Основные тенденции и приоритетные направления развития рынка труда Оренбургской области
Мидюк О.Н.1, Скрынникова О.В.1
1 Оренбургский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 34 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 2, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2015)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=26255638
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье представлен анализ тенденций развития и особенности рынка труда Оренбургской области. Особое внимание уделено его приоритетным направлениям развития. Ввиду того что Оренбургская область является аграрно-промышленным регионом и почти половина населения проживает в сельских поселениях, сформулированы основные практические направления по развитию трудового потенциала и смягчению проблемы занятости в сельских поселениях.
Ключевые слова: рынок труда, спрос, предложение, развитие, особенности, Оренбургская область, дисбаланс
JEL-классификация: R11, J40, J20
Рынок труда региона как ключевой элемент системы региональных рынков формирует трудовые ресурсы, осуществляющие повседневную эволюцию общества, от качества и количества которых зависят темпы экономического роста в регионе, в свою очередь опеределяющие спрос на рабочую силу и структуру занятости населения.
Особую значимость рынка труда для региона обусловливает его социальная направленность: с одной стороны, основу благосостояния населения составляют доходы от трудовой деятельности, а с другой – неполная занятость, как правило, приводит к негативным последствиям (рост социальной напряженности, ухудшение социально-экономических показателей региона и др.).
По мнению отечественных экономистов, успешное функционирование регионального рынка труда определяется соответствием спроса и предложения, имеющих свои особенности и формирующихся под влиянием различных факторов.
Анализируя динамику спроса и предложения специалистов и рабочих на рынке труда Оренбургской области, необходимо отметить, что с каждым годом спрос на трудовые ресурсы рабочих специальностей увеличивается при их низком предложении, при этом снижается потребность в специалистах с высшим образованием, которых рынок готов предложить к труду.
Важно подчеркнуть, что согласно прогнозу потребности в кадрах до 2019 года, разработанному Министерством труда и занятости населения Оренбургской области, в ближайшие пять лет эта тенденция останется неизменной.
Согласно данному прогнозу наибольшую потребность в трудовых ресурсах в перспективе до 2019 года будет испытывать металлургия, строительство, образование, железнодорожная отрасль, электроэнергетика, сфера обслуживания [1].
Таким образом, повышенным спросом со стороны работодателей в настоящее время и до 2019 года обладают в первую очередь квалифицированные кадры профессий начального и среднего профессионального звена (Горбачева, 2014). В свою очередь, непривлекательность рабочих профессий исследователи объясняют резкой дифференциацией по заработной плате по видам экономической деятельности, минимальным уровнем заработной платы в отрасли сельского хозяйства, непривлекательностью с точки зрения условий труда, частыми невыплатами заработной платы.
Также необходимо отметить, что структура профессионального образования в Оренбургской области смещена в пользу высшего образования. Действительно, молодежь преимущественно поступает в высшие учебные заведения, где наиболее популярны юридические, финансово-экономические, управленческие специальности, в то время как наиболее остро востребованы врачи, инженеры, учителя. При этом выпускники не желают работать в малых городах и селах, полагая, что их возможности сужаются, что приводит к усилению дефицита ряда профессий.
Анализ состояния рынка труда Оренбургской области позволил выделить ряд его особенностей, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1. Особенности рынка труда Оренбургской области
Источник: составлено авторами
Приоритетные направления развития рынка труда Оренбургской области отражены в Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, определяющей основную цель развития рынка труда, которая заключается в обеспечении эффективного использования рабочей силы, повышении качества функционирования рынка труда.
В Стратегии сформированы приоритетные направления развития рынка труда Оренбургской области, которые представлены на рисунке 2 [2].
Рисунок 2. Приоритетные направления развития рынка труда Оренбургской области [3]
Как известно, основными инструментами регулирования регионального рынка труда является проведение активной, институциональной и пассивной политики. Приоритетными формами регулирования рынка трудовых ресурсов Оренбургской области должны стать активная и институциональная политика, предполагающие реализацию таких мер, как:
1. создание новых рабочих мест и трудоустройство на них;
2. поддержка малого предпринимательства и сельской самозанятости населения;
3. трудоустройство выпускников от 18 до 20 лет;
4. регулирование миграционных процессов;
5. интенсивное развитие человеческих ресурсов.
В настоящее время регионы Российской Федерации осуществляют поиск новых подходов активной политики занятости. Рекомендуется проводить в Оренбургской области мероприятия, реализация которых уже получила положительные итоги в других субъектах государства.
В связи с несбалансированностью спроса и предложения на рынке труда Оренбургской области, являющейся одной из ключевых проблем, представляется целесообразным более эффективное предоставление профориентационных услуг.
