенного интеллекта в форме затрат человека, семьи, коллектива, общества, государства на приобретение человеком-творцом знаний, умений, навыков и т.д.
3. Часть стоимости конечного продукта, равная затратам на его материальное воплощение и рыночную реализацию.
Необходимо четкое законодательное определение принципов и форм оценки интеллектуального продукта, а также интеллектуальной собственности в составе этих выделенных компонентов.
В настоящее время оценка интеллектуальных продуктов, как и материальных объектов, регулируется Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”. Предусмотренные этим Законом стандарты оценки утверждены лишь в 2001 году постановлением Правительства от 6 июля № 519 “Об утверждении стандартов оценки”.
Особенностей интеллектуальной собственности как правового института действующие нормативные акты не учитывают. В частности, отсутствуют какие-либо методические рекомендации участникам инвентаризации результатов интеллектуальной деятельности, хотя перед хозяйствующими субъектами и появилась проблема инвентаризации результатов научно-технической деятельности, еще не получивших правовую охрану. Это связано с тем, что постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 года № 982 “Об использовании результатов научно-технической деятельности” предусматривает инвентаризацию таких результатов, полученных за счет средств бюджетов СССР, РСФСР и федерального бюджета РФ, права на которые в дальнейшем подлежат закреплению за Российской Федерацией.
Фактически сегодня делаются первые шаги лишь в направлении стандартизации интегральных оценок стоимости результатов интеллектуальной деятельности. Российским обществом оценщиков разработан проект соответствующего стандарта [3], согласно которому оценка стоимости результатов интеллектуальной деятельности проводится методами, аналогичными оценке объектов недвижимости (затратный, сравнительного анализа продаж и доходный). Несомненно, наиболее перспективен доходный метод как наиболее адекватно отражающий конечную цель оценки: определение вклада интеллектуального продукта в прибыль предприятия.
В простейшем варианте предприятия учитывают интеллектуальный продукт посредством введения в совокупность своих активов нематериальной составляющей (нематериальных активов), зависящей от величины стоимости этого продукта. Таким образом, с точки зрения предпринимателя ‑ субъекта производственно-предпринимательской деятельности ‑ сколь либо полное решение проблемы оценки стоимости интеллектуального продукта должно включать в себя еще и экономический инструмент своеобразной “трансформации” этой стоимости в стоимость нематериальных активов.
Источники:
2. Козырев А. / ИС. Промышленная собственность. - 2001. - № 1. - С. 34.
3. ИС. Промышленная собственность. – 2002. - № 5. - С. 41.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:46:09