Политическая нестабильность и экономическая неопределенность как основные бюджетные риски в Ираке
Аскри Р.А.К.1, Мизиковский И.Е.1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=72031812
Аннотация:
Статья посвящена проблеме исследования политической нестабильности и экономической неопределенности как основных бюджетных рисков Ирака, которые могут оказывать значительное влияние на точность прогнозов и эффективность процессов планирования и исполнения бюджета. Проанализированы результаты исследований, посвященных анализу влияния экономических и политических факторов на бюджетный процесс в Ираке. Рассмотрено влияние проблем безопасности на процесс составления и исполнения бюджета в Ираке.
Рассмотрены возможные меры снижения ключевых рисков, которые позволят обеспечить точность прогнозов и эффективность планирования бюджета в Ираке. Сделан вывод о том, что приоритетным направлением снижению бюджетных рисков и обеспечения стабильности бюджетного процесса должна стать борьба с коррупцией.
Статья может представлять интерес для специалистов, аспирантов и студентов в области государственных финансов.
Ключевые слова: бюджетные риски, политическая нестабильность, экономическая неопределенность, бюджетный процесс
JEL-классификация: H60, H61, H70
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что составление бюджета в Ираке подвержено различным рискам, что обусловлено нестабильной политической и экономической ситуацией в стране. Такие риски могут оказать существенное влияние на точность и эффективность планирования и исполнения бюджет, поэтому их понимание и смягчение будет способствовать успешному составлению и исполнению бюджета.
Одним из основных факторов риска при составлении бюджета Ирака является политическая нестабильность. Частые смены правительства в совокупности с неопределенностью вокруг политической власти могут негативно отражаться на бюджетном процессе. Изменения в политической ситуации и смена правительства часто осложняет процессы утверждения и исполнения бюджета, что, в свою очередь, препятствует эффективному планированию и осуществлению финансовой деятельности государственных учреждений.
Приход к власти нового правительства может сопровождаться сменой приоритетов, политического курса и структуры расходов. В свою очередь, такие изменения могут препятствовать эффективному функционированию государственных учреждений, которые уже разработали бюджеты на основе предположений и целей предыдущего правительства. Такие сбои в бюджетном процессе затрудняют процессы долгосрочного планирования, снижают возможности качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, что негативно сказывается на экономике страны.
Исследованием бюджетных рисков занимались многие ученые-экономисты. Так, влияние конфликта и политической нестабильности на государственный бюджет Ирака исследовали С. Оздемир, М. Каракуш и О. Салманлы [1, c. 29-53]. Влияние политических династий на государственные расходы в Ираке исследовал Э. Куме [2, c. 71]. Взаимосвязь между политической нестабильностью и финансовой дисциплиной в Ираке исследовали О. Дж. Саид, М. Хуссин и Н.М. Юсофф [3, c. 112-131]. Влияние политической нестабильности на экономический рост и составление бюджета в Ираке исследовали Ю.Ф. Аль-Мохамадави и М.К. Аль-Файяд [4, c. 78-88]. Исследованием проблемы влияния финансовых решений правительства на экономический рост в Ираке занимались Ч. Аль-Фадли и К. Аль-Шерифи [6, c. 82-97]. Анализ влияния волатильности цен на нефть на экономическое развитие исследовал Э. Абдулла [8, c. 1-16].
Авторы рассмотренных исследований приводят доказательства взаимосвязи проблем бюджетирования с такими факторами, как колебания цен на нефть, уровень инфляции, девальвация национальной валюты и экономическая нестабильность, подчеркивая необходимость создания эффективной налогово-бюджетной политики, а также обеспечения экономической стабильности для снижения экономических рисков и повышения эффективности бюджетных процессов в Ираке.
Несмотря на большое количество исследований и публикаций, проблема влияния на бюджетный процесс таких факторов, как экономическая неопределенность и политическая нестабильность освещена недостаточно.
