Обоснование целесообразности налогового стимулирования деятельности малых и средних инновационных компаний

Мозговой А.О.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-1 (179), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается роль малого и среднего инновационного бизнеса в модернизации российской экономики. Автором проанализированы принятые и разрабатываемые изменения в налоговом законодательстве в целях стимулирования инновационных компаний. Сделан вывод о необходимости снижения налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства.

Ключевые слова: налоговое стимулирование, налоговая нагрузка, инновационное развитие экономики, малое и среднее инновационное предпринимательство



В современных условиях достижение экономического роста в стране существенно зависит от результатов проводимой государственной инновационной политики. Они, в свою очередь, определяются, количественными и качественными показателями развития малого и среднего предпринимательства, которое является источником инноваций, каналом трансфера знаний и технологий, основой трансформации структуры различных секторов экономики, исходным звеном для формирования новых рынков.

Благодаря гибкости и мобильности, малые и средние инновационные компании быстро осваивают и внедряют новые технологии, эффективно доводят до коммерческого итога результаты научных исследований и разработок и тем самым повышают наукоемкость и конкурентоспособность производства. Являясь высоко динамичными структурами, малые и средние предприятия обладают большими возможностями для перепрофилирования деятельности, расширения номенклатуры выпускаемых изделий, разработки уникальной продукции и удовлетворения индивидуального спроса.

Налоговые льготы для малого бизнеса

Таким образом, малое и среднее инновационное предпринимательство является необходимым условием функционирования «новой» экономики. Оно обеспечивает значительный вклад в формирование ВВП и доходов бюджета, занимает существенное положение по количеству предприятий, является важным источником обеспечения населения рабочими местами. Однако, несмотря на высокую эффективность, малые и средние инновационные организации характеризуются низкой жизнеспособностью. Их деятельность ограничена негативным состоянием внешней и внутренней среды, а также неопределенностью получения положительного результата, что обусловлено, с одной стороны, рисковой природой инноваций, а с другой − особенностями функционирования малых и средних предприятий.

Экономическая специфика инновационных компаний, в настоящее время определяется высоким уровнем совокупной налоговой нагрузки [7]. В результате исследования вопросов, связанных с налогообложением субъектов малого и среднего предпринимательства, можно сделать вывод о том, что на современном этапе необходимо развивать меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в налоговой сфере. Помимо предоставления возможности использовать УСН [1], в современных условиях целесообразно снижать налоговые ставки для хозяйствующих субъектов, действующих в приоритетных отраслях народного хозяйства. Необходимо также уменьшить налоговое бремя для микропредприятий в первые годы их деятельности [6]. В настоящее время малые предприятия в целях уменьшения налоговых платежей могут воспользоваться льготами, предусмотренными гл. 9 НК РФ (отсрочка, рассрочка по уплате налогов или сборов, инвестиционный налоговый кредит или налоговый кредит). Однако такими мерами поддержки вправе воспользоваться также иные организации в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

В частности, на наш взгляд, одной из мер решения данной задачи может служить введение специальных налоговых льгот для предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся инновационной деятельностью, выражающихся в установлении разумной налоговой нагрузки для таких экономических субъектов.

Инструменты налогового стимулирования

В рамках основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011–2013 гг. государством рассматривается пакет инициатив по созданию стимулов к осуществлению инновационной деятельности. Разработан проект федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», а также пакет законопроектов, решающих большинство из поставленных в Послании Президента РФ задач по инновационному развитию, в том числе и в части совершенствования налогообложения.

В частности к инструментам налогового стимулирования можно отнести:

− освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество организаций;

− повышение верхней границы годового дохода, дающего право на применение упроще нной системы налогообложения в части повышения годового дохода до 70 млн рублей и снятия ограничений на состав учредителей организациям науки и инновационных предприятий;

− списание до 50% основных средств при их включении в состав расходов для целей обложения налогом на прибыль организаций;

− введение коэффициента ускоренной амортизации для научных, образовательных и инновационных организаций;

− снижение ставок по страховым взносам;

− предоставление вновь зарегистрированным организациям науки и инновационным предприятиям права на применение налоговой ставки по налогу на прибыль в размере 0 процентов в первые пять лет работы [5].

Налоговое стимулирование инновационной и научной деятельности

Проведенный анализ позволил установить определенные тенденции в механизме государственного регулирования деятельности малых и средних инновационных предприятий реализуемого в России, а также выделить ряд направлений государственной политики, которые должны стимулировать развитие отечественных малых и средних инновационных компаний. Результаты анализа позволяют сравнить действующую систему налогообложения и разрабатываемую систему налогового стимулирования инновационных компаний (см. табл. на с. 28).

