Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности
| Загрузок: 1
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-2 (174), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ермошина Т.В. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – С. 17-23.
Аннотация:
В статье рассказывается о государственном регулировании инвестиционной деятельности, которое должно способствовать эффективному развитию социально-экономической сферы и реального сектора экономики.
Ключевые слова: прямые инвестиции, инвестиционная деятельность, государственное регулирование, инвестиционная политика, модернизация экономики, инвестиционный процесс
Необходимость государственного регулирования инвестиционных процессов, принятие долгосрочных программ в этой сфере давно осознаны в промышленно развитых странах. В самом широком смысле инвестиционная политика рассматривается как часть государственной экономической политики, направленная на обеспечение эффективной инвестиционной деятельности.
Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капитальных вложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, меры по повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предприятий, предпринимателей, государства [1].
Регулирование инвестиционной деятельности
Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации предполагает:
– инвестиционное планирование государством;
– возобновление кредитования российских банков и нефинансовых предприятий западными инвесторами;
– повышение конкурентоспособности продукции российского производства, то есть привлечение инвестиций в развитие производства внутри страны;
– разработку программы развития рынка ценных бумаг.
Регулирование инвестиционной деятельности связано с определением наиболее важных направлений капитальных вложений. Согласно действующему законодательству, инвесторы не ограничиваются в выборе объектов вложения средств, исключения составляют те случаи, когда нарушаются права граждан, юридических лиц. В современных условиях приоритетными сферами инвестирования являются:
– агропромышленный комплекс;
– машиностроение;
– металлургический комплекс;
– топливно-энергетический комплекс и др.
Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена:
– на повышение инвестиционной активности предпринимательства, а также внутренних и зарубежных инвесторов;
– преодоление препятствий, связанных с ограничением роста инвестиций в производство;
– обновление производственных фондов;
– стабилизацию банковско-финансовой деятельности;
– развитие инноваций.
Государственное и местное регулирование инвестированием в России необходимо осуществлять:
а) на федеральном уровне;
б) региональном уровне;
в) муниципальном уровне.
Инвестиционная политика государства
Инвестиционная политика государства – это сложный процесс, который зависит от множества факто ров. Так, например, государством не разработана генеральная схема размещения производительных сил как важнейшей составляющей системы стратегического планирования, задача которой заключается в обосновании целесообразности развития тех или иных отраслей в конкретных регионах с точки зрения интересов государства. Поэтому в целях повышения эффективности взаимодействия с регионами в области инвестиционной политики усилия федеральных органов власти концентрируются на стратегически наиболее важных направлениях структурных преобразований.
Министерство экономического развития РФ определяет основные направления инвестиционно-структурной политики (программа Правительства РФ «Социально-экономическое развитие Российской Федерации на 2010–2012 годы»2), и общие положения (федеральные налоги3, санкции, условия льготного кредитования и т.п.). Субъектам федерации разрешается вносить собственные дополнения и уточнения с учетом транспортной доступности, наличия подготовительных объектов для инвестирования, наличия квалифицированных трудовых ресурсов, наличия преференций, наличия доступной информационной поддержки. Все это должно обеспечивать целевое использование инвестиционных ресурсов и контроль за достижением заданных результатов.
Таким образом, определим, что оказывает влияние на формирование государственной политики России в инвестиционной сфере.
Во-первых, это традиционно сложившаяся сильная роль государства в управлении экономикой. Именно от государства исходила инициатива радикальных экономических реформ.
Во-вторых, функционирование рыночной экономики, которая призвана обеспечивать наибольшую отдачу от действий субъектов инвестиционной деятельности и от долгосрочных перспектив государственной инвестиционной политики.
В-третьих, это особенности переходного периода, такие как политическая, экономическая нестабильность, мировой финансовый кризис, отсутствие четкого и правильного развития реального сектора экономики [2].
Основные принципы государственного регулирования в инвестиционной сфере можно представить следующим образом:
а) благоприятный инвестиционный климат для инвесторов;
б) государственная поддержка реального сектора экономики;
в) инновационное обеспечение различных сфер экономики.
