Обоснование приоритетных направлений совершенствования механизмов коммерциализации инноваций в современной экономической среде
Валиев Р.М.1, Рязанов М.Н.1
1 Всероссийская академия внешней торговли
Скачать PDF | Загрузок: 15
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)
Цитировать:
Валиев Р.М., Рязанов М.Н. Обоснование приоритетных направлений совершенствования механизмов коммерциализации инноваций в современной экономической среде // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 4. – С. 1043-1056. – doi: 10.18334/epp.14.4.120700.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65667593
Аннотация:
В статье рассматриваются приоритеты развития механизма коммерциализации инноваций в условиях изменяющейся глобальной экономической среды. Санкционное давление на российскую экономику оказало стимулирующее воздействие на отечественную инновационную среду, что привело к активизации инновационных процессов в самых разных отраслях и сферах деятельности. В статье решается научная проблема развития механизмов коммерциализации инноваций. Традиционным локомотивом экономического роста стал оборонно-промышленный комплекс, инновационная деятельность которого позволила определить наиболее важные изменения в отношениях между заинтересованными сторонами в процессе вывода инноваций на рынок. Выделены этапы развития экономики страны, определяющие состав и состояние национальной инновационной среды. Показана связь между коммерциализацией и трансфером инноваций. Представлены механизмы коммерциализации инноваций, охватывающие деятельность различных заинтересованных сторон. Разработан авторский механизм коммерциализации инноваций, сконцентрированный на основных задачах инициатора коммерциализации инновации. Обоснованы приоритетные направления совершенствования механизма коммерциализации инноваций. Рассмотрены этапы и инструменты оценки конкурентоспособности инновации. Статья будет интересна специалистам инновационной сферы, занятым активным продвижением результатов инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационная экономика; инновационная среда; коммерциализация инноваций; оценка эффективности коммерциализации; управление инновациями
JEL-классификация: M13, O31, O33
Введение
Актуальность. Характер инновационной деятельности, ее интенсивность и направленность, по нашему мнению, очень сильно зависят от текущего состояния экономической среды. Причем, с одной стороны, концентрация инновационных усилий резидентов конкретной национальной экономики определяется уровнем развития самой страны. С другой стороны, глобальная инновационная повестка также оказывает влияние на интересы и цели участников инновационного процесса. Соперничество между странами выходит за рамки торгово-экономических отношений и концентрируется в сфере новых решений и технологий. Создание инноваций, как правило, проходит в частных небольших компаниях, поэтому для успешной реализации новых идей требуется поддержка бизнеса. В этом состоит задача процесса коммерциализации инноваций. То есть, тема исследования обладает актуальностью и практической значимостью.
Литературный обзор. В настоящее время вопрос коммерциализации инноваций рассматривается достаточно подробно. Например, А. А. Артемьев, П. А. Кохно и И. А. Лепехин рассматривали суть и проблемы процесса коммерциализации инноваций в российских условиях [2], С.А. Ильина предложила авторское видение организационно-экономического механизма коммерциализации инноваций на малых и средних предприятиях, а также основные шаги алгоритма его оценки [4], в свою очередь, В. И. Кудашов описал общий вид процесса коммерциализация инноваций, не выделяя при этом особенности механизма коммерциализации [7].
В части анализа зарубежного опыта коммерциализации инноваций целесообразно отметить различные аналитические отчеты о научно-исследовательской деятельности в европейских странах [1], а также работы Н. В. Деминой, рассмотревшей возможности использования преимуществ стратегического менеджмента для повышения конкурентоспособности российских предприятий [3], М. Кастельса, давшего общую характеристику процесса становления общества сетевых структур [5], и А. И. Киселевича, рассмотревшего особенности коммерциализации инноваций в странах Европейского Союза на примере Финляндии и Швеции [6].
