Вуз как деловая организация на рынке образовательных услуг

Тихонова А.Д.1, Простова Д.М.1
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56576896

Аннотация:
В статье авторами рассматриваются вузы с позиции деловых организаций, являющихся полноправными активными рыночными субъектами. Подчеркивается, что применение к вузам терминов, связанных с предпринимательством, указывает только на типы связей внутри образовательной организации и на способы управления, но не на ее функции или тип. Авторами обосновано, что вузам в современных реалиях требуются новые методические подходы, которые позволят им подготавливать и принимать обоснованные управленческие решения для успешного стратегического развития. Предложено авторское видение отношений субъектов на рынке образования и ресурсного обмена между вузом и его стейкхолдерами. В заключении одной из основных задач вузов выделена опережающая реализация удовлетворения всех стейкхолдеров (как внешних, так и внутренних).

Ключевые слова: вузы, деловые организации, стейкхолдеры, рынок образования, управление

JEL-классификация: I23, I25, I26



Введение

Эффективность управления вузом в современных реалиях основывается на тех же параметрах, что и эффективность управления любой организацией, являющейся хозяйствующим субъектом – одной из главных целей ставится получение прибыли. Вуз вынужден принимать участие в экономической деятельности, чтобы обеспечить себе возможности дальнейшего функционирования и развития.

Доказательством того, что вуз является полноценным субъектом рыночных отношений, является, например, факт экономической интерпретации его научно-исследовательской деятельности, а также наличие предпринимательской сердцевины в основе некоторых других направлений. Дискуссии, посвященные управлению вузами, проводимые в среде руководителей университетов, на площадках научных конференций, в специальной литературе показывают, что в данной области сформировалась довольно четкая позиция важности расширения финансово-хозяйственной составляющей деятельности образовательных организаций высшего образования. Это является результатом реформ, проводимых в системе государственной оценки и поддержки вузов. Образовательные организации ВО получают всё большую свободу в реализации экономической деятельности, академическую и управленческую автономию. Таким образом, вузы, как субъекты рыночных отношений, получают полное право классифицироваться как особый тип организаций - так называемых деловых организаций.

Несомненно, что отличительной особенностью современной экономики является ее переход на новый уровень развития – ориентации на знания. Причинами возрастания ценности знаний в современной экономике являются:

- истощение дешевых природных ресурсов,

- общее повышение уровня образования людей и, соответственно, их интеллектуального потенциала,

- повышение доступности для широких слоев населения информации,

- появление новых наукоемких продуктов,

- развитие и повсеместное применение информационных технологий на базе недорогой и удобной в применении вычислительной техники,

- развитие науки и техники,

- рост производительности труда, его культуры,

- рост процессов глобализации, вовлечение все большего числа людей в политические, экономические, научно-технические и социальные процессы,

- создание новых производственных технологий.

Все эти факторы оказываю, в итоге, значимое влияние на конкурентную борьбу, формирование конкурентных преимуществ и позитивных тенденций экономического роста, а также на благополучие и качество жизни населения.

Одной из проблем реализации интеллектуального и научного потенциала страны для обеспечения модернизации национальной экономики, является отсутствие эффективного механизма учета потребностей бизнеса (рынка труда) рынком образовательных услуг на макро- и микро- уровнях.

Цель статьи, таким образом, состоит в исследовании свойств, характеристик, условий функционирования вуза, обеспечивающих согласование его возможностей с требованиями работодателей к качеству подготовки специалистов.

Научная новизна статьи заключается в разработке теоретических положений, характеризующих вуз, как деловую организацию, что является важным условием повышения удовлетворенности стейкхолдеров рынка образования.

Вуз как деловая организация

Происходящие в последние годы трансформации социально-экономических и политических систем вызывают принципиальные изменения во всех секторах национальной экономики, в том числе и в системе образования (в частности, в сфере высшего образования).

Управление любой организацией является процессом, направленным на достижение определенных результатов, поставленных целей. Проблема функционирования вузов в условиях современной экономики заключается в дуальности его положения, как рыночного субъекта: являясь реализаторами важных для общества функций с одной стороны, вузы в тоже время являются организациями, заинтересованными в получении дохода, обеспечивающего реализацию всех задач уставной деятельности. Эффективность управления вузом в современных реалиях основывается на тех же параметрах, что и эффективность управления любой организацией, являющейся хозяйствующим субъектом – одной из главных целей ставится получение прибыли. Вуз вынужден принимать участие в экономической деятельности, чтобы обеспечить себе возможности дальнейшего функционирования и развития.

