Основные направления деятельности оптовой торговли в Республике Узбекистан

Султанов А.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (29), Май 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Султанов А.Д. Основные направления деятельности оптовой торговли в Республике Узбекистан // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 5. – С. 65-68.

Аннотация:
Развитие оптовой торговли определяет спрос, охватывающий систему производственных мощностей, сельскохозяйственного производства, сложившиеся хозяйственные связи и т.д. Изучение рынка средств производства и предметов потребления должно включать в себя аналитическую работу по исследованию сложившейся хозяйственной ситуации: состояния и развития производительных сил, сети материально)технического обеспечения и посреднической деятельности, а также номенклатуру, ассортимент, характеристики и объемы производства продукции, динамику ее вывоза и ввоза из региона, цены, условия поставки (закупки) и транспортирования, динамику потребности в материальных ресурсах.

Ключевые слова: оптовая торговля, Узбекистан

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Развитие оптовой торговли определяет спрос, охватывающий систему производственных мощностей, сельскохозяйственного производства, сложившиеся хозяйственные связи и т.д. Изучение рынка средств производства и предметов потребления должно включать в себя аналитическую работу по исследованию сложившейся хозяйственной ситуации: состояния и развития производительных сил, сети материально-технического обеспечения и посреднической деятельности, а также номенклатуру, ассортимент, характеристики и объемы производства продукции, динамику ее вывоза и ввоза из региона, цены, условия поставки (закупки) и транспортирования, динамику потребности в материальных ресурсах.

Опыт стран с развитыми рыночными отношениями показывает, что в товародвижении существует большое разнообразие фирм, организаций, предприятий и отдельных лиц, выполняющих посреднические функции. Основными типами посреднических предприятий и организаций оптовой торговли являются дистрибьюторы, закупочные центры, промышленные и сбытовые агенты, товарные брокеры и маклеры, аукционы, товарно-сырьевые биржи, консигнаторы, поверенные, файндеры, дилеры, сбытовые организации промышленных компаний и пр. Ведущая роль среди посреднических организаций материально-технического обеспечения стран с развитой экономикой принадлежит дистрибьюторам (распределителям). Так, в США, по данным последней переписи, их количество достигает 190 тысяч. Здесь занято свыше 2 млн. человек (76% работников отрасли). Товарооборот дистрибьюторов превышает 52% всех продаж. Дистрибьюторы представляют собой небольшие посреднические организации (средняя численность работников составляет 10-11 человек), что упрощает процесс их формирования и комплектования кадрами.

Анализ состояния и развития экономики США и западноевропейских стран показывает, что действующая система посреднических предприятий и организаций оптовой торговли сохраняет разнообразие форм и свои количественные параметры, укрепляет их позиции на товарном рынке. При этом и производители, и потребители товаров признают необходимость и целесообразность их деятельности, несмотря на то, что различие в ценах продукции производственно-технического назначения, реализуемой с участием посредника, достигает 40% и более.

Главным принципом современного рынка становится то, что производитель сначала находит потенциального покупателя продукции (маркетинговая стратегия), которую он может произвести, и лишь затем приступает к ее производству (в отличии от существующих рынков-ярморок, где сначала производят продукцию, а затем ищут покупателя).

В соответствии с оправдавшим себя мировым опытом разделения труда такие поиски, как правило, предпринимает посредник, который используя соответствующие методы прогнозирования, реализуемые на основе информационно-вычислительных систем, свой опыт и знания специалистов в области обращения товарной продукции, содействует заключению выгодных контрактов на куплю-продажу товаров и услуг, эффективному продвижению товара от производителя к потребителю.

Таким образом, основными направлениями деятельности оптовых посредников являются:

а) укрепление связей с предприятиями и организациями, выступающими в качестве организаторов и координаторов хозяйственных связей по поставкам продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров;

б) расширение сети оптовых рынков:

в) повышения уровня предпринимательской активности малого бизнеса;

г) приоритетное развитие деловых услуг, а также лизинга машин и оборудования.

Широкий круг осуществляемых в республике мер по укреплению ресурсной независимости требует углубленных проработок в области развития оптовых рынков. Институциональные преобразования, осуществляемые в области управления в связи с переходом на использование механизмов рыночной экономики, позволили упразднить присущую плановой экономике неэффективную (затратную) систему централизованного распределения и поставок материально-технических ресурсов и создать пространство для развития свободной торговли.

Целесообразность формирования системы оптовых рынков опирается на следующие преимущества:

‑ возможность выбора привлекательного рынка создает условия для конкуренции продавцов и покупателей;

‑ создаются возможности для формирования цивилизованных условий торговли;

‑ концентрация продавцов и покупателей способствует развитию фьючерских сделок;

‑ облегчаются условия для сертификации товаров, формировании информации о котировках или на основе заключительных сделок, контроля за ценообразованием в ходе сделок;

‑ концентрация товаров облегчает осуществление процессов комплектации поставок крупными потребителями и на экспорт.

У большинства производителей отсутствуют возможности прямого сбыта продукции, поскольку задача ее распределения невероятно сложна в связи со значительными расходами по ее сбыту. Эту функцию должна выполнять отрасль оптовой торговли, являющаяся средним звеном между производителем и потребителем и осуществляющая их обязательное одновременное обслуживание.

Оптовые рынки можно классифицировать по функциональным, продуктивным и территориальным признакам.

Функциональные признаки.

1. Прием мелких партий товаров от многочисленных поставщиков, концентрация их для поставок к крупным покупателям необязательно потребителям;

2. Прием больших партий товара от крупных производителей (поставщиков), разукомплектование их для продажи мелким покупателям;

3. Сочетание 1-го и 2-го признаков;

4. Дополнение торгово-посреднических функций производственными:

‑ предпродажная подготовка товаров;

‑ доукомплектование товаров расходными элементами (например, запасными частями, деталями и т.п.)

‑ послепродажный сервис.

Продуктивные признаки.

‑ сельскохозяйственные продукты (плоды и овощи, фрукты и ягоды, бахчевые, виноград, зерно, орехи) с выделением, в том числе, наиболее массовых видов продукции (картофель, лук, бахчевые, зерно, виноград);

‑ продукты питания (мясо и продукты его переработки, молоко и молочные продукты, кондитерские изделия, напитки, кофе, чай, консервированные продукты).

‑ сырье с выделением важнейших видов (металлы, хлопок, стройматериалы, лес, цемент и т.п.)

‑ средства производства (материалы, оборудование, транспортные средства, комплектующие и запасные части ).

‑ узкоспециализированные материалы (медь, алюминий, серебро, золото, бумага и.п.).

Территориальные признаки.

‑ международный или мировой;

‑ региональный, включающий в себя несколько соседних стран;

‑ республиканский;

‑ зональный, включающий в себя тесно связанные области (например, Ферганская долина, Самаркандская, Бухарская и Навоийская области и т.п.);

‑ областной;

‑ местный (городской, районный).

Вместе с тем, реализация стратегий в области развития базовых отраслей промышленности – металлургической, машиностроительной и химической, продукция которых в значительной степени обеспечивает государственные нужды, требует новых подходов к формированию рынка товаров. Обеспечение государственных нужд должно осуществляться на основе внедрения системы государственных закупок, которая коренным образом отличается от системы существовавшего ранее государственного заказа.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:24:00