Также необходимо отметить работы, в которых сделана попытка творческой имплементации зарубежного опыта в российские условия. К такиv работам относятся труды Е. Ф. Никитской и М. А. Валишвили о влиянии международных аспектов на факторы инновационного развития национальной экономики [8], А. П. Павлова о состоянии и перспективах развития кадров в наукоградах [9], Л. В. Силаковой и Е. А. Григорьева по анализу состояния, проблем и перспективы инновационного развития России [10], а также Р.И. Цвылева об уроках постиндустриального развития для России [11].
Научный пробел. Несмотря на то, что данная тема стала достаточно важной в условиях ужесточения воздействий внешней среды. Процесс коммерциализации существенно усложнился сначала из-за пандемии и виртуализации контактов инноваторов с потенциальными инвесторами, а затем в результате введения международных санкций, когда акцент национальных финансовых институтов сместился в сторону повышения обороноспособности.
Именно поэтому существующие предложения по созданию и обеспечению нормального функционирования механизма коммерциализации инноваций нуждаются в адаптации к сложившимся в России параметрам инновационной среды. Это определяет вектор трансформации механизма и предполагает новые исследования по выбранной теме.
Цель исследования состоит в разработке новых вариантов реализации механизма коммерциализации инноваций с учетом сложившихся реалий во внутренней и внешней среде экономики России.
Научная новизна статьи состоит в разработке современной модели механизма коммерциализации инноваций, учитывающей усиление негативного воздействия внешней среды на инновационный сектор России.
Авторская гипотеза заключается в том, что повышение эффективности действий по коммерциализации инноваций должно опираться на непрямое воздействий инноватора на все заинтересованные стороны инновационного процесса.
Методология содержит классические и современные методы научного познания, в том числе диалектический подход к познанию сущностей, графический и табличный методы, а также методы генерации новых знаний с использованием искусственного интеллекта.
Основная часть
Очевидно, что современная экономика в разных странах и регионах находится на различных этапах своего развития. Как правило, в целом выделяются следующие этапы развития, которые могут быть диагностированы по ряду признаков:
а) традиционная экономика, основными признаками которой являются преобладание традиционных обычаев, религиозных или культурных норм в производстве и потреблении товаров и услуг, отсутствие товарно-денежных отношений;
б) административная плановая экономика, которую характеризует наличие следующих признаков: решения о распределении ресурсов принимает государство, активно функционируют государственные органы контроля производства и распределения производимой продукции;
в) рыночная экономика, о функционировании которой свидетельствует наличие рыночных отношений при производстве и реализации большинства видов продукции, достаточно развита система регулирования отношений между государством и бизнесом;
г) смешанная экономика, которая сочетает элементы плановой и рыночной экономики, когда, с одной стороны, государство играет активную роль в регулировании экономической деятельности, но с другой, допускает наличие рыночных отношений между резидентами экономики;
д) инновационная экономика, наличие которой подтверждается использованием современных технологий, а инновации становятся ключевыми движущими силами экономического развития.
В условиях трансформации глобальной экономической среды произошли достаточно серьезные сдвиги в понимании роли государства в экономике [1]. Например, так называемая «зеленая повестка» показала низкую актуальность в условиях резкого ограничения спроса на традиционные источники энергии. А продовольственная безопасность в некоторых странах привела к нарушениям функционирования «справедливого» рынка по отдельным товарным группам.
Тем не менее, общий прогресс в научно-технологическом развитии остановить достаточно трудно. Новые решения, в том числе, в сфере искусственного интеллекта, биологических технологий, сферы передачи информации продолжают активно развиваться как под влиянием государственных инвестиций, так и в условиях трансформации требований глобального рынка. Поэтому экономика любой страны должна в той или иной степени переходить в форму инновационной ориентации.
