Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: новые условия – новые подходы

Кирпичев В.В.1
1 Cмоленский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Торгово-экономический журнал *
Том 2, Номер 2 (Апрель-Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кирпичев В.В. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: новые условия – новые подходы // Торгово-экономический журнал. – 2015. – Том 2. – № 2. – С. 101-110. – doi: 10.18334/tezh.2.2.516.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25083479
Цитирований: 24 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
Данная статья посвящена рассмотрению новых подходов к организации государственного регулирования внешней торговли в условиях западных санкций против России и действия ответных специальных экономических мер, принятых в целях обеспечения национальных интересов РФ. В работе анализируется влияние российских антисанкций на экономическую ситуацию в странах, в отношении которых они применяются, приводятся методы обеспечения российского продовольственного эмбарго в условиях действия Таможенного союза.

Ключевые слова: продовольственные товары, санкции, эмбарго, Россельхознадзор, таможенные органы



В последнее время деятельность государственных органов Российской Федерации по регулированию внешней торговли существенно усложнилась. И это не в малой мере обусловлено вступлением в силу постановления Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 (ред. от 25.06.2015) «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 и от 24 июня 2015 г. № 320», принятого в ответ на ограничительные политические и экономические санкции, введенные в отношении нашей страны в связи с ситуацией на Украине [1].

Рассмотрение названной проблемы представляется нам актуальной и злободневной задачей сегодняшнего дня. Ее разрешение связано с необходимостью корректировки деятельности государственных контрольных органов, усиления их внимания относительно реализации регулятивной функции (наряду с выполнением фискальной и изысканием возможности замещения выпадающих таможенных платежей), определения дополнительных мер по организации контроля за установленными, в целях обеспечения интересов страны и национальных товаропроизводителей, ограничениями и запретами нетарифного характера.

Как известно, ответное российское эмбарго на санкции Запада было введено в действие на основании принятого Правительством РФ постановления от 07.08.2014 № 778 в качестве защитной меры от неправомерных и политически ангажированных действий властей США под давлением которых, несмотря на потенциальные риски понести экономический ущерб, к санкциям присоединились члены Евросоюза и некоторые другие государства, являющиеся партнерами США и ЕС (Аварский, Фетисова, Гасанова, 2014; Быстрицкая, 2014; Киреева, Сухорукова, 2015; Лукашик, 2015; Venkuviene, Masteikiene, 2015; Wegren, 2014). Указанные страны с марта 2014 года установили ограничения на торговлю с Россией более чем по 250 наименованиям товаров, а также начали вводить запреты на инвестиции и на поставку оборудования в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные, энергетические и другие секторы российской экономики (в июне сего года срок действия запретительных мер продлен Евросоюзом на 6 месяцев – до 31 января 2016 года [2]).

Реакцией России, согласно названному выше постановлению Правительства, было введение сроком на 1 год запрета на ввоз в страну молочной, мясной и рыбной продукции, а также овощей и фруктов, орехов и других видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья. (Указом Президента РФ от 24 июня 2015 года № 320 запрет на ввоз в РФ ранее обозначенного перечня товаров сохранен до 5 августа 2016 года [3]).

В то же время российское эмбарго не водилось относительно продукции таких стран, как Новая Зеландия, Япония, Швейцария и зависимых от Дании территорий (Фарерские острова, на которых развит рыбный промысел), хотя некоторые из этих государств поддержали санкции против России.

Для российских товаропроизводителей, как считает Правительство, введение запрета на ввоз некоторых товаров продовольственной группы в целом является благом, так как способствует развитию конкуренции на рынке продовольствия, а значит – повышению его качества. И самое главное, если сложившейся ситуацией удастся воспользоваться, то можно постепенно нарастить собственное производство недостающей продукции в целях импортозамещения (Бондаренко, Костюков, 2015; Голубев, 2015; Иванова, 2015; Кравченко, Сергеева, 2015; Мартынов, Вовк, 2015; Милосердов, 2014; Новиков, 2014; Родионова, 2014; Хуажева, Шовгенов, Гучетль, 2015; Яшин, Сухорукова, 2014). Тем более что все объективные условия для расширения сельхозпроизводства в России имеются. Главные из них – наличие земельного фонда, трудовых ресурсов, возможность расширенного применения природного газа и электроэнергии в технологических процессах и для повышения благоустройства сельских поселений.

