Разрушение коррупционных связей как основа деактивации воспроизводства теневой экономики

Филиппова Т.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-1 (193), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье сформулировано понятие деактивации воспроизводства теневой экономики, основным аспектом которой является сближение стоимости ведения легального предпринимательства и стоимости осуществления бизнеса в теневом секторе экономики. Доказано, что реализация направления деактивации основано на разрушении коррупционных связей.

Ключевые слова: коррупция, теневая экономика, деактивация воспроизводства теневой экономики, издержки ведения теневого и легального бизнеса



В настоящее время теневая деятельность предпринимателей развивается и растет число их коррупционных связей. Поэтому экономика страны может достигнуть рубежа, когда остановить теневые процессы цивилизованными методами станет практически невозможно, поскольку теневые экономические отношения составляют базу для взращивания огромного числа коррумпированных чиновников, политических деятелей, криминальных структур. В этих условиях исследование закономерностей воспроизводства теневого экономического сектора и снижения его активности, то есть выработки направлений для его деактивации в экономике России представляется задачей актуальной и значимой. Теневая экономика активизируется стремлением субъектов теневой экономической деятельности к максимизации экономической выгоды. Принимая решение о выборе теневого или легального сектора, экономический субъект выбирает тот из них, где трансакционные издержки минимальны. Поэтому активность теневой экономики, на наш взгляд, обусловлена ее способностью к минимизации издержек функционирования в сравнении с легальной экономикой. Деактивация воспроизводства теневой экономики является процессом, связанным с воздействием на условия, активизирующие теневую экономическую деятельность субъектов, обусловленную их интересом по поводу максимизации своей экономической выгоды. Данный процесс позволит искоренять не последствия, а причины, порождающие ее воспроизводство. Отсюда экономическую категорию «деактивация воспроизводства теневой экономики» определим как процесс снижения ее активности за счет повышая стоимости теневого функционирования экономических субъектов и одновременного снижения стоимость их легального функционирования (см. рис. 1 ниже). Рис. 1. Схема воспроизводства теневых экономических отношений как объекта деактивации

Издержки функционирования в теневом и легальном секторах Стоимость ведения бизнеса составляют издержки функционирования в теневом или легальном секторе. На основе подхода Э. де Сото [2], представим состав трансакционных издержек, составляющих стоимость теневого и легального функционирования (см. табл. ). Таблица

Состав издержек функционирования в легальном и теневом секторах экономики

критерии издержки в легальном секторе экономики в теневом секторе экономики
1) необходимость выплаты налоговвыплата налогов, в том числе налогов, начисленных на заработную плату -
2) потеря временина регистрацию фирмы -
получение лицензии -
открытие счета в банке -
получение юридического адреса -
на сдачу отчетности -
3) риск репрессийсо стороны государственных органов(налоговых, таможенных и т.д.)со стороны организованных преступных группировок (крыша, рэкет и т.д.)
4) неналоговые материальные издержкиведения бухгалтерского учетарасходы на ведение «двойной»бухгалтерии и потери от возникающих в связи с этим трудностей учета и контроля на предприятии
консультаций юриста и аудитора(здесь речь часто идет о недоступности этих консультаций)оплату услуг налоговыхи иных финансовых консультантов (взятки)
5) доступк информации о ведении бизнесаневозможность получить полнуюинформацию о правилах ведения легального бизнеса, наряду с их изменчивостью правовых и нормативных документовдоступ к кругу экономическихсубъектов совершающих теневые сделки ограничивается личными знакомствам
Как видно из табл. 1, состав издержек теневого функционирования отличается от легального. Резерв, для изменения состава издержек ведения теневого бизнеса с последующим сближением (выравниванием) с издержками легального ведения бизнеса, состоит из не входящих в него издержек, связанных с необходимостью выплаты налогов и потерей времени на открытие фирмы и совершение сделок. Следовательно, деактивацию воспроизводства теневой экономики можно осуществлять одновременно в двух направлениях: увеличивать издержки функционирования экономических субъектов в теневом секторе экономики и снижать издержки функционирования в легальном секторе. Реализация данного направления деактивации приведет к выравниванию стоимости ведения легального и теневого бизнеса, с последующим изменением решений экономическими субъектами о максимизации своих выгод в том секторе (легальном или теневом) где издержки трансакции минимальны. Данный тезис выразим формулой (1): объем теневого сектора зависит от издержек теневого и легального функционирования и минимизировать его возможно при минимальных издержках легального сектора и максимальных издержках теневого сектора. , (1) где VТЭС – объем теневого сектора; ИЛ и ИТ – издержки легального и теневого функционирования экономических субъектов. Объем общественного воспроизводства представим суммой объемов теневых и легальных экономических взаимосвязей между субъектами: VЭС = VТЭС + VЛЭС , (2) где VЭС – объем экономики государства в целом; VТЭС – объем теневого экономического сектора; VЛЭС – объем легального экономического сектора. Учитывая, что VЭС = 100% тогда объем легального сектора представим: VЛЭС = 100% – VТЭЛ , (3) где VТЭЛ и VЛЭС – объемы теневого и легального экономических секторов. Трансакционные издержки Издержки трансакции в совокупности всего их состава оценить количественно невозможно, поэтому предложим минимальный уровень теневого сектора экономики, зависящий от трансакционных издержек выраженных объемом условных единиц. В связи с этим определим предельно допустимое соотношение теневого и легального сектора экономики, при котором будет достигаться аргументированное направление деактивации. Для этого зададим условные примеры функционирования субъектов в системе общественного воспроизводства. Произведем расчет оптимального соотношения объемов теневого и легального секторов экономики, при которых экономика государства сохранит свою привлекательность для нормального функционирования всех экономических субъектов. Для этого зададим следующие условия. Во-первых, пусть в периоде «А» объем теневого сектора xт = 10%, объем легального – xл = 90%; в периоде «В» объем теневого сектора xт = 20%, объем легального – xл = 80%; в периоде «С» объем теневого сектора xт = 30%, объем легального – xл = 70%; в периоде «D» объем теневого сектора xт = 40% , объем легального – xл = 60%. Во-вторых, зададим функциональное значение теневых и легальных издержек: Иал (x) = 2500 – 90x + x2, (4) Иат (x) = 1000 – 10x + x2, (5) где Иат (x) и Иал (x) – функциональное значение трансакционных издержек теневого и легального сектора; 1000 и 2500 – условные единицы трансакционных издержек; (x2 – 10x) – величина издержек, зависящая от объема теневого экономического сектора; (x2 – 90x) – величина издержек, зависящая от объема легального экономического сектора. Из предложенных условий, период «В» определен нами, как период с минимальным уровнем издержек, он составил Ив т,л = 1125, достижение которых возможно при условии, если объем теневого сектора составит 25%, а объем легального соответственно – 75% (см. рис. 2 на с. 24). Рис. 2. График зависимости объема трансакционных издержек легального и теневого функционирования от уровня коррупции в России

