Оценка уровня адаптации транснациональных компаний к конкурентной среде России
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (186), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Еремин А.В. Оценка уровня адаптации транснациональных компаний к конкурентной среде России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 12-19.
Аннотация:
В статье на примере пищевой промышленности России рассматривается влияние глобализации на формирование и развитие конкуренции. Выделяются подотрасли пищевой промышленности с наиболее глубоким проникновением международных компаний. Для этих подотраслей на основании традиционных числовых методов определяются типы конкуренции. Делаются выводы о специфике оценки конкуренции в отраслях с доминирующим положением транснациональных компаний.
Ключевые слова: конкуренция, оценка, транснациональные компании, количественные показатели, международные компании
Степень проникновения транснациональных компаний в отраслях российской экономики крайне неравномерна. В интересах нашего исследования было бы определить те отрасли, где проникновение ТНК достаточно глубокое, так как в этом случае определение влияния их деятельности на уровень конкуренции в отрасли представляется наиболее точным.
Чтобы выделить такие отрасли, мы провели анализ крупнейших международных компаний, работающих на российском рынке, на основании ежегодного рейтинга «Эксперт-400». Этот рейтинг основан на официальных данных о торговом обороте компаний и представляет собой наглядный и простойинструментарий для анализа степени проникновения международных компаний в различных отраслях (см. табл. 1 ниже).
Таблица 1
Крупнейшие международные компании, работающие в России.
Разбивка по отраслям экономики [3]
Международные компании, работающие на российском рынке
Как мы можем видеть из полученных в результате анализа данных, большая часть международных компаний, работающих на российском рынке, представлена в пищевой промышленности.
Табачную промышленность также можно отнести к пищевой промышленности из-за сходства в производственном процессе, который заключается в переработке различных продуктов сельского хозяйства в готовый к употреблению продукт.
Внутри пищевой промышленности мы предлагаем выделить подотрасли, то есть группы предприятий и компаний внутри данной отрасли, объединенных производством конкретного типа продукции. Также при определении подотраслей пищевой промышленности для дальнейшего исследования мы руководствовались тем, насколько активно представлены международные компании в этих подотраслях.
В результате нами были выделены следующие подотрасли пищевой промышленности:
– пивная промышленность;
– табачная промышленность;
– кондитерская промышленность;
– производство соков;
– производство газированных напитков.
В таблице 2 (см. ниже) представлена суммарная доля международных компаний в обозначенных подотраслях пищевой промышленности.
Для оценки влияния глобализации (через деятельность транснациональных компаний) на уровень конкуренции в пищевой промышленности, мы использовали информационную модель, состоящую из ряда индексов и коэффициентов, позволяющих анализировать конкурентную ситуацию в различных экономических системах.
Предлагаемая нами информационная модель включает следующие показатели:
1) четырехдольный коэффициент концентрации;
2) индекс Херфиндаля-Хиршмана [2];
3) коэффициент вариации рыночных долей;
4) индекс максимальной доли;
5) индекс обратных величин долей [1].
В результате анализа данных о долях рынка компаний в подотраслях пищевой промышленности, представленных в открытых источниках, мы рассчитали соответствующие показатели, характеризующие уровень конкуренции (см. табл. 3 ниже).
Таблица 2
Доля международных компанийв подотраслях пищевой промышленности
Таблица 3
Сводная таблица количественных показателей состояния конкуренции в подотраслях пищевой промышленности
Конкуренция в подотраслях пищевой промышленности
Для определения уровня конкуренции необходима интерпретация полученных числовых показателей. Такая интерпретация позволяет характеризовать ту или иную подотрасль пищевой промышленности с точки зрения различных типов конкуренции – монополии, олигополии или монополистической конкуренции (см. табл. 4 на с. 16).
Таким образом, мы видим, что в подотраслях пищевой промышленности можно выделить две группы, различных по количественным характеристикам оценки уровня конкуренции. В первую группу можно отнести табачную, пивную промышленность, производство соков и безалкогольных напитков. Эти подотрасли по своим характеристикам наиболее близки к олигополистическому типу конкуренции. Вторая группа включает в себя кондитерскую промышленность. Эти подотрасли по своим характеристикам наиболее близки к монополистической конкуренции.
