Направления разработки методологии предпринимательской деятельности
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (170), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Одним из условий эффективного осуществления предпринимательской деятельности является разработка ее методологии. Автор предлагает разработать методологию предпринимательства: установить его место в структуре человеческой деятельности, выявить основные характеристики, определить логическую, процессную и временную структуру, изучить связи и взаимодействия между слоями и уровнями экономической реальности.
Ключевые слова: предпринимательство, инновации, предпринимательская деятельность, инвестиционный проект, методология, методы и средства деятельности, логическая структура
Предпринимательство – ведение хозяйства на инновационной рисковой основе с целью получения дохода – занимает одно из главных мест в ряду сущностных характеристик рыночной экономики. Оно дает начальный импульс изменениям в экономике и само непрерывно развивается.
В современной экономике предпринимательство является одним из стратегических ресурсов и внутренних источников развития. В условиях ограниченности других ресурсов и исчерпания иных источников развития прогрессивное развитие общества все в большей степени зависит от эффективности бизнеса.
Мнения о том, что такое методология
Необходимым условием эффективного осуществления любой деятельности, в том числе предпринимательской, является разработка ее методологии.
Устоявшееся в научном мире определение методологии как учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности, на наш взгляд, прошло проверку временем, но, тем не менее, нуждается в уточнении и развитии. Однако при этом нельзя согласиться с предлагаемой некоторыми исследователями интерпретацией рассматриваемого понятия.
Так, под методологией предлагают понимать учение о методе, совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке. С критикой такого подхода к методологии в экономической науке выступают М. Блауг и О.И. Ананьин. По мнению М. Блауга методологию нельзя сводить к методам исследования, методология – это изучение связи между теоретическими концепциями и обоснованными выводами о реальном мире [3].
О.И. Ананьин дополняет и развивает позицию М. Блауга. По его мнению, методология описывает и осмысливает не методы изучения, а фактически сложившиеся структуры экономического знания и реальную практику научной деятельности [1].
Представляются неточными и некоторые другие подходы к методологии. Так, встречается отнесение к методологии теоретических построений, находящихся на более высокой ступени абстракции, чем распространенные, устоявшиеся обобщения [5]. И наоборот, наблюдается упрощенное толкование методологии либо как общего подхода к решению задач определенного класса, либо как методики – последовательности действий по достижению требуемого результата [2].
Уровневое рассмотрение экономической действительности
Удачное разрешение такого противоречия применительно к экономической науке предлагает Г.В. Клейнер. По его мнению, в социально-экономической реальности выделяются три слоя с убывающей степенью наблюдаемости:
1) ситуационный слой (результаты опыта, измерений, статистическая информация, данные, доступные непосредственному наблюдению и восприятию);
2) феноменологический слой с доступными наблюдению отдельными элементами – фактами;
3) структурный слой, в принципе не наблюдаемый, но мыслимый, включающий социально-экономические структуры, механизмы, тенденции.
В экономической науке этим слоям экономической действительности соответствуют комплексы дисциплин: первому слою – экономическая статистика и эконометрика, второму – экономическая феноменология, третьему – экономическая теория. А экономическая методология обеспечивает связь между экономическими данными, фактами и теориями и между соответствующими разделами экономической науки [6].
Уровневое рассмотрение экономической действительности обосновывает В.М. Ефимов. По его мнению, в социально-экономической реальности можно выделить четыре уровня с соответствующим содержанием:
– когнитивный (верования);
– институциональный (правила);
– организационный (власть);
– ресурсно-технологический (ресурсы и технологии их переработки).
Цели исследования экономической деятельности подразделяются В.М. Ефимовым на три вида – на результат, механизм и эволюцию механизма – и относятся к различным уровням. Исследование результата деятельности происходит на ресурсно-технологическом уровне, исследование механизма деятельности – на организационном и институциональном уровнях. Исследование эволюции механизма деятельности – на институциональном и когнитивном уровнях. При этом на низших уровнях анализа исследователем ставятся вопросы, на более высоких уровнях ищутся ответы [4].
Таким образом, в понимании методологии проявляются прогрессивные тенденции, представление о методологии расширяется. Это связано с развертыванием инновационных процессов в экономике, с изменением роли науки в обществе, с углублением философского осмысления происходящего.
Современная методология выходит за пределы научной деятельности и вторгается в сферу практики. Методология как совокупность базисных установок образует необходимый компонент любой деятельности, если эта деятельность становится предметом осознания, обучения и рационализации.
А.М. Новиков и Д.А. Новиков приходят к выводу, что понятие методологии применимо ко всем видам продуктивной человеческой деятельности – практической, учебной и игровой, а сама методология становится учением об организации такой деятельности [7].
Виды человеческой деятельности и предпринимательство
Рассмотренные положения должны быть учтены при определении направлений разработки методологии предпринимательской деятельности.