Доказательством того, что вуз является полноценным субъектом рыночных отношений [3], является, например, факт экономической интерпретации его научно-исследовательской деятельности, а также наличие предпринимательской сердцевины в основе некоторых других направлений. Дискуссии, посвященные управлению вузами, проводимые в среде руководителей университетов, на площадках научных конференций, в специальной литературе показывают, что в данной области сформировалась довольно четкая позиция важности расширения финансово-хозяйственной составляющей деятельности образовательных организаций высшего образования. Это является результатом реформ, проводимых в системе государственной оценки и поддержки вузов. Образовательные организации высшего образования получают всё большую свободу в реализации экономической деятельности, академическую и управленческую автономию. Таким образом, вузы, как субъекты рыночных отношений, получают полное право классифицироваться как особый тип коммерческих организаций.

В экономике термин «организация», если речь идет об объекте, употребляется применительно к общественным объединениям, бюджетным и коммерческим, государственным и негосударственным учреждениям, то есть, обозначает элемент или часть общественной структуры в форме искусственного объединения людей, выполняющее определенные функции. Организации создают продукцию и услуги; являются средством выражения общественных интересов и взглядов; определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдение. Существуют множество определений организации как объекта управления:

- группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей [1];

- совокупность социальных отношений – закрытых либо с ограниченным доступом извне, – в которой регулирование осуществляется особой группой людей: руководителем и, возможно, административным аппаратом, обладающими обычно представительской властью [4];

- система устойчивых социальных отношений, сознательно формируемых с ясно выраженной и непрерывной устремленностью к достижению некоторых специфических целей и задач [2];

- структура ролей [9];

- социальный институт с известным статусом, рассматриваемый как стационарный объект, особая человеческая общность, социальная среда и, кроме того, безличная система связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами [8].

Обобщая приведенные термины, можно сделать вывод, что вуз также является организацией, получающей ресурсы из внешней среды, преобразующей их в готовый продукт (образованный человеческий капитал) и передающей этот продукт обратно во внешнюю среду.

Ключевую роль при этом играет процесс управления, позволяющий вузу:

- выступать генератором ресурсов, превращая издержки в ценности;

- создавать полезные для общества блага, способствуя развитию общества в целом и каждого человека в частности;

- принимать на себя социальную ответственность, становясь центральным звеном общественной жизни (с точки зрения социальной ответственности бизнеса).

Одним из самых распространенных классификаторов организаций является их деление на коммерческие и некоммерческие, т.е., ставящие либо не ставящие во главу своих целей получение прибыли. Как было сказано выше, вузы в условиях современных реалий относятся именно к коммерческим организациям. Товарно-денежные отношения, их экономическая власть над практически всеми общественными сферами трансформируют первоочередность социальных приоритетов в учет факторов чисто экономического характера. Растущая ориентация вузов на рынок приводит к коммерциализации их деятельности. Это оказывает как положительное, так и существенно отрицательное влияние на их характеристики. С одной стороны, вузы стремятся повысить свою автономию, реализовывать свои академические свободы, расширить сферу НИОКР. С другой стороны, многие вузы при этом:

- сокращают сроки освоения программ высшего образования, не обеспечивая при этом качественного обучения;

- увеличивают контингент абитуриентов, принимаемых на обучение без предварительного отбора, при условии только оплаты образования;

- организуют подготовку по сугубо рыночным направлениям и специальностям, переполняя рынок труда невостребованными специалистами;

- существенно увеличивают величину оплаты за образование.

Обозначенные негативные тенденции ведут к увеличению нарушений аккредитационных требований, к существенному снижению качества знаний и навыков выпускников, к утрате образовательных и социальных основ общественной жизни. Решение перечисленных проблем возможно при проведении экономико-управленческой диагностики вузов в рамках разработки стратегии их развития.

