Исследование миграционного поведения абитуриентов при выборе высшего образовательного учреждения на основе методов автоматического анализа данных опроса абитуриентов

Мигранова Л.И.1, Атнабаева А.Р.2
1 Институт социально-экономических исследований – обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Россия, Уфа
2 Институт социально-экономических исследований – обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Уфа, Российская Федерация

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47370867
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлены результаты опроса учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проведенного по всем муниципальным районам Республики Башкортостан. Результаты опроса позволили сформировать портрет потенциального мигранта и определить логику его поведения, влияющую на абитуриента при принятии решения о выборе специальности и вуза. С целью выявления уровня миграционной активности и ее направления был проведен кластерный анализ на основе иерархического метода. Полученные данные были проанализированы с применением байесовского метода машинного обучения. Проведенное исследование позволяет добавить в разработанную авторами имитационную модель управления поведением абитуриентов блок образовательной миграции. Модель позволит имитировать регулирующие воздействия на поведение абитуриентов с целью снижения уровня оттока молодежи из региона и выявлять наиболее эффективные.

Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, опрос абитуриентов, поведение агентов

Финансирование:
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-00504-21-00 на 2021 г.

JEL-классификация: I23, I26, J21, J24



Введение

В Республике Башкортостан, как и в России в целом, наблюдается снижение численности населения. В 2021 году численность составила 4 013 786 чел., что на 1,5% ниже, чем показатель 2016 года [1]. С 2016 года стабильно наблюдается убыль населения региона. Ситуация осложняется миграционным оттоком молодежи из республики. В 2020 году убыль населения составила 23 620 человек [2]. Больше всего из региона уезжает молодежь 14–24 лет – возраст поступления в вуз, поиска и устройства на работу после завершения обучения [3] (Verdesh, 2018). Для разработки эффективных регулирующих воздействий с целью снижения миграционного оттока авторами был проведен опрос школьников региона.

Цель исследования ­– выявление поведенческих закономерностей абитуриентов при выборе направления обучения и высшего учебного заведения.

Перед авторами ставились следующие исследовательские задачи: составить комплексный социальный портрет абитуриента 2021 г., выявить предпочтения абитуриентов при выборе вуза и специальности, определить ключевые причины образовательной миграции молодежи Республики Башкортостан.

Результаты опроса школьников Республики Башкортостан

В рамках разработки цифровой модели управления поведением агентов был проведен опрос учащихся 10–11 классов общеобразовательных школ и лицеев по всем муниципальным образованиям Республики Башкортостан. В опросе приняли участие 6 127 человек, что составило около 20% из всей численности школьников 10–11 классов (30 тыс. чел) [4]. Из всех опрошенных 51,7% составили женщины, 48,3% – мужчины, в 50% достигли возраста 17 лет, 31,5% – в возрасте 16 лет и 18,3% – в возрасте 18 лет. Учеников, обучающихся в 10 классе, среди опрошенных было 51,4%, учеников 11 классов – 48,6%. Среди опрошенных 53% обучаются в школах, находящихся в сельской местности, 47% – в городской местности. Все основные признаки генеральной совокупности, из которой извлечена данная выборка, представлены приблизительно в той же пропорции, с которой данный признак выступает в этой генеральной совокупности, поэтому полученную выборку можно считать репрезентативной.

Опрос состоял из нескольких блоков: первый блок касался половозрастных качеств опрашиваемых, второй блок касался территориальной привязки, третий – непосредственно обучения в школе и сдачи экзаменов, четвертый – поступления в вуз своего региона, пятый – поступления в вуз другого региона, шестой – общие вопросы.

Опрос проводился в период с 1 мая по 1 июня 2021 года. 34,3% опрошенных учатся в непрофильном классе, 24% – в физико-математическом, 19,2% – в социально-гуманитарном, 14,3% – химико-биологическом, у 55,2% опрошенных уровень знания английского языка выше среднего.

И на вопрос, какие предметы ЕГЭ вы планируете сдавать, ученики ответили следующим образом: математика профильного уровня – 56,3% опрошенных, обществознание – 39,5%, биология – 22,7%, физика – 21%, информатика – 19,2%, химия – 19,2%. На рисунке 1 представлена диаграмма выбора предметов ЕГЭ абитуриентами за 2019–2021 гг. На данный момент уже известны данные за 2021 год, и полученные с помощью опроса ответы еще раз доказывают репрезентативность выборки [5].

Рисунок 1. Выбор предметов ЕГЭ школьниками Республики Башкортостан за 2019–2021 гг.

Источник: составлено авторами [5].

Как видим из полученных данных, на втором месте среди предметов ЕГЭ – обществознание, соответственно, абитуриенты заведомо выбирают для поступления гуманитарные и экономические специальности, невостребованные на рынке труда, проецируя тем самым иррациональное поведение. Данный факт подтверждает официальная статистка (рис. 2) [4].