Начальным этапом в этом процессе должно стать выявление места предпринимательской деятельности в структуре человеческой деятельности с учетом общепринятой классификации последней.
Человеческая деятельность представляет собой активное взаимодействие человека как субъекта с окружающей действительностью (объектом), в процессе которого человек удовлетворяет свои потребности. По целевой направленности различаются игровая, учебная и трудовая (профессиональная) деятельность. При ведении как игровой, так и учебной деятельности элементы творчества присутствуют, но новая стоимость и предпринимательский доход не формируются. Эти виды деятельности не могут быть предпринимательскими.
При трудовой деятельности создаются товары, оказываются услуги, формируется новая стоимость, а в некоторых случаях присваивается предпринимательский доход. Трудовая (профессиональная) деятельность в свою очередь классифицируется.
В ней выделяются практическая деятельность в материальном и духовном производстве и специфические формы профессиональной деятельности – философская, научная, художественная, религиозная деятельность.
Специфические формы профессиональной деятельности прямого отношения к созданию экономических благ, формированию новой стоимости и предпринимательского дохода не имеют.
Следовательно, предпринимательской может быть только практическая деятельность в материальном и духовном производстве, но при выполнении ряда условий.
Продуктивная экономическая деятельность
Условия, позволяющие отнести ту или иную практическую деятельность к предпринимательской, выявляются при ее разграничении:
– во-первых, на экономическую и неэкономическую;
– во-вторых, на продуктивную и репродуктивную деятельность.
Экономической принято считать деятельность, в ходе которой ресурсы объединяются в производственный процесс с целью производства продукции и оказания услуг. Основные характеристики экономической деятельности – это затраты на производство, процесс производства и выпуск продукции или оказание услуг. В процессе экономической деятельности создается новая стоимость, могут обновляться продукты и услуги, может формироваться предпринимательский доход.
Но некоторые процессы практической деятельности происходят за пределами экономического производства и представляют собой неэкономическую деятельность (например, труд в домашнем хозяйстве). Соответственно, процессы практической деятельности, происходящие за пределами экономического производства, не могут рассматриваться в качестве предпринимательства.
Но и практическая экономическая деятельность не всегда может быть признана предпринимательской. Предпринимательской не может быть экономическая деятельность работника, если она ведется по найму, в интересах другого лица, под его контролем и без риска для работника, если ее результатом является получение заработной платы, а не предпринимательского дохода.
Предпринимательской не может быть и экономическая деятельность предпринимателя, если она осуществляется за рамками предпринимательского проекта.
По другому критерию практическую деятельность можно подразделить:
– на репродуктивную (копирование своей собственной деятельности или воспроизведение деятельности другого человека);
– продуктивную (получение объективно нового результата).
Практическая репродуктивная деятельность в случае копирования своей собственной деятельности – это рутинный, однообразный, многократно повторяющийся, лишенный творческого начала процесс. Такая деятельность, как правило, не может быть предпринимательской.
Но практическая репродуктивная деятельность, воспроизводящая деятельность другого человека (других людей) и приводящая к достижению субъективно новых результатов, становящихся инновациями, может быть признана предпринимательской. Практическая продуктивная деятельность, в ходе которой достигаются объективно новые или субъективно новые результаты (создаются инновации), как правило, представляет собой предпринимательскую деятельность.
Заключение
Таким образом, предпринимательской является практическая продуктивная (в отдельных случаях – и репродуктивная) экономическая деятельность, которая ведется самостоятельно, на свой риск, направлена на достижение объективно или субъективно новых результатов (инноваций) и на получение предпринимательского дохода.
В процессе дальнейшей разработки методологии предпринимательской деятельности необходимо рассмотреть основы ее организации. Организация предпринимательской деятельности состоит в упорядочении ее в целостную систему с четко определенными логической структурой, процессной структурой, временной структурой и основными характеристиками.
Еще одним направлением разработки методологии предпринимательской деятельности должно быть изучение связей и выявление взаимодействий между ситуационным, феноменологическим и структурным слоями, между ресурсно-технологическим, организационным, институциональным и когнитивным уровнями соответствующего пласта экономической реальности.
Источники:
2. Арчибальд Р.С. Управление высокотехнологичными программами и проектами. – М.: ДМК Пресс, 2002.
3. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. – М.: Вопросы экономики, 2004. – С. 18.
4. Ефимов В. Предмет и метод интерпретативной институциональной экономики // Вопросы экономики. – 2008. – № 8. – С. 63.
5. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982.
6. Клейнер Г. К спору о методе: исследование бедности или бедность исследования (О статье М. Локшина «Использование научного метода в российских исследованиях в области бедности») // Вопросы экономики. – 2008. – № 6. – С. 62–63.
7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: Синтег, 2007. – С. 24–25.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:35:33