Разработка системного подхода к оценке предпринимательского потенциала вуза и уровня его реализации

Мищенко М.В., Сазонов В.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (182), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье предложена система показателей оценки предпринимательского потенциала вуза, разработан системный метод, позволяющий оценить величину предпринимательского потенциала вуза и уровня его реализации с помощью интегрального показателя. Проведена оценка предпринимательского потенциала на примере НОУ ВПО «Институт технологии и бизнеса» г. Находки за 2007–2009 гг.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, системный подход, эффективность деятельности, предпринимательский потенциал вуза, уровень разбалансированности



Экономические условия функционирования системы высшего профессионального образования в России к настоящему времени изменились. Сокращение государственного финансирования вузов поставило перед ними проблемы поиска дополнительных источников развития.

Данное обстоятельство порождает усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, что в свою очередь вызывает необходимость оптимизации использования ресурсов и возможностей вуза.

Совокупность ресурсов и возможностей называется «потенциалом объекта», а по отношению к исследуемой теме – «предпринимательским потенциалом», так как опыт развития сферы ВПО ряда зарубежных стран и России свидетельствует, что финансовая обеспеченность вузов в последнее десятилетие во многом достигается за счет средств, получаемых от предпринимательской деятельности, составляющих в среднем 40% финансирования.

Вуз как любой социально-экономический объект обладает некоторым потенциалом. Его величина объективна, то есть не зависит от метода оценки, а сам метод – субъективен и строится на определенных основополагающих принципах. Более объективная оценка предпринимательского потенциала вуза дает возможность более эффективного использования ресурсов и обоснованности принимаемых решений.

Предпринимательский потенциал вуза

Проблема разработки более объективной оценки предпринимательского потенциала вуза обуславливается определенными недостатками методических разработок в данной области. Так, большинство исследований базируются на комплексных методах оценки, что является оправданным в случае рассмотрения объекта в статике. Однако рыночные условия функционирования вузов позволяют рассматривать последних в качестве элементов внешней среды. Чтобы развиваться и быть конкурентоспособным, вузу необходимо учитывать изменяющиеся требования внешней среды, факторы которой находятся в диалектическом противоречии. Кроме того, исследователи предпринимательского потенциала при его оценке исходят из внутренних возможностей объекта.

Однако эффективность реализации предпринимательского потенциала детерминируется и ограничивается его внешней средой, а не только наличием внутренних ресурсов и возможностей.

Возникает проблема повышения степени объективности действующего инструментария оценки предпринимательского потенциала вуза, позволяющего более тщательно увязывать показатели фактически достигнутого уровня предпринимательского потенциала и эффективности деятельности вуза. Данным требованиям, по нашему мнению, удовлетворяет системный подход.

В рамках проводимого исследования предпринимательский потенциал вуза рассматривается нами как упорядоченная совокупность максимальных возможностей вуза, заключенных в ресурсном потенциале, организация взаимосодействия которых обеспечивает возможность нахождения инновационных путей более эффективного управления деятельностью вуза.

Степень разбалансированности элементов предпринимательского потенциала вуза

В соответствии с этим представляется целесообразным разделить задачу оценки предпринимательского потенциала вуза на три этапа:

1) определение фактически достигнутого уровня предпринимательского потенциала вуза;

2) определение уровня разбалансированности его элементов;

3) определение уровня реализации предпринимательского потенциала вуза.

В основе системного подхода лежит оценка трех составляющих пред- принимательского потенциала вуза: управляющей подсистемы, подсистемы маркетингового инструментария и ресурсной подсистемы, которые, взаимодействуя, определяют закономерности развития вуза. При этом структурные показатели каждой подсистемы можно подразделить на элементы более низкого порядка методом декомпозиции предпринимательского потенциала вуза на простейшие составляющие, разработав систему единичных показателей их оценки.

Необходимо отметить, что величина интегрального показателя предпринимательского потенциала вуза, как и результативность всей системы в целом, будет определяться «слабым звеном», то есть наименее развитой его составляющей. Поэтому нам представляется целесообразным оценить отклонение развитости каждого элемента от оптимального значения.

Суммарная оценка отклонений покажет общее значение уровня разбалансированности по всем элементам предпринимательского потенциала.

При проведении исследования нами обосновано, что при оценке предпринимательского потенциала вуза особое значение имеет анализ эффективности предпринимательской деятельности вуза, представляемый как коэффициент трансформации предпринимательского потенциала вуза в предпринимательскую активность.

