Приоритетные задачи современной социальной политики России

Сочнева Е.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (185), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается демографическая ситуация в России, оказывающая негативное влияние на рынок труда. Автор анализирует существующие государственные методы стимулирования рождаемости и борьбы с безработицей и высказывает мнение, что для смягчения негативных социальных последствий постиндустриальной экономики необходимо обратиться к кейнсианским методам регулирования рынка труда. Их реализацию автор видит в создании дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Ключевые слова: пенсионная система, социальная политика, безработица, социальное страхование, демографическая политика



В условиях модернизации российской экономики огромное значение приобретают знания и информация. Потенциал развития как экономики страны в целом, так и отдельного индивида во все возрастающей степени определяется масштабами информации и знаний, которыми оно располагает. В обществе происходит разделение на тех, кто востребован рынком труда, и тех, кто не подходит по своим квалификационным характеристикам. Это обостряет ряд социальных проблем: расслоение общества по доходам, рост безработицы, бедность и другие. Одновременно с этим приходится решать задачу формирования ресурса – высококвалифицированного труда в экономике.

В постиндустриальной экономике, основанной на знаниях, самым важным фактором экономического роста становится квалифицированный труд, а задача социальной политики – воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов. Однако на сегодняшний день говорить даже о воспроизводстве трудовых ресурсов в целом невозможно.

В стране с 1995 г. наблюдается естественная убыль населения и в настоящее время сальдо естественного движения населения имеет отрицательное значение.

Одновременно с этим наметившийся рост благосостояния населения приведет к старению населения России. Ожидаемая продолжительность жизни увеличится по разным прогнозам от 70 до 76 лет [1].

Прогнозируется рост количества пенсионеров при одновременном увеличении пенсий (исходя из данных прошлых лет), что вызовет проблемы российской пенсионной системы. Нагрузка на трудоспособное население возрастет и составит по разным оценкам к 2030 году от 747 человек на 1000 лиц трудоспособного возраста до 849 человек на 1000 трудоспособного возраста [1].

Демографическая политика и пособия при рождении ребенка

Таким образом, статистика показывает снижение количества и качества трудовых ресурсов, поэтому необходимо в качестве приоритета социальной политики заботиться о воспроизводстве трудовых ресурсов. Эту задачу должна выполнять демографическая политика и политика на рынке труда.

Для повышения эффективности демографической политики государство должно в сложившейся ситуации осуществлять помощь женщине. Система социального страхования материнства в России должна повысить свою роль и значимость за счет увеличения размера пособий.

В России максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц в 2007 г. не мог превышать 16 125 руб. В 2008 г. эта сумма составляла 17 250 руб., в 2009 г. – 18 720 руб., в 2010 г. – 34 583 руб., в настоящее время – 38 562 руб.

Размер пособия по уходу за ребенком изменялся следующим образом. В 2007 г. минимальный размер пособия составлял 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не мог превышать за полный календарный месяц 6000 рублей.

В 2009 г. минимальный размер пособия составлял 1798,51 руб. по уходу за первым ребенком и 3597,01 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не мог превышать за полный календарный месяц 7194,03 руб. В 2010 г. минимальная сумма составляла не менее 2060,41 руб. по уходу за первым ребенком и 4120.82 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Предельная сумма пособия составляла 13 833 руб. в месяц. В 2011 г. минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком составляет 2194 руб., за вторым – 4388 руб., максимальный размер пособия – 13 825 руб. [2]. Размер единовременного пособия при рождении ребенка также изменялся незначительно и составляет в настоящее время 11 703 руб. [2]. Однако размеры этих пособий не могут компенсировать затрат на воспитание и обучение ребенка.

Программы на рынке труда

О том, к каким результатам могут привести хорошо продуманные экономические меры, можно проследить на примерах стран Европы.

