Стратегия управление развитием бизнес-единицы холдинга
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (191), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Каторгин А.В. Стратегия управление развитием бизнес-единицы холдинга // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 136-140.
Аннотация:
Основываясь на том, что существует прямая зависимость между выбранной стратегией развития бизнес-единицы и доходом, получаемым холдингом в целом, автор статьи концентрирует свое внимание на стратегических направлениях деятельности бизнес-единицы ООО «С7 Сервис» авиационного холдинга «S7». Коррекцию стратегии «С7 Сервис» он оценивает как одну из главных задач в условиях необходимости адаптации авиакомпаний, аэропортов и других участников авиационно-транспортной инфраструктуры к постоянно меняющимся условиям внешней среды очевиден.
Ключевые слова: стратегическое управление, бизнес-единица, стратегия развития, высококонкурентный рынок, ооо с 7 сервис, изменение стратегии
С начала 90-х для авиационно-транспортной отрасли России наступила эпоха перемен.
Закончился плановый период экономики для единой транспортной структуры – «Аэрофлот». Появилось множество самостоятельных, различных форм собственности авиакомпаний, аэропортов, обслуживающих компаний. За последние двадцать лет произошли серьезные изменения в экономических, политических и административных условиях функционирований отечественные авиакомпании. Факт необходимости адаптации авиакомпаний, аэропортов и других участников авиационно-транспортной инфраструктуры к постоянно меняющимся условиям внешней среды очевиден, но для того, чтобы понять, как это сделать эффективно, требуется подготовка и овладение специальными методами, правилами и технологиями, которые отрабатывались на протяжении десятилетий развития во многих развитых странах с рыночной ориентацией. Прежде всего, это относится к планированию и определению показателей производственной и коммерческой деятельности, обеспечивающих долговременный успех компаний в условиях постоянной конкуренции. Необходимо так же правильно оценивать и использовать свои достоинства и конкурентные преимущества для эффективного противостояния угрозам и опасностям, формирующимся во внешней среде, и уметь максимально возможно использовать открывающиеся возможности для своего развития.
Значимость стратегий ООО «С7 Сервис» для развития холдинга «S7»
Развитие авиационного транспорта не только в России, глобализация и интернационализация рынка воздушных пассажирских перевозок, прежде всего, во всем мире и усиление (ужесточение) конкуренции на рынках авиаперевозок привели к эволюции стратегического мышления управленческого корпуса в направлении расширения географии применения стратегического управления и его содержания. Традиционно понятие «стратегическое управление» связывалось с крупными холдинговыми транснациональными не авиационными корпорациями, имеющими возможность тратить большие средства на проведение изменений в деятельности и системе управления. Однако в современных условиях идеи и принципы стратегического управления оказываются полезными и необходимыми для предприятий авиационного сектора как «больших» холдинговых компаний, так и их «маленьких» бизнес-единиц.
Появление холдинговых структур в авиационном бизнесе, крупные слияния и поглощения авиакомпаний – вот реальность сегодняшних дней.
Вектор поиска современных менеджеров и собственников ведущих корпораций связан с поиском путей своего стратегического развития, постановкой целей и определением своего места в будущем.
В условиях высококонкурентного и нестабильного рынка необходимо совершенствование стратегического управления организациями с тем, чтобы превзойти конкурентов, максимизировать полезность обществу и повысить рентабельность деятельности.
Разработка стратегии развития бизнес-единицы ООО «С7 Сервис» холдинга «S7» будет способствовать повышению устойчивости функционирования в условиях обостряющийся конкурентной борьбы среди воздушных перевозчиков как опорной компании транспортной инфраструктуры государства.
Кроме этого, как показала международная практика, разработка стратегии бизнес-единицы холдинга позволяет повысить экономическую эффективность и его финансовую стабильность.
Уровни главной стратегии ООО «С7 Сервис»
Авиационная группа компаний «S7» – молодая структура, организовавшаяся на базе авиакомпании «Сибирь» в середине прошлого десятилетия. Бизнес-единицами данного холдинга являются компании, специализирующиеся на различных профильных авиационных бизнесах.
В настоящее время в российской экономике в целом и в авиационной сфере, в частности, нет сформировавшегося стандарта, правил, понятий как должны развиваться бизнес-единицы, объединенные в холдинг.
Исследования мирового опыта в данной сфере позволяют утверждать, что он может быть приемлем и для российских компаний. Существует прямая зависимость между выбранной стратегией развития бизнес-единицы и получаемым доходам холдинга в целом. Поэтому одной из главных исследовательских задач является выявление стратегических направлений деятельности бизнес-единицы «С 7 Сервис» холдинга «S7».
Принимая во внимание мнение американских экономистов У. Кинга и Д. Клиланда [16], при выборе, разработке, а также детализации стратегии важно учитывать синергизм, являющийся их важным элементом.
Синергический эффект необходимо учиться планировать и извлекать, поскольку, каким бы большим он ни был, он не появиться вдруг. Он возможен в случае, если синергию выявляют, определяют и закладывают в детально обоснованные планы.