Апробация разработанного метода проведена на примере НОУ ВПО «Институт технологии и бизнеса» (НОУ ВПО «ИТиБ») г. Находки.

Рост предпринимательского потенциала и предпринимательской активности

Использование полученной информации позволяет сравнить расчетный уровень предпринимательского потенциала вуза с теоретически возможным и определить направления его развития. Данные таблицы (см. на с. 138) показывают, что уровень развития предпринимательского потенциала НОУ ВПО «ИТиБ» в 2009 г. достигает лишь половины и составляет 50,4%. Уровень разбалансированности элементов составляет 1,4%, что говорит о значительной степени отклонения развития отдельных элементов предпринимательского потенциала. Как показали расчеты, только два элемента предпринимательского потенциала сформированы на достаточном уровне и дополнительные инвестиции в их развитие не способны повысить общий уровень предпринимательского потенциала (финансово-экономический и маркетинговый потенциал), так как существуют «недоинвестированные» элементы, развитие которых может существенно отразиться на общем уровне потенциала вуза (организационно-управленческий, производственно-кадровый и инновационный потенциал).

Таблица

Групповые интегральные показатели предпринимательского потенциалаи степени разбалансированности его элементов НОУ ВПО «ИТиБ» за 2007–2009 гг.

Рис. Соотношение темпов роста показателей внутреннейсоставляющей предпринимательского потенциала и эффективностиего реализации НОУ ВПО «ИТиБ», 2007–2009 гг.

Графически соотношение темпов роста показателя внутренней составляющей предпринимательского потенциала НОУ ВПО «ИТиБ» и эффективности его реализации представлено на рис. (см. выше).

Представленные данные показывают, что фактический рост предпринимательского потенциала НОУ ВПО «ИТиБ» происходит быстрее, чем рост предпринимательской активности.

Данная тенденция, по нашему мнению, объясняется неравномерными инвестициями в основные элементы предпринимательского потенциала вуза, соответственно не приводящими к появлению синергетического эффекта взаимодействия и взаимосодействия элементов. В данном случае руководству учебного заведения необходимо направить средства в недоинвестированные элементы предпринимательского потенциала с одновременным сокращением предпринимательских резервов. Такое вложение средств способно вызвать положительную синергию системы: уровень реализации предпринимательского потенциала будет возрастать быстрее, чем рост его внутренней составляющей, следствием чего является повышение общей эффективности деятельности вуза.

Пути активизации предпринимательской деятельности

Результаты проведенной оценки позволили определить основные пути активизации предпринимательской деятельности НОУ ВПО «ИТиБ» на основе повышения уровня реализации его предпринимательского потенциала:

1) трансформация организационной структуры вуза в форму учебно-научно-предпринимательского комплекса, поставляющего на рынок конкурентоспособную продукцию;

2) выделение предпринимательской деятельности (наряду с научной, образовательной и внебюджетной) в миссии и стратегических целях вуза, создание внутривузовской предпринимательской системы, основными элементами которой являются инновационно-активные предпринимательские подразделения (кафедры, центры, институты, лаборатории и пр.);

3) целенаправленная деятельность по созданию на базе вуза и с его участием сети малых предприятий, основной задачей которых является эффективные коммерциализация и использование предпринимательского потенциала высшей школы;

4) формирование системы передачи части результатов предпринимательской деятельности в учебный и научный процессы с целью их расширенного воспроизводства;

5) создание постоянно действующих элементов, необходимых для продвижения на рынок продукции или услуг вуза, нужных для развития спроса и конкурентной среды.

В целом, оценка предпринимательского потенциала на уровне отдельного вуза является необходимым этапом стратегического анализа и управления. Определение этого показателя обеспечивает системный взгляд на управление вузом, позволяя по новому подойти к проблеме развития его рыночных возможностей и доказать, что их оптимально сформированная структура представляет собой стратегический потенциал вуза, управление которым позволит повысить его конкурентоспособность.


Источники:

1. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 288 с.
2. Сазонов В. Г. Основы теории формирования и совершенствования систем показателей внутрифирменного планирования. Моногр. – Владивосток: Дальнаука : Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. – 296 с.
3. Смирницкий, Е.К. Экономические показатели бизнеса / Е.К. Смирницкий. – М.: Экзамен, 2002. – 512 с.
4. Степанов А.Я. Оценка предпринимательского потенциала фирмы: Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук. – СПб., 2001. – 176 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:46:13