Корпоративная культура как способ борьбы с рентоориентированным поведением

Скотников В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (176), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается корпоративная культура как современный метод борьбы с рентоориентированным поведением и коррупцией. Автором проанализированы кодексы корпоративной этики ряда российских компаний и сделаны предложения по их корректировке.

Ключевые слова: управление персоналом, корпоративная культура, коррупция, кодексы корпоративной этики, рентоориентированное поведение, злоупотребление полномочиями, антикоррупционное поведение



Согласно одному из определений, рентоориентированное поведение – это поведение экономического субъекта, направленное на извлечение незаконной выгоды от положения агента в институциональной структуре общества. Экономическая опасность рентоориентированного поведения заключается в том, что третья сторона лишает определенных возможностей одного из участников транзакции либо ограничивает их. В результате происходит не рост благосостояния, а лишь его перераспределение в чью-либо пользу.

Также понятие «рентоориентированное поведение» применяется для описания коррупции государственных чиновников, стремящихся получать взятки за использование должностных функций и властных полномочий по собственному желанию. В данной статье рентоориентированное поведение будет рассмотрено именно с точки зрения коррупции.

Коррупция и коррумпированное общество

В соответствии с Федеральным законом РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Любой человек, обладающий правом распределения не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, судья, администратор, врач, депутат и т.д.), может быть подвержен коррупции, основным стимулом которой является получение экономической прибыли (ренты).

Коррумпированное общество сталкивается:

– с неэффективным распределением ресурсов, финансовых потоков и государственных средств;

– с потерей налогов;

– с присвоением отдельными лицами международной помощи;

– с ростом общественного неравенства;

– с неэффективной деятельностью государственного аппарата и возрастанием недоверия к власти и многими другими проблемами, мешающими экономическому развитию.

На данный момент приняты различные документы по борьбе с данным явлением международных и государственных масштабов:

– «Конвенция ООН против коррупции»;

– «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию»;

– «Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию» Совета Европы;

– федеральные законы и т.д.

Однако это противодействие имеет ряд объективных трудностей:

– человеческий фактор;

– несовершенство законодательства;

– несовершенство общества;

– устойчивость коррупционных рынков.

Коррупция в России

Коррупция в Российской Федерации является огромной проблемой. По данным агентства Transparency Int на 2007 г. Россия заняла 143-е место из 180 по уровню коррупции. А по данным генеральной прокуратуры, в 2006 году объем рынка коррупции составил более 240 миллиардов долларов.

Современное общество требует новых методов борьбы с коррупцией. Она должна вестись не только со стороны государства, но и со стороны организаций, также являющихся участниками коррупционных сделок.

Строгое соблюдение законодательства стало одной из основных ценностей для многих организаций, однако борьба с рентоориентированным поведением и коррупцией, как правило, лишь подразумевается под термином «соблюдение законов». Вопрос коррупции в нашей стране особенно актуален. Чтобы уменьшить это негативное явление, необходимо, чтобы в разряд ценностей и норм корпоративных культур входило честное ведение бизнеса, борьба с подкупом и взяточничеством.

Учитывая особенности менталитета и то, что коррупция в России процветала веками, перевести честный бизнес на базовый уровень ценностей корпоративной культуры будет сложно. По мнению автора, первым и главным шагом в этом процессе должна стать регламентация антикоррупционного поведения в документации организации и в первую очередь – в кодексе корпоративной этики.

По своей сути, кодекс корпоративной этики представляет собой свод правил и норм поведения, разделяемых большинством участников организации. С его помощью создаются единые стандарты совместной деловой деятельности.

Анализ кодексов корпоративной этики

Автором был проведен анализ кодексов корпоративной этики 14 компаний, действующих на территории Российской Федерации, на предмет отражения в них мер по борьбе с коррупцией и негативным рентоориентированным поведением.

Результат выглядит следующим образом:

– «Тендер Банк». Отражен запрет на принятие подарков, денег и услуг за работу; запрет на посредничество в даче взяток;

– ЭМЗ. В качестве антикоррупционных мер отражен запрет на вступление в коммерческие отношения с третьими лицами;

– «УЦ Энергетики». Позиционируют себя как противники коррупции;

– Hennes & Mauritz AB. Меры по противодействию коррупции не отражены;

– «Корпорация связи». Меры по противодействию коррупции не отражены;

– «Российские вертолеты». Запрещен прием вознаграждения за деятельность от третьих лиц;

– «Верофарм». Запрет на дачу и получение взяток;

– «Евразия Петролеум». Запрещено брать взятки;

– Международный аэропорт «Шереметьево». Меры по противодействию коррупции не отражены;

– РУСАЛ. Меры по противодействию коррупции не отражены;

– «Петроальянс». Запрещено давать и принимать подарки;

– Юникредит Банк. Меры по противодействию коррупции не отражены;

– ВТБ. Меры по противодействию коррупции не отражены;

– ТНК-ВР. Указано, что сотрудники не должны попустительствовать коррупции.