Конечно, действие эмбарго и западные санкции не могут не сказываться на внешнеторговом обороте России и на объемах таможенных платежей, которые являются одной из двух важнейших составляющих доходной части федерального бюджета. В начальный период после введения данного вида нетарифного регулирования (запрета на ввоз ряда товаров в РФ) происходит уменьшение импорта из-за необходимости поиска новых поставщиков, а также необходимости документального оформления внешнеэкономических сделок и организации логистической цепочки. Поэтому на 2014 год задание по платежам, администрируемым таможенными органами РФ, скорректировано в сторону понижения с 7,5 до 7 триллионов рублей [4].

Однако и убытки западных стран, в связи с ответными мерами России, по мнению Президента России В.В. Путина, уже в 2014 году составят 5–6 млрд долларов [5]. Например, только некоторые потери США из-за запрета поставок продовольственных товаров в РФ за первый год могут быть свыше 0,7 млрд долларов [6]. Сильнее всего, как нам представляется, нанесут себе ущерб Финляндия и страны Балтии, являющиеся инициаторами или поддержавшие антироссийские санкции. Другие члены ЕС также утрачивают огромный российский рынок сельскохозяйственной продукции. Польские аграрии, например, понесут существенные убытки из-за утраты российского потребителя и невозможности быстрой переориентации на рынки других европейских государств, на которые, к тому же, не так просто войти.

Потеря больших объемов экспорта отрицательно отражается на сальдо внешней торговли и ситуации с занятостью населения во многих странах, которые ввели санкции против РФ. Все это определенным образом будет влиять на социально-экономическую ситуацию и политическую стабильность в данных государствах. Так, только в Федеративной Республике Германии производством продукции, запрещенной к поставкам в РФ, было занято около 350 тысяч человек, чей доход напрямую связан с развитием торговых отношений с Россией. Российские контрсанкции способны привести к разорению целого ряда фирм в Италии, Испании и Франции, основной экспорт которых приходился на нашу страну. А это почти десятая часть от общего числа производителей продовольственных товаров в указанных государствах.

В целом закрытие российского продовольственного рынка не способствует росту экономики еврозоны и негативно воспринимается многими иностранными бизнесменами, ощутившими на себе действие запрета на ввоз в Россию некоторых видов сельскохозяйственной продукции. По подсчетам специалистов, западное эмбарго и российские антисанкции могут стоить Евросоюзу 100 млрд евро [7].

В тоже время такие страны, как Сербия, Республика Беларусь и Бразилия считают, что российское эмбарго позитивно влияет на их экономику, так как его введение позволяет расширить экспорт в связи с замещением ими поставщиков из стран Евросоюза на российском рынке.

Следует признать, что введение контрсанкций негативно отражается и на экономике РФ, в том числе из-за роста цен на ряд запрещенных к ввозу в страну товаров. Проблема усугубляется тем, что до 50–60% объемов некоторых видов сельскохозяйственной продукции, оборачивающейся на российском рынке, покрывается ее импортом. Так, доля яблок, ввозимых в Россию из-за рубежа, составляла в 2012–2013 годах более 75 процентов. Однако, несмотря на это, большинство россиян положительно относятся к мерам, принимаемым органами государственного управления в ответ на санкции.

Что касается внешнеторгового товарооборота Российской Федерации с Украиной, то в ближайшей перспективе он с большой вероятностью не будет прирастать. И это в значительной степени обусловлено подписанием соседним государством Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом и позицией ее нынешнего политического руководства, проводящего линию на сокращение торговых связей с РФ и другими странами Таможенного союза (ТС). Такое предположение подтверждается данным статистики, согласно которым в 2014 году объем экспорта товаров из Украины в Россию уменьшился более чем на треть (на 33,7%), импорта из РФ в названное государство – на 45,1% [8], а за первые 5 месяцев 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года, экспорт товаров в Россию из Украины снизился до 1,869 млрд долларов США (на 60,3%), объем импорта из России – до 2,387 млрд долларов (на 66,3%) [9].