Практика показывает, что данный тренд все более явно наблюдается в современном мире, где цифровая экономика, искусственный интеллект, автоматизация и другие технологии играют все более важную роль. Здесь важно отметить, что каждая страна может находиться на разных этапах развития своей экономики в зависимости от своих особенностей, но эти этапы не являются строгими иерархическими ступенями, так как в условиях информационной глобализации активность технологического обмена возрастает и уровень проникновения информации постоянно расширяется.
Развитие современной экономики практически невозможно без использования сетей и сетевого взаимодействия агентов. Активная сетевизация и виртуализация рабочего и образовательного пространства наиболее ярко проявила себя в период социальных ограничений, вызванных пандемией Covid-19. Сетевые формы взаимодействия, когда любой работник общается с другими без информационных ограничений, позволили существенно снизить затраты на получение новых знаний и решение производственных задач.
В смешанной экономике, по мнению М. Кастельса, «новые экономические формы строятся вокруг глобальных сетевых структур капитала, управления и информации, а осуществляемый через такие сети доступ к технологическим умениям и знаниям составляет в настоящее время основу производительности и конкурентоспособности. Участники рынка и, во все большей степени, другие организации и институты объединяются в сети разной конфигурации, структура которых знаменует отход от традиционных различий между крупными корпорациями и малым бизнесом» [4].
Как показывают различные исследования, в последнее время возрастает уровень участия информационных секторов экономики в формировании ВВП. Многие ученые современности делали попытку подвести теоретическую базу под понятия информационного общества и экономики знаний. Так, по мнению Цвылева Р., «информационное общество есть симбиоз экономики знаний и нового гражданского общества. Экономика знаний опирается на информационные технологии, базирующиеся, в свою очередь, на интегрированном социальном интеллекте» [8].
Соответственно, интегрированный социальный интеллект становится реальностью и представляет собой множество доступных информационных ресурсов. Вовлечение большого количества независимых создателей информационного контента в единое цифровое поле драматически меняет форматы доступа к знаниям, а также сам базовый стереотип необходимости содержательного наполнения учебного процесса.
Человек получает информацию, в том числе, профессиональную, не только из сертифицированных и верифицированных источников, но и от других участников глобальной сети. Качество такой информации может оказывать не только положительное, но и отрицательное воздействие на процесс создания продукта. Поэтому приоритеты цифровизации должны учитывать не только краткосрочные эффекты от обмена информацией, но и долгосрочные приоритеты развития общества, в том числе, под влиянием широкого распространения искусственного интеллекта и визуализации новых объектов, например, с помощью 3D-моделирования в объективном пространстве вещей и образов.
В целом можно утверждать, что современная экономика находится на этапе постиндустриального развития, который характеризуется ростом роли информационных технологий, услуг, и знаний. Это также связано с развитием цифровой экономики, электронной коммерции и повышением значимости инноваций и творческого потенциала. В этих условиях, по нашему мнению, важной становится задача продвижения результатов инновационной деятельности в реальную экономику, получившая название «коммерциализация инноваций».
Для этого все участники инновационного процесса предпринимают самые разнообразные усилия. В современной экономической литературе термин «коммерциализация технологий» часто употребляют в связке с понятием «трансфер технологий», сутью которого, по мнению В. И. Кудашова, «является внедрение технологии в сферу практического использования, путем реализации отношений между различными категориями экономических субъектов: создателями и / или собственниками и потребителями в процессе рыночного обмена [6].
Как указывает А. И. Киселевич, «коммерциализация инноваций – это процесс выделения средств на инновации и управление этим процессом, включающим организацию и координацию государственной инновационной деятельности, контроль и оценку выделяемых средств, передачу завершенных и освоенных результатов инновационной деятельности в производство и тиражирование инновационной продукции» [5].
С учетом изменяющейся реальности функционирования экономики должны соответствующим образом совершенствоваться механизмы коммерциализации инноваций. Основной универсальный механизм коммерциализации инноваций представляет собой процесс последовательной трансформации новых идей, технологий или образцов в коммерчески успешные продукты или услуги. В процессе коммерциализации заинтересованные стороны проводят комплексные маркетинговые и экономические исследования, принимают бизнес-планы, осуществляют инвестиции, привлекают партнеров и клиентов, проводят тестирование и анализ результатов.