Еще одной распространенной обобщенной классификацией организаций по видам является их разделение на деловые, общественные и ассоциативные [8]. Деловые организации в своей основе имеют материальные мотивы и возникают, чаще всего, ради коммерческих целей. Общественные организации обобщают индивидуальные цели участников, позволяя удовлетворять социальные, политические, духовные и другие потребности. Ассоциативные организации направлены на взаимную реализацию общих интересов участников. В различных источниках отмечается, что различие деловых (хозяйственных) и общественных организаций заключается в том, что первые ориентированы на удовлетворение потребностей населения, а вторые – на решение социальных проблем общества в целом и проблем своих членов в частности.

Поскольку с 90х годов 20го века организации высшего образования начинают развиваться как организации, деятельность которых нацелена не только на повышение качества образования, но и на параллельный поиск возможностей для получения дополнительного финансирования, то, исходя из замечания о дуальности деятельности вузов, автор считает, что вполне возможно относить организации высшего образования именно к деловым организациям.

В своей типологии организаций российский социолог А.И. Пригожин [8] делит все деловые организации на первичные организационные образования, располагающиеся на разных ярусах организационной системы общества, и вторичные деловые системы, являющиеся целевыми общ­ностями. Согласно его эмпирической типоло­гии первичных деловых организаций (рисунок 1), выделяются два типа организаций:

- предприятия, занятые производством и распределением материальных ценностей и ус­луг (производство, торговля, обслуживание),

- учреждения, функционирующие в сфере умственного труда (сфера образования, медицины, культуры, управления, научно-проектные организации).

Рисунок 1. Типология деловых организаций по И.А. Пригожину [8]

Таким образом, вузы попадают в категорию «учреждения», поскольку данные организации относятся к сфере умственного труда и, в отличие от организаций категории «предприятия», не занимаются производством и распределением материальных ценностей и услуг.

Результаты и выводы

В результате проведенного исследования, авторами выделены следующие признаки вуза как деловой организации (таблица 1).

Таблица 1 - Признаки вуза как деловой организации

Признак
Характеристика, применительно к вузу
Целевая природа
Вузы создаются для достижения так называемой инструментальной цели, связанной с удовлетворением общественных потребностей
Иерархический принцип построения
В вузах используется жесткая иерархическая структура, базирующаяся на сочетании принципов единоначалия и коллегиальности. Структура, порядок формирования, срок полномочий устанавливаются уставом вуза, согласно законодательству.
Разделение труда и специализация функций
Распределение членов по ролям и статусам
Специфические средства регулирования и контроля деятельности
Стандартизация деятельности вузов подразумевает ее контроль со стороны не только государства, но и со стороны профессионального сообщества
Целостность социальной системы
Все поступающие материальные и информационные ресурсы вуз, как деловая организация, превращает в «выходной» продукт при условии решения социально-значимых задач
Результат деятельности
Вузы относятся к смешанному типу деловых организаций, объединяя в себе индивидуальную и общественную ориентированность
Стиль поведения
Приростной / предпринимательский
Источник: составлено автором

Вузам свойственен, в основном, приростной стиль поведения, заключающийся в их ориентации на стабильность структуры, постоянный состав направлений деятельности, максимизацию текущей прибыли, опору на внутренние возможности и ресурсы, стремлении экономить на масштабах, экстраполяции подходов к развитию, ограничении альтернатив и ориентации на прошлый опыт. Однако, всё чаще вузы выбирают предпринимательское поведение, которому присуща гибкость структуры, оптимизация прибыльности, стремление к изменению окружающей среды, формированию новых направлений деятельности, поощрение творчества и инициативы, допущение сознательного риска, активный поиск новых возможностей и лучшей альтернативы.

Основная (базовая) деятельность в вузах осуществляется профессионалами, подразумевая при этом высокий уровень стандартизации, выходящей за рамки организации. Следовательно, контроль за соблюдением этих стандартов должен осуществляться в рамках определенного профессионального сообщества.

Конечным продуктом организации высшего образования является либо сам выпускник, как специалист определенного уровня квалификации (если рассматривать вуз как организацию, выполняющую социальные функции), либо подтверждённая дипломом образовательная услуга (если рассматривать вуз как бизнес-организацию, заинтересованную в получении прибыли). Также многие авторы отмечают, что вузы выступают в роли экономических субъектов, основной целью деятельности которых становится трансформация финансовых и социальных ресурсов не только в выпускников, но и в научные разработки и ноу-хау.

