Определение характеристик эффективности использования информационных активов компаний
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (44), Август 2010
Цитировать:
Канев С.А. Определение характеристик эффективности использования информационных активов компаний // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 8. – С. 42-47.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15118620
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрены вопросы выбора критериев и показателей эффективности различных информационных активов компаний: информационной модели, информационных ресурсов, информационно-коммуникационной инфраструктуры, регламентов информационного взаимодействия и персонала информационных служб. Выделены общие закономерности формирования таких характеристик.
Ключевые слова: информационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, эффективность, показатели, критерии эффективности, информационные активы
В литературе по оценке стоимости компаний понятиям «информационные активы», «информационный капитал», как правило, не уделяется достаточного внимания. Вместе с тем решения по приобретению и использованию информационных активов и формированию на их основе информационного капитала компании оказывают существенное влияние на бизнес. В данном случае необходимо выработать критерии, показатели, подходы к измерению эффективности использования информационных активов в интересах решения бизнес-задач.
Исследования позволили установить, что в число основных самостоятельных составляющих информационных активов целесообразно включить: а) информационную модель компании; б) информационные ресурсы (главным образом информационные системы и хранилища данных); в) информационно-коммуникационную инфраструктуру; г) регламенты информационного взаимодействия и персонал информационных служб. Содержательная сущность указанных составляющих принципиально различна, в связи с чем измерять их характеристики в натуральных показателях просто невозможно (в компании могут быть одинаковые информационные системы, но с разной степенью эффективности использования их возможностей и др.). В стоимостных показателях это также сложно сделать в силу непрямых функциональных связей эффективности услуг информационных активов для внешних и внутренних пользователей и стоимостных показателей деятельности компании.
Показатели и параметры
Введем некоторые дополнительные понятия. Критерием информационного актива будем называть функцию, которая используется для оценки эффективности его функционирования. Показателем информационного актива называется характеристика критерия, описывающая выбранный аспект качества функционирования. Параметром информационного актива предлагается называть числовые, лингвистические или логические значения показателей.
Агрегированным показателем информационного актива предлагается называть показатель, в совокупности характеризующий эффективность использования информационного актива. В основе любой системы показателей лежат первичные данные. Эти данные-характеристики эффективности использования информационных активов должны поддаваться непосредственному численному или иному измерению.
Информационная модель является совокупностью типов информационных объектов и их взаимосвязей, описывает информационные процессы (возникновение, передачу, преобразование и использование информации в компании) и должна рассматриваться как неотъемлемая часть общей бизнес-модели компании. В качестве основных показателей используются степень адекватности описания информационных потоков выбранным методам представления (матрицы, графы, логические деревья, схемы), степень охвата типами информационных объектов сущностей бизнеса, степень охвата деятельности компании в целом и ее подразделений формализованными описаниями, язык (нотации), в которых описана бизнес-модель (IDEF,UML), степень документирования, визуализации информационных потоков, частота обновления информационной модели.
Многообразие возможных информационных ресурсов столь велико, что общая методология количественной и качественной их оценки, а также прогнозирования потребностей в них пока не разработана. Однако так как необходимость консолидации информационных ресурсов для современных компаний очевидна, то наличие и характеристики центров обработки данных могут рассматриваться как обобщенные показатели возможностей информационных ресурсов.
К основным характеристикам информационных систем компании относят количество и качество предоставляемых услуг, степень покрытия информационными сервисами, степень доступности, безопасность, надежность, оперативность решения основных бизнес-задач и им подобные.
Информационно-коммуникационная инфраструктура есть совокупность сетей, каналов связи, средств коммутации, доступа, управления информационными потоками. В качестве основных показателей, как правило, используются разновидности так называемых «индикаторов технологической оснащенности» и «индикаторов прозрачности коммуникаций». В конкретных практических приложениях наиболее распространены такие показатели, как характеристики сетевой инфраструктуры (наличие и качество локальных вычислительных и виртуальный сетей, структурированных кабельных сетей и др.), обеспеченность техническими средствами (серверами, вычислительными ресурсами, компьютерным парком), программными средствами (лицензионная чистота, обновление, трудозатраты на учет и ликвидацию инцидентов), показатели информационной безопасности и др.
Оценка информационных регламентов
При оценке информационных регламентов, как правило, используют показатели, приведенные в общемировых стандартах ITIL и COBIT, а именно наличие определенного количества регламентирующих документов, специальных систем, описаний, следование определенным рекомендациям и др. Единого подхода в части количественных показателей оценки квалификации персонала информационных служб не существует. Наиболее часто используется интегральный показатель отношения обученных по определенному направлению сотрудников к среднесписочной численности персонала, количественный состав специалистов с соответствующим уровнем образования по различным категориям сотрудников, количественные показатели специалистов по определенным специальностям и др.
В настоящее время разработано много эффективных подходов к измерениям на самых различных шкалах. При измерениях на измерительных шкалах значения параметров измеряются числами или процентами. Целесообразно при этом использовать относительные оценки, сводя их в интервал от нуля до единицы. При измерениях на шкалах наименований значения показателей группируются по различным классам так, чтобы внутри класса они были идентичны по измеряемому свойству. Затем каждому классу присваивается соответствующее обозначение (примером здесь является анализ использования в компании технологии ITIL, то есть «технология используется/ не используется»). При измерениях на порядковых шкалах классификация осуществляется из условий сравнения, характеризующих степень выраженности измеряемого свойства («больше-меньше»). Представляется обоснованным и эффективным рассматривать значения параметров и на лингвистических шкалах, где значения выражаются в виде слов-терминов. В ряде случаев измерения на таких шкалах в наибольшей степени соответствуют реальным описаниям.
В самом общем виде разработанные подходы обобщены в табл. 1.
Таблица 1
Информационные активы и их эффективность
Выводы
Анализ результатов проведенного исследования позволил выделить следующие общие закономерности формирования характеристик эффективности информационных активов:
1. При формировании критериев информационных активов в качестве функции оценки эффективности традиционно используют сравнительные степени соответствия имеющегося (достигнутого) уровня современности актива требованиям обеспечения бизнес-задач и вытекающих из них