Методологические аспекты реформирования экономики моногорода

Загоруйко И.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (170), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются концептуальные подходы, обеспечивающие формирование организационно-экономических механизмов реформирования экономики моногородов. Данные подходы учитывают особенности функционирования и регулирования промышленного сектора моногородов с точки зрения теории организационных систем.

Ключевые слова: устойчивое развитие, теория организации, организационная система, сбалансированное развитие, самоорганизация, территориальное развитие, промышленный моногород



В современном мире неоспоримым фактом является то, что лидирующее положение стран определяется высоким уровнем развития промышленного производства и проводимой государственными органами экономической политикой, отражающей приоритетные интересы интенсивного развития на базе современных технологий. На различных уровнях хозяйственной деятельности – страновом, региональном, муниципальном, корпоративном это диктует необходимость упорядочивания деятельности в данном направлении.

Лауреат Нобелевской премии И.Р. Пригожин отмечал, что хаос способен к постепенной самоорганизации через спонтанное формирование некоторых центров притяжения и консолидации, между которыми затем устанавливается равновесие [5].

Образуется порядок, сначала простейший, потом все более сложный. В этом аспекте А.И. Пригожин показывает, что порядок определяет качество взаимодействия элементов среды [4]. Это качество взаимодействия может быть начальным, неразвитым или же высоким, более совершенным. Все зависит от того, какие элементы порядка сумела выработать среда. При этом элементный состав порядка в самом общем виде включает в себя:

– очередность расположения элементов или их действий;

– соответствие требованиям или критериям, стандартам;

– распределенность функций, ресурсов по значимым признакам;

– подчинение по иерархии;

– согласованность целей и действий.

Понятия «организация» и «организационная система»

Из понятия целесообразности исходит и общепринятое понятие «организация» – объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе установленных правил и процедур. То есть, под понятие организации попадают предприятия всех форм собственности, банки, государственные учреждения и т.д.

В работах отечественных исследователей в последние годы наблюдается становление теории управления организационными системами [1]. В данной теории понятие «организационная система» базируется на понятии «организация». Отличие организационной системы от организации заключается в том, что первая организует функционирование второй.

Теория управления организационными системами адекватно отвечает задаче реформирования промышленного сектора экономики моногорода (ПСЭМ) как организационной системы, функционирующей в рыночных условиях.

В связи с этим, в первую очередь, необходимо определиться с целями и задачами развития ПСЭМ.

Начиная с 1992 года главенствующей концепцией развития на страновом, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях стала концепция устойчивого развития, обретающая стратегический статус для различного рода организационных систем [2].

Устойчивое развитие России в целом возможно лишь при устойчивом развитии всех ее территориальных образований, а также при соблюдении необходимых межтерриториальных пропорций. При этом важно акцентировать внимание не только на экономическом и социальном развитии территориальных образований, их пропорциональности и прогрессивной динамике.

Устойчивое развитие и триада «природа – население – хозяйство»

Результативность стратегии устойчивого развития заключается в том, что, кроме комплекса экономических и социальных аспектов развития, органической частью устойчивого развития является аспект экологический. При этом критерии устойчивости и успешности развития определяются и рассматриваются в сопряженности, сбалансированности и единстве всей триады: «природа – население – хозяйство».

Для обеспечения такого интегрального подхода наиболее актуален как раз территориальный аспект развития, который, в отличие от отраслевого, имеет предметом изучения и преобразования территориальные сочетания природных условий и ресурсов, производства и населения. Интегральная сущность стратегии устойчивого развития находит свое конкретное выражение именно в территориальном аспекте. Такая стратегия реализуется на конкретных территориях, в объективно существующих структурных единицах. В каждой из них природные, экономические и социальные компоненты образуют территориальный природно-хозяйственно-социальный комплекс, представляющий собой целостную систему, являющуюся частью общей территориальной структуры страны.

Сложившаяся к настоящему времени политика развития территорий, начиная с ее территориальных основ и кончая формами и методами их осуществления, должна модернизироваться и видоизмениться с учетом требований стратегии устойчивого развития. При этом критерии устойчивости и успешности развития рассматриваются в сопряженности и сбалансированности всей триады «природа – население – хозяйство».

