Political instability and economic uncertainty as the main budgetary risks in Iraq
Askri R.A.K.1, Mizikovskiy I.E.1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Download PDF | Downloads: 9
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 3 (July-september 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=72031812
Abstract:
The article is dedicated to the examination of the challenges posed by political instability and economic uncertainty as the primary budgetary risks facing Iraq. These risks have the potential to significantly influence the precision of forecasts and the efficacy of budget planning and execution processes.
The findings of the research on the influence of economic and political factors on the budgetary process in Iraq are discussed. The influence of security concerns on the budget preparation and execution process in Iraq is examined. Potential strategies to mitigate critical risks and guarantee the precision of forecasts and the efficacy of budget planning in Iraq are explored. The article concludes that combating corruption should be a priority to reduce budget risks and ensure the stability of the budget process.
The article may be of interest to specialists, postgraduates, and students in the field of public finance.
Keywords: budget risk, political instability, economic uncertainty, budget process
JEL-classification: H60, H61, H70
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что составление бюджета в Ираке подвержено различным рискам, что обусловлено нестабильной политической и экономической ситуацией в стране. Такие риски могут оказать существенное влияние на точность и эффективность планирования и исполнения бюджет, поэтому их понимание и смягчение будет способствовать успешному составлению и исполнению бюджета.
Одним из основных факторов риска при составлении бюджета Ирака является политическая нестабильность. Частые смены правительства в совокупности с неопределенностью вокруг политической власти могут негативно отражаться на бюджетном процессе. Изменения в политической ситуации и смена правительства часто осложняет процессы утверждения и исполнения бюджета, что, в свою очередь, препятствует эффективному планированию и осуществлению финансовой деятельности государственных учреждений.
Приход к власти нового правительства может сопровождаться сменой приоритетов, политического курса и структуры расходов. В свою очередь, такие изменения могут препятствовать эффективному функционированию государственных учреждений, которые уже разработали бюджеты на основе предположений и целей предыдущего правительства. Такие сбои в бюджетном процессе затрудняют процессы долгосрочного планирования, снижают возможности качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, что негативно сказывается на экономике страны.
Исследованием бюджетных рисков занимались многие ученые-экономисты. Так, влияние конфликта и политической нестабильности на государственный бюджет Ирака исследовали С. Оздемир, М. Каракуш и О. Салманлы [1, c. 29-53]. Влияние политических династий на государственные расходы в Ираке исследовал Э. Куме [2, c. 71]. Взаимосвязь между политической нестабильностью и финансовой дисциплиной в Ираке исследовали О. Дж. Саид, М. Хуссин и Н.М. Юсофф [3, c. 112-131]. Влияние политической нестабильности на экономический рост и составление бюджета в Ираке исследовали Ю.Ф. Аль-Мохамадави и М.К. Аль-Файяд [4, c. 78-88]. Исследованием проблемы влияния финансовых решений правительства на экономический рост в Ираке занимались Ч. Аль-Фадли и К. Аль-Шерифи [6, c. 82-97]. Анализ влияния волатильности цен на нефть на экономическое развитие исследовал Э. Абдулла [8, c. 1-16].
Авторы рассмотренных исследований приводят доказательства взаимосвязи проблем бюджетирования с такими факторами, как колебания цен на нефть, уровень инфляции, девальвация национальной валюты и экономическая нестабильность, подчеркивая необходимость создания эффективной налогово-бюджетной политики, а также обеспечения экономической стабильности для снижения экономических рисков и повышения эффективности бюджетных процессов в Ираке.
Несмотря на большое количество исследований и публикаций, проблема влияния на бюджетный процесс таких факторов, как экономическая неопределенность и политическая нестабильность освещена недостаточно.
Целью исследования является изучение влияния политической нестабильности и экономической неопределенности на процесс составления и исполнения бюджета в Ираке.
Гипотеза исследования - политическая нестабильность, проблемы безопасности и экономическая неопределенность в Ираке представляют значительные риски для бюджетного процесса.
