Безопасность развития: анализ причин экономической нестабильности и пути её преодоления

Платко А.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (171), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Платко А.Ю. Безопасность развития: анализ причин экономической нестабильности и пути её преодоления // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 4-10.

Аннотация:
В статье сделан анализ основных дестабилизирующих факторов, оказывающих влияние на снижение экономической безопасности. Среди них: ослабление научно-технического потенциала и снижение технико-производственных факторов, разбалансированность регионального развития, усиление социального расслоения и др. Рассмотрена динамика изменения этих факторов и значимость в развитии отечественных производителей.

Ключевые слова: инновационная активность, экономическая безопасность, обрабатывающая промышленность, машиностроительный комплекс, модернизация промышленности, пути преодоления неустойчивого воспроизводственного процесса, бюджетная стратегия, дестабилизирующие экономические факторы



Высокая активность экономических субъектов на международной арене, проблемы внутреннего характера и любые другие дестабилизирующие факторы становятся причинами снижения национальной безопасности. Поэтому необходимым условием для нормального устойчивого развития страны становится обеспечение защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз.

Различают несколько видов национальной безопасности: оборонную, экономическую, демографическую, социальную, информационную, духовно-нравственную и экологическую.

В проекте бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года указано: «Обеспечение суверенитета страны и поддержание одной из самых сильных армий в мире, включающей ядерную составляющую, является особенностью российского бюджета. Обеспечение высокой боеготовности вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание мобильной армии, борьба с терроризмом, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов» [1].

Индикаторы экономической безопасности

Содержание отдельной оборонной промышленности, не подпитываемой системно и целенаправленно гражданскими заказами, прежде всего промышленными – это роскошь, которую не могут себе позволить даже самые развитые и богатые государства в мире [2]. При этом сохранить независимость только за счет развития добывающих отраслей не представляется возможным, так как в этом случае с перетеканием природных ресурсов за границу перетекают и финансовые ресурсы, вкладываемые в иностранную обрабатывающую промышленность, обеспечивающую импорт машиностроительного оборудования.

В долгосрочном периоде, проведение подобной политики приведет к непреодолимому научно-техническому отставанию.

Следовательно, российский машиностроительный комплекс должен стать базисом национальной безопасности. Он должен развиваться сбалансированно, и задача, которая должна быть поставлена, становится очевидной: обеспечить первоочередное развитие и технологическое перевооружение промышленности, производящей оборудование, механизмы, узлы и машины для гражданских целей.

Именно на этой основе проявит себя тенденция поддержки и укрепления оборонной промышленности, необходимой, в том числе, для сохранения суверенного контроля над собственными природными ресурсами.

В общей структуре безопасности экономическая безопасность занимает особое место, так как все остальные виды в значительной мере реализуются в зависимости от экономического обеспечения. В этой связи целесообразно провести анализ состояния экономической безопасности по ряду индикаторов, сравнивая фактические и пороговые значения и выявляя негативные и разрушительные тенденции (см. табл. 1 на с. 7) [3, с. 56].

Они указывают на высокую зависимость основных показателей от внешней конъюнктуры. Дестабилизирующими факторами можно признать:

– ослабление научно-технического потенциала;

– несоответствие индустриальных основ национальной экономики интересам производителей;

– региональную дезинтеграцию;

– резкую дифференциацию доходов;

– нарастание безработицы;

– утечку финансовых средств за рубеж и др.

Таблица 1

Индикаторы экономической безопасности Российской Федерациив 1999 и 2009 гг. [4]

Технико-производственные и финансовые факторы экономической безопасности

Большое влияние на процесс снижения экономической безопасности оказали также технико-производственные факторы. На современном этапе они не способны обеспечить компенсацию в случае нарушения внешнеэкономических связей и при усилении внутренних социально-экономических потрясений. Это, в свою очередь, не позволяет осуществлять устойчивый расширенный воспроизводственный процесс и стабильную социальную политику.