Рисунок 2. Прием на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в государственные образовательные организации высшего образования по направлениям подготовки на 2020 год

Источник: составлено авторами [4].

Согласно официальной стистистике, в 2020 году 3334 человека поступили на направление подготовки «Образование и педагогические науки», 2901 чел. – на направление «Экономика и управление», на третьем месте – «Прикладная геология, горное дело, нефиегазовое дело и геодезия». На первые два направления подготовки приходится более 45% всех поступающих в государственные вузы Республики Башкортостан. Таким образом, уровень профессионально-квалификационного дисбаланса продолжает расти.

Среди школьных достижений у 11,7% опрошенных ожидается золотая медаль, у 6,4% – серебряная медаль. 44,4% опрошенных планируют поступать в вузы других регионов, 39,4% – в вузы Республики Башкортостан, 10% – планируют поступить в техникумы и колледжи, 3,3% – планируют работать. Среди тех, кто планирует поступать в вузы региона, 26,8% планируют поступать в ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», 22,1% – в ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», 17,3% – в ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», 15,5% – в ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет», 8,1% – в ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет» и др.

Абитуриенты выбирают вуз по следующим параметрам: высокое качество обучения отметили 92% опрошенных, количество бюджетных мест – также немаловажный фактор, считают 85% опрошенных, такой аспект, как стоимость обучения, выбрали 77% респондентов. Также были такие варианты, как репутация вуза – 62%, наличие мест в общежитии – 42%, мнение родителей – 42%, близость к дому – 31%, история вуза – 27%. Ответы школьников из республики идентичны общероссийским показателям, рассмотренным в работах других ученых [6, 7] (Koshkarov, Agarkov, 2015; Baldanov, Dondokova, 2015). Из полученных данных стоит сделать вывод, что месторасположение вуза для нынешней молодежи не столь важно, как репутация, наличие бюджетных мест и стоимость обучения.

Следующий блок вопросов касался респондентов, которые выбрали вариант поступать в вуз другого региона (44,4%). Среди причин такого выбора абитуриенты отметили следующее (рис. 3).

Рисунок 3. Причины, по которым абитуриенты Республики Башкортостан предпочитают поступать в вузы других регионов

Источник: составлено авторами по результатам опроса.

Данные цифры говорят о том, что уровень привлекательности региона для молодежи очень низкий.

Кластерный анализ

Опрос показал, что немаловажным фактором, влияющим на поведение абитуриентов при принятии решения о переезде, является его место жительства и социально-экономические характеристики территории. Для выявления закономерностей между муниципальным образованием (МО) и его уровнем миграции был проведен кластерный анализ на основе иерархического метода, оценка расстояний между кластерами осуществлялась с использованием методов дисперсионного анализа (метод Уорда). В качестве входных данных использовались такие показатели, как:

– число выбывших, человек, 15–19, значение показателя за год (межрегиональная), для учета миграционной активности населения в МО;

– среднемесячная заработная плата работников организаций муниципальной формы собственности (с 2017 года), рублей. Как видно на рисунке 3, для 32,4% респондентов важен карьерный рост, в связи с чем для этого был выбран наиболее близкий показатель из статистики;

– удаленность муниципальных центров от Уфы позволяет учитывать мобильность и удаленность МО от крупных вузов Республики Башкортостан.

Рисунок 4. Результаты кластерного анализа МО Республики Башкортостан

Источник: составлено авторами.

С целью наглядного представления результатов анализа на рисунке 4 представлены МО РБ, дифференциально окрашенные в зависимости от принадлежности к кластеру. В первый кластер (зеленый) вошли юго-западные МО (Абзелиловский, Баймакский, Зианчуринский, Зилаирский и Учалинский, город Сибай), удаленность административных центров от Уфы которых больше 328 км. По данным опроса, из этих районов планируют уехать 33,5% (54) респондентов. Второй кластер (светло-зеленый) объединил в себе 20 муниципальных образований, отличительной особенностью которых является низкий уровень заработной платы (до 27 тыс. руб.). В самый крупный, третий кластер (желтый) вошло 25 районов и 5 городских округов, для которых характерен средний уровень заработной платы (от 28 до 32 тыс. руб.) и удаленность от 74 до 285 км. Городской округ города Уфа представляет пятый кластер, что объясняется статусом города и его социально-экономической инфраструктурой. Территории, находящиеся в непосредственной близости к городу Уфа (Иглинский, Уфимский, Кармаскалинский, Чишминский муниципальный район), формируют четвертый кластер (красный), который характеризуется высоким уровнем заработной платы, свыше 32 тыс. руб.