Научная новизна исследования заключается в изучении результатов исследований, посвященных проблеме бюджетных рисков в Ираке с акцентом на три основные области (политическая нестабильность, экономическая неопределенность и проблемы безопасности), что позволит выявить особенности их влияния на бюджетный процесс и разработать эффективные меры по их снижению.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методологической основой диссертационного исследования является анализ научной литературы, посвященной исследованию бюджетных рисков, а также политических и социально-экономических процессов, оказывающих влияние на бюджетный процесс в Ираке. В процессе исследования использовались такие основные методы научного исследования, как анализ, синтез, индукция, дедукция, исследование рядов динамики финансово-экономических показателей, метод анализа научных и статистических источников по проблеме исследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ирак является одним из основных производителей и экспортеров нефти на Ближнем Востоке и в странах, от которых во многом зависит иракская экономика. В течение последних двух десятилетий доходы от нефти обеспечивали около 97% общего объема экспорта, 82% общего государственного бюджета и 42% валового внутреннего продукта. Как было отмечено выше экономика Ирака во многом зависит от нефти, а глобальные изменения цен на нефть подвергли Ирак широким экономическим колебаниям. Население Ирака в 2021 году составляет около 40,2 млн человек и имеет средний рост 2,4%, при этом около 1,7% населения являются безработными (рисунок 1).
Уровень инфляции в Ираке, который имел тенденцию к росту в период эпидемии, с 2021 года начал снижаться: с 6,04% в 2021 году до примерно 5% в 2022 году и 5,34% в год. 2023 год наступил. В 2020 году иракская экономика продемонстрировала отрицательный рост на 11,3%. По состоянию на 2021 год экономика Ирака начала постепенно восстанавливаться после нефтяных шоков и пандемии Covid-19 в 2020 году. Рост цен на нефть на мировых рынках принес много пользы иракской экономике. В 2021 году благодаря глобальному росту цен на нефть коммерческий и финансовый баланс Ирака за последние годы улучшился. Кроме того, рост доходов на душу населения в Ираке увеличился на 3,5% в 2022 году по сравнению с 2021 годом.
Рисунок 1 – Динамика уровня безработицы в Ираке за период 2013-2023 гг., % [9]
Рост цен на нефть также означает огромные доходы от нефти для Ирака, а резервы Ирака в мировых банках достигли самого высокого уровня с 2000 года. Экономический рост в Ираке, высокая инфляция оказали негативное влияние на потребление децилей с низкими доходами. Зависимость бюджета Ирака от нефти сделала его очень уязвимым для санкций. Ожидается, что тенденция мирового спроса и цен на нефть в ближайшие годы снизится, что является очень неприятной новостью для экономики, зависящей от доходов от нефти, такой как Ирак. Также экономическая уязвимость Ирака усилится по мере усиления потрясений, связанных с изменением климата (повышение температуры, нехватка воды, засуха) и вместе с кризисом бюджетного дефицита также приведет к общественному недовольству в Ираке [9].
Составление бюджета в Ираке сталкивается со многими проблемами и рисками. Бюджетная система Ирака сильно зависит от нефти, и эта зависимость подвергает Ирак внезапным изменениям цен на нефть. Падение цен на нефть может привести к уменьшению государственных доходов и, как следствие, к снижению возможностей составления бюджета и удовлетворения общественных потребностей. Любая остановка или сокращение добычи нефти в Ираке из-за таких факторов, как технические проблемы на нефтяных объектах, нестабильность безопасности, политические споры или санкции, может оказать серьезное влияние на государственный бюджет. Снижение добычи нефти означает уменьшение государственных доходов и неспособность покрыть государственные расходы. Высокая зависимость Ирака от нефти привела к отсутствию диверсификации источников дохода. Эта проблема увеличивает уязвимость Ирака к изменениям на мировом нефтяном рынке. Если нефть станет нестабильным основным источником дохода иракского правительства, его возможности предоставлять финансовые ресурсы для покрытия государственных расходов уменьшатся. Коррупция и структурные дефекты бюджетной системы Ирака также представляют собой серьезный риск. Такие проблемы, как неэффективность сбора налогов, неэффективное управление финансовыми ресурсами, отсутствие прозрачности финансовой деятельности правительства и последствия коррупции, могут привести к разрушению бюджетной системы и увеличению государственного долга. Международные санкции и ограничения также могут создать риски для бюджета Ирака. Санкции могут привести к сокращению экспортных поступлений и ограничению доступа к иностранному финансированию, что, в свою очередь, напрямую влияет на составление бюджета Ирака и его способность финансировать государственные расходы.
