Стратегическое развитие высокотехнологичных компаний Центральной Азии в условиях глобальной цифровизации
Малашкина О.Ф.1
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 2 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)
Цитировать:
Малашкина О.Ф. Стратегическое развитие высокотехнологичных компаний Центральной Азии в условиях глобальной цифровизации // Экономика Центральной Азии. – 2019. – Том 3. – № 4. – С. 219-228. – doi: 10.18334/asia.3.4.111598.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44858599
Цитирований: 1 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
В настоящее время стратегические планы развития высокотехнологичных компаний центральной Азии должны строиться с учетом фактора стремительного цифрового развития. Компании должны быть готовы к внедрению инноваций и технологий, а также соответствию к требованиям современных потребителей, которые активно используют цифровые технологии в своей жизни. Результаты исследований. Выявлено, что на уровне государственной власти необходима разработка программ развития информационно-коммуникационных технологий во всех отраслях исследуемого региона. Помимо развития инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий правительства государств Центральной Азии должны улучшать цифровую осведомленность как среди представителей бизнес структур, так и простого населения. Необходимо способствовать и стимулировать представителей традиционной промышленности к поиску разнообразных инновационных решений для бизнеса с помощью цифровых технологий. Выводы. С помощью использования инновационных решений в построении бизнес-процессов реализуется стратегическое развитие компаний. Особое внимание должно быть уделено к скорости адаптации предприятий к внешним изменениям, необходимо помнить о скорости развития различных процессов в мире. Поэтому стратегическое развитие высокотехнологичных компаний центральной Азии в условиях глобальной цифровизации должно осуществляться с постоянным мониторингом планов и факторов воздействия внешней и внутренней среды.
Ключевые слова: цифровизация, инновации и технологии, высокотехнологичные компании, стратегическое развитие, конкурентоспособность, лояльность потребителей
Введение. В настоящее время идет постоянное сближение цифрового и физического мира, развитие цифровизации происходит достаточно активно, повышая уровень удобства и качества многих процессов как для физических, так и юридических лиц. Поэтому на сегодняшний день каждое государство должно уделять особое внимание цифровым технологиям, чтобы соответствовать современному уровню развития мира. Отсутствие прогресса в цифровых технологиях может негативно сказаться на социально-экономическом положении государств Центральной Азии, которые и так в настоящее время существенно отстают от передовых стран мира. Поэтому данным государствам необходимо особое внимание уделять поиску и нахождению инновационных решений, наработке опыта в данной сфере и созданию конкретных конкурентных преимуществ. Сегодня затраты на развитие цифровых технологий способны существенно повысить уровень жизни граждан, способствуют экономическому развитию и могут генерировать значительную прибыль для хозяйственных субъектов, что делает их важнейшим объектом для инвестиций.
Результаты исследований. Примером эффективности инвестиций в цифровые технологии является информация, представленная в отчете Digital Spillover (Цифровой эффект), который был сделан в 2017 году совместно Huawei и Oxford Economics. В отчете сказано о том, что каждый доллар инвестиций, вложенный в цифровые технологии, в последующем приводил к росту ВВП на 20 долларов. Рост цифровой экономики был больше в 2,5 раза, чем средний мировой ВВП. Цифровые технологии показывали долгосрочную рентабельность инвестиций (ROI) в 6,7 раз больше, чем нецифровые инвестиции [11].
Все большее количество стран и регионов говорят об огромном потенциале цифровых технологий и о стимулировании ими экономического роста. Все это приводит к созданию и продвижению больших национальных стратегий, реализуемых в рамках цифровой экономики. Например, в Германии реализуется 4.0, Smart Nation Singapore, а в ЕС – Horizon 2020. Ряд государств Центральной Азии также приняли национальные «цифровые» планы, например в Казахстане – Digital Kazakhstan, а в Кыргызстане – программа цифровой трансформации «Таза Коом». Но при этом современный уровень инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий в большинстве стран Центральной Азии существенно ниже среднего по миру. Более того, основная часть имеющейся инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий не может полноценно удовлетворять потребности, которые появляются при активном развитии цифровой экономики. В данных странах очень низкие показатели проникновения широкополосной связи в домах, уровень которого составляет всего 34%, при этом в некоторых государствах данный уровень ниже 10%. Данные цифры существенно ниже, чем в мире, где 41,4% обладают данной связью в домах (рис. 1). При этом даже у тех, у кого данная связь присутствует, для нее характерна очень низкая скорость менее 10 Мбит/с.
