Теория управления запасами при построении логистических систем

Добронравин Е.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (195), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Добронравин Е.Р. Теория управления запасами при построении логистических систем // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 11. – С. 97-100.

Аннотация:
В статье обосновывается, что центральный элемент логистической системы – запас является главным элементом интегрального показателя эффективности, на который должна быть ориентирована логистическая система в рамках методологии ее построения.

Ключевые слова: логистика, управление запасами, материальный поток, логистическая сеть



Логистика расширила инструментарий возможностей управления сетевым взаимодействием фирм друг с другом, сделав акцент на потенциале материальных потоков как объекте управления. Действительно, в логистике широко используется системный подход. И в первую очередь он применяется по отношению к анализу материального потока, который выступает в качестве интегратора логистической системы. Системы позволяют выявить связи – концептуальные, количественные и оптимизационные. Простейшим примером оптимизирующей системы, которую мы определенно относим к логистике, является формула Уилсона, которая балансирует издержки, связанные с тем или иным размером текущего запаса. Такие же системные связи существуют с процедурами оперативного управления, например, между моментом отдельного заказа, размером страхового запаса и прибылью. В логистической же цепи, часть системы, ответственная за отгрузку, одновременно является входной составляющей систем посредников – покупателей. Если же рассмотреть логистическую сеть как систему, то есть совокупность связанных элементов, через которые движется материальный поток, проходя через точки группировки и разгруппировки, то это дает основу для применения количественных оптимизирующих процедур, что также присуще методологии логистики. Это деление затрагивает межфункциональный и межорганизационный контуры, а узлы и соединения материального потока присутствуют и в рамках отдельного функционала, например производственного процесса. Интернет-технологии, в свою очередь, обеспечивают работу всех элементов цепочки при межфирменной интеграции по модели единой локальной сети.

Материальный поток и логистическая рентабельность

Центральным интегрирующим элементом логистической системы является запас, он же является центральным элементом предлагаемого нами интегрального показателя эффективности, на который должна быть ориентирована логистическая система в рамках методологии ее построения. Обоснуем материальный поток как элемент интегрального показателя логистической рентабельности. Данный тезис строится на следующих постулатах:

1. Материальный поток является главным объектом логистического управления. Товарный запас является объектом, который определяет рентабельность торгово-промышленных холдингов, поскольку представляет собой основной ресурс, инвестиции в логистическую цепь, а реализация товара, которую он обеспечивает, является основным источником прибыли и воспроизводства логистической системы. Это элемент, снимающий противоречия внешних условий и внутренней организации логистических цепей.

Поэтому, на наш взгляд, приводить фактическую логистическую систему в соответствие с идеальным вариантом следует, начиная именно с товарного запаса, используя его оптимальные нормы.

2. Вопросы управления запасами являются центральными в дистрибуции. Дистрибуция – это управление запасами для достижения удовлетворения потребителя. В настоящее время многие компании осознали, что дистрибуция – это основной фронт как для удовлетворения спроса, так и для сокращения издержек. План дистрибуционной сети включает прогнозы продаж, уровни запасов, издержки транспортировки, издержки складирования [1]. Задачами логистики признаются снижение издержек дефицита, запасов и транспортировки, что повторяет задачи управления запасами, но применительно к всему материальному потоку, как объекту управления.

В работе группы авторов из Высшей школы экономики указывается, что «затраты, связанные с запасами, являются главной составляющей частью издержек логистики» [2].

3. Материалы присутствуют по всех стадиях логистического процесса, являясь его интегратором. Материалы адаптируются под выбранный процесс, тесно связаны с ним, процессы, в свою очередь, адаптируются под оптимальные потоки материалов.

4. Важнейший раздел логистики – управление запасами. Если обратит внимание на тематические разделы предметов современной специальности «логистика», то в каждом есть тема, касающаяся прогнозирования спроса и управления запасами. Практически во всех книгах по логистике, и в основном именно в них, встречается формула Уилсона, которая представляет системный оптимизационный подход в управлении материальном запасом в рамках теории управления запасами.

Логистика и управление запасами

В статье А.Н.Стерлиговой производится анализ используемой терминологии в логистике, исходя из которого сделано обоснование управления запасами как центральной темы логистики [3]. Термины логистики и управления запасами широко используются в книгах по теории цепей полезности Р. Хэндфилда [4] и М. Портера [5]. В работе Р. Хэндфилда [4] приводится статистические данные опросов практиков-логистов, где отражена значимость соответствующих разделов логистики в современных информационных системах: Заявки на материалы, Потребность в материалах, Запас, Состояние заказа, Предварительное уведомление о поставке, Прогноз продаж, Характеристики качества, Отмена заказа, Количественные расхождения и т.д., что отражает тесную связь деятельности практиков-логистов с процессами управления запасами.

Известно, что системы производственного планирования и контроля MPC, широко используемые в США и приводимые нами в качестве передовой практики применения информационных систем управления, а также системы планирования ресурсов предприятия ERP в 90-е годы эволюционировали от систем планирования потребности в материалах MRP [6]. Таким образом, аргументируется определяющая роль управления запасами в логистике.

В то же время стратегия и тактика логистики на основе оптимального запаса, направленная на максимизацию полезности для участников логистической цепи с использованием аналитического подхода и концепции рентабельности материального потока является новым теоретическим пластом исследований в данной предметной области. В этой области имеются некоторые отечественные исследования: например, предметом исследования проф. В.В. Лукинского являются управление запасами в цепях поставок (2008), также представляют интерес работа Г.Л. Бродецкого, где предлагается аналитический подход и использование наценки в обобщающих показателях эффективности.

Вывод

Размещение логистических ресурсов в цепи явно или неявно происходит на основе необходимых запасов на каждой стадии (на основе оптимальных норм запаса). С оптимальным запасом связаны и другие процессы логистических цепей: производство, финансы и т.д. Мы полагаем, что норма материального запаса – идеальная категория, которая характеризует близость к оптимуму, является удобной точкой перехода к категории идеальной логистической цепи. Подобно тому, как мы приклеиваем лист бумаги, начиная с одной точки, переход к идеальной логистической цепи мы должны начинать через категорию оптимального запаса.


Источники:

1. Designing a distribution network to address today`s challenges. Tompkins associates` article. Supply chain excellence. M-9 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.tompkinsinc.com.
2. Дыбская В.В. Логистика : учебник / В.В.Дыбская, Е.И.Зайцев, В.И.Сергеев, А.Н.Стерлигова; под ред. В.И.Сергеева. – М.: Эксмо, 2011. – 944 с. – (Полный курс MBA).
3. Стерлигова А.Н. Анализ процесса стандартизации терминологии логистики за рубежом. // Логистика и управление цепями поставок. − 2006. − № 1. − C. 63−82.
4. Роберт Б. Хэндфилд, Эрнест Л. Николс мл. Реорганизация цепей поставок. Создание интегрированных систем формирования ценности. − М.: Вильямс, 2003. − 416 с. − С. 360.
5. Майкл Е. Портер. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер. с англ. − М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. − 715 с.
6. Vollman T.E. Manufacturing Planning and Control for Supply Chain Management. McGraw-Hill/Irwin. NY. Fifth Edition, 2005. − 710 pp.

Страница обновлена: 20.07.2024 в 07:58:45