Учитывая, что на цену нефти существенно влияют глобальные факторы, такие как спрос и предложение, санкции, политика стран-производителей и политико-экономические факторы, колебания цен на нефть могут иметь большое влияние. Падение или рост цен на нефть может привести к снижению доходов правительства и бюджета Ирака. Изменения в структуре мирового потребления энергии, распространение новых технологий и международные санкции могут привести к снижению спроса на нефть. Эта проблема может привести к снижению цен на нефть и сокращению нефтяных доходов Ирака. Технические проблемы в нефтяной промышленности, колебания уровня добычи и природные эффекты, такие как землетрясения и нестабильные регионы, могут привести к снижению добычи нефти и доходов от нефти в Ираке. Внутриполитические факторы, общественные протесты, политическая нестабильность и смена правительства могут привести к нестабильности и непредсказуемости нефтяных доходов Ирака.
Влияние конфликта и политической нестабильности на государственный бюджет Ирака исследовали С. Оздемир, М. Каракуш и О. Салманлы. Выводы, сделанные ими по результатам исследования, показывают, что политическая нестабильность отрицательно влияет на бюджетные ассигнования, что влечет сбои в управлении государственными финансами. В исследовании подчеркивается необходимость проведения бюджетных реформ, позволяющих смягчить риски, обусловленные политической нестабильностью, при бюджетном планировании [1].
Влияние политических династий на государственные расходы в Ираке исследовали Э. Куме и И. Диас-Ромераль. Результаты исследования показали, что политическая нестабильность, причиной которой является доминирование политических династий, оказывает влияние на процесс принятия бюджетных решений, где приоритетными являются интересы правящих семей, а не благосостояние общества. Авторы подчеркивают необходимость обеспечения прозрачности и подотчетности бюджетных процессов для смягчения негативных последствий политической нестабильности [2].
Взаимосвязь между политической нестабильностью и финансовой дисциплиной в Ираке исследовали О. Дж. Саид, М. Хуссин и Н.М. Юсофф. Результаты исследования показали, что частая смена политического руководства страны и отсутствие стабильности отрицательно влияют на исполнение бюджета и способность правительства соблюдать финансовую дисциплину. Исследователи подчеркивают важность институциональной стабильности в обеспечении эффективного исполнения бюджета [3].
Влияние политической нестабильности на экономический рост и составление бюджета в Ираке Ю.Ф. Аль-Мохамадави и М.К. Аль-Файяд. В процессе исследования авторы выявили существенное отрицательное влияние политической нестабильности на экономический рост, выделяя проблемы планирования и исполнения бюджета. Авторы исследования подчеркивают особую важность и необходимость обеспечения политической стабильности для содействия эффективного управления бюджетными процессами и нормального функционирования экономики [4].
Рассмотренные исследования содержат доказательства сбоев в управлении государственными финансами, в частности бюджетных ассигнованиях и финансовой дисциплине, вызванных политической нестабильностью. Результаты исследований подтверждают важность обеспечения прозрачности и подотчетности в смягчении рисков, связанных с политической нестабильностью, а, их авторы призывают к проведению решительных финансовых реформ для повышения эффективности планирования и исполнения бюджета в Ираке.
Экономика Ирака характеризуется высокой степенью зависимости от нефтяных доходов, что делает ее очень восприимчивой к колебаниям мировых цен на нефть. Такая зависимость является значительным риском для бюджетного процесса в стране, поскольку волатильность цен на нефть может привести к неожиданным изменениям прогнозов доходов, что затрудняет обеспечение точности прогнозов и планов в части бюджетных ассигнований для ключевых секторов экономики, в частности, инфраструктуры, здравоохранения и образование [5].