Разрушение коррупционных связей Минимизация издержек, составляющих стоимость ведения бизнеса в теневом секторе экономики, достигается в большей степени с использованием коррупции. Экономические субъекты, участвующие в теневых отношениях, опираются на созданную коррупционными связями асимметрию информации, уменьшающую риск разоблачения и наказания. Коррупция определена как основополагающее условие, повышающее активность теневой экономики. Поэтому направления деактивации теневой экономики предложено основывать на разрушении коррупционных связей, что, во-первых, приведет к снижению стоимости ведения легального предпринимательства, позволила обеспечить взаимовыгодный контракт между государством и предпринимательством. Во-вторых, повлияет на повышение стоимости функционирования в теневом секторе, делая невыгодным для предпринимателей осуществление в нем своей деятельности. Определена зависимость уровня издержек от уровня коррупции, которая выражена через уровень издержек величинами Ил и Ит зависящими от уровня коррупции выраженными x1, x2, x3 …. xn. Используя данные международной неправительственной организации Трансперэнси интернэшнл (Transparency International), представим величину x1, x2, x3 …. xn равной величине индекса восприятия коррупции. Индекс восприятия коррупции за 2010 г. [3] показывает, что Российская Федерация набрала менее 5 баллов по шкале до 10 баллов (самый низкий уровень восприятия коррупции). Такие результаты свидетельствуют о серьезности проблемы коррупции. Следовательно, если x1 > x2 > x3 , то: Ил (x1) > Ил (x2) (6) Ит (x1) < Ит (x2) (7) Ит (x1) < Ил (x1) (8) Ит (x2) < Ил (x2) (9) где x1, x2, x3 – это индекс восприятия коррупции в разных точках, Ил и Ит – это издержки легального и теневого функционирования, Ил (x1), Ил (x2), Ит (x1), Ит (x2) – издержки легального функционирования зависящие от уровня коррупции, равного значению x1, x2, x3. Данный тезис представим графически на рис. 3 (см. на с. 25), где при увеличивающемся уровне коррупции x1 > x2 > x3, издержки теневого функционирования всегда уменьшаются, а издержки легального функционирования увеличиваются. Рис. 3. График зависимости уровня издержек легального и теневого функционирования от уровня коррупции в стране

Заключение Итак, в целях деактивации теневой экономики необходимо разрушать коррупционные связи, только так возможно минимизировать издержки, составляющие стоимость ведения бизнеса в теневом секторе экономики. Реализация направлений деактивации теневых отношений, основанных на противодействии коррупции, во-первых, приведет к снижению стоимости ведения легального бизнеса, тем самым позволит обеспечить взаимовыгодный контракт между государством и предпринимательством. Во-вторых, повысит стоимость функционирования в теневом секторе и сделает невыгодным для предпринимателей осуществлять свою деятельность в нем, что повлияет на сокращение объема теневого сектора в общественном воспроизводстве.


Источники:

1. Миркин Я.М. Ловушки конкурентоспособности // Банковское дело. − 2010. − № 12. − С. 32−37.
2. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. – М.: Gatallaxy, 1995. – 249 с.
3. Индекс восприятия коррупции [Электронный ресурс] // Transparency International, 2010. – Режим доступа: http://www.transparency.org/policy_ research/surveys_indices/cpi/2010/results.


Страница обновлена: 21.09.2024 в 22:15:31