Однако на основании информации о компаниях, конкурирующих в подотраслях пищевой промышленности, истории их развития, а также стратегии и приоритетах развития, имеющейся в свободном доступе, а также на основании информации о ситуации в соответствующих сегментах рынка, мы пришли к выводу, что реальная характеристика конкуренции в подотрасли может не совпадать с результатами, полученными из расчета количественных показателей, приведенных выше.
Реальная конкурентная ситуация во всех рассмотренных нами подотраслях пищевой промышленности может быть охарактеризована как интенсивная монополистическая конкуренция.
Таблица 4
Сводная таблица количественных показателей состоянияконкуренции в подотраслях пищевой промышленности
Конкуренция на глобальном уровне
Противоречие между уровнем конкуренции, определяемом с помощью традиционных числовых показателей, и реальным уровнем конкуренции, который проявляется в количестве представленных на рынке видов продукции и товарных марок, интенсивности рекламы и других маркетинговых активностей, интенсивности активностей, связанных со слияниями и поглощениями, на наш взгляд, вызвано тем, что в традиционных трактовках числовых показателей конкуренции не учитывается специфика глобализационных процессов, проявляющихся в деятельности международных компаний.
Эта специфика заключается в том, что в отраслях с преобладающими позициями международных компаний конкуренция на национальном уровне в условиях глобализации является проекцией конкуренции на глобальном уровне. Соперничество ТНК на глобальном уровне, на наш взгляд, следует рассматривать как монополистическую конкуренцию, так как отсутствует основные признаки олигополистической конкуренции – возможность влиять на цену продажи и высокая вероятность сговора между субъектами конкуренции.
Таким образом, единственным способом изменить сложившуюся конкурентную ситуацию на глобальном уровне являются слияния и поглощения уже существующих или вновь возникающих компаний.
Однако проведенный нам анализ потенциальных слияний и поглощений на глобальном уровне для международных компаний, представленных в подотраслях пищевой промышленности России, свидетельствует о том, что возможность кардинального изменения конкурентной ситуации в каждой из этих отраслей отсутствует из-за сопоставимости рыночной стоимости крупнейших компаний и, следовательно, невозможности таковых действий в обозримой перспективе.
Таблица 5
Капитализация крупнейших ТНК,представленных в подотраслях пищевойпромышленности России
Заключение
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что традиционная методика оценки конкуренции в различных отраслях промышленности через количественные показатели не подходит для оценки конкурентной ситуации в отраслях с глубоким проникновением ТНК.
В таких отраслях определяющим для конкуренции является проекция ситуации на глобальном рынке на уровень национальной экономики и конкретной отрасли.
Для отраслей с доминирующими позициями ТНК анализ стратегий представленных компаний, истории слияний и поглощений в отрасли на глобальном уровне, а также анализ маркетинговых активностей и развития ассортимента продукции являются необходимыми дополнениями для определения уровня конкуренции в отрасли.
Источники:
2. Цены и ценообразование / под ред. д.э.н. В.Е. Осипова. – М., 1999.
3. Интернет-сайт РА «Эксперт». Рейтинг Экс перт-400, 2010. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/2010/.
4. Интернет-сайт Всемирного Банка. Таблица “Service, etc., value added (% of GDP) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://search.worldbank.org/all?qterm=service%20sector
5. Интернет-сайт Всемирной Торговой Организации (ВТО). Доклад “World Trade Developments” [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2010_e/its10_world_trade_dev_e.pdf.
6. Корпоративный интернет ресурс компании "Балтика". Отчет по результатам деятельности за 1 квартал 2009 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://corporate.baltika.ru/mediakit
7. Журнал «Russia food and drinks market magazine», [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.foodmarket.spb.ru/archive.php?year=2009&number=106&article=1273
8. «Российский рынок табачных изделий 2003-2007гг.» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fira.ru 4. Журнал «Russia food and drinks marketmagazine», http://www.foodmarket.spb.ru/archive.php?year=2008&number=98&article=1215.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:44:01