Принципы функционирования и развития электронной экономики
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (191), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Сидорова О.В. Принципы функционирования и развития электронной экономики // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 12-16.
Аннотация:
В статье рассматриваются базовые понятия электронной экономики, свойства новой экономической среды, основные принципы функционирования и развития сетевой экономики. Подчеркивается действенность сетевых экономических эффектов.
Ключевые слова: электронная коммерция, информационная экономика, интернет-технологии, сетевая экономика
Информатизация общества, возникновение и широкое распространение всемирной компьютерной сети интернет открыли новые формы экономических связей между участниками товарооборота, финансового и ресурсного обеспечения. В странах с развитой рыночной экономикой массово используются различные формы электронного бизнеса, в России институты сетевой экономики только формируются. Это обусловлено относительно небольшой развитостью материальной базы и соответствующей инфраструктуры, а также недостаточной разработанностью теоретических основ функционирования данной сферы.
Сегодня не существует окончательно сложившихся определений «сетевой экономик», «электронной экономики», «электронной экономической сделки» и т.п. В статье информационно-сетевая экономика трактуется как современный тип экономики, характеризующийся преобладающей ролью информации и знаний как определяющих производственных ресурсов, все больше влияющих на экономические и социальные процессы, основанные на отношениях между участников, взаимодействующих друг с другом посредством каналов передачи материальных и нематериальных ресурсов [1].
Наиболее известные особенности новой среды впервые были сформулированы в 1967 г. Кевином Келли в книге «Новые правила для новой экономики», к которым автор отнес следующие [2;3]:
– глобальный характер происходящих изменений;
– оперирование неосязаемыми благами: идеями, информацией и взаимоотношениями;
– тесное взаимопереплетение и взаимодействие отдельных сегментов новой экономики.
По мнению К. Келли, данные характеристики создают новый тип рынка и общества, деятельность которых основывается на сетевом принципе.
Принципы функционирования и развития сетевой экономики
Рассмотрим некоторые из наиболее важных принципов функционирования и развития сетевой экономики с позиций современных данных.
1. Принцип экспоненциального развития
Для раскрытия содержания данного принципа необходимо оценить динамику роста числа пользователей сети интернет. Сегодня существуют различные методики определения степени интернетизации экономики. Поэтому результаты анализа, представленные отдельными исследователями, отличаются друг от друга.
По данным информационного агентства Internetworldstats, к концу 2010 г. предполагаемое число пользователей интернета достигло 2,08 млрд чел., по сравнению с 1,86 млрд чел. 2009 г. Число домашних подключений к интернету во всем мире перешло полумиллиардную отметку впервые в 2010 году, достигнув 555 млн чел., тогда как количество подключений к мобильной связи возросло до 940 млн чел. Самая высокая плотность он-лайн пользователей среди населения земного шара отмечена в Европе, Америке, республиках бывшего СССР и арабских государствах [4]. Приведенные данные подтверждают, что рассматриваемый принцип находится в соответствии с экспоненциальным ростом числа провайдеров различного уровня и числа пользователей в сетях интернет.
2. Принцип возрастающего эффекта
При увеличении объема сети в ней появляется большее количество участников. В итоге увеличивается объем реализуемых товаров и услуг, что ведет к росту прибыли, получаемой участниками бизнес-процессов. В традиционной экономике увеличение объема производства товара происходит в соответствии с линейной закономерностью, а в сетевой экономике – в соответствии с экспоненциальной. В реальном секторе экономики от уменьшения себестоимости производства выигрывает (за счет возможности получения дополнительной прибыли) ограниченное число фирм, а в сетевой экономике выгоду получают все участники, распределяющие между собой образовавшуюся прибыль. Но не все получают равные доли.
3. Принцип полноты
В информационно-сетевой экономике ценность товаров определяется избыточностью предложения и широтой его распространения в международном масштабе. Чем большее количество товара, представлено в сети, тем большую ценность он приобретает. Однако данный принцип противоречит соответствующим закономерностям традиционной экономики, где ценность определяется редкостью товаров из-за ограниченности их количества, а избыточное производство товаров приводит к существенному снижению их ценности. В сетевой экономике, наоборот, ценность определяется именно избыточностью предложения и масштабностью распространения товаров (услуг).
