Подход к оценке влияния информационных активов на конкурентоспособность компании

Канев С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (163), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Канев С.А. Подход к оценке влияния информационных активов на конкурентоспособность компании // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 77-81.

Аннотация:
В статье предложен научно-методический подход к оценке влияния информационных активов на конкурентоспособность компании. Введено понятие «информационной мощности компании». Описаны мультипликаторы для измерения эффективности составляющих информационных активов и предложен эффективный механизм оценки такого влияния.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, информационные активы, эффект синергии, эффективность информационных ресурсов, информационная мощность, мультипликатор эффективности, фаззификация

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Для решения задач учета влияния информационных активов на конкурентоспособность компании необходимо определить ряд ключевых понятий, позволяющих с новых позиций оценивать бизнес, учитывая его информационную составляющую. Совокупность методических и информационно-коммуникационных решений, направленных на обеспечение выполнения бизнес-процессов с целью получения прибыли, образует информационные активы, во многом обеспечивающие конкурентоспособность организации.

Исследования позволили установить, что в число основных самостоятельных составляющих информационных активов целесообразно включить:

а) информационную модель компании;

б) информационные ресурсы (главным образом, информационные системы и хранилища данных);

в) информационно-коммуникационную инфраструктуру;

г) регламенты информационного взаимодействия;

д) персонал информационных служб.

Влияние информационной составляющей на конкурентоспособность компании

Количество влияющих на конкурентоспособность информационных факторов очень велико [1–3]. Оценка их комплексного влияния неизбежно приводит к появлению так называемого проклятия размерности, препятствующего исследованию компании как сложносоставного объекта.

Информационная мощность компании – синергетическая характеристика, описывающая степень эффективности использования информационных активов для увеличения капитализации (и, как следствие, конкурентоспособности) компании с достижением максимума в единицу времени при:

а) полном использовании функционала и возможностей информационных активов;

б) адекватной решаемым бизнес-задачам организации информационных бизнес-решений.

Информационную мощность компании в данном контексте можно рассматривать как параметр порядка, который призван стать сильным инструментом понижения размерности задач оценки конкурентоспособности.

К наиболее существенным факторам влияния информационной составляющей на конкурентоспособность компании по результатам исследований отнесены:

ω(τ) – значимость информационного актива, характеризующая уровень соответствия типу бизнеса, для которого он используется;

z(τ) – зрелость актива, определяющая уровень его современности и устаревания;

d(τ) – достаточность актива, описывающая степень покрытия бизнес-процессов компании технологиями и функциями информационных ресурсов;

a(τ) – эффективность актива, характеризующая степень использования возможностей (активность использования) актива для выполнения бизнес-задач и/или информационного обеспечения потребностей бизнеса;

j(τ) – интегрированность актива, отражающая степень объединенности отдельных информационных активов в единое информационное пространство и возможности взаимодействия с внешними информационными ресурсами;

s(τ) – стоимость информационного актива.

Символ «τ» здесь означает, что значения перечисленных мультипликаторов могут меняться с течением времени.

Измерительные шкалы

Для измерений таких мультипликаторов предлагается использовать разнообразные подходы, в зависимости от типа и сущности информационного актива. На измерительных шкалах значения мультипликаторов измеряются числами или процентами (например, стоимость приобретения ресурса – 200 тыс. рублей).

При измерениях на шкалах наименований значения мультипликаторов группируются по различным классам так, чтобы внутри класса они были идентичны по измеряемому свойству.

Затем каждому классу присваивается соответствующее обозначение (примером здесь является анализ использования в компании технологии ITIL, то есть «технология используется – не используется»).

При измерениях на порядковых шкалах выполняются сравнения, характеризующие степень выраженности измеряемого свойства информационного актива («больше – меньше»). В ряде случаев в наибольшей степени адекватными реальным описаниям оказываются измерения на лингвистических шкалах [4], когда параметры информационных активов описываются словами (пример: эффективность системы повысилась «очень значительно»).

Посредством специальных процедур фаззификации и дефаззификации предоставляется возможность преобразования лингвистических переменных в числа, осуществления операций над ними и обратного предобразования в лингвистические переменные.

