Учет собственности муниципального образования

Сафуанов Р.М., Галимуллина Н.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (178), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Сафуанов Р.М., Галимуллина Н.А. Учет собственности муниципального образования // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 22-28.

Аннотация:
В статье обосновывается необходимость использования управленческого учета муниципальной собственности, а также методики консолидации собственности муниципального образования. Авторы представляют на суд читателей собственный алгоритм консолидации данных о муниципальной собственности муниципального образования. Достоверная и полная информация о ней необходима для управления муниципалитетом.

Ключевые слова: управленческий учет, муниципальная собственность, муниципальное образование, консолидированный баланс



Муниципальная собственность (далее МС) является основой деятельности муниципального образования (далее МО) [1] и инструментом управления финансовым состоянием региона [2].

Одним из направлений реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации является уточнение объектов учета и стандартизация основных подходов и принципов учета и отчетности [3]. Это достигается путем создания эффективной системы управления муниципальным имуществом и формирования системы управленческого учета МС.

Причинами данного утверждения являются следующие недостатки в существующей организации учета муниципальной собственности:

− МС имеет широкий состав, большой перечень наименований и форм;

− информация о МС отражается в различных видах учета (бюджетным, коммерческим и банковским), что затрудняет чтение и анализ полученных данных;

− разрозненность, обособленность баз данных о МС;

− бухгалтерский учет имущества муниципалитета ведется в Казне города, КУМС, учреждениях и организациях, что затрудняет сбор информации о составе и эффективности использования МС;

− отсутствуют стандарты учета муниципальной собственности, а именно нет законодательно установленного единого перечня объектов учета;

− отсутствует методика консолидации учетных данных МС.

Перечисленные недостатки вызывают необходимость совершенствования бухгалтерского учета МС и создания системы управленческого учета имущества МО.

Консолидированная отчетность муниципального образования

В целях решения задачи обеспечения МО необходимой информационной базой для принятия управленческих решений по эффективному использованию имеющейся у МО собственности, нами предложено формировать консолидированную отчетность МО и использовать ее в аналитических расчетах [4].

Консолидированный баланс позволит оценить финансовую устойчивость МО. В этих целях можно рассчитать группу показателей, которые существенно дополнят характеристику финансово – экономического состояния МО.

Все это позволит обеспечить:

1) полный и детальный управленческий учет МС;

2) принятие оптимальныхости управленческих решений по распоряжению муниципальным имуществом;

3) эффективное использование муниципального имущества, включая меры по повышению инвестиционной привлекательности муниципальной недвижимости;

4) эффективный контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества;

5) формирование консолидированной отчетности для целей управленческого учета и финансово-экономического анализа;

6) присвоение рейтинга МО на основе анализа эффективности использования МС.

Принимая во внимание отсутствие единой законодательно установленной методологии и порядка учета МС, большое значение для учетного процесса и управления собственными ресурсами МО [5], на наш взгляд, имеет практический опыт.

Унифицированный подход к обработке учетной информации

Таким образом, можно утверждать следующее.

1. Учет собственности является основой имущественных отношений.

2. Проведенный нами анализ существующего состояния организационно-информационного обеспечения системы учета собственности МО на примере городских округов продемонстрировал, что основным информационно-учетным инструментарием процесса учета МС является реестр муниципального имущества, и выявил несовершенство применяемой учетной системы, которая влечет за собой ряд негативных последствий:

− собственник имущества располагает усеченной, неполной информацией об основных характеристиках МС и вследствие этого не имеет четкого представления о фактическом составе и реальной стоимости собственных активов;

− ограниченность и необъективность информации об имущественных ресурсах МО отрицательно влияют на оперативное руководство, результаты управления МС и жизнедеятельность МО и создают условия для последующего планирования, содержащего искаженные ориентиры;

− несовершенство управления МС;

− занижение стоимости объекта налогообложения при расчете налоговой базы по налогу на имущество организации и, следовательно, сокращение налоговых доходов бюджета.

3. В целях оптимизации нами определены этапы выработки унифицированного подхода к обработке учетной информации, устанавливающих:

− методологию учета МС;

− унифицированные учетные формы;

− методику оценки объектов МС;

− методику анализа МС.

Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит создать консолидированную информацию о МС. Первичным документом консолидированного учета должны стать формы управленческой отчетности. Данная бухгалтерская документация является исходной для формирования информации на счетах консолидированного бухгалтерского учета.

Алгоритм консолидации и система балансов

Консолидированная финансовая отчетность предоставляет полные, реалистичные сведения об имущественном и финансовом состоянии МО как целого экономического субъекта.

Уточнение и конкретизация элементов метода бухгалтерского учета вносит значительные дополнения в учетный процесс консолидации.

1. Предварительный этап консолидации: разработка и утверждение регламента ведения консолидированного учета МС на основе учетной политики учреждений и организаций: оценка нефинансовых активов, начисление амортизации, оценка финансовых активов, учет участия МО в создании организаций, учет доходов и расходов.

2. Управленческий этап: формирование информационного массива управленческой информации о МС.

3. Промежуточный этап: на отчетную дату, установленную МО, данные управленческого учета учреждениями представляются в финансовый орган МО для консолидации.

4. Сводный этап: по данным счетов управленческого учета заполняются формы консолидированной отчетности.

5. Заключительный этап: финансово-экономический анализ консолидированной отчетности

Алгоритм консолидации приведен на рис. 1 (см. на с.???).

Учитывая изложенное, авторы предлагают представить основные финансовые потоки МО, обеспечивающие решение вопросов местного значения, а также движение имущественной составляющей МС в виде следующей системы балансов:

1. Баланс финансовых ресурсов − местный бюджет в традиционном понимании со сложившимися методами формирования и исполнения.

2. Консолидированный баланс хозяйствующих субъектов с прямым участием МО в формировании их имущества.

3. Баланс имущества, находящегося в казне МО, за исключением средств местного бюджета.

4. Консолидированный баланс МО.

Таким образом, управленческий учет МС позволит провести экономический анализ МО. Основой анализа должен стать консолидированный баланс, который имеет особое значение прогноза финансовой устойчивости региона.


Источники:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
2. Исаев П.В. Формирование интегральной системы программно-целевых ориентиров социально-экономического развития муниципального образования // Экономический анализ: теория и практика. − 2008. − № 14 (119) − С.68.
3. Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / О.В. Малиновская, И.А. Скобелева, А.В. Боровкина. – М.: КНОРУС, 2010. − 277 с.
4. Сафуанов Р.М., Мамателашвили О.В., Галимуллина Н.А. Формирование муниципальной собственности и отражение хозяйственных операций в бухгалтерском управленческом учете // Межвузовская научно-практическая конференция «Финансовые, учетные и правовые аспекты развития современных российских предприятий», 18.12.2008г. − Уфа: УГНТУ.
5. Смирнов В.В. Механизм обеспечения эффективного социально-экономического развития региона // Экономический анализ: теория и практика. − 2009. − № 11 (140). − С. 30.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:49:36