Рисунок 1. Уровень проникновения широкополосной связи в домах в странах Центральной Азии и в среднем по миру
Существенные улучшения могут быть достигнуты с развитием подключения абонентов к сети Интернет в данном регионе. Рассматриваемые страны имеют серьезные проблемы, которые связаны с рентабельностью инвестиций в цифровую инфраструктуру, и для их решения необходимы совместные усилия государства, хозяйствующих субъектов и граждан. Поэтому необходимо, чтобы правительства государств региона творчески подходили к применению своих политических инструментов и приступили к активной разработке эффективной политики по отношению к фондам, талантам и предоставили налоговые послабления в целях развития информационно-коммуникационных технологий. Небольшой уровень развития подключения к сети Интернет существенно тормозит и развитие высокотехнологичных предприятий региона. Без наличия базы активных пользователей сети Интернет нет необходимости развития предоставления цифровых услуг. Поэтому на уровне государственной власти необходима разработка программ развития информационно-коммуникационных технологий во всех отраслях. Например, активная государственная поддержка помогла операторам в Монголии построить 80 000 интеллектуальных юрт, обладающих технологией WTTX. Эти умные юрты предоставляют возможность для пастухов в отдаленных районах использовать услуги широкополосной связи. Поэтому они могут легко получать различную информацию, заниматься дистанционным обучением, связываться с семьей и многое другое.
Помимо развития инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий правительства государств Центральной Азии должны улучшать цифровую осведомленность как среди представителей бизнес-структур, так и простого населения. Необходимо способствовать и стимулировать представителей традиционной промышленности к поиску разнообразных инновационных решений для бизнеса с помощью цифровых технологий [2] (Abramov, Melnikov, 2011). При помощи современных информационных решений возможно отслеживать состояние оборудования в труднодоступных местах, что актуально для сфер добычи природных ископаемых. Можно получать все необходимые данные о состоянии трубопровода, используя специальное оборудование, что поможет повысить безопасность их работы, предотвращать аварийные ситуации, увеличить скорость реагирования на неполадки. Еще одним примером эффективного внедрения цифровой технологии выступает проект «Интеллектуальная транспортная фаза-1», в рамках которого была разработана и внедрена специальная интеллектуальная транспортная система (ИТС) в Душанбе. Данный проект был чрезвычайно высоко оценен со стороны органов государственного управления Таджикистана. Результатом внедрения данного проекта стало существенное сокращение серьезных дорожно-транспортных происшествий, связанных с превышением скорости, их количество снизилось на 50%.
Поэтому можно сделать вывод о том, что для стратегического развития высокотехнологичных компаний на территории Центральной Азии необходимо более масштабное обеспечение подключением к сети Интернет. Привлечение большего количества пользователей в онлайн-пространство позволит получить выгоды и высокотехнологичным предприятиям, а также в принципе будет способствовать развитию цифровизации на территории региона.
Развитие инноваций во многом зависит и от поддержки государства, а также нацеленности бизнеса и финансирования научно-исследовательской работы, формирования специальных программ для молодых исследователей и новаторов, помимо этого необходима специальная материальная база для ведения разработок [7, 8] (Netesova, 2018; Pavlenko, 2018).
Под благоприятной инновационной средой подразумевается формирование специальных рабочих пространств для осуществления деятельности молодых специалистов, в последнее время такие проекты реализуются и в странах Центральной Азии, например в Казахстане.
Государственная власть в Казахстане существенно озабочена вопросами развития инноваций и технологий. «Казахстан проделал огромную работу в области цифровизации. Казахстан – одно из 15 государств мира, которое запустило комплексную программу цифровизации. Залог успеха трансформации – личный контроль Нурсултана Назарбаева над реализацией проекта «Цифровой Казахстан»» [1] (Abdikarimova, 2018). В 2016 году власти Казахстана анонсировали запуск ста конкретных шагов в области реализации пяти институциональных реформ. Одним из шагов стало развитие двух специальных инновационных кластеров в качестве основы для формирования наукоемкой экономики. Что привело к появлению таких проектов, как Astana Hub и Tech Garden, которые выступили государственными программами акселерации, помогающими инноваторам реализовывать их инновационные идеи, предоставляя для них необходимую инфраструктуру, финансовые средства, менторство, доступ к получению инвестиций и возможности для совершения обмена опытом с зарубежными специалистами. Tech Garden содержит две программы акселерации: локальную Tech Garden acceleration и международную Startup Kazakhstan acceleration. Astana Hub имеет одну подпрограмму «100 стартапов».