Кроме того, в Ираке имеют место и экономические проблемы, в частности, высокий уровень инфляции и безработицы, а также частые девальвации национальной валюты. Динамика уровня инфляции в Ираке за период 2013-2023 гг. представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Динамика уровня инфляции в Ираке за период 2013-2023 гг., % [5]
В совокупности эти факторы создают высокий уровень неопределенности в области формирования доходов и контроля расходов. Нестабильное состояние экономики усложняет бюджетный процесс, увеличивая риск образования дефицита бюджета и неспособности удовлетворить основные финансовые потребности государства.
Значительным риском для бюджетных процессов в Ираке является экономическая неопределенность, особенно с учетом высокой степенью зависимости страны от нефтяных доходов и других экономических проблем.
Некоторые специалисты утверждают, что экономическая неопределенность, возникающая под воздействием таких факторов, как высокая инфляция и девальвация национальной валюты в Ираке, негативно сказывается на бюджетном планировании. По их мнению, в Ираке необходима разработка налогово-бюджетной политики с учетом экономической неопределенности, поскольку это позволит достичь устойчивого экономического роста [6].
На достоверность прогноза доходов бюджета Ирака, влияют колебания цен на нефть, которые вызывают неопределенность в планировании и исполнении бюджета. Важно диверсифицировать экономику и снижать зависимость от нефти для минимизации рисков, связанных с экономической неопределенностью [8].
Авторы рассмотренных исследований приводят доказательства взаимосвязи проблем бюджетирования с такими факторами, как колебания цен на нефть, уровень инфляции, девальвация национальной валюты и экономическая нестабильность, подчеркивая необходимость создания эффективной налогово-бюджетной политики, а также обеспечения экономической стабильности для снижения экономических рисков и повышения эффективности бюджетных процессов в Ираке.
Проблемы безопасности, включая терроризм, вооруженные конфликты и социальные волнения, представляют дополнительные риски для составления бюджета в Ираке. Эти проблемы могут препятствовать реализации проектов и программ, а также сдерживать иностранные инвестиции. Выделение достаточных ресурсов для обеспечения безопасности становится императивом, что отвлекает финансирование от важнейших секторов экономики [9].
Более того, риски, связанные с безопасностью, могут препятствовать бесперебойному функционированию государственных учреждений, влияя на их способность собирать доходы, планировать бюджеты и предоставлять основные услуги. Необходимость выделения значительных финансовых ресурсов для обеспечения безопасности может привести к образованию дефицита бюджета, а, следовательно, невозможности предоставления государственных услуг в таких социально значимых сферах, как здравоохранение, образование и развитие инфраструктуры [9].
Бюджетные риски в Ираке, вызванные политической нестабильностью, экономической неопределенностью и проблемами безопасности, препятствует эффективному планированию и исполнению бюджета. Для правительства и заинтересованных сторон важно устранить эти риски, улучшая долгосрочное планирование, диверсифицируя источники доходов и, усиливая меры безопасности.
В последние годы Ирак столкнулся с различными проблемами безопасности, которые повлекли за собой серьезные последствия для составления бюджета и финансового планирования, в частности, политической нестабильностью, терроризмом, локальными конфликтами и межконфессиональной напряженностью, непосредственно влияющих на объем расходов в сферу безопасности и обороны. Проблемы безопасности усугубляют присутствие в стране вооруженных формирований, повстанческих группировок и угроза ИГИЛ.
Составление бюджета на безопасность в Ираке требует тщательного рассмотрения по нескольким причинам. Во-первых, конфликт и его последствия привели к значительным затратам на вооруженные силы, спецслужбы и закупку оборудования, что создало дополнительную нагрузку на национальный бюджет, ограничив средства, доступные для других важных секторов экономики, в частности, образования, здравоохранения и развития инфраструктуры.
Во-вторых, острой проблемой в Ираке остается коррупция и бесхозяйственность в аппарате безопасности. Средства, выделяемые на обеспечение безопасности, зачастую расхищаются, практикуются откаты, и отсутствует прозрачность процессов закупок. Все это снижает эффективность инвестиций в сферу безопасности и препятствует адекватному решению существующих проблем.