То есть целью реформирования ПСЭМ является достижение баланса социальной, экономической, экологической и институциональной составляющих развития данных территориальных образований. Это обусловливает устойчивое развитие индустриальных моногородов [5].

Совершенствование управления развитием промышленного сектора моногорода

Ключевые направления совершенствования управления развитием промышленного сектора экономики моногорода обусловлены ключевыми направлениями его развития.

Соответственно, в управлении развитием промышленного сектора экономики моногорода необходимы структурные изменения, которые обеспечат трансформацию ПСЭМ на основе принципов экономики знания, в целях устойчивого развития территориального образования на инновационной основе. При этом вектор структурных изменений в управлении развитием промышленного сектора экономики моногорода задает теория управления организационными системами [3].

Основные положения этой теории целесообразно использовать для совершенствования управлении развитием промышленного сектора экономики моногорода.

Во-первых, для промышленного сектора экономики моногорода применимо понятие «организационная система», включающее:

– термин «организация», который используется для обозначения свойства, процесса и объекта;

– термин «система», который добавляет механизм функционирования – совокупность правил, законов и процедур, регламентирующих взаимодействие участников организационной системы;

– механизм управления – совокупность процедур принятия управленческих решений.

Во-вторых, к промышленному сектору экономики моногорода применимы следующие положения теории управления организационными системами.

1. Участниками организационной системы являются руководящий орган, коллективы и/или отдельные исполнители (агенты).

2. Совокупность процедур и правил, определяющих взаимодействие участников организационной системы, является механизмом ее функционирования. Неотъемлемой частью механизма функционирования является система (механизм) управления – совокупность процедур принятия управленческих решений.

3. Управленческое решение – выбор наилучшего по выбранному критерию действия из множества возможных альтернатив. Система управления определяет поведение участников организации, принятие и исполнение ими управляющих решений.

4. Управление организационной системой – воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого от нее поведения.

5. Функционирование организационной системы состоит из следующих этапов:

1) сбор данных;

2) принятие решений центром о плане действий;

3) реализация плана центром и агентами;

4) подведение итогов, стимулирование агентов.

Описание промышленного сектора экономики моногорода

Основным отличием организационной системы от технической является наличие у агентов активного целенаправленного поведения. Смысл активности заключается в том, что каждый агент имеет собственные цели, для достижения которых он может выбирать собственные стратегии.

Согласно существующим теоретическим положениям, для совершенствования управления развитием промышленного сектора экономики моногорода как организационной системы необходимо дать его описание или построить модель. Описание промышленного сектора экономики моногорода предлагается выстраивать, основываясь на пяти параметрах:

1) состав промышленного сектора экономики моногорода (перечисление участников, входящих в данную организационную систему);

2) структура промышленного сектора экономики моногорода – совокупность информационных, управляющих, технологических и других связей между участниками данной организационной системы;

3) множество допустимых стратегий участников промышленного сектора экономики моногорода, отражающих технологические, экономические, экологические, социальные, институциональные и другие ограничения их совместной деятельности;

4) целевые функции участников промышленного сектора экономики моногорода, отражающие их предпочтения и интересы;

5) информированность – та информация, которой обладают участники промышленного сектора экономики моногорода на момент принятия решений о выбираемых стратегиях.

Пяти параметрам модели организационной системы промышленного сектора экономики моногорода соответствуют пять типов управления: управление составом, структурой, целевыми функциями, допустимыми множествами, информированностью. Предметом управления может быть любой из пяти вышерассмотренных параметров модели организационной системы.


Источники:

1. Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. Введение в теорию управления организационными системами. – М.: Либроком, 2009. – 264 с.
2. Гранберг А.Г., Данилов-Данильян В.И., Циканов М.М. и др. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. – М.: Экономика, 2002. – 416 с.
3. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. – М.: МПСИ, 2005. – 584 с.
4. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864 с.
5. Пыткин А.Н., Загоруйко И.Ю. Постановка проблемы моногородов: поиск решений научным сообществом // Российское предпринимательство. – 2010. – № 4, вып. 2. – С. 132–137.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:40:01