Целью исследования является изучение влияния политической нестабильности и экономической неопределенности на процесс составления и исполнения бюджета в Ираке.
Гипотеза исследования - политическая нестабильность, проблемы безопасности и экономическая неопределенность в Ираке представляют значительные риски для бюджетного процесса.
Научная новизна исследования заключается в изучении результатов исследований, посвященных проблеме бюджетных рисков в Ираке с акцентом на три основные области (политическая нестабильность, экономическая неопределенность и проблемы безопасности), что позволит выявить особенности их влияния на бюджетный процесс и разработать эффективные меры по их снижению.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методологической основой диссертационного исследования является анализ научной литературы, посвященной исследованию бюджетных рисков, а также политических и социально-экономических процессов, оказывающих влияние на бюджетный процесс в Ираке. В процессе исследования использовались такие основные методы научного исследования, как анализ, синтез, индукция, дедукция, исследование рядов динамики финансово-экономических показателей, метод анализа научных и статистических источников по проблеме исследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ирак является одним из основных производителей и экспортеров нефти на Ближнем Востоке и в странах, от которых во многом зависит иракская экономика. В течение последних двух десятилетий доходы от нефти обеспечивали около 97% общего объема экспорта, 82% общего государственного бюджета и 42% валового внутреннего продукта. Как было отмечено выше экономика Ирака во многом зависит от нефти, а глобальные изменения цен на нефть подвергли Ирак широким экономическим колебаниям. Население Ирака в 2021 году составляет около 40,2 млн человек и имеет средний рост 2,4%, при этом около 1,7% населения являются безработными (рисунок 1).
Уровень инфляции в Ираке, который имел тенденцию к росту в период эпидемии, с 2021 года начал снижаться: с 6,04% в 2021 году до примерно 5% в 2022 году и 5,34% в год. 2023 год наступил. В 2020 году иракская экономика продемонстрировала отрицательный рост на 11,3%. По состоянию на 2021 год экономика Ирака начала постепенно восстанавливаться после нефтяных шоков и пандемии Covid-19 в 2020 году. Рост цен на нефть на мировых рынках принес много пользы иракской экономике. В 2021 году благодаря глобальному росту цен на нефть коммерческий и финансовый баланс Ирака за последние годы улучшился. Кроме того, рост доходов на душу населения в Ираке увеличился на 3,5% в 2022 году по сравнению с 2021 годом.
Рисунок 1 – Динамика уровня безработицы в Ираке за период 2013-2023 гг., % [9]
Рост цен на нефть также означает огромные доходы от нефти для Ирака, а резервы Ирака в мировых банках достигли самого высокого уровня с 2000 года. Экономический рост в Ираке, высокая инфляция оказали негативное влияние на потребление децилей с низкими доходами. Зависимость бюджета Ирака от нефти сделала его очень уязвимым для санкций. Ожидается, что тенденция мирового спроса и цен на нефть в ближайшие годы снизится, что является очень неприятной новостью для экономики, зависящей от доходов от нефти, такой как Ирак. Также экономическая уязвимость Ирака усилится по мере усиления потрясений, связанных с изменением климата (повышение температуры, нехватка воды, засуха) и вместе с кризисом бюджетного дефицита также приведет к общественному недовольству в Ираке [9].