В сложившейся ситуации, характеризующейся применением западных запретов и ограничений во внешней торговле и российских контрмер против них, а также несбалансированностью спроса и предложения на продовольственном рынке России, наблюдаются многочисленные попытки обойти установленное Правительством РФ эмбарго различными путями и способами. В настоящее время обеспечение его выполнения является важнейшей задачей Россельхознадзора, таможенных органов РФ, которую они должны решать совместно с другими государственными контролирующими органами.

А осуществить это непросто, так как внутри Таможенного союза еще не наработана практика обеспечения запрета на ввоз определенных групп товаров, введенного только одним из государств – членов ТС. К тому же контроль перемещения таких товаров по территории ТС практически очень слабо регламентирован. Например, транзит ввезенной из западных стран на территорию Беларуси подсанкционной для РФ продукции (по территории Таможенного союза через Россию в Казахстан), как правило, осуществляется без таможенного контроля.

Кроме того, на сегодня таможенными органами РФ фиксируется так называемый реэкспорт фирмами Беларуси и Казахстана подсанкционных товаров в Россию без их переработки. Хотя Правительство РФ согласилось принимать такую продукцию только в переработанном виде, как товар Таможенного союза. Мониторинг, проводимый в рамках мероприятий по предотвращению нелегальных поставок продукции через Беларусь, в обход введенных Россией ответных экономических мер, позволил установить перемещение произведенной в странах Евросоюза более 11 тысяч тонн плодоовощной продукции, из РБ якобы в Казахстан, но оставшихся на территории России. В основном подобные правонарушения допускаются при перевозках товаров автомобильным и железнодорожным транспортом [10]. Наиболее часто отмечается контрабандный ввоз в РФ из ряда государств Евросоюза овощей, фруктов и ягод, молочных и мясных продуктов, а также сала.

Примером такого незаконного «реэкспорта» является ввоз в июле текущего года из Белоруссии в Россию 15 тонн лососевой икры, которую, как установили российские контролеры, белорусский поставщик закупает в мороженном виде в США и Дании. Однако импорт продукции рыбной промышленности в Россию из этих стран ограничен в рамках продовольственного эмбарго [11].

В целях противодействия ввозу в Россию запрещенных товаров из Беларуси и Казахстана и, принимая во внимания фитосанитарные риски, связанные с ввозом на российскую территорию продукции неизвестного происхождения, а также сопутствующие пищевые риски, Россельхознадзором был принят нормативный правовой документ о разрешении (с 24 ноября 2014 года) перемещения товаров, указанных в постановлении Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 (в редакции от 20.08.2014 № 830), в третьи страны (включая Казахстан) только через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Таким образом, решением Россельхознадзора, принятым в соответствии с нормами Международной конвенции по защите растений (IPPC, 1952 г.), вводится запрет на бесконтрольный транзит тех товаров, которые подпадают под ответные санкции России. Для формирования контрольного механизма на государственной границе РФ временно создаются пункты предварительного уведомления (ППУ), которые являются звеном системы, позволяющей в какой-то мере обеспечить выполнение эмбарго, введенного Правительством России. Так, на западной границе РФ Россельхознадзором определены ППУ: «Красная горка», «Кругловка» и «Красный Камень». Указанные пункты расположены на автомобильных магистралях и пунктами пропуска через таможенную границу ТС не являются.

В тоже время существует множество других путей перемещения подсанкционных товаров из Беларуси (из Казахстана) в Россию. В связи с этим Федеральная таможенная служба РФ предложила МВД РФ, Россельхознадзору, Роспотребнадзору, погранслужбе ФСБ РФ рассмотреть возможность создания мобильных групп для осуществления контроля за выполнением требований, установленных постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778. На сегодня такие мобильные группы уже начали практическую деятельность, причем не только на границе России и Беларуси, но и на внутренней территории РФ. Например, в зоне действия Смоленской таможни весь комплекс мер по недопущению ввоза запрещенных продуктов в РФ, наряду с работниками таможенных органов, проводится сотрудниками территориальных подразделений полиции, Россельхознадзора и Роспотребнадзора, структурными подразделениями пограничной службы ФСБ РФ. Ими только в мае–июне текущего года пресечен въезд на российскую территорию 113 транспортных средств с подсакционными продовольственными товарами.

Кроме того, должностными лицами Смоленской таможни, совместно с другими контролирующими организациями региона, в целях выявления случаев несоблюдения эмбарго на территории области, проводятся выездные проверки на предмет торговли запрещенными к ввозу в РФ продуктами (в том числе в торговых точках г. Смоленска). Хотя на сегодня запрет на продажу подсанционных товаров на российской территории не установлен.