Кроме того, существенная зависимость страны от нефтяных доходов делает ее очень восприимчивой к колебаниям цен на нефть и волатильности доходов. Нестабильная ситуация на мировых рынках нефти может иметь серьезные последствия для планирования бюджета Ирака, включая выделение достаточных средств на расходы, связанные с обеспечением безопасности.
Ирак переживает постконфликтное восстановление и продолжающиеся восстания, поэтому его способность управлять своими финансами, одновременно устраняя угрозы безопасности, выступает в качестве критического фактора риска.
Ситуация с безопасностью в Ираке остается сложной, о чем свидетельствуют частые террористические атаки, межконфессиональная напряженность и повстанческая деятельность. Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что слабая инфраструктура безопасности Ирака в совокупности с региональным соперничеством и присутствием вооруженных группировок дестабилизирует ситуацию в стране и препятствует ее экономическому развитию. Перечисленные проблемы непосредственно влияют на бюджетный процесс страны [10].
Выделение значительных средств на расходы, связанные с безопасностью, отвлекает средства, которые могли бы быть направлены на обеспечение эффективного функционирования и развитие важных секторов экономики и социальной сферы Ирака. В свою очередь, проблема ограниченности ресурсов препятствует развитию инфраструктуры, качественному предоставлению государственных и муниципальных услуг, развитию здравоохранения, отрицательно влияя на общее благосостояние населения страны [11].
Кроме того, в Ираке существуют угрозы безопасности, которые сдерживают инвестиции, как внутренние, так и иностранные, препятствуя экономической диверсификации и созданию новых рабочих мест, что, в свою очередь, усугубляет социально-экономическое неравенство и серьезно подрывает долгосрочные финансовые перспективы страны [12].
Международная помощь и сотрудничество могут повысить способность Ирака эффективно решать проблемы безопасности, снижая при этом влияние на государственный бюджет. Программы помощи, направленные на реформирование сектора безопасности, наращивание потенциала и институциональное развитие, будут способствовать созданию устойчивой структуры безопасности в Ираке [13].
Ряд исследователей, рассматривая меры политического характера, реализуемые правительством (наращивание разведывательного потенциала, усиление безопасности границ и содействие региональному сотрудничеству) приходит к выводу о том, что правительство Ирака признает важность решения проблем безопасности как бюджетного риска, поскольку упомянутые меры направлены на снижение угроз безопасности и создание благоприятных условий для экономического развития страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ирак, как и многие нефтедобывающие страны, сталкивается с серьезными проблемами в процессе составления и исполнения бюджета, которые могут привести к бюджетным рискам. Основными видами риска, оказывающими значительное влияние на бюджетный процесс, являются политическая нестабильность, экономическая неопределенность и проблемы безопасности.
Политическая нестабильность и проблемы безопасности в Ираке представляют значительные риски для бюджетного процесса. Продолжающийся конфликт с ИГИЛ и региональная борьба за власть привели к увеличению военных расходов и снижению иностранных инвестиций. Сложившаяся ситуация привета к дестабилизации экономической среды, что осложняет прогнозирование доходов и эффективное распределение ресурсов.
Кроме того, на бюджетный процесс в Ираке оказывают влияние экономические риски, в частности, изменения цен на нефть, инфляция и коррупция. Экономика Ирака непосредственно зависит от экспорта нефти, что делает ее чувствительной к колебаниям мировых цен на нефть, а, следовательно, создает риски для бюджетного процесса в части прогнозирования и распределения доходов.
Серьезной проблемой в Ираке является коррупция, которая приводит к растрате бюджетных средств, и, как следствие, недостатку финансовых ресурсов, необходимых для предоставления государственных услуг и финансирования инфраструктурных проектов, что ослабляет экономику страны.
Для снижения бюджетных рисков в Ираке, необходима разработка и реализация мер, направленных на обеспечение политической стабильности и безопасности, а также снижения экономической неопределенности. Этого можно достичь за счет инвестиций в государственные институты, продвижения плюрализма и укрепления верховенства закона. Кроме того, диверсификация потоков доходов помимо экспорта нефти позволит снизить неопределенность доходов и способствовать устойчивому экономическому росту и развитию.