В качестве субъекта отраслевой (государственной) экономики организации высшего образования выполняют государственный заказ на проведение НИР и НИОКР, а также на подготовку специалистов в определенной отрасли. В качестве субъекта рыночной экономики они реализуют услуги по собственным и/или установленным государством ценам.

Таким образом, современные рыночные отношения приводят к тому, что все более важное место в деятельности экономических субъектов занимает предпринимательская составляющая. Это относится и к развитию образовательных организаций высшего образования.

Сущность предпринимательской деятельности описывается в работах многих зарубежных исследователей:

- инновационная деятельность, реализация нововведений [11];

- поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристики поведения [10];

- конкретная деятельность, практика, современные знания [7].

Исходя из приведенных терминов, можно выделить три необходимых элемента наличия в деятельности предпринимательской сущности: организационные действия; инициация изменений; финансовый эффект как цель и критерий успеха. Вузы также обладают чертами предпринимательских деловых организаций:

- им даются относительные самостоятельность и независимость, свобода принятия решений в рамках установленных правовых норм;

- у вузов возрастает экономическая заинтересованность в получении максимально возможной прибыли параллельно с обеспечением достижения общественных интересов;

- вузы, как и прочие деловые организации, несут хозяйственный риск и ответственность.

Совокупность изменений, произошедших в системе управления вузами, таким образом, делает их открытыми, гибкими и подвижными, способными быстро адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды.

Однако, следует подчеркнуть, что применение к вузам терминов, связанных с предпринимательством, указывает только на типы связей внутри образовательной организации и на способы управления, но не на ее функции или тип.

Вузам в современных реалиях требуются новые методические подходы, которые позволят им подготавливать и принимать обоснованные управленческие решения для успешного стратегического развития.

Управление подразумевает «активные действия, направленные на достижение требуемых результатов» [6]. Это означает наличие какой-либо деятельности, которая позволяет организации достичь своих целей путем реализации набора определенных непрерывных взаимосвязанных действий - процесса управления. Расширение задач управления организацией в последние десятилетия обусловлено тем, что все большее число исследователей признает важность влияния на организацию субъектов открытой среды, в которой она функционирует. Активное взаимодействие с такими субъектами, учет их нередко специфических требований позволяет организации сформировать такую систему управления, которая позволит ей эффективно развиваться в долгосрочной перспективе.

В связи с этим необходимым является рассмотрение стратегической деятельности вузов именно с позиции теории заинтересованных сторон - теории стейкхолдеров (англ. Stakeholder concept, stakeholder theory).

Термин «стейкхолдер», применительно к организациям, использовали специалисты General Electric Company для обозначения групп и отдельных лиц, имеющих связи с компанией, в основе которых лежат категории пользы или вреда, выделяя четыре группы стейкхолдеров: акционеры, сотрудники, клиенты и общественность.

Вуз является участником взаимодействий субъектов рыночной экономики, оказывающим влияние на предложение специалистов на рынке труда, качество человеческого капитала, а, следовательно, и на деятельность прочих субъектов (рисунок 2).

Рисунок 2. Отношения субъектов на рынке образования

Источник: составлено автором

Поскольку для эффективного управления своей деятельностью вуз должен учитывать все возможности, позволяющие ему заинтересовать своих стейкхолдеров и укреплять связи с ними, следует рассмотреть варианты ресурсного обмена между субъектами рынка образования (таблица 3).