Таблица

Сравнительный анализ действующей системы налогообложения и разрабатываемой системы налогового стимулирования инновационных компаний

Показатель
Действующая система
налогообложения
Разрабатываемая система
налогового стимулирования инновационных компаний
Система налогового стимулирования инновационных компаний «Сколково»
Налог на прибыль организаций
20%
0% в первые пять лет работы
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в течение 10 лет, 0% (при утрате данного права)
Земельный налог
Не более 1,5%
Льгота
Не более 1,5%, (льгота представляется только управляющими компаниями)
Налог на имущество организаций
Не более 2,2%
Льгота
Льгота
Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения (по итогам девяти месяцев)
45 млн руб. (по 30 сентября 2012 года),
15 млн руб. (с 1 октября 2012 года)
50 млн. рублей
45 млн руб. (по 30 сентября 2012 года),
15 млн руб. (с 1 октября 2012 года)
Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения (по итогам отчетного (налогового) периода)
60 млн. руб. (по 31 декабря 2012 года),
20 млн руб. (с 1 января 2013 года)
70 млн. рублей
60 млн руб. (по 31 декабря 2012 года),
20 млн руб. (с 1 января 2013 года)
Ограничение при применении УСН на долю участия других организаций
25%
Отмена ограничения
25%
Ограничение на включение в состав расходов отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения
Не более 10% (не более 30% − в отношении основных средств, относящихся к третьей − седьмой амортизационным группам)
Не более 50%
Не более 10% (не более 30% − в отношении основных средств, относящихся к третьей − седьмой амортизационным группам)
Специальный коэффициент ускоренной амортизации
1
Не более 2
1
Взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
34%
15,5%
14%

Стоит отметить, что необходимость налогового стимулирования инновационной и научной деятельности в целях обеспечения структурного сдвига экономики в пользу наукоемких отраслей и достижения нового качества экономического роста уже признана в российском налоговом законодательстве. Уже разработаны и приняты поправки предусматривающее снижение налогового бремени для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» [3], а также для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Однако подобные меры способны решить задачу лишь для ограниченного сектора инновационных компаний. Вместе с тем важнейшей задачей для развития инновационных отраслей является налоговое стимулирование всех малых и средних организаций занятых в данной сфере.

Безусловно, совокупные затраты на реализацию предлагаемого пакета законопроектов будут велики, что повлечет выпадение доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Однако даже в краткосрочной перспективе эффект от реализации данного пакета законопроектов в полном объеме компенсирует выпадающие доходы бюджетной системы за счет роста объемов инновационной деятельности, научных исследований и соответствующих поступлений в бюджет. В долгосрочной перспективе реализация указанных законопроектов должна привести к структурному сдвигу в экономике в пользу инновационных и наукоемких отраслей. И затраты, конечно, окупятся сполна.

Необходимость комплексного реформирования научно-технической сферы

Таким образом, представленные меры по налоговому стимулированию инновационных компании должны способствовать снижению налоговой нагрузки на предприятия, а, следовательно, высвобождению части собственных денежных средств организации и направлению их в сферу НИОКР, на обновление производства, основных фондов и т.д. Также налоговые меры должны оказать существенный стимулирующий эффект на инновационную активность частного капитала.

Можно считать, что принятые и разрабатываемые изменения уже являются определенным шагом вперед, поскольку снижение налогового бремени для малых и средних инновационных компаний может стать серьезной демонстрацией заинтересованности властей в развитии инновационной составляющей российской экономики.

Вместе с тем нельзя создать инновационную экономику, только лишь выпустив нормативные документы. Необходима повышенная активность и со стороны частного бизнеса. Широкая коммерциализация инноваций и построение экономики знаний возможны лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы.

Разрабатываемые направления поддержки инновационного бизнеса со стороны государства позволят, с нашей точки зрения, сформировать благоприятную деловую среду и условия для развития инновационного предпринимательства в разных отраслях экономики России в целях обеспечения экономического роста страны и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

[1] УСН – сокращение от «упрощенная система налогообложения» – специальный льготный налоговый режим для субъектов малого бизнеса (установлен главой 26.2 Налогового кодекса РФ). – Прим. ред.


Источники:

1. Налоговый кодекс РФ (части 1 и 2) (ред. от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 28.12.2010 № 425-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». − 2011.
2. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. (ред. от 28.12.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». − 2011.
3. Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон № 244-ФЗ от 28.09.2010 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». − 2011.
4. Об инновационной деятельности в Российской Федерации: Проект федерального закона // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». − 2011.
5. О внесении изменения в статьи 395, 381, 346.12, 346.13, 259, 241, 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Проекты федеральных законов // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». − 2011.
6. Оптимизация и минимизация налогообложения. Готовые способы экономии / Под ред. С.В. Белоусовой. − М.: Вершина, 2007. − 160 с.
7. Пасько О.Ф. Определение налоговой нагрузки на организацию // Налоговый вестник. − 2004. − № 6.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:48:56