При сопоставлении результатов опроса и кластерного анализа было выявлено, что строгая группировка не дает возможности получить точный прогноз по поведению абитуриентов. Однако по результатам опроса были выявлены две закономерности. Во-первых, наиболее подвижное население республики проживает в северных районах, на них приходится 52,9% (среди муниципальных районов) и 9% (среди городских округов). Данная ситуация объясняется близостью крупных научных центров в Казани, Ижевске и Екатеринбурге. Во-вторых, миграционные потоки в вузы Москвы и Санкт-Петербурга не поддаются территориальной привязке, это говорит о том, что значимость удаленности учебного заведения снижается при увеличении рейтинга вуза. Так, на рисунке 5 выделены муниципальные районы и города по количеству респондентов, желающих поступать в вузы Москвы, Казани, Ижевска и Самары.

Рисунок 5. Предпочтения школьников по выбору вузов соответствующего региона по муниципальным районам Республики Башкортостан (в процентном соотношении от уезжающих в МО)

Источник: составлено авторами.

Среди вузов других регионов наиболее привлекательным среди опрошенных является Казанский федеральный университет. Туда желают поступить 21,7% опрошенных (рис. 6). На втором месте Санкт-Петербургский государственный университет, третьем – Московский государственный университет. Таким образом, абитуриенты отдают предпочтение вузам Казани, Санкт-Петербурга и Москвы.

Рисунок 6. Рейтинг вузов других регионов для поступления на обучение среди опрошенных абитуриентов Республики Башкортостан

Источник: составлено авторами по результатам опроса.

Из каких муниципальных образований больше всего желающих уехать учиться в другой регион? В г. Нефтекамске 59% опрошенных хотят уехать поступать в другой регион, из г. Октябрьского хотят уехать 57% респондентов, из г. Стерлитамака – 55% (рис. 7). Это обьясняется отсутствием вакантных рабочих мест и низкими заработными платами.

Рисунок 7. Распределение муниципальных образований, из которых больше всего желающих уехать поступать в вуз другого региона, согласно опросу

Источник: составлено авторами по результатам опроса.

Портрет образовательного мигранта 2021

Наряду с социально-экономическими показателями территории немаловажную роль при принятии решения о переезде играют индивидуальные характеристики абитуриента. Так, проанализировав данные социологического опроса, был сформирован портрет мигранта (рис. 8).

Рисунок 8. Портрет образовательного мигранта 2021

Источник: составлено авторами по результатам опроса.

Итоги опроса показали, что следующие респонденты мужского пола планируют уехать поступать в вузы других регионов: 48% из всех учеников физико-математических профильных классов, 68% из тех школьников, которые планируют сдавать ЕГЭ по иностранному языку, 49% из тех, кто планирует сдавать ЕГЭ по биологии, 44% школьников, имеющих средний балл 4,5, 97% из респондентов, чьи семьи имеют высокий доход, и т.д. Портрет образовательного мигранта женского пола можно увидеть на рисунке 6. Таким образом, получаем, что планируют покинуть республику с целью поступления в вуз другого региона школьники из обеспеченных семей, отличники, в особенности планирующие сдавать иностранные языки, и желающие обучаться на таких направлениях подготовки, как здравохранение, исскуство и культура и гуманитарные науки.

Проведенный опрос абитуриентов 2021 года является частью исследования, направленного на создание цифровой модели управления поведением агентов образовательных услуг. На сегоднешний день в модели определены три типа агентов с индивидуальным набором харакетеристик: человек (возраст, пол, место жительства, баллы ЕГЭ, доход семьи, специальность, статус, удаленность, выбор ЕГЭ), специальность (наименование, престиж, количество бюджетных мест, стоимость обучения, количество мест в общажитиях) и регион (количество бюджетных мест, стоимость обучения, рейтинг вузов, количество мест в общежитиях, вузы). В модели реализованы механизмы выбора и сдачи ЕГЭ, выбора специальности и поступления в вуз [9] (Gainanov, Migranova, Minyazev, 2020).

Представленное исследование позволяет добавить в модель блок образовательной миграции. Для выявления связей и правил поведения абитуриентов при принятии решения о переезде был использован один из методов автоматического анализа данных ­– деревья решений. Для этого был использован програмный продукт Deductor Studio Academic.

В качестве входной информации при построении использовались данные опроса по ключевым характеристикам школьников: пол, предмет, материальное положение и медали (рис. 9).

Рисунок 9. Фрагмент дерева решений для прогнозирования поведения абитуриента при выборе вуза

Источник: составлено авторами.