4. Принцип обратного ценообразования
Заключается в том, что лучшие товары, представленные в интернете, имеют тенденцию снижения цены во времени. В реальном секторе экономики действует обратная зависимость, при которой некоторая модификация товара увеличивает его цену.
В электронной экономике покупка товара с улучшенными спецификациями по более низкой цене возможна при отсрочке покупки. При этом чем на более длительный срок откладывается покупка товара, тем дешевле его впоследствии можно купить.
5. Принцип бесплатности предоставления определенных услуг
В соответствии с действием вышеназванных принципов обратного ценообразования и полноты, самые ценные услуги (в том числе сервисные) могут быть предоставлены заинтересованным лицам безвозмездно. Например, корпорация Майкрософт в свое время бесплатно предоставила пользователям браузер Internet Explorer без оплаты. Компания-разработчик клиента электронной почты Eudora, тоже передала ее в распоряжение пользователей даром. Компания Sun создала язык Java и передала данную программу в бесплатное пользование всем желающим с целью извлечения доходов в будущем при производстве надстроек для этого языка [5].
На основании вышеизложенного можно выделить специфические черты деятельности хозяйствующих субъектов в информационно-сетевой экономике:
– необходимость поставки на интернет-рынок бесплатных услуг, продуктов (например, программных) для возможно более широкого круга будущих покупателей модернизированного одноименного продукта;
– бесплатная реализация одного продукта (услуги) дополняется связанными условиями (продажей других продуктов). Интернет-компания Sun, бесплатно предоставляя программу языка «Java», успешно продавала серверы, а компания Netscape, продавая математическое обеспечение для коммерческих серверов, бесплатно раздавала потребителям «браузеры»;
– формирование в перспективе нужного для предпринимателя объема спроса на определенный продукт целесообразно базировать на предоставлении заинтересованным покупателям в бесплатное пользование первоначальной версии этого продукта.
6. Принцип переоценки ценностей
Заключается в постепенном (не полном) замещении материальных ценностей комплексом знаний и информационных ценностей. Доля стоимости информационной составляющей в стоимости современных товаров постоянно увеличивается.
Потребительская ценность интернет-компании зависит в основном не от стоимости ее материальных активов, а от наличия нематериальных компонентов, в частности, объема научного задела, имеющихся информационных ресурсов и новых разработок (например, бизнес-моделей или информационных технологий), кадрового потенциала и т.п. При этом необходимо особо отметить, что стоимость интернет-компаний, по сравнению с аналогичными компаниями, функционирующими в составе традиционного сектора экономики, возрастает быстрее, чем изменяется численность работающего в них персонала или объем приобретаемых материальных активов.
7. Принцип глобализации
Сетевая экономика может быть представлена совокупностью связанных между собой рынков в мировом масштабе. Географическое расположение сетевых компаний не имеет принципиального значения. Любой бизнес в сетевой экономике распространяется практически мгновенно по всем странам мира. Глобализация в сетях телекоммуникаций связана с определенными изменениями национальных интересов производителей, работающих в сетевой экономике.
Заключение
Рассмотренные с тенденции и закономерности свидетельствуют о том, что объединение рыночных партнеров в физические, а также виртуальные сети приобретают все больший вес в экономической деятельности и организационных процессах. Развитие в направлении полностью сетевого рыночного хозяйства, в котором координационные связи большей частью будут обеспечены техническими средствами, находится пока в начальной стадии, однако в предстоящие годы оно будет постоянно ускоряться.
Источники:
2. Вайбер Р. Эмпирические законы сетевой экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2003. − №3.
3. Вайбер Р. Эмпирические законы сетевой экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2003. − № 4.
4. Официальный сайт международного союза электросвязи (International Telecommunication Union, ITU) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.itu.int/ru/pages/default.aspx.
5. Стрелец И.А. Сетевая экономика: учебник / И.А. Стрелец. – М.: Эксмо, 2006. – 208 с.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:44:59