Управление рисками целевых программ на основе анализа кризисной ситуации в развитии факторов маркетинговой среды
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (191), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрены направления развития регионального планирования. Сформулированы предложения по совершенствованию планирования в регионах России, а именно – управление рисками целевых программ на основе анализа кризисной ситуации в развитии факторов маркетинговой среды.
Ключевые слова: управление рисками, социально-экономическое развитие региона, экономическое программирование, совершенствование регионального планирования
Важным направлением в совершенствовании практики программного метода в региональном планировании выступает повышение эффективности управления рисками комплексных целевых программ, что обусловлено влиянием рисков на результативность программ и дополнительными затратами, которые неизбежно возникают в связи с наступлением рисков.
По мнению автора, актуальным при управлении рисками целевых программ является совершенствование методов диагностики рисков.
Диагностика кризисной ситуации и маркетинговая среда
Как следует из существующей практики, используемые в настоящее время методы обнаружения рисков громоздки, зачастую требуют участия эксперта и поэтому во многом субъективны. Для исключения данных недостатков, автор предлагает использовать метод диагностики кризисной ситуации в развитии факторов маркетинговой среды.
Исходным положением в обосновании метода выступает положение, что первопричина возникновения всех видов рисков – это последствие неблагоприятного влияния факторов маркетинговой среды. Данную среду условно можно разделить на две большие группы: национальную и региональную. Именно эти группы лежат в основе диагностики кризисной ситуации [1–5,8].
Для поведения анализа рисков автор предлагает использовать две группы показателей: показатели, характеризующие факторы национальной среды, и показатели, характеризующие факторы региональной среды. Необходимость оценки одновременно макро- и региональной ситуации обусловлено необходимостью градации возможных проблем в развитии факторов, а значит и дифференциации мер по исправлению неблагоприятных тенденций по уровням управления.
Макроэкономические и региональные факторы развития кризиса
В целях проведения диагностики неблагоприятного развития факторов макромаркетинговой среды автор предлагает использовать 12 показателей (см. табл.1 на с. 160.).
Таблица 1
Макроэкономические показатели кризисной ситуации
Как видно из статистических данных (табл. 1), только 6 из 12 предложенных критериев, характеризующих кризисную ситуацию, имели удовлетворительные значения. Денежная масса (М2) только на 44,5% была обеспечена произведенной продукцией, что, по-видимому, связано со значительным падением объема платежеспособного спроса, вызвавшим снижение промышленного производства и экспорта. Это сказалось на значительном дефиците федерального бюджета и девальвации национальной валюты. Такая ситуация может свидетельствовать о возможных проблемах с финансированием федеральных целевых программ.
Для оценки кризисной ситуации в регионе автор предлагает использовать показатели, приведенные в табл. 2 (см. на с. 161).
Таблица 2
Показатели кризисной ситуации в Волгоградской области
Судя по данным табл. 2, ситуацию в Волгоградской области можно считать более благополучной, чем в целом по России. В регионе отмечается рост промышленного и сельскохозяйственного производства, объем экспорта превышает объем импорта, ниже уровень безработицы. Это дает основание считать о более благоприятном развитии ситуации в будущем. Однако в регионе, как и в общем по Российской Федерации, наблюдается снижение ВРП на душу населения, высока доля населения с низким уровнем дохода, существует дефицит регионального бюджета, что, очевидно, может сказаться на уменьшении финансирования региональных программ.
Таким образом, проведенные исследования кризисной ситуации позволяют сделать вывод о необходимости пересмотра объема финансирования целевых программ, реализуемых в регионе.
Заключение
В целом результаты апробации позволяют говорить о том, что преимуществами предложенного автором метода оценки рисков являются:
– формализация результатов, снижение до минимума субъективизма;
– возможность мониторинга рисков одновременно по нескольким программам социально-экономического развития (осуществление сквозного контроля);
– упорядочивание и сокращение расходов на обнаружение рисков.
Источники:
2. Дмитриев М.Н. Экономика туристского рынка: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям сервиса и туризма / М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева, Е.Н. Малыгина. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. − 311 с.
3. Дмитриев М. Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник / М.Н. Дмитириев, М.Н. Забаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 398 с.
4. Ефремова М.В. Формирование и развитие рынка туристских услуг в России (теория и практика): монография. − Н.Новгород: НКИ, 2006. – 203 с.
5. Забаева М.Н. Методология оценки и эффективного использования туристского потенциала регионов России: монография. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2009. − 245 с.
6. Зорин И.В. Менеджмент туризма: туризм как вид деятельности: учебник. − М.: Финансы и статистика, 2002. − 174с.
7. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма: учеб. пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, В.С. Сенин. − М.: КНОРУС, 2005. – 448 с.
8. Нижегородская область в цифрах: крат. стат. сб. – Н. Новгород: Нижегородстат, 2010. − 419 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:55:15