Ни один из показателей таблицы 1 не соответствует оптимальному значению, причем наблюдаемые отклонения приводят к отрицательному сравнению, хотя внутренняя динамика могла иметь позитивную направленность. Объемы инвестиций остаются низкими и не стимулируют развитие реального сектора экономики. Скудное финансирование научных исследований и низкая инновационная активность провоцируют недоиспользование научного и технического потенциала, которым традиционно обладает наша страна.

Явно увеличиваются расслоение в обществе по доходам и дифференциация регионов по прожиточному минимуму, что ведет к социальному неравенству и нарастанию конфликтности в обществе.

Особенно настораживают показатели снижения доли обрабатывающей промышленности и увеличения процента импорта в разделе ввозимых машин, оборудования и транспортных средств.

Ситуация по этим направлениям усугубилась в течение последних десяти лет и требует не локального, а комплексного и масштабного решения.

Бюджетное финансирование экономики

В рамках действия антикризисной политики Правительства РФ на 2010 год [6] представлена модернизационная составляющая. Она направлена на смягчение последствий воздействия кризисных явлений и предотвращение безвозвратных потерь промышленного и технологического потенциала.

Бюджетное финансирование национальной экономики (см. табл. 2 ниже) [1] ориентировано преимущественно на выделение субсидий предприятиям в области промышленности и сельского хозяйства. Однако при этом нельзя не обратить внимания на то, что в долгосрочной перспективе планируется равномерное сокращение государственной поддержки.

По прогнозам, самые большие расходы в этих сферах связаны с переходным характером экономики и слабым институциональным развитием рынка, а также серьезным недофинансированием инфраструктуры. И по мере развития институтов рынка основная нагрузка по поддержке промышленности должна лечь на частный бизнес. А основным объемом раздела останется строительство транспортной инфраструктуры, которая не может быть переложена на частный сектор.

Таким образом, основные надежды по возрождению отечественного производства возлагаются на частные инвестиции и развитие аутсорсинговых программ. А проблема технического и технологического перевооружения промышленных отраслей в целом и машиностроения в частности, практически без государственной поддержки, ложится на плечи самих производителей, становясь чрезвычайно тяжелой и в ряде случаев не преодолимой.

Таблица 2

Показатели планируемого бюджетного финансированияотечественной экономики до 2023 года

Национальнаяэкономика
20102011201220132014201520162017201820192020202120222023
Расширенныйбюджет
4.54,34,14,14,04,14,03,93,73,63,63,43,33,2
Консолидиро-ванный бюджет
4.54,34,14,14,04,14,03,93,73,63,63,43,33,2
Федеральныйбюджет
2,12,12,32,32,32,32,32,32,12,12,12,12,12,1

Выводы

Процесс поддержки и развития отечественной промышленности – основа для обеспечения безопасности и усиления устойчивости национальной экономики. В этой связи целесообразно сконцентрироваться на посильных путях регулирования воспроизводственного процесса, которые заключаются в следующем:

1) в усилении взаимодействия промышленности и промышленных потребителей на внутреннем рынке;

2) в обеспечении жесткой протекционистской политики в отношении отраслей промышленности в долгосрочном периоде, на базе поддержания и развития внутреннего рынка промышленно-сервисных услуг;

3) в обеспечении условий для выпуска машиностроительными предприятиями товаров длительного пользования с высокой эластичностью спроса (по доходу) и повышенной добавленной стоимостью, то есть продукции, которая может создать задел для качественного скачка в индустриализации.


Источники:

1. Проект бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru.
2. Болдырев Ю.Ю. Природные ресурсы – основной источник инвестиций в модернизацию машиностроения и обеспечение обороноспособности страны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.perspektivy.info.
3. Антикризисное управление: Учебник. / Под ред. Э.М. Короткова. – М.: Инфра-М, 2008. – С. 620.
4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru.
5. Петровская Л., Шипук П. Основные тенденции в развитии экспорта и импорта зарубежных стран. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.evolutio.info.
6. Основные направления антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.premier.gov.ru.
7. Основные показатели социально-экономического положения субъектов РФ в 2009 году. По материалам Российской газеты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rg.ru.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:40:44