С одной стороны, исходя из Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года, приоритеты ориентированы на самоопределение молодежи, ее «свободный выбор», но, с другой стороны, необходимо как минимум помочь сделать правильный выбор, в противном случае это может стать причиной неудовлетворенности личности, приводящее зачастую к появлению социальных проблем.
Исходя из вышеперечисленного, подтверждается необходимость «ранней профориентации» с подросткового возраста для определения и выбора из множества возможностей и форм деятельности, максимально соответствующих конкретной личности, позволяющих эффективно реализовать жизненную стратегию и стать активным участником жизни страны. Рекомендуется переход от традиционных форм профориентации к современным, соответствующим возрастным, индивидуально-психологическим особенностям обучающихся.
Следует шире использовать методы программно-целевого управления, признанные на уровне Правительства Российской Федерации эффективным методом решения социально-экономических задач. Требуются разработка и реализация комплексных общероссийских и региональных программ профориентации населения сроком на 3–5 лет.
Следует заключить, что профориентационное звено в системе управления трудовыми ресурсами всегда остается одним из ведущих, поскольку способствует наиболее полному задействованию трудового потенциала населения и непрерывному наращиванию экономики регионов.
Согласно современной типологизации регионов Оренбуржье относят к аграрно-промышленному региону, где структура экономики имеет четко выраженную ориентацию на сельское хозяйство. Население живет на селе (42,6% от общей численности населения области), занимается сельхозпроизводством и возделывает 6 млн га пашни – это второе по объему посевных площадей поле России (Горбачева, 2014).
С учетом региональной специфики Оренбургской области особую актуальность приобретают ориентиры развития рынка труда на уровне сельских поселений.
Основные практические направления по развитию трудового потенциала и, как следствие, смягчению проблемы занятости сельского населения приведены на рисунке 3.
Рисунок 3. Направления развития сельского трудового потенциала в Оренбургской области
Источник: составлено авторами
Администрациям муниципальных образований Оренбургской области могут быть рекомендованы конкретные меры применительно к их потребности, но значительный акцент необходим на развитие малого бизнеса, сферы социально-бытовых услуг на селе, а также эффективное использование имеющихся сельскохозяйственных угодий.
Оренбургская область, являясь аграрно-промышленным регионом, обладает, помимо этого, еще одной значительной особенностью.
Как приграничный регион Российской Федерации должна использовать свое географическое положение в решении проблем развития человеческого капитала, связанных с трудовыми ресурсами, учитывая и то, что проблема несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса предложению наиболее остро стоит на рынке труда в сельской местности.
Разработки исследователей данной проблемы в последнее время доказывают, что снять напряженность на сельском рынке труда и исправить не столь перспективную ситуацию с сельским хозяйством позволит привлечение мигрантов, их легальное использование.
Причины привлечения трудящихся-мигрантов довольно значительные, доказывающие важность и значимость этого процесса. Сельские работники не желают трудиться по ряду профессий в виду низкого качества рабочих мест, где высоки риски профессиональных заболеваний, тяжелый физический труд. Помимо этого, привлечение мигрантов позволяет обеспечить трудовыми ресурсами малонаселенные районы, компенсировать естественную убыль населения (Макарова, 2014).
Особое внимание управлению миграционными процессами в целях обеспечения прироста в трудовых ресурсах уделено в Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года и включает:
- реализацию мер по снижению миграционного оттока;
- участие в программах содействия переселению соотечественников;
- формирование толерантного отношения к трудовой миграции, создание центров подготовки мигрантов, способствующих интеграции в местное сообщество;
- привлечение молодежи из иностранных государств для стажировки и обучения [4].
Таким образом, грамотно выстроенная миграционная политика в Оренбургской области может исправить сложившуюся ситуацию на рынке труда, а также способствовать росту экономики и повышению уровня жизни населения.
Подводя итог приоритетным направлениям развития рынка труда Оренбургской области, необходимо отметить, что, реализуя предложенные стратегические мероприятия, рынок труда Оренбуржья сможет обеспечить экономику региона трудовыми ресурсами в соответствии со спросом, регулируя направления развития рынка труда как на уровне сельских поселений, так и в регионе в целом.
[1] Постановление Правительства Оренбургской области от 10.09.2013 № 752-п «О разработке прогноза потребности регионального рынка труда в кадрах».
[2] Постановление Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 № 551-пп «О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года» (с изм. и доп.).
[3] Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утв. постановлением Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 № 551-пп.
[4] Постановление Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 № 551-пп «О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года» (с изм. и доп.).
Источники:
Макарова, Н.А. (2014). Регулирование потоков трудовой миграции в целях стабилизации регионального рынка труда. Известия Оренбургского государственного аграрного университета, 1, 194–198.
Страница обновлена: 28.11.2024 в 12:21:45