«В Казахстане внедрена Государственная программа Digital Kazakhstan, срок реализации: 2017–2021 годы. Общие расходы на реализацию Программы составят:
в 2017–2021 гг. – 348 217 211,70 тыс. тенге, из них:
2017 г. – 22 277 431,20 тыс. тенге;
2018 г. – 142 687 634,00 тыс. тенге;
2019 г. – 129 890 291,30 тыс. тенге;
2020 г. – 35 444 489,36 тыс. тенге;
2021 г. – 17 917 365,89 тыс. тенге» [1] (Abdikarimova, 2018).
В целом любая инновация должна превращаться в востребованный на рынке продукт, при этом быть экономически целесообразной, а также соответствовать основным трендам, должна быть интересна потенциальным потребителям. При этом инновации необходимо отделять от изобретений и открытий, так как в инновации обычно соединяются уже существующие элементы, а в итоге появляются принципиально новые комбинации. Часто инновации носят прикладной характер и повышают эффективность каких-либо товаров и услуг [6, 9] (Dudin, Lyasnikov, Vysotskaya, Yakhyaev, 2017; Dudin, Lyasnikov, Ivashchenko, Frolova, 2017).
Исследуя высокотехнологичные компании Центральной Азии, трудно говорить о наличии средней оценки. Можно выделить предприятия, занимающие лидирующие позиции в области инноваций, часто именно они понимают необходимость развития цифровизации, поэтому их стратегические планы строятся на основании новых условий [3, 5, 10] (Vasin, 2018; Goryachev, 2018; Shirinkina, 2018).
При этом есть предприятия с консервативными устоями, которые достаточно медленно внедряют какие-либо новые технологии и не заботятся о разработке инноваций, а другая часть предприятий являются инноваторами и получают существенные эффекты от внедрения цифровых технологий. Такими предприятиями активно ведется разработка и производство высокотехнологичной продукции, при этом обычно они занимаются серийным производством, где каждая ошибка существенно влияет на будущую прибыль. Однако данные предприятия часто сталкиваются с конкуренцией среди зарубежных компаний, а слабое развитие инноваций и технологий существенно снижает их позиции, поэтому стратегическое развитие цифровых технологий является для них важным элементом конкурентоспособности.
С помощью использования цифровых технологий появляется возможность осуществлять моделирование различных ситуаций в деятельности предприятий, поэтому их использование может существенно повысить эффективность стратегического планирования.
Каждая высокотехнологичная компания Центральной Азии должна учитывать ряд факторов при своем развитии в условиях цифровизации:
1) необходимо тщательно анализировать возможности, которыми обладает предприятие в области внедрения цифровых технологий, и активно их использовать;
2) помимо этого необходимо анализировать финансовые ресурсы и возможности затрат в области технологий и инноваций;
3) оценивать и прогнозировать развитие цифровых технологий в стране, формировать собственные планы на основании данных прогнозов с возможностью оперативного внесения изменений.
В целом можно сказать о том, что высокотехнологичные компании Центральной Азии должны понимать и прогнозировать развитие цифровых технологий в ближайшей и дальнесрочной перспективе, исходя из этого, необходимо формировать планы развития.
Каждое предприятие, составляя стратегические планы, должно опираться на следующие возможные тенденции в регионе Центральной Азии:
1) стремительное увеличение пользователей сети Интернет, повышение уровня работы населения с помощью онлайн-технологий;
2) развитие цифровых технологий, влияние уровня цифрового развития компании на лояльность потребителей;
3) повышение требований со стороны клиентов к использованию инноваций и технологий предприятий;
4) существенное влияние технологического и цифрового развития на конкурентоспособность предприятия.
Поэтому высокотехнологичные предприятия должны сосредоточиться на производстве инновационных продуктов, переходе к использованию стандартов характерных для цифровой экономики, использовании современных технологий, все это обеспечит стабильную деятельность в будущем и высокий уровень конкурентоспособности, а может быть, позволит освоить новые рынки и расширить сферу детальности.
С помощью использования инновационных решений в построении бизнес-процессов реализуется стратегическое развитие компаний. Особое внимание должно быть уделено скорости адаптации предприятий к внешним изменениям, необходимо помнить о скорости развития различных процессов в мире.
