Методология использования комплексного подхода при формировании стратегии предприятий сервиса на рынке деловых услуг

Пипко Е.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (173), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье определены методологические основы стратегического управления на предприятиях сервиса, оказывающих деловые услуги. Формирование стратегии на основе комплексного подхода позволит эффективно решать стратегические задачи и устранять отрицательные влияния внешней среды.

Ключевые слова: конкуренция, комплексный подход, стратегия организации, рынок деловых услуг, система стратегического управления, стратегические воздействия



В условиях конкуренции эффективность предприятия сервиса находится в прямой зависимости от правильности выбора стратегических позиций и реализации конкурентных преимуществ. Функционирование системы стратегического управления основывается на использовании комплексного подхода. Применительно к стратегическому управлению комплексный подход позволяет осуществить:

а) разделение стратегических воздействий, направленных на определенные объекты;

б) согласование стратегий, исходя из ограничений миссии и цели предприятия;

в) прогноз стратегии по времени реализации и ресурсам, а также по степени сопротивления персонала стратегическим трансформациям;

г) согласование стратегии с контрольными цифрами стратегического плана развития предприятия.

Формирование стратегии, поиск конкурентных преимуществ

При создании системы стратегического управления центральным элементом избирается стратегия, выступающая как управленческое решение стратегического характера, по своей сущности относящееся к слабоструктурированным задачам управления.

Содержание понятия стратегии как экономической категории отражает стратегическое направление комплекса управленческих способов и форм действий предприятия на рынке.

С учетом управленческой специфики, стратегия предприятия сервиса на рынке деловых услуг – это комплекс функциональных стратегий, исключительных компетенций персонала и организационных рутин предприятия.

В силу специфики услуги [1] предложение потребительской ценности воплощается в исключительных компептенциях специалистов предприятия сервиса, которые одновременно выступают и как конкурентные преимущества. Активы и программы развития предприятия сервиса в нашей системе стратегического управления направлены на формирование компетенций и создание организационных рутин, поэтому они отвечают за уровень конкурентоспособности фирмы и относятся к стратегическому планированию [2].

В процессе формирования стратегии самым сложным и ответственным этапом является определение комплекса стратегий. Именно при данной управленческой процедуре, по нашему мнению, следует использовать комплексный подход.

Повышение эффективности и скорости принятия стратегического управленческого решения требует предварительной структуризации и рационализации процесса формирования комплексной стратегии. Для структуризации и рационализации процесса в рамках системы стратегического управления предлагается применить стратегический план предприятия сервиса как модель эффективности, поскольку при его составлении осуществляется выбор множества параметров, описывающих эффективное функционирование и развитие предприятия, а также исполняется отбор и ранжирование организационных способностей и уникальных ресурсов фирмы.

В связи с этим объекты и области эффективных решений следует выявлять на основе поиска и реализации конкурентных преимуществ. Отбор неприемлемых вариантов надлежит вести с точки зрения миссии, целей и набора ключевых компетенций. В этом случае изучение проблемной ситуации можно проводить исходя из объектов стратегических воздействий, а также осуществлять контроль качества стратегического управленческого решения.

Выбор стратегии

Структурированный процесс формирования стратегии с учетом рационализации и правил имеет следующую последовательность:

1) формулирование проблемной ситуации исходя из объектов стратегического воздействия (деловая услуга, рынок, конкурент, потребитель);

2) описание степени уникальности проблемы;

3) использование модели эффективности деятельности в виде стратегического плана предприятия сервиса;

4) определение типа решаемой задачи исходя из контрольных цифр стратегического плана;

5) деление сложной проблемы на простые задачи;

6) выявление области эффективных решений, на основе определения трудно копируемых конкурентных преимуществ;

7) разработка вариантов возможных альтернативных путей;

8) отбор неприемлемых вариантов с точки зрения миссии;

9) ранжирование альтернатив по степени достижимости цели;

10) осуществление контроля принятия стратегического управленческого решения.

При высокой степени координации стратегия не только реализует, но и создает конкурентные преимущества для предприятия. Поэтому наиболее ответственным этапом является комбинация стратегий.

Однако центральной проблемой остается выбор стратегии предприятия из множества возможных вариантов.

Анализ стратегий показал, что в экономической литературе предпочтение отдается стратегиям, направленным на рынок, то есть на поиск экономических рент за счет ликвидации географических и структурных разрывов, занятия лидирующего или доминирующего положения за счет максимальной доли рынка [3, 4].

Матрица использования стратегий

Для использования комплексного подхода при формировании стратегии предприятия сервиса на рынке деловых услуг строится матрица использования стратегий (см. рис. на с. 111).

Рис. Матрица использования стратегий

В матрице применяются различные стратегии к определенным объектам стратегического воздействия, что позволяет создать комплекс направлений и мероприятий, которые не дублируют друг друга.

В построенной нами матрице выбираются стратегии исходя из выбора объектов стратегического воздействия. Это показывает актуальность применения комплекса стратегий, а не отдельно взятой стратегии, что позволяет объединить решение различных по своему характеру проблем. По нашему мнению, при формировании комплексной стратегии необходимо определить объект воздействия, после чего приступать к выбору альтернативных стратегий.

Следовательно, стратегия предприятия сервиса может быть сориентирована на различные объекты внешней среды. В связи с этим конкурентные преимущества предприятия проявляются в ограниченной области. Следует определить эту область из перечня объектов стратегических воздействий – деловая услуга, потребитель, конкуренты и рынок.

Этапы формирования стратегии

Процесс формирования стратегии имеет творческий характер в силу уникальности используемого в каждом конкретном случае комплекса методов и технологии принятия стратегического решения. По нашему мнению, данная процедура должна иметь следующую последовательность, весь процесс разбивается на 10 этапов (см. табл. на с. 112).

Таблица

Этапы формирования стратегии предприятия на рынке деловых услуг

При этом необходимо соблюдать общую целевую направленность стратегии на реализацию миссии предприятия сервиса на рынке деловых услуг.

Таким образом, формирование стратегии предприятия сервиса на основе использования комплексного подхода позволит занять сильную стратегическую позицию на рынке деловых услуг и реализовать конкурентные преимущества. Поэтому менеджеры предприятия сервиса должны иметь компетенции в области формирования эффективной стратегии. Это обусловлено тем, что ошибки в области стратегических управленческих решений оборачиваются потерями не только материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и главного невосполнимого стратегического ресурса – времени.


Источники:

1. Сосунова Л.А., Чернова Д.В. Влияние сферы услуг на экономику // Российское предпринимательство. – 2003. – № 3 – C. 40–43.
2. Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. – СПб.: Питер, 2003. – 320 с.
3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. – СПб.: Питер, 2005. – 563 с.
4. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления: Монография. – СПб: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. – 548 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:19:38