Приоритетной задачей должна стать борьба с коррупцией. Такие меры, как усиление антикоррупционного законодательства, повышение прозрачности финансовых операций и содействие участию гражданского общества, позволят искоренить взяточничество и хищения бюджетных средств.
References:
Abdulla E. (2020). Vliyanie volatilnosti tsen na neft na ekonomicheskoe razvitie Iraka [The impact of oil price volatility on Iraq's economic development]. Aziatskiy zhurnal ekonomiki, biznesa i bukhgalterskogo ucheta. 19 (4). 1-16. (in Russian).
Adzhorlou S., Valli K., Valli M., Bostani F. (2021). Otsenka vyzovov bezopasnosti i trebovaniy Iraka: kachestvennyy podkhod [Assessment of Iraq's security challenges and requirements: a qualitative approach]. Mezhdunarodnyy zhurnal peredovoy nauki i tekhnologiy. 30 (10). 5914-5930. (in Russian).
Al-Fadli Kh., Al-Sherifi K. (2021). Posledstviya finansovyh resheniy pravitelstva dlya ekonomicheskogo rosta v Irake [The impact of the government's financial decisions on economic growth in Iraq]. Mezhdunarodnyy zhurnal ekonomiki, torgovli i menedzhmenta. 9 (1). 82-97. (in Russian).
Al-Mokhamadavi Yu.Kh., Al-Fayyad M.K. (2020). Vliyanie politicheskoy nestabilnosti na ekonomicheskiy rost i byudzhet v Irake [The impact of political instability on economic growth and budget in Iraq]. Mezhdunarodnyy zhurnal nauchnyh issledovaniy v oblasti bukhgalterskogo ucheta, finansov i menedzhmenta. 3 (11). 78-88. (in Russian).
Al-Saffar B., Nadkhem R.K., Abdul-Kader A (2021). Vliyanie byudzhetnyh assignovaniy na ekonomiku Iraka: empiricheskoe issledovanie [The impact of budget allocations on the Iraqi economy: an empirical study]. Arabskiy zhurnal administrativnyh nauk. 27 (3). 158-179. (in Russian).
Dzhadzho (2021). Vliyanie ekonomicheskoy nestabilnosti na planirovanie i ispolnenie byudzheta v Irakskom Kurdistane [The impact of economic instability on budget planning and execution in Iraqi Kurdistan]. Evropeyskiy zhurnal bukhgalterskogo ucheta, finansov i investitsiy. (9(2)). 80-90. (in Russian).
Khedkhair, Al-Karabli E.K., Mokhammed I.S. (2021). Vliyanie problem bezopasnosti na pryamye inostrannye investitsii v Irak [The impact of security concerns on foreign direct investment in Iraq]. Zhurnal ekonomicheskoy i sotsialnoy mysli. 8 (2). 190-205. (in Russian).
Kume E., Dias-Romeral I. (2021). Vliyanie politicheskikh dinastiy na gosudarstvennye raskhody: dannye iz Iraka [The impact of political dynasties on government spending: data from Iraq]. Evropeyskiy zhurnal politicheskoy ekonomii. 71. (in Russian).
Ozdemir S., Karakush M., Salmanli O. (2021). Vliyanie konflikta i politicheskoy nestabilnosti na gosudarstvennye byudzhety: dannye iz Iraka [The impact of conflict and political instability on government budgets: data from Iraq]. Obzor Tsentralnogo banka. 21 (3). 29-53. (in Russian).
Said O.Dzh., Khussin M., Yusoff N.M. (2021). Politicheskaya nestabilnost i finansovaya distsiplina v Irake [Political instability and financial discipline in Iraq]. Zhurnal gosudarstvennogo upravleniya i upravleniya. 10 (4). 112-131. (in Russian).
Virtts Dzh. (2020). Pomoshch v reformirovanii sektora bezopasnosti i effektivnost pomoshchi: primer Iraka [Security sector reform assistance and aid effectiveness: the case of Iraq]. Malenkie voyny i myatezhi. 31 (5). 926-949. (in Russian).
Страница обновлена: 27.04.2025 в 18:42:17