Коммерциализация инноваций помимо основных действий, как правило, включает в себя такие этапы, как оценка рыночного потенциала инновации, разработка программы выхода на рынок, защита интеллектуальной собственности, маркетинговой, в том числе, рекламной кампании, ценообразование, привлечение инвестиций для запуска массового производства или тиражирования, а также развитие партнерских отношений.
В последнее время в научной литературе встречаются разнообразные подходы к вопросу организации процесса коммерциализации. Как правило, в процесс коммерциализации вовлекаются самые разные участники. Например, С.А. Ильина, обобщая различные подходы к описанию процесса коммерциализации, указывает, что «в его структуре выделяются пять основных частных механизмов:
1) механизм учета предприятий;
2) механизм налогового стимулирования;
3) механизм прямой поддержки;
4) механизм стимулирования участия предприятий в системе государственного заказа;
5) механизм работы на рынке» [3].
Мы полагаем, что такой подход несколько размывает границы ответственности участников, что ведет к потенциальному снижению эффективности процесса коммерциализации. Соответственно, по нашему мнению, вопрос коммерциализации в современных условиях в большей степени должен возлагаться на самого инициатора, а другие участники формируют соответствующую инновационную среду, в которой эта коммерциализация осуществляется.
Эффективная коммерциализация инноваций требует сочетания знаний в области технологий, рыночной стратегии, финансов и управления проектами. Она также зависит от быстроты реакции на изменения внешней среды и способности к адаптации. Успешная коммерциализация инноваций помогает компаниям устанавливать конкурентное преимущество на рынке и обеспечивает им рост и устойчивость в будущем. Таким образом, схематичное изображение основных этапов коммерциализации инноваций имеет следующий вид (рисунок 1).
Источник: разработано авторами.
Source: developed by the authors.
Рисунок 1 – Механизм коммерциализации инноваций
Figure 1 – Mechanism for commercialization of innovations
Однако в условиях экономики знаний, сформированной в цифровую эпоху данный механизм нуждается в некоторых усовершенствованиях. Например, широкое распространение информации о потребностях рынка, а также требования по консолидации усилий для решения масштабных задач инновационного развития предполагают необходимость использования соответствующего механизма трансформации макропланирования на уровень отдельных хозяйствующих субъектов.
Данная трансформация позволяет провести декомпозицию стратегических целей развития национальной экономики на уровень отдельных программ и проектов, что, в свою очередь, создает условия для постановки задач по новым направлениям, технологиям и продуктам. Такой подход, по нашему мнению, выступает в качестве административно-правовой основы для выбора направления инновационной деятельности, а также формирует инвестиционные приоритеты рынка. Заинтересованные стороны получают в свое распоряжение индикаторы ожиданий экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Важность данного подхода подтверждается анализом ситуации на рынках программного обеспечения, малой беспилотной авиации, технологий переработки токсичных отходов и других важных направлений развития современной российской экономики. Например, отсутствие стратегических ориентиров в сфере развития программного обеспечения не позволило своевременно заместить критические программные продукты, в том числе, в секторе массового использования [7].
Очень тяжелой остается ситуация в сфере малой беспилотной авиации, в том числе, военного и двойного назначения. Многие компании готовы принять участие в создании новых образцов продукции, однако отсутствие точных целей, сформулированных на основе декомпозиции государственных потребностей, не позволяет сконцентрировать интеллектуальные и материальные ресурсы на приоритетных направлениях.
Также одним из направлений совершенствования механизма коммерциализации инноваций, по нашему мнению, является создание комплексной инновационной программы хозяйствующего субъекта, ориентированной на коммерциализацию. Мы полагаем, что для создания такой программы необходимо провести анализ текущего состояния предприятия, определить потенциальные области инноваций и их коммерческий потенциал.