Таблица 3 - Ресурсный обмен между вузом и его стейкхолдерами [5]

Группа
стейкхолдеров
Ресурсы, получаемые вузом от группы
Свойства группы стейкхолдеров
Внешние
партнеры
Новые клиенты
- Качественная подготовка абитуриентов
- Готовность к партнерству
- Взаимодополняемость программ
Информация (обратная
связь)
- Готовность к партнерству
- Профессионализм
Реализация социальной
ответственности
- Готовность к партнерству
- Взаимодополняемость программ
Оплата услуг
- Платежеспособность
Имидж
- Готовность к партнерству
- Взаимодополняемость программ
Клиенты
Оплата образовательных услуг
- Платежеспособность
- Спрос на услуги
Будущие кадры
- Профессиональные компетенции
- Общие компетенции
Имидж
- Спрос на услуги
- Уровень подготовки
- Достижения студентов
Общество
Имидж
- Осознание образования как ценности
Гранты общественных
организаций
- Осознание обществом ценности образования и научной деятельности
Государство
Финансирование
некоторых аспектов
деятельности
- Осознание образования как ценности
Материально-
техническая база
- Заинтересованность государства в соответствии образовательного процесса имеющимся стандартам
Имидж
- Статус государственного вуза
- Лицензия, аккредитация
- Образовательные стандарты
Научные гранты
- Осознание необходимости поддержки научных исследований

Информация
- Готовность к сотрудничеству

Имидж
- Спрос на выпускников
- Карьерный успех выпускников
- Спрос на консалтинговые и
тренинговые услуги

Оплата образовательных услуг
- Платежеспособность
Сотрудники
Участие в подготовке
выпускника
- Уровень квалификации
- Исполнительская дисциплина
Расширение ассортимента предлагаемых услуг
- Инициативность
- Профессионализм
Налаженные бизнес-
процессы
- Профессионализм
Имидж
- Уровень квалификации
- Профессионализм
Корпоративная культура
- Корпоративное мышление
- Лояльность к вузу

Согласно данной таблице, категорией, повторяющейся однозначно для каждого стейкхолдера, является имидж. Таким образом, помимо традиционных объектов управления, вузы должны учитывать еще и управление своими репутационными характеристиками, которые и будут определять его отношения с основными стейкхолдерами.

Заключение

Исходя из проведенного исследования, целью вузов в современных реалиях является обеспечение для всех участников взаимодействий:

- оптимальности использования ресурсов,

- совершенствования бизнес-процессов и их рентабельности,

- ориентации на стейкхолдеров.

Основные задачи вуза, следовательно, заключаются:

- в формировании имиджа вуза как образовательной организации с подтвержденным статусом «качественного учебного заведения»;

- в интеграции образовательного процесса с наукой и производством;

- в опережающей реализации удовлетворения всех стейкхолдеров (как внешних, так и внутренних);

- в обеспечении обучающимся гарантий получения и реализации знаний и дальнейшей самореализации в обществе;

- в создании эффективной системы управления при подготовке специалистов.

Таким образом, грамотное управление вузом заключается в учете требований всех заинтересованных сторон, поскольку все эти субъекты влияют друг на друга, оказывая консультационные и информационные услуги, осуществляя поддержку сбыта образовательных услуг и ресурсного обеспечения как образовательных организаций, так и их клиентов. Следовательно, так называемые «контактные аудитории» формируют окружающую среду вуза и косвенно влияют на технологии обучения и общую стратегию организации высшего образования.


Источники:

1. Barnard C. The Functions of the Executive. - Cambridge, Mass. : Harvard University Press, 1938.
2. Stinchcomb L. Social Structure and Organizations. / Handbook of Organizations. - Chicago, Rand McNally Company, 1965.
3. Аушев Р.О. Имитационное моделирование в системе управления вузом // Информатизация в цифровой экономике. – 2021. – № 3. – c. 85-94. – doi: 10.18334/ide.2.3.113387.
4. Вебер М. Избранные произведения. - Москва : Прогресс, 1990.
5. Гресько А.А. Выбор стратегий взаимодействия организации со стейкхолдерами с учетом возможных сценариев взаимодействия стейкхолдеров между собой // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. – 2012. – № 5. – c. 84-100.
6. Друкер П. Практика менеджмента. / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 398 c.
7. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. - М., 1992.
8. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М : МУФЭР, 2003. – 43 c.
9. Саулин А. Д. Теория организации (структурный подход). - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 1999. – 6 c.
10. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международ. отношения. – 1989. – № 12. – c. 47–56.
11. Шумпетер Й. Теория экономического развития. / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1982.
12. Stinchcombe Arthur L. Information and Organizations. - Berkeley, University of California Press, 1990.

Страница обновлена: 06.08.2024 в 19:08:47