Составление бюджета в Ираке сталкивается со многими проблемами и рисками. Бюджетная система Ирака сильно зависит от нефти, и эта зависимость подвергает Ирак внезапным изменениям цен на нефть. Падение цен на нефть может привести к уменьшению государственных доходов и, как следствие, к снижению возможностей составления бюджета и удовлетворения общественных потребностей. Любая остановка или сокращение добычи нефти в Ираке из-за таких факторов, как технические проблемы на нефтяных объектах, нестабильность безопасности, политические споры или санкции, может оказать серьезное влияние на государственный бюджет. Снижение добычи нефти означает уменьшение государственных доходов и неспособность покрыть государственные расходы. Высокая зависимость Ирака от нефти привела к отсутствию диверсификации источников дохода. Эта проблема увеличивает уязвимость Ирака к изменениям на мировом нефтяном рынке. Если нефть станет нестабильным основным источником дохода иракского правительства, его возможности предоставлять финансовые ресурсы для покрытия государственных расходов уменьшатся. Коррупция и структурные дефекты бюджетной системы Ирака также представляют собой серьезный риск. Такие проблемы, как неэффективность сбора налогов, неэффективное управление финансовыми ресурсами, отсутствие прозрачности финансовой деятельности правительства и последствия коррупции, могут привести к разрушению бюджетной системы и увеличению государственного долга. Международные санкции и ограничения также могут создать риски для бюджета Ирака. Санкции могут привести к сокращению экспортных поступлений и ограничению доступа к иностранному финансированию, что, в свою очередь, напрямую влияет на составление бюджета Ирака и его способность финансировать государственные расходы.
Учитывая, что на цену нефти существенно влияют глобальные факторы, такие как спрос и предложение, санкции, политика стран-производителей и политико-экономические факторы, колебания цен на нефть могут иметь большое влияние. Падение или рост цен на нефть может привести к снижению доходов правительства и бюджета Ирака. Изменения в структуре мирового потребления энергии, распространение новых технологий и международные санкции могут привести к снижению спроса на нефть. Эта проблема может привести к снижению цен на нефть и сокращению нефтяных доходов Ирака. Технические проблемы в нефтяной промышленности, колебания уровня добычи и природные эффекты, такие как землетрясения и нестабильные регионы, могут привести к снижению добычи нефти и доходов от нефти в Ираке. Внутриполитические факторы, общественные протесты, политическая нестабильность и смена правительства могут привести к нестабильности и непредсказуемости нефтяных доходов Ирака.
Влияние конфликта и политической нестабильности на государственный бюджет Ирака исследовали С. Оздемир, М. Каракуш и О. Салманлы. Выводы, сделанные ими по результатам исследования, показывают, что политическая нестабильность отрицательно влияет на бюджетные ассигнования, что влечет сбои в управлении государственными финансами. В исследовании подчеркивается необходимость проведения бюджетных реформ, позволяющих смягчить риски, обусловленные политической нестабильностью, при бюджетном планировании [1].
Влияние политических династий на государственные расходы в Ираке исследовали Э. Куме и И. Диас-Ромераль. Результаты исследования показали, что политическая нестабильность, причиной которой является доминирование политических династий, оказывает влияние на процесс принятия бюджетных решений, где приоритетными являются интересы правящих семей, а не благосостояние общества. Авторы подчеркивают необходимость обеспечения прозрачности и подотчетности бюджетных процессов для смягчения негативных последствий политической нестабильности [2].
Взаимосвязь между политической нестабильностью и финансовой дисциплиной в Ираке исследовали О. Дж. Саид, М. Хуссин и Н.М. Юсофф. Результаты исследования показали, что частая смена политического руководства страны и отсутствие стабильности отрицательно влияют на исполнение бюджета и способность правительства соблюдать финансовую дисциплину. Исследователи подчеркивают важность институциональной стабильности в обеспечении эффективного исполнения бюджета [3].
Влияние политической нестабильности на экономический рост и составление бюджета в Ираке Ю.Ф. Аль-Мохамадави и М.К. Аль-Файяд. В процессе исследования авторы выявили существенное отрицательное влияние политической нестабильности на экономический рост, выделяя проблемы планирования и исполнения бюджета. Авторы исследования подчеркивают особую важность и необходимость обеспечения политической стабильности для содействия эффективного управления бюджетными процессами и нормального функционирования экономики [4].