Соответственно, решение задачи по созданию комплексной инновационной программы хозяйствующего субъекта, ориентированной на коммерциализацию, необходим системный подход, позволяющий учесть различные факторы влияния внешней и внутренней среды. Поэтому, прежде всего, требуется идентификация потенциала инноваций. В процессе решения данной задачи сам хозяйствующий субъект должен для себя определить рыночные ниши и научные области, в которых наиболее высока вероятность наличия конкурентных преимуществ в результате создания инноваций.
После этого необходимо проанализировать, чтобы понять основные потребности участников рынка, выявить потенциальных конкурентов и технологические тенденции в рассматриваемой сфере деятельности. Это позволяет определить, какие инновации могут быть иметь коммерческий потенциал с учетом имеющихся на рынке возможностей. Только на основе решения перечисленных задач осуществляется конкретизация приоритетов в форме программы.
Как правило, данный шаг предполагает определение целей и направлений реализации инновационной программы. Хозяйствующий субъект принимает стратегию, учитывающую его конкурентные преимущества, рыночные возможности и имеющиеся ресурсы. Здесь важно зафиксировать, какие инновационные проекты будут реализованы собственными силами, а что предстоит приобрести, например, в форме лицензирования или получения других прав.
Также важно понять, каким образом будет осуществляться сама коммерциализация инноваций. В рамках данной задачи целесообразно выбрать основные формы маркетинговых коммуникаций и способы продвижения продукта. В последнее время каналы маркетинговых коммуникаций стали существенно различаться в зависимости от возраста целевой аудитории. Например, для молодежной аудитории наиболее востребованными являются социальные сети, и информация от лидеров мнений.
Соответственно, средний возраст предпочитает оценивать репутацию продукта через отзывы агрегаторов. В свою очередь, люди старшего поколения, как правило, используют телевидение и печатные СМИ. В целом в зависимости от стадии разработки программы целесообразно использовать любые подходящие для решения задачи инструменты (таблица 1).
Таблица 1 – Этапы и инструменты оценки конкурентоспособности инновации
Table 1 – Stages and tools for assessing the competitiveness of innovation
Последовательность этапов
|
Инструмент
|
1. Характеристика и анализ технического уровня инновации
|
стоимостной анализ по
регрессионным моделям при оценке инноваций;
модель инновационного маркетинга; использование многоугольника технического уровня; методики построения интегральных показателей, учитывающих динамику изменений различных составляющих технического уровня, а также изменение уровня их значимости |
2. Анализ совокупных затрат в течение всего жизненного
цикла инновации
|
структурно-логический
управленческий подход
модель инновационного маркетинга; определение уровня конкурентоспособности инновационной промышленной продукции по экономическим параметрам, который определяется как отношение совокупных затрат за весь жизненный цикл инновационной промышленной продукции и конкурирующего образца |
3. Выявление и исследование конкурентных преимуществ
инновации
|
SWOT-анализ;
модель инновационного маркетинга; структурно-логический управленческий подход |
4. Определение ключевых факторов успеха
|
структурно-логический
управленческий подход;
стоимостной анализ по регрессионным моделям при оценке инноваций; модель инновационного маркетинга; SWOT-анализ; согласование ключевых факторов успеха хозяйствующего субъекта |
Source: adapted by the authors based on [2].
Комплексная инновационная программа требует постоянного внимания и адаптации к изменяющимся условиям рынка и потребностям клиентов. Поэтому хозяйствующий субъект должен учитывать изменения и инвестировать имеющиеся ресурсы в осуществление инноваций до достижения коммерческого успеха. Создание успешной программы предполагает участие руководства и сотрудников хозяйствующего субъекта в процессе установления партнерства с другими заинтересованными лицами.
