Обоснование целесообразности налогового стимулирования деятельности малых и средних инновационных компаний
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3-1 (179), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мозговой А.О. Обоснование целесообразности налогового стимулирования деятельности малых и средних инновационных компаний // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – С. 25-32.
Аннотация:
В статье рассматривается роль малого и среднего инновационного бизнеса в модернизации российской экономики. Автором проанализированы принятые и разрабатываемые изменения в налоговом законодательстве в целях стимулирования инновационных компаний. Сделан вывод о необходимости снижения налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства.
Ключевые слова: налоговое стимулирование, налоговая нагрузка, инновационное развитие экономики, малое и среднее инновационное предпринимательство
В современных условиях достижение экономического роста в стране существенно зависит от результатов проводимой государственной инновационной политики. Они, в свою очередь, определяются, количественными и качественными показателями развития малого и среднего предпринимательства, которое является источником инноваций, каналом трансфера знаний и технологий, основой трансформации структуры различных секторов экономики, исходным звеном для формирования новых рынков.
Благодаря гибкости и мобильности, малые и средние инновационные компании быстро осваивают и внедряют новые технологии, эффективно доводят до коммерческого итога результаты научных исследований и разработок и тем самым повышают наукоемкость и конкурентоспособность производства. Являясь высоко динамичными структурами, малые и средние предприятия обладают большими возможностями для перепрофилирования деятельности, расширения номенклатуры выпускаемых изделий, разработки уникальной продукции и удовлетворения индивидуального спроса.
Налоговые льготы для малого бизнеса
Таким образом, малое и среднее инновационное предпринимательство является необходимым условием функционирования «новой» экономики. Оно обеспечивает значительный вклад в формирование ВВП и доходов бюджета, занимает существенное положение по количеству предприятий, является важным источником обеспечения населения рабочими местами. Однако, несмотря на высокую эффективность, малые и средние инновационные организации характеризуются низкой жизнеспособностью. Их деятельность ограничена негативным состоянием внешней и внутренней среды, а также неопределенностью получения положительного результата, что обусловлено, с одной стороны, рисковой природой инноваций, а с другой − особенностями функционирования малых и средних предприятий.
Экономическая специфика инновационных компаний, в настоящее время определяется высоким уровнем совокупной налоговой нагрузки [7]. В результате исследования вопросов, связанных с налогообложением субъектов малого и среднего предпринимательства, можно сделать вывод о том, что на современном этапе необходимо развивать меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в налоговой сфере. Помимо предоставления возможности использовать УСН [1], в современных условиях целесообразно снижать налоговые ставки для хозяйствующих субъектов, действующих в приоритетных отраслях народного хозяйства. Необходимо также уменьшить налоговое бремя для микропредприятий в первые годы их деятельности [6]. В настоящее время малые предприятия в целях уменьшения налоговых платежей могут воспользоваться льготами, предусмотренными гл. 9 НК РФ (отсрочка, рассрочка по уплате налогов или сборов, инвестиционный налоговый кредит или налоговый кредит). Однако такими мерами поддержки вправе воспользоваться также иные организации в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В частности, на наш взгляд, одной из мер решения данной задачи может служить введение специальных налоговых льгот для предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся инновационной деятельностью, выражающихся в установлении разумной налоговой нагрузки для таких экономических субъектов.
Инструменты налогового стимулирования
В рамках основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011–2013 гг. государством рассматривается пакет инициатив по созданию стимулов к осуществлению инновационной деятельности. Разработан проект федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», а также пакет законопроектов, решающих большинство из поставленных в Послании Президента РФ задач по инновационному развитию, в том числе и в части совершенствования налогообложения.
В частности к инструментам налогового стимулирования можно отнести:
− освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество организаций;
− повышение верхней границы годового дохода, дающего право на применение упроще нной системы налогообложения в части повышения годового дохода до 70 млн рублей и снятия ограничений на состав учредителей организациям науки и инновационных предприятий;
− списание до 50% основных средств при их включении в состав расходов для целей обложения налогом на прибыль организаций;
− введение коэффициента ускоренной амортизации для научных, образовательных и инновационных организаций;
− снижение ставок по страховым взносам;
− предоставление вновь зарегистрированным организациям науки и инновационным предприятиям права на применение налоговой ставки по налогу на прибыль в размере 0 процентов в первые пять лет работы [5].
Налоговое стимулирование инновационной и научной деятельности
Проведенный анализ позволил установить определенные тенденции в механизме государственного регулирования деятельности малых и средних инновационных предприятий реализуемого в России, а также выделить ряд направлений государственной политики, которые должны стимулировать развитие отечественных малых и средних инновационных компаний. Результаты анализа позволяют сравнить действующую систему налогообложения и разрабатываемую систему налогового стимулирования инновационных компаний (см. табл. на с. 28).