Матрица оценки

Первым этапом анализа эффективности использования информационных технологий является целенаправленное обследование информационных активов компаний. Результаты можно представлять в виде многомерных матриц [5] размерностью, например, 4 × 5 × 5 × T.

В таких матрицах по четырем строкам размещаются 4 основных уровня анализа информационных активов:

1) концептуальный (стратегии, заложенные в основу построения соответствующих информационных активов и методология их реализации);

2) информационно-технологический (выбранные компанией информационные технологии и их реализации);

3) технический (технические решения);

4) ресурсный (внешние и внутренние ресурсы для реализации информационного актива посредством выбранных технологий и технических средств).

По пяти столбцам раскрывается информация по следующим вопросам:

– зачем создается информационный актив;

– что именно является его содержанием;

– где территориально он расположен;

– какими методами реализован;

– кто осуществляет наполнение и актуализацию информационного актива;

– когда он задействуется.

Пять дополнительных измерений матрицы описывают виды информационных активов (от информационной модели до персонала информационных служб). Последнее измерение характеризует время, придающее возможность исследования информационного актива в динамике – в ретроспективе и перспективе.

Механизм оценки влияния информационных активов на конкурентоспособность компании

В конечном итоге должен быть разработан эффективный механизм поэтапной оценки влияния информационных активов на конкурентоспособность компании, которая для данного случая отождествлена с ее рыночной стоимостью и капитализацией. На первом этапе по результатам информационного обследования формализовано (посредством указанных выше многомерных матриц) описываются все информационные активы.

На втором этапе для каждого информационного актива на соответствующих измерительных шкалах определяются значения мультипликаторов (значимости, зрелости, достаточности, активности, интегрированности, стоимости) эффективности его использования. На последующих двух этапах с помощью специальных процедур вычисляется информационная мощность компании и оценивается синергический эффект от использования информационных активов.

Специальные формулы для экспертной оценки влияния информационных активов на конкурентоспособность компании (ΔSi) в общем случае предлагается записывать в виде:

ΔSi = Э {F [ωi(τ), zi(τ), di(τ), si (τ),

ai(τ) ji(τ)]} + λSi,

для каждого i-того информационного актива с учетом прогнозируемого периода оценки влияния τ. Здесь:

Э – символ экспертной оценки;

F – символ функциональной зависимости от ряда переменных;

ωi(τ), zi(τ), di(τ), ai(τ), ji(τ), si (τ) – мультипликаторы;

λSi – синергический эффект, получаемый при внедрении и использовании i-того информационного актива.

Практическая проверка выдвинутой гипотезы о существенном влиянии информационных активов на конкурентоспособность компании показала ее адекватность реальности для компаний с различным видом бизнеса, как производственного, так и клиентоориентированного типа. Так, экспертные оценки ожидаемого потенциального роста рыночной стоимости ΔS за счет эффективности использования пяти типов информационных активов составили: для компаний, растущих быстрее рынка – 10– 20%, рыночных с активной стратегией развития 5– 10%, следующих за рынком – 3– 10% и выживающих на рынке – от 1 до 5%.

Заключение

При решении задач совершенствования конкурентоспособности компании необходимо учитывать влияние информационных активов. Такой учет является необходимым условием эффективной оценки.

В основу методологии оценки вклада информационных активов в конкурентоспособность компании рекомендуется положить разработанный эффективный механизм, основанный на экспертных оценках информационной мощности компании, различных мультипликаторов эффективности информационных активов и синергического эффекта их влияния.

Предложенный подход целесообразно использовать:

– при определении новых путей развития информационно-коммуникационных инфраструктур российских компаний;

– при определении концепций и стратегических направлений их развития и реинжиниринге их информационной инфраструктуры.


Источники:

1. Портер М. Конкурентное преимущество. / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 715 с.
2. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 1323 с. 3. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компании: оценка и управление. / Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 1999. – 578 с.
4. Пегат А. Нечеткое моделирование и управление. / Пер. с англ. – М.: Бином, 2009. – 798 с.
5. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. – М.: Интернет-университет информационных технологий, 2005. – 351 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:38:41