Под главной стратегией «С7 Сервис» понимается согласование интересов внешних взаимо связанных групп (клиентов), внутренних ресурсов и взаимозависимых стратегических понятий, поведения и планов, с помощью которых «С7 Сервис» способно достичь стратегической цели.
Основные уровни главной стратегии «С7 Сервис»:
– ответственность перед обществом;
– коммерческая стратегия (стратегические выгоды или интересы, конкуренция/поиск свободного места на рынке, рост/стабилизация/пересмотр направления деятельности);
– стратегия конкурентов;
– стратегия, поддерживающая коммерческую деятельность и успех в конкурентной борьбе (функциональная стратегия). Главная стратегия «С7 Сервис» означает принятое на основе глубокого осмысления целей и видения приоритетных путей развития решение, которое утверждает ее отношение к окружающей его среде и образец поведения в области сервисной деятельности.
Стратегия и возможности
Главная стратегия поведения «С7 Сервис» на рынке – это необычное поведение организации, которое может носить наступательный, оборонительный или компромиссный характер. На выбор главной стратегии «С7 Сервис» оказывают влияние внутренние и внешние факторы холдинга, а также собственные устремления, в которых необходимо утвердиться самим, прежде чем сделать окончательный выбор главной стратегии.
После анализа ситуации была найдена такая линия поведения, при которой собственные взгляды, предпосылки и цели совпадут с возможностями и ограничениями, диктуемыми внешним окружением.
Характер главной стратегии «С7 Сервис» в ходе реализации может изменяться. Изменение условий, в которых вынуждено работать «С7 Сервис», может привести к такому изменению главной стратегии, что она превратится из оборонительной в наступательную.
Главная стратегия «С7 Сервис» должна предусматривать возможности:
– поглощения (когда «С7 Сервис» поглощает менее удачливых партнеров/конкурентов);
– слияния (в результате объединения (на разных условиях) капитала «С7 Сервис» нескольких компаний появляется иная, и более сильная компания;
– открытия филиала «С7 Сервис» как в стране, так и за рубежом;
– приобретения «С7 Сервис» акций других компаний;
– налаживания «С7 Сервис» деловых контактов в различных сферах деятельности (научно-технической, производственной, коммерческой и т.п.) с другими предприятиями;
– вертикальной интеграции «С7 Сервис» (расширить деятельность на основе присоединения ею компаний – поставщиков сырья, материалов и полуфабрикатов, а также других сервисных фирм).
Следующим шагом «С7 Сервис» необходимо выбрать одну из общих маркетинговых стратегии или их комбинацию:
– расширить существующие рынки;
– проникнуть на новые рынки;
– поддержать уровень сбыта на существующих рынках;
– сконцентрировать коммерческие и маркетинговые усилия на меньшем числе рынков в целях эффективного использования ограниченного количества ресурсов, которые бизнес-единица может выделить на осуществление маркетинговой деятельности;
– уйти с рынка.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить: при разработке стратегии развития бизнес-единицы холдинга необходимо определить ключевые этапы, их цели и способы достижения. Однако чтобы эта работа была эффективной, она должна быть правильно организована. Грамотная стратегия поможет финансовому директору холдинга расставить приоритеты в финансировании различных направлений бизнеса, снизить цену капиталовложений и установить долгосрочные партнерские отношения с инвесторами.
Начиная разработку стратегии, необходимо четко определить, на каком уровне будет осуществляться планирование – от этого зависят перечень и последовательность действий по разработке стратегии.
Детально разрабатывать функциональные стратегии и стратегии бизнес-единиц имеет смысл только для приоритетных направлений бизнеса.
Наиболее важным уровнем стратегического планирования, на наш взгляд, является корпоративная стратегия, с которой целесообразно начинать процесс стратегического планирования развития холдинга и его бизнес-единиц.
Источники:
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: ПитерКом, 2006.
3. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. – М.: Финстатинформ, 2010.
4. Бончарук В.А. Менталитет и стратегии российского бизнеса [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/
5. Гусаков А. Приступая к разработке стратегии // Ясная стратегия бизнеса. – М.: Вершина, 2009.
6. Демидов В.Е. Маркетинг: как эффективно действовать на рынке // Маркетинг. – 2009. − № 8. – С. 36−38.
9. Карпов А. Стратегия: от разработки до реализации // Управление компанией. – 2009 − № 6. – С.19−24.
10. Ларионов А.С. Исследование глобальных, корпоративных и конкурентных стратегий [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.magistr-mba.ru/aboutusmenu/seniorspublicsmenu/50
11. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник. – М.: Проспект, 2011.
12. Новицкий Е. Стратегическое планирование в высокодиверсифицированных корпоративных структурах: о мировой практике и опыте АФК «Система» // Российский экономический журнал. – 2009. – № 8 . – С.72-78.
13. Портер М.Э. 10 кирпичей, из которых можно построить стратегию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications.
14. Теория управления / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2010.
15. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. - 12 издание. – 2009.
16. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. – М.: Прогресс, 1982 и др.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:58:26