Благоприятный инвестиционный климат и поддержка реального сектора экономики
Создание благоприятного инвестиционного климата должно осуществляться:
1) путем усиления роли государства как гаранта прав субъектов инвестиционной деятельности. Это позволит участникам быть уверенными в том, что в условиях кризисных ситуаций вложенный капитал не будет безвозвратно потерян;
2) предоставления льготных кредитов инвесторам, для сохранения стабильных поступлений в инвестиционные проекты;
3) создания равных конкурентных условий всем инвесторам, независимо от форм собственности, что может способствовать эффективному размещению капитала и устойчивому развитию;
4) устранения противоречий в законодательстве, что часто приводит к судебным тяжбам между субъектами инвестиционной деятельности;
5) упрощения процедур согласования документации, при разработке инвестиционных программ, для ускоренного внедрения инвестиционных проектов;
6) создания информационно-аналитических центров, осуществляющих рейтинговую оценку потенциальных инвесторов;
7) становления современной инфраструктуры рынка инвестиций, что будет способствовать сбережению средств инвестиционного процесса при межотраслевом переливе капитала.
В области поддержки реального сектора экономики необходимы следующие меры:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционно-финансового потенциала российских предприятий путем снижения налогового бремени, совершенствования амортизационной политики. При этом вся система налоговых мер должна ориентировать бизнес на усиление инвестиционной активности;
2) оптимизация налоговых режимов для ввоза нового оборудования, необходимого для реализации инвестиционного проекта;
3) реформирование бухгалтерского учета и аудиторской деятельности по международным стандартам;
4) создание специализированных компаний по страхованию инвестиционных рисков, развитие агентских отношений с коммерческими банками;
5) создание крупных обществ взаимного кредитования, что обеспечит четкое взаимодействие между участниками инвестиционного процесса и сведет к минимуму потери, связанные с финансовым обеспечением инвестиционного проекта.
Инновационное обеспечение экономики
Для инновационного обеспечения различных сфер экономики необходимо:
1) создание в производственной и инновационной сферах благоприятной атмосферы для выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции;
2) создание образовательной, консалтинговой сети услуг, что может способствовать подбору квалифицированных специалистов;
3) формирование охраны интеллектуальной собственности, для поддержки научных центров и разработки новых технологических проектов;
4) увеличение доли фундаментальных теоретических исследований, способствующих обновлению производственных мощностей;
5) создание трех и двух уровневых систем подготовки специалистов, предполагающих работу в инвестиционной сфере;
6) введение налоговых льгот для учреждений образования, готовящих кадровый потенциал;
7) финансирование стратегических исследований;
8) создание обслуживающей отрасли, для предприятий занимающихся, инновационной деятельностью;
9) усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, безусловное преимущество инвестиций в инновации, здравоохранение, образование;
Сегодня в России как никогда необходимо успешное проведение модернизации экономики, с минимальными социальными издержками.
Считается, что финансовый кризис преодолен, и в настоящее время должно быть увеличение инвестиций в реальный сектор экономики, снижение бюджетного дефицита, роста налоговых поступлений в бюджет страны.
Роль государства в инвестиционном процессе
Для того чтобы модернизация экономики действительно состоялась и принесла положительные результаты, необходимы четкие сбалансированные действия всех участников инвестиционного рынка.
В этом процессе государству отводиться двоякая роль.
Оно должно являться, с одной стороны, координатором инвестиционных процессов на макроуровне, а с другой –одним из крупнейших субъектов инвестиционной деятельности, основным и стабильным источником инвестиций в социально значимые инвестиционные проекты.
В современных экономических условиях низкого уровня инвестиционных потоков и продолжающегося восстановления рынка инвестиций роль государства является по сути определяющей. Особенно это касается инфраструктурных проектов, носящих стратегический и социальный характер.
Источники:
2. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник. / Под. ред. Н.В Игошина. – М.: Юнити, 2000. – 413 с.
3. Бромвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. / Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 1996. – 432 с.
4. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. – М.: Финансы и статистика, 2001.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:23:59