Роль инвестиционной политики в обеспечении национальных интересов

Микаилова С.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (174), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Микаилова С.М. Роль инвестиционной политики в обеспечении национальных интересов // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – С. 164-168.

Аннотация:
В статье рассматриваются современные аспекты инвестиционной политики азербайджанского правительства. Анализируется международный опыт в области инвестирования.

Ключевые слова: налоговые льготы, малые предприятия, государственное регулирование, инвестиционная политика, нефтяная промышленность, инвестиционная активность, инвестиционный проект, Азербайджан, бюджетный процесс



Предпринимательство занимает важное место в социальной и экономической политике, выступает активным участником инвестиционных процессов. В свою очередь, инвестиционные процессы в существенной степени определяют научно-технический прогресс, модернизацию хозяйства, темпы роста отраслевых и региональных экономик.

Исторический опыт показывает, что известны, по меньшей мере, два реальных механизма государственного воздействия на экономические процессы: нормативно-правовой и бюджетный. Последний включает косвенное и прямое расходование средств.

Косвенное расходование средств предполагает снижение отчислений в доходы государства через налоговые льготы, изъятия и таможенные тарифы.

Прямое расходование средств – в виде системы прямых и портфельных госинвестиций, или опосредованное кредитным механизмом в виде системы государственного кредитования, включая экспортные кредиты с государственной поддержкой. Отказ от прямых методов государственного регулирования в бюджетном процессе привел к ослаблению стимулов инвестирования в долгосрочные инвестиционные проекты.

Инвестиции и инвесторы

Развитие предпринимательства тесно связано с развитием малых предприятий, формированием среднего класса.

Развитие предпринимательства в национальной экономике обусловлено как внутренними, так и внешними факторами. Инвестиционная активность сопряжена с процессами международного разделения труда, привлечением иностранных инвестиций, развитием инвестиционных проектов.

Инвестирование – это самостоятельный вид вложений (финансирование), который включает инструменты и технологии накопления. Система может включать один или несколько этапов инвестирования, объединенных одной целью – создание инвестиционного капитала и инвестирование в экономику страны.

Инвесторы – это физические и юридические лица, осуществляющие вложение собственных, заемных и привлеченных средств в форме финансирования.

В качестве инвесторов могут выступать:

– правительство страны и правительства субъектов со статусом автономной республики и других образований;

– органы местного самоуправления, муниципалитеты в лице органов и служб, уполномоченных на то в законодательном порядке;

– инвестиционные фонды

– предпринимательские объединения (в том числе финансово-промышленные группы), организации и другие юридические лица;

– совместные организации;

– зарубежные организации и другие юридические лица;

– отечественные и зарубежные физические лица;

– представительства иностранных государств;

– международные организации и др.

Особое место в предпринимательской сфере принадлежит инвестиционной и инновационной деятельности.

Иностранные инвестиции в азербайджанскую экономику

На современном этапе развития азербайджанской экономики иностранные инвестиции направлены в основном в нефтяную промышленность. Но пропорциональное развитие экономики требует увеличения инвестиций и на нефтяные отрасли экономики или же необходимо доходы от продажи нефти и нефтепродуктов направить на развитие нефтяного сектора экономики.

Увеличение инвестиций необходимо в целях роста экономики, ограничения уровня инфляции и безработицы, создания новых рабочих мест.

Отмечая успехи, достигнутые за последние годы, автор полагает, что инвестиционная политика государства должна разрабатываться на основе ряда принципов, к которым относятся:

– политическая стабильность в стране и в регионе;

– необходимость учета экономического и финансового состояния предприятий и организаций;

– высокий технический уровень производства;

– сопоставимость собственных и привлеченных средств;

– возможность приобретения производственного оборудования по лизингу;

– предоставление государственных льгот;

– сбалансированность общих и личных интересов;

– характер взаимоотношений с инвесторами;

– соблюдение прав инвесторов;

– полная ясность в произведении инвестиционного процесса.

Инвестиционная политика государства направлена на ускоренное развитие национальной экономики, создание новых рабочих мест, осуществление структурных изменений в отраслях промышленности и сельского хозяйства на основе внедрения новой техники и технологии. Одним словам, инвестиционная политика является прочной основой формирования и развития национальной экономики.

Одним из основных направлений обеспечения национальных интересов в условиях переходной экономики является эффективная инвестиционная политика страны, которая способна оказать влияние и на инвестиционно-инновационную деятельность субъектов рынка. Действующая инвестиционная политика в азербайджанской экономике благоприятно влияет на инвестиционные и инновационные условия страны, способствует увеличению потока иностранных инвестиций, а также увеличению внутренних инвестиций.

За последние четыре года общий объем инвестиций из разных источников перевалил за 14 млрд долларов США. Только государственные инвестиции увеличились в 7–8 раз. За этот период общий объем валового национального продукта увеличился в 2,3 раза.

За 2006 год, по сравнению с предыдущим годом, объем инвестиций в национальную экономику увеличился на 14,8% а объем валового национального продукта – на 34,5%. За 1995–2005 гг. объем иностранных инвестиций составил 15,3 млрд, что составляет 67,7% от общего объема инвестиций.

Но следует отметить то, что за последние годы доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций с каждым годом уменьшается. В 2003 году она составила 75,2%, а в 2005 году – 63,5%.

Опыт России и Китая

В России, например, действуют ограничения на иностранные инвестиции в авиастроительные компании (не более 25% акций) и в «Газпром» (не более 20%). Более 500 акционерных обществ, в том числе «Транснефть», отнесены к стратегическим предприятиям и иностранцы не могут владеть даже их привилегированными акциями.

Возможности использования иностранных инвестиций в диверсификации структуры экономики также ограничены. Несмотря на то, что иностранные инвестиции в нефинансовый сектор экономики значительно выросли, в инвестиционном процессе они все-таки играют небольшую роль. Важным аспектом в стимулировании иностранных инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата, одинаковых общих условий функционирования бизнеса.

В Китае, например, были созданы максимально благоприятные условия для иностранных инвесторов. Активно используется механизм привлечения инвестиций через свободные экономические зоны.

Предприятиям, как правило, представляются налоговые льготы, они освобождаются от налогов на импорт сырья и их компонентов, от акцизов (налог на производство). В то же время, как отмечают эксперты, опыт Китая мало применим в других странах вследствие особенностей его политического и экономического строя, уровня социального развития и структуры экономики (большая часть населения занята в аграрном секторе).

Необходимость восстановления связи между наукой и производством

В условиях глобализации экономики наука и высокие технологии являются основным фактором поддержания конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

В новой технологической эпохе вершину займут страны с высокими технологиями, обеспечив себе наилучший, высший уровень жизни. При реформировании экономики старые системы перестали работать, разрушились налаженные связи. Поэтому в настоящее время одной из основных проблем национальной инновационной сферы являются трудности организации процесса передачи инноваций с одной стадии инновационного процесса на другую, организации связи между участниками этого процесса.

Необходимо создание связующего звена между научной и производственной сферами. Раньше существовали отраслевые институты, которые разрабатывали и доводили до внедрения новую технику на конкретных заводах, то есть были напрямую связаны с промышленностью и академическими институтами. В процессе реформ отраслевые институты перестали существовать, разрушилась связь между научными объединениями и производственными предприятиями.


Источники:

1. Экономическая и национальная безопасность: Учебник. / Под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Экзамен, 2004. – 768 с.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.А. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 1. – М.: Республика, 1992. – С.94, 399.
3. Царев В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. – СПб: Питер, 2004.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:35:41