Наконец, еще одним направлением совершенствования механизмов коммерциализации инноваций в современной экономической среде является формирование модели оценки эффективности инновационного процесса с учетом ограничений экономики знаний. В настоящее время оценка эффективности инновационного процесса с учетом ограничений экономики знаний может быть выполнена с помощью различных моделей. Поэтому выбор и обоснование модели всегда является управленческой задачей хозяйствующего субъекта.
Заключение
В зависимости от приоритетных задач анализа эффективности процесса может быть выбрана модель оценки экономической эффективности на основе рентабельности инвестиций (ROI). Данная модель позволяет оценить финансовую эффективность инновационного процесса, учитывая все статьи затрат на исследования и разработки, производство, маркетинг и др. Она основана на сравнении прибыли от инноваций с авансированными и текущими затратами на их реализацию.
Характер самой инновации позволяет дополнить финансовую модель параметрами оценки социальной эффективности. Такая модель учитывает не только финансовые результаты коммерциализации инновации, но и социальный, экологический или даже политический эффекты инновационного процесса. Особенно важными в данном контексте являются инновации, облегчающие процесс получения государственных услуг, например, для России таким инновациями стали автоматизированные системы поддержки процесса оказания государственных услуг, системы оплаты проезда.
Данные инновации показали свою социальную эффективность наряду с чисто экономическими результатами. Также нельзя не учитывать экологический эффект, например, за счет внедрения новых технологий переработки отходов, повышения уровня утилизации отработанных материалов. Например, в сентябре 2022 г. на Белоярской АЭС запущен первый в мире «вечный» ядерный реактор БН-800, основанный на использовании отработанного ядерного топлива. Данная инновация имеет не только экономический, но и большой экологический эффект.
Таким образом, несмотря на достаточную разработанность процесса коммерциализации инноваций, в нем постоянно появляются новые подходы и методы, которые являются следствием развития информационных технологий и инновационной среды. Постоянная адаптация инновационной стратегии хозяйствующего субъекта в соответствии с изменениями внешней среды требует использования наиболее подходящих инструментов коммерциализации, учитывающих реалии момента и появляющиеся тренды.
Источники:
2. Артемьев А.А., Кохно П.А., Лепехин И.А. Коммерциализация инноваций: суть и проблемы // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. – 2019. – № 4(19). – c. 61-68.
3. Демина Н.В. Использование преимуществ стратегического менеджмента для повышения конкурентоспособности российских предприятий // Менеджмент качества. – 2020. – № 2. – c. 106-114.
4. Ильина С.А. Организационно-экономический механизм коммерциализации инноваций на малых и средних предприятиях и алгоритм его оценки // Финансы и управление. – 2016. – № 4. – c. 1-11. – doi: 10.7256/2409-7802.2016.4.20750.
5. Кастельс М. Становление общества сетевых структур. / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. - М.: Academia, 2021. – 499 c.
6. Киселевич А.И. К вопросу об особенностях коммерциализации инноваций в странах Европейского Союза (на примере Финляндии и Швеции) // Вести Института предпринимательской деятельности. – 2020. – № 1(22). – c. 92-100.
7. Кудашов В.И. Коммерциализация инноваций // Наука и инновации. – 2013. – № 9(127). – c. 53-66.
8. Никитская Е.Ф., Валишвили М.А. Факторы инновационного развития национальной экономики: международные аспекты // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1355-1370. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113773.
9. Павлов А.П. Кадры наукоградов: состояние и перспективы развития. Istina.inion.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://istina.inion.ru/HTML/Kadr_nkg.html.
10. Силакова Л.В., Григорьев Е.А. Анализ инновационного развития России: состояние, проблемы, перспективы // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2021. – № 2. – c. 86-96. – doi: 10.17586/2310-1172-2021-14-2-86-96.
11. Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. - М.: Наука, 2021. – 47 c.
Страница обновлена: 01.08.2024 в 10:51:07