В качестве дополнительных мер, способствующих обеспечению введенных Россией ограничений, можно назвать рабочие встречи представителей таможенных ведомств РФ и РБ, на которых обсуждаются практические вопросы противодействия незаконному ввозу в нашу страну запрещенной продукции. Одна из таких встреч прошла на Смоленщине 30 июня 2015 года. На ней, в частности, отмечалось, что при обнаружении перемещения по территории Беларуси товаров с поддельными документами после их задержания в силу вступает очень действенная правовая норма, предусматривающая в том числе конфискацию груза. В Российской Федерации такие санкции пока отсутствуют.

Что касается наших западных контрагентов по внешней торговле и контролирующих органов стран-экспортеров, то они, к сожалению, нередко закрывают глаза на ввоз на территорию Таможенного союза товаров (в т. ч. подсанкционных) по недостоверно оформленным документам. Например, совсем недавно российскими таможенниками выявлено получение от европейских поставщиков нескольких контейнеров запрещенных к ввозу в РФ сосисок под видом жвачки.

Выводы

В условиях действия санкций, введенных США, странами Евросоюза и их партнерами, Президентом и Правительством Российской Федерации приняты ответные меры, запрещающие ввоз в нашу страну широкого перечня продовольственных и сырьевых товаров. То есть использована такая мера нетарифного регулирования внешней торговли, как эмбарго.

В связи с тем, что Белоруссия и Казахстан как члены Таможенного союза не присоединились к российским санкциям, подсанкционная для РФ продукция может ввозиться в эти государства (на территорию ТС) на законных основаниях. Вместе с тем перемещение товаров по территории Таможенного союза практически не подлежит таможенному контролю.

В сложившихся условиях обеспечить исполнение введенного Постановлением Правительства РФ эмбарго в первую очередь призваны Россельхознадзор, а также таможенные и другие государственные органы России. Для этого внедряются новые формы контроля перемещения подсанкционных товаров через государственную границу РФ: организуются пункты предварительного уведомления о прибытии товаров; создаются межведомственные временные мобильные группы; проводятся рабочие встречи сотрудников таможенных органов РФ и РБ (РК), на которых обсуждаются практические вопросы противодействия незаконному ввозу в нашу страну запрещенной продукции.

Закрытие российского продовольственного рынка отрицательно влияет на развитие экономики стран Европейского союза и других государств, являющихся инициаторами или поддержавших антироссийские санкции, негативно воспринимается многими иностранными бизнесменами.

Правительство РФ намерено использовать период действия западных санкций для создания условий по переходу к производству в стране импортозамещающей продукции и снижения зависимости от импорта западных продовольственных и других товаров.

[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 и от 24 июня 2015 г. № 320)» (ред. от 25.06.2015).

[2] Западные санкции против России оказались на туалетной бумаге (2015, 28 июня) // Lenta.ru.

[3] Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2015 № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

[4] ФТС понизила план перечислений в бюджет на 2014 год до 6,7 трлн рублей (2014, 23 сентября) // TKS.RU.

[5] Путин: ЕК оценила ущерб экономики Европы от контрмер РФ в 5–6 млрд (2014, 18 ноября) // Сайт Специального проекта Центра международной торговли «Россия в ВТО».

[6] Антироссийские санкции и ответное продуктовое эмбарго обойдутся Евросоюзу в €100 млрд (2015, 19 июня) // Информационный портал «Невские новости».

[7] США подсчитывает убытки от «продовольственных» санкций РФ (2014, 11 августа) // AIF.RU.

[8] Украина за год сократила импорт товаров из РФ на 45%, экспорт – на треть (2015, 16 февраля) // ZN.UA.

[9] Импорт российских товаров в Украину за год упал в три раза, – Госстат (2015, 15 июля) // Theinsider.ua.

[10] Ненахова, В. (2014, 24 ноября). Россельхознадзор ужесточит транзит животноводческой продукции из-за контрабанды «запрещенки» // Finam.info.

[11] Россельхознадзор завернул в Белоруссию 15 тонн красной икры из США и Дании (2015, 17 июля) // Eadaily.com.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:34:41