Стоит отметить, что многие организации не предоставляют свои кодексы для публичного ознакомления, что, на мой взгляд, является в корне неправильным: кодекс несет в себе ценности, нормы, наблюдаемые поведенческие стереотипы и прочие элементы культуры организации, которые должны быть доступны для общественности. Это повысит интерес потенциальных сотрудников и положительно скажется на репутации фирмы.

Анализ выявил ряд общих проблем и недостатков в отражении антикоррупционных мер в этических кодексах организации:

1) за исключением «Петроальянс», ни в одном кодексе не отражен запрет на дачу взяток;

2) не отражены правила взаимодействия с государственными чиновниками, хотя эта область является обширным полем коррупции;

3) неоднозначность формулировок. Тендер-Банк не запрещает получение подарков, если отказ от них может привести к негативным последствиям для банка. Подобная формулировка создает варианты обхождения антикоррупционных правил. Холдинг «Российские вертолеты» не запрещает получение подарков стоимостью до 10 тысяч рублей по случаям знаменательных дат и государственных праздников. Однако, учитывая то, что 10 тысяч являются достаточно значимой суммой, такой подарок может оказывать влияние на деятельность сотрудника.

По результатам анализа можно построить диаграмму, разделив этические кодексы организаций на регламентирующие борьбу с коррупцией, на регламентирующие не в полной мере и на не регламентирующие (см. рис.).

Диаграмма. Отражение антикоррупционных мер в кодексах корпоративной этики

Коррупция как стратегическая проблема

Организации не в полной мере отражают в своих кодексах борьбу с коррупцией и негативным рентоориентированным поведением.

Но существует и более важная – стратегическая проблема.

Все кодексы содержат антикоррупционную информацию исключительно в нормативной части (отражающей стандарты поведения сотрудников). Как было отмечено выше, для того, чтобы корпоративная культура стала эффективным инструментом борьбы с коррупцией, антикоррупционная политика должна стать ценностью сотрудников и организации в целом. В списке провозглашаемых ценностей должно отражаться противодействие коррупции. В кодексе корпоративной этики как в одном из главных документов для публичного выражения и регламентации корпоративной культуры антикоррупционные меры должны быть отражены не только в нормативной, но и в идеологической части.

Для совершенствования кодекса корпоративной этики с точки зрения борьбы с негативным рентоориентированным поведением и коррупцией необходимо:

– внести антикоррупционное поведение в список провозглашаемых ценностей и идеологическую часть кодека;

– создавать подробные, логичные и не противоречивые правила поведения сотрудников в ситуациях, связанных с передачей взяток, подарков и т.д.

XXI век – век нематериальных активов и пиар-технологий. Меры по борьбе с коррупцией помогут организации получить дополнительные конкурентные преимущества за счет улучшения репутации и не просто выжить, а успешно функционировать в течение длительного срока.


Источники:

1. Козлов В.В. Корпоративная культура. – М.: Альфа-Пресс, 2009.
2. Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В. Самыгин С.И. Управление персоналом. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
3. Братющенко С.В. Социальная ответственность предпринимательства (обзор концепций) // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005.
4. Козонов Э.Ю. Коррупция: истоки и пути преодоления. – М.: Макс Пресс, 2006.
5. Стернин И., Панферова Н. Кодекс корпоративной этики: каждой компании – свой кодекс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/331601/.
6. Институт корпоративной культуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.corpculture.ru.
7. ТНК-ВР. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.tnk-bp.ru.
8. Юникредит Банк. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.unicreditbank.ru.
9. BP. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bp.com.
10. ОАО «Банк ВТБ». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.vtb.ru.
11. Тендер Банк. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tenderbank.ru/.
12. «УЦ Энергетики». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fsk-ees.ru/acc_100_uc.html.
13. Hennes & Mauritz AB. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hm.com/ru/.
14. «Корпорация связи». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.corporacia.ru/.
15. «Российские вертолеты». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rus-helicopters.ru/ru/.
16. «Верофарм». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.veropharm.ru/.
17. «Евразия Петролеум». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasian-petroleum.com/.
18. Международный аэропорт «Шереметьево». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.svo.aero/.
19. РУСАЛ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusal.ru/.
20. «Петро Альянс». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.petroal.ru/

Страница обновлена: 26.09.2024 в 22:45:17