Поэтому стратегическое развитие высокотехнологичных компаний Центральной Азии в условиях глобальной цифровизации должно осуществляться с постоянным мониторингом планов и внешней среды, а при необходимости важно вносить оперативные изменения.
В условиях цифровой экономики развитие инноваций и технологий в компаниях позволяет получить следующие плюсы:
1) оптимизация основных бизнес-процессов предприятия, повышение эффективности детальности;
2) повышение лояльности основных потребителей компании, налаживание эффективного взаимодействия с имеющимися и потенциальными клиентами;
3) рост конкурентоспособности предприятия;
4) формирование благоприятного имиджа инновационного и высокотехнологичного предприятия.
При этом есть и ряд минусов:
1) необходимость существенных инвестиций в формирование материальной базы для ведения разработок, затрат на персонал соответствующей квалификации;
2) есть риски в области эффективности тех или иных инноваций и технологий, их внедрение может быть невыгодно со стороны окупаемости инвестиций;
3) компания должна быть готова к существенным изменениям во внешней среде, которые приведут к необходимости перестроения бизнес-процессов внутри нее.
Однако хоть и есть ряд минусов, но потенциальные возможности, которые могут быть получены при активном внедрении инноваций и технологий, делают их интересными для использования. Более того, современный уровень развития цифровых технологий говорит о том, что активное развитие инноваций и технологий в ближайшее время станет необходимостью для сохранения конкурентных позиций на рынке для любой высокотехнологичной компании Центральной Азии.
Заключение
В заключение необходимо сделать вывод о том, что стратегическое развитие высокотехнологичных компаний Центральной Азии в условиях глобальной цифровизации должно исходить из следующих факторов:
1) постоянное развитие цифровых технологий, усовершенствование различных процессов благодаря их использованию;
2) стремительный рост пользователей сети Интернет, существенное значение уровня цифрового развития компании, лояльность и эффективное взаимоотношение компаний с действующими и потенциальными клиентами;
3) сильное влияние цифрового развития на конкурентоспособность компании;
4) возможность получения значительной прибыли с внедрением инноваций и технологий.
Поэтому на современном этапе реализация стратегических планов высокотехнологичных компаний должна происходить с учетом развития цифровой экономики. Иначе уже в ближайшем будущем такая компания может стать неконкурентной и неинтересной для основной массы потребителей.
Источники:
2. Абрамов Е.Г., Мельников О.Н. Феномен креативной экономики в бизнесе // Вопросы инновационной экономики. – 2011. – № 1(1). – c. 36-43.
3. Васин Н.С. Управление устойчивостью предприятия в условиях цифровой экономики // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – № 6(477). – c. 1100-1113. – doi: 10.24891/ea.17.6.1100 .
4. Гадасина Л.В., Пивень Г.И. Цифровизация – угроза или возможность развития для менеджмента? // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 4. – c. 565-574. – doi: 10.18334/vinec.8.4.39491.
5. Горячев И.К. Разработка конкурентной стратегии промышленного предприятия в условиях цифровой экономики // Факторы успеха. – 2018. – № 2(11). – c. 23-27.
6. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Высоцкая Н.В., Яхъяев М.А Инновационный вектор развития национальной экономики как стратегический приоритет структурных преобразований в российской народнохозяйственной сфере. / Монография. - Москва: РУСАЙНС, 2017. – 192 c.
7. Нетесова М.С. Инновационное развитие как фактор экономической безопасности Российской Федерации: правовые проблемы и перспективы // Экономическая безопасность. – 2018. – № 3. – c. 231-235. – doi: 10.18334/ecsec.1.3.100512.
8. Павленко Ю.Г. Экономическая безопасность в условиях креативно-инновационной экономики: политико-экономический аспект // Экономическая безопасность. – 2018. – № 2. – c. 91-101. – doi: 10.18334/ecsec.1.2.100499.
9. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Иващенко Н.П., Фролова Е.Е. Россия в системе мировой экономики и международных связей в условиях инновационной трансформации социально-экономических систем. / Монография. - Москва: РУСАЙНС, 2017. – 194 c.
10. Ширинкина Е.В. Практика управления предприятиями при переходе на новые цифровые технологии // Креативная экономика. – 2018. – № 6. – c. 817-828. – doi: 10.18334/ce.12.6.39167 .
11. Отчет Digital Spillover (Цифровой эффект). Huawei.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.huawei.com/minisite/gci/en/digital-spillover/files/gci_digital_spillover.pdf.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:04:00