Таблица
Сравнительный анализ действующей системы налогообложения и разрабатываемой системы налогового стимулирования инновационных компаний
Показатель
|
Действующая система
налогообложения |
Разрабатываемая система
налогового стимулирования инновационных компаний |
Система налогового стимулирования инновационных компаний «Сколково»
|
Налог на прибыль организаций
|
20%
|
0% в первые пять лет работы
|
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в течение 10 лет, 0% (при утрате данного права)
|
Земельный налог
|
Не более 1,5%
|
Льгота
|
Не более 1,5%, (льгота представляется только управляющими компаниями)
|
Налог на имущество организаций
|
Не более 2,2%
|
Льгота
|
Льгота
|
Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения (по итогам девяти месяцев)
|
45 млн руб. (по 30 сентября 2012 года),
15 млн руб. (с 1 октября 2012 года) |
50 млн. рублей
|
45 млн руб. (по 30 сентября 2012 года),
15 млн руб. (с 1 октября 2012 года) |
Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения (по итогам отчетного (налогового) периода)
|
60 млн. руб. (по 31 декабря 2012 года),
20 млн руб. (с 1 января 2013 года) |
70 млн. рублей
|
60 млн руб. (по 31 декабря 2012 года),
20 млн руб. (с 1 января 2013 года) |
Ограничение при применении УСН на долю участия других организаций
|
25%
|
Отмена ограничения
|
25%
|
Ограничение на включение в состав расходов отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения
|
Не более 10% (не более 30% − в отношении основных средств, относящихся к третьей − седьмой амортизационным группам)
|
Не более 50%
|
Не более 10% (не более 30% − в отношении основных средств, относящихся к третьей − седьмой амортизационным группам)
|
Специальный коэффициент ускоренной амортизации
|
1
|
Не более 2
|
1
|
Взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
|
34%
|
15,5%
|
14%
|
Стоит отметить, что необходимость налогового стимулирования инновационной и научной деятельности в целях обеспечения структурного сдвига экономики в пользу наукоемких отраслей и достижения нового качества экономического роста уже признана в российском налоговом законодательстве. Уже разработаны и приняты поправки предусматривающее снижение налогового бремени для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» [3], а также для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Однако подобные меры способны решить задачу лишь для ограниченного сектора инновационных компаний. Вместе с тем важнейшей задачей для развития инновационных отраслей является налоговое стимулирование всех малых и средних организаций занятых в данной сфере.
Безусловно, совокупные затраты на реализацию предлагаемого пакета законопроектов будут велики, что повлечет выпадение доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Однако даже в краткосрочной перспективе эффект от реализации данного пакета законопроектов в полном объеме компенсирует выпадающие доходы бюджетной системы за счет роста объемов инновационной деятельности, научных исследований и соответствующих поступлений в бюджет. В долгосрочной перспективе реализация указанных законопроектов должна привести к структурному сдвигу в экономике в пользу инновационных и наукоемких отраслей. И затраты, конечно, окупятся сполна.
Необходимость комплексного реформирования научно-технической сферы
Таким образом, представленные меры по налоговому стимулированию инновационных компании должны способствовать снижению налоговой нагрузки на предприятия, а, следовательно, высвобождению части собственных денежных средств организации и направлению их в сферу НИОКР, на обновление производства, основных фондов и т.д. Также налоговые меры должны оказать существенный стимулирующий эффект на инновационную активность частного капитала.
Можно считать, что принятые и разрабатываемые изменения уже являются определенным шагом вперед, поскольку снижение налогового бремени для малых и средних инновационных компаний может стать серьезной демонстрацией заинтересованности властей в развитии инновационной составляющей российской экономики.
Вместе с тем нельзя создать инновационную экономику, только лишь выпустив нормативные документы. Необходима повышенная активность и со стороны частного бизнеса. Широкая коммерциализация инноваций и построение экономики знаний возможны лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы.
Разрабатываемые направления поддержки инновационного бизнеса со стороны государства позволят, с нашей точки зрения, сформировать благоприятную деловую среду и условия для развития инновационного предпринимательства в разных отраслях экономики России в целях обеспечения экономического роста страны и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.
[1] УСН – сокращение от «упрощенная система налогообложения» – специальный льготный налоговый режим для субъектов малого бизнеса (установлен главой 26.2 Налогового кодекса РФ). – Прим. ред.
Источники:
2. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. (ред. от 28.12.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». − 2011.
3. Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон № 244-ФЗ от 28.09.2010 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». − 2011.
4. Об инновационной деятельности в Российской Федерации: Проект федерального закона // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». − 2011.
5. О внесении изменения в статьи 395, 381, 346.12, 346.13, 259, 241, 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Проекты федеральных законов // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». − 2011.
6. Оптимизация и минимизация налогообложения. Готовые способы экономии / Под ред. С.В. Белоусовой. − М.: Вершина, 2007. − 160 с.
7. Пасько О.Ф. Определение налоговой нагрузки на организацию // Налоговый вестник. − 2004. − № 6.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:48:56