Рассмотренные исследования содержат доказательства сбоев в управлении государственными финансами, в частности бюджетных ассигнованиях и финансовой дисциплине, вызванных политической нестабильностью. Результаты исследований подтверждают важность обеспечения прозрачности и подотчетности в смягчении рисков, связанных с политической нестабильностью, а, их авторы призывают к проведению решительных финансовых реформ для повышения эффективности планирования и исполнения бюджета в Ираке.
Экономика Ирака характеризуется высокой степенью зависимости от нефтяных доходов, что делает ее очень восприимчивой к колебаниям мировых цен на нефть. Такая зависимость является значительным риском для бюджетного процесса в стране, поскольку волатильность цен на нефть может привести к неожиданным изменениям прогнозов доходов, что затрудняет обеспечение точности прогнозов и планов в части бюджетных ассигнований для ключевых секторов экономики, в частности, инфраструктуры, здравоохранения и образование [5].
Кроме того, в Ираке имеют место и экономические проблемы, в частности, высокий уровень инфляции и безработицы, а также частые девальвации национальной валюты. Динамика уровня инфляции в Ираке за период 2013-2023 гг. представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Динамика уровня инфляции в Ираке за период 2013-2023 гг., % [5]
В совокупности эти факторы создают высокий уровень неопределенности в области формирования доходов и контроля расходов. Нестабильное состояние экономики усложняет бюджетный процесс, увеличивая риск образования дефицита бюджета и неспособности удовлетворить основные финансовые потребности государства.
Значительным риском для бюджетных процессов в Ираке является экономическая неопределенность, особенно с учетом высокой степенью зависимости страны от нефтяных доходов и других экономических проблем.
Некоторые специалисты утверждают, что экономическая неопределенность, возникающая под воздействием таких факторов, как высокая инфляция и девальвация национальной валюты в Ираке, негативно сказывается на бюджетном планировании. По их мнению, в Ираке необходима разработка налогово-бюджетной политики с учетом экономической неопределенности, поскольку это позволит достичь устойчивого экономического роста [6].
На достоверность прогноза доходов бюджета Ирака, влияют колебания цен на нефть, которые вызывают неопределенность в планировании и исполнении бюджета. Важно диверсифицировать экономику и снижать зависимость от нефти для минимизации рисков, связанных с экономической неопределенностью [8].
Авторы рассмотренных исследований приводят доказательства взаимосвязи проблем бюджетирования с такими факторами, как колебания цен на нефть, уровень инфляции, девальвация национальной валюты и экономическая нестабильность, подчеркивая необходимость создания эффективной налогово-бюджетной политики, а также обеспечения экономической стабильности для снижения экономических рисков и повышения эффективности бюджетных процессов в Ираке.
Проблемы безопасности, включая терроризм, вооруженные конфликты и социальные волнения, представляют дополнительные риски для составления бюджета в Ираке. Эти проблемы могут препятствовать реализации проектов и программ, а также сдерживать иностранные инвестиции. Выделение достаточных ресурсов для обеспечения безопасности становится императивом, что отвлекает финансирование от важнейших секторов экономики [9].
Более того, риски, связанные с безопасностью, могут препятствовать бесперебойному функционированию государственных учреждений, влияя на их способность собирать доходы, планировать бюджеты и предоставлять основные услуги. Необходимость выделения значительных финансовых ресурсов для обеспечения безопасности может привести к образованию дефицита бюджета, а, следовательно, невозможности предоставления государственных услуг в таких социально значимых сферах, как здравоохранение, образование и развитие инфраструктуры [9].
Бюджетные риски в Ираке, вызванные политической нестабильностью, экономической неопределенностью и проблемами безопасности, препятствует эффективному планированию и исполнению бюджета. Для правительства и заинтересованных сторон важно устранить эти риски, улучшая долгосрочное планирование, диверсифицируя источники доходов и, усиливая меры безопасности.
В последние годы Ирак столкнулся с различными проблемами безопасности, которые повлекли за собой серьезные последствия для составления бюджета и финансового планирования, в частности, политической нестабильностью, терроризмом, локальными конфликтами и межконфессиональной напряженностью, непосредственно влияющих на объем расходов в сферу безопасности и обороны. Проблемы безопасности усугубляют присутствие в стране вооруженных формирований, повстанческих группировок и угроза ИГИЛ.