В ходе построения было получено 47 правил и 63 вершины, наиболее значимым параметром, влияющим на принятие решения о переезде, является материальное положение абитуриента. Так, например: если материальное положение выше среднего (покупка товаров длительного пользования (телевизор, холодильник) у нас не вызывает трудностей, но покупка автомашины, дачи нам сейчас недоступна) и гендерная пренадлежность – женщина, то агент получает статус потенциального мигранта; если материальное положение среднее (денег хватает для приобретения необходимых продуктов питания и одежды, более крупные покупки приходится откладывать на потом) и сданы ЕГЭ по биологии, то агент поступает в вузы Башкирии; если уровень материального поожения низкий (денег сейчас не хватает даже на приобретение продуктов питания), но уровень образования высокий (золотая медаль), то агент становится потенциальным мигрантом.

Заключение

Полученные при опросе данные позволят более подробно описать агентов имитационной модели управления поведением абитуриентов [9] (Gainanov, Migranova, Minyazev, 2020). Концепция данной модели представлена на рисунке 10.

Рисунок 10. Имитационная модель управления поведением абитуриента

Источник: составлено авторами.

В научной среде встречаются работы ученых и разработанные ими модели, описывающие поведение абитуриентов при выборе вуза и специальности, среди них можно выделить мультиагентную модель региона Е.Д. Сушко [9] (Sushko, 2012), работы Д.А. Казначеева и Н.В. Казначеева [10] (Kaznacheev, Kaznacheeva, 2020), модель для прогнозирования поведения потенциальных абитуриентов О.Ю. Шиловой и А.В. Мельникова [11] (Shilova, Melnikov, 2017). Разработанная авторами модель, в отличие от существующих, позволяет прогнозировать поведение абитуриентов при выборе вуза и специальности на краткосрочный и среднесрочный период, а также дает возможность имитации регулирующих воздействий на их стратегию поведения с целью направления абитуриентов на те специальности, которые востребованы рынком труда. После проведения опроса также были выявлены такие проблемы, как: Республика Башкортостан становится донором человеческого потенциала для образовательных центров России, происходит депопуляция периферии республики, развивается острая нехватка кадров для развития наукоемких технологий, внедрения инновационных разработок. Органам власти необходимо предпринимать необходимые эффективные действия с целью снижения оттока молодежи из республики и привлечения абитуриентов на обучение на востребованные специальности путем повышения рейтинга региональных вузов, повышения качества обучения, открытия новых специальностей, увеличения мест в общежитиях и т.д. Разработанная авторами модель позволит имитировать данные, регулирующие воздействия на поведение абитуриентов, и выявлять наиболее эффективные.


Источники:

1. Общая численность населения Республики Башкортостан за 1991-2020 год. [Электронный ресурс]. URL: https://численность-населения.рф/республика-башкортостан (дата обращения: 10.11.2021).
2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. [Электронный ресурс]. URL: https://bashstat.gks.ru/storage/mediabank/plgMmwtj/Operativnye_itogi_migracionnogo_dvizheniya_naseleniya_RB_12_2020.pdf (дата обращения: 10.11.2021).
3. Вердеш Т.А. Процесс «утечки умов» как одно из последствий образовательной миграции российской молодежи // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-6. – c. 835-838.
4. Образование и культура в Республике Башкортостан. / Статистический сборник. Башкортостанстат. - Уфа, 2021. – 4130 c.
5. Министерство образования и науки Республики Башкортостан. [Электронный ресурс]. URL: https://education.bashkortostan.ru/ (дата обращения: 18.11.2021).
6. Кокшаров В.А., Агарков Г.А. Анализ экономических мотиваций при выборе индивидами образовательных траекторий // Экономика региона. – 2015. – № 1 (41). – c. 245-252.
7. Балданов В.Д., Дондокова Е.Б. Модели рациональности поведения индивидов и выбор направлений обучения в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – № 2S. – c. 3-8.
8. Гайнанов Д.А., Мигранова Л.И., Минязев А.И. Имитационная модель управления поведением абитуриента в образовательной системе региона // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2551-2568.
9. Сушко Е.Д. Мультагентная модель региона: концепция, конструкция и реализация. / Препринт WP/ 2012 /292. - М.: ЦЭМИ РАН, 2012. – 54 c.
10. Казначеев Д. А., Казначеева Н. В. Использование логистической регресии в прогнозировании поведения абитуриентов // Обработка информации и математическое моделирование: Материалы Российской научно-технической конференции, Новосибирск, 23–24 апреля 2020 года. Новосибирск, 2020. – c. 78-82.
11. Шилова О. Ю., Мельников А. В. Применение стандартной SIR-модели эпидемии и ее модификаций для имитационного моделирования поведения потенциальных абитуриентов с целью оптимизации плана рекламы и прогнозирования результатов рекламной кампании // Информационные технологии: труды Шестой Международной научной конференции Научное электронное издание. Банное, 2017. – c. 331-336.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:06:25