В Европе используются различные формы поддержки материнства: семейные пособия, которые увеличиваются с возрастом ребенка; налоговые льготы; различные выплаты на содержание ребенка, причем до его совершеннолетия; стипендии при обучении; субсидии на жилье и различные льготы. Например, в Швеции на каждого ребенка до 18 лет выплачивается пособие в размере 800 шведских крон в месяц, для учащихся в вузах – стипендия 2000 шведских крон и льготный кредит 5000 шведских крон в месяц с рассрочкой на 20 лет.

Во Франции выплачиваются пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит от дохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33 658 евро, а возраст детей – 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал.

Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.

В настоящее время к функциям социальной политики добавляется еще одна такая важная функция, связанная с трудовыми ресурсами – как сглаживание последствий экономических кризисов. Самыми тяжелыми последствиями кризисов являются падение доходов населения, рост бедности, рост безработицы.

Программы на рынке труда должны выступить тем «амортизатором», который позволит решить все перечисленные социальные проблемы. Для этого они должны быть нацелены как раз на повышение возможностей индивида в самоопределении, росте его ответственности за свою судьбу. И здесь хорошими методами могут выступать программы, нацеленные на психологическую работу со школьниками и молодежью, а также с безработными, поступающими на биржу труда. Такие меры позволят уменьшать безработицу на ранней ее стадии. У молодежи должны быть правильно сформированы представления о тех требованиях, которые предъявит работодатель. Другим важным вопросом является повышение эффективности системы образования на всех уровнях, а также его доступности для всех слоев населения. В настоящее время наблюдается тенденция сокращения бюджетного финансирования образования на всех его уровнях и увеличения коммерческой составляющей.

Кейнсианские методы регулирования рынка труда

Существующие методы борьбы с безработицей недостаточно эффективны. Достаточно посмотреть динамику безработицы в России за последние годы.

Из представленной таблицы (см. ниже), составленной по данным Госкомстата, видно, что уровень безработицы в России меняется незначительно.

Таблица

Динамика безработицы в России

В настоящее время существует ряд мер, направленных на борьбу с безработицей. Большинство их них можно увидеть на примере деятельности службы занятости в Красноярском крае (см. рис. на с. 58).

Рис. Реализация мероприятий Программы дополнительных мер снижения напряженностина рынке труда Красноярского края в 2010 году [4]

Однако все эти меры имеют характер борьбы со следствием, но не с причиной.

Для того чтобы смягчить негативные социальные последствия постиндустриальной экономики для низко квалифицированной части населения необходимо обратиться к кейнсианским методам регулирования рынка труда. Одной из приоритетных мер социальной политики России на рынке труда должно являться создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Это даст двойной эффект. С одной стороны, сократится безработица и повысится занятость, с другой – это создаст условия для роста совокупного спроса, который, в свою очередь, даст мультипликативный толчок росту экономики. Для российской экономики, история которой характеризуется длительным периодом существования командно-административной системы, именно кейнсианские методы государственного вмешательства в экономику и стимулирования эффективного совокупного спроса окажутся наиболее эффективными. Сами по себе кейнсианские рецепты государственного регулирования уже завоевали авторитет и доказали свою действенность. Для реализации этих мер стоит вспомнить политику дефицитного бюджета ради роста совокупного спроса.

Заключение

Таким образом, государство должно в качестве приоритетных задач социальной политики рассматривать задачи воспроизводства квалифицированных трудовых ресурсов. Для этого необходимо, во-первых, усиление материального стимулирования рождаемости, во-вторых, изменение политики занятости. Политика занятости должна быть направлена на изменение ценностных установок индивида, а значит должно быть уделено внимание психологической работе с молодежью.


Источники:

1. Официальный сайт Госкомстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
2. Официальный сайт Фонда социального страхования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. fss.ru.
3. Федеральная служба по труду и занятости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rostrud.ru.
4. Агентство труда и занятости населения Красноярского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. rabota-enisey.ru.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 23:40:03