Составление бюджета на безопасность в Ираке требует тщательного рассмотрения по нескольким причинам. Во-первых, конфликт и его последствия привели к значительным затратам на вооруженные силы, спецслужбы и закупку оборудования, что создало дополнительную нагрузку на национальный бюджет, ограничив средства, доступные для других важных секторов экономики, в частности, образования, здравоохранения и развития инфраструктуры.
Во-вторых, острой проблемой в Ираке остается коррупция и бесхозяйственность в аппарате безопасности. Средства, выделяемые на обеспечение безопасности, зачастую расхищаются, практикуются откаты, и отсутствует прозрачность процессов закупок. Все это снижает эффективность инвестиций в сферу безопасности и препятствует адекватному решению существующих проблем.
Кроме того, существенная зависимость страны от нефтяных доходов делает ее очень восприимчивой к колебаниям цен на нефть и волатильности доходов. Нестабильная ситуация на мировых рынках нефти может иметь серьезные последствия для планирования бюджета Ирака, включая выделение достаточных средств на расходы, связанные с обеспечением безопасности.
Ирак переживает постконфликтное восстановление и продолжающиеся восстания, поэтому его способность управлять своими финансами, одновременно устраняя угрозы безопасности, выступает в качестве критического фактора риска.
Ситуация с безопасностью в Ираке остается сложной, о чем свидетельствуют частые террористические атаки, межконфессиональная напряженность и повстанческая деятельность. Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что слабая инфраструктура безопасности Ирака в совокупности с региональным соперничеством и присутствием вооруженных группировок дестабилизирует ситуацию в стране и препятствует ее экономическому развитию. Перечисленные проблемы непосредственно влияют на бюджетный процесс страны [10].
Выделение значительных средств на расходы, связанные с безопасностью, отвлекает средства, которые могли бы быть направлены на обеспечение эффективного функционирования и развитие важных секторов экономики и социальной сферы Ирака. В свою очередь, проблема ограниченности ресурсов препятствует развитию инфраструктуры, качественному предоставлению государственных и муниципальных услуг, развитию здравоохранения, отрицательно влияя на общее благосостояние населения страны [11].
Кроме того, в Ираке существуют угрозы безопасности, которые сдерживают инвестиции, как внутренние, так и иностранные, препятствуя экономической диверсификации и созданию новых рабочих мест, что, в свою очередь, усугубляет социально-экономическое неравенство и серьезно подрывает долгосрочные финансовые перспективы страны [12].
Международная помощь и сотрудничество могут повысить способность Ирака эффективно решать проблемы безопасности, снижая при этом влияние на государственный бюджет. Программы помощи, направленные на реформирование сектора безопасности, наращивание потенциала и институциональное развитие, будут способствовать созданию устойчивой структуры безопасности в Ираке [13].
Ряд исследователей, рассматривая меры политического характера, реализуемые правительством (наращивание разведывательного потенциала, усиление безопасности границ и содействие региональному сотрудничеству) приходит к выводу о том, что правительство Ирака признает важность решения проблем безопасности как бюджетного риска, поскольку упомянутые меры направлены на снижение угроз безопасности и создание благоприятных условий для экономического развития страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ирак, как и многие нефтедобывающие страны, сталкивается с серьезными проблемами в процессе составления и исполнения бюджета, которые могут привести к бюджетным рискам. Основными видами риска, оказывающими значительное влияние на бюджетный процесс, являются политическая нестабильность, экономическая неопределенность и проблемы безопасности.
Политическая нестабильность и проблемы безопасности в Ираке представляют значительные риски для бюджетного процесса. Продолжающийся конфликт с ИГИЛ и региональная борьба за власть привели к увеличению военных расходов и снижению иностранных инвестиций. Сложившаяся ситуация привета к дестабилизации экономической среды, что осложняет прогнозирование доходов и эффективное распределение ресурсов.
Кроме того, на бюджетный процесс в Ираке оказывают влияние экономические риски, в частности, изменения цен на нефть, инфляция и коррупция. Экономика Ирака непосредственно зависит от экспорта нефти, что делает ее чувствительной к колебаниям мировых цен на нефть, а, следовательно, создает риски для бюджетного процесса в части прогнозирования и распределения доходов.
Серьезной проблемой в Ираке является коррупция, которая приводит к растрате бюджетных средств, и, как следствие, недостатку финансовых ресурсов, необходимых для предоставления государственных услуг и финансирования инфраструктурных проектов, что ослабляет экономику страны.
Для снижения бюджетных рисков в Ираке, необходима разработка и реализация мер, направленных на обеспечение политической стабильности и безопасности, а также снижения экономической неопределенности. Этого можно достичь за счет инвестиций в государственные институты, продвижения плюрализма и укрепления верховенства закона. Кроме того, диверсификация потоков доходов помимо экспорта нефти позволит снизить неопределенность доходов и способствовать устойчивому экономическому росту и развитию.
Приоритетной задачей должна стать борьба с коррупцией. Такие меры, как усиление антикоррупционного законодательства, повышение прозрачности финансовых операций и содействие участию гражданского общества, позволят искоренить взяточничество и хищения бюджетных средств.
Источники:
2. Куме Э., Диас-Ромерал И. Влияние политических династий на государственные расходы: данные из Ирака // Европейский журнал политической экономии. – 2021. – c. 71.
3. Саид О.Дж., Хуссин М., Юсофф Н.М. Политическая нестабильность и финансовая дисциплина в Ираке // Журнал государственного управления и управления. – 2021. – № 4. – c. 112-131.
4. Аль-Мохамадави Ю.Х., Аль-Файяд М.К. Влияние политической нестабильности на экономический рост и бюджет в Ираке // Международный журнал научных исследований в области бухгалтерского учета, финансов и менеджмента. – 2020. – № 11. – c. 78-88.
5. Официальный сайт Международного валютного фонда. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/ (дата обращения: 08.07.2024).
6. Аль-Фадли Х., Аль-Шерифи К. Последствия финансовых решений правительства для экономического роста в Ираке // Международный журнал экономики, торговли и менеджмента. – 2021. – № 1. – c. 82-97.
7. Джаджо Влияние экономической нестабильности на планирование и исполнение бюджета в Иракском Курдистане // Европейский журнал бухгалтерского учета, финансов и инвестиций. – 2021. – № 9(2). – c. 80-90.
8. Абдулла Э. Влияние волатильности цен на нефть на экономическое развитие Ирака // Азиатский журнал экономики, бизнеса и бухгалтерского учета. – 2020. – № 4. – c. 1-16.
9. Официальный сайт Всемирного банка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/ (дата обращения: 08.07.2024).
10. Аджорлоу С., Валли К., Валли М., Бостани Ф. Оценка вызовов безопасности и требований Ирака: качественный подход // Международный журнал передовой науки и технологий. – 2021. – № 10. – c. 5914-5930.
11. Аль-Саффар Б., Надхем Р.К., Абдул-Кадер А Влияние бюджетных ассигнований на экономику Ирака: эмпирическое исследование // Арабский журнал административных наук. – 2021. – № 3. – c. 158-179.
12. Хедхаир, Аль-Карабли Э.К., Мохаммед И.С. Влияние проблем безопасности на прямые иностранные инвестиции в Ирак // Журнал экономической и социальной мысли. – 2021. – № 2. – c. 190-205.
13. Виртц Дж. Помощь в реформировании сектора безопасности и эффективность помощи: пример Ирака // Маленькие войны и мятежи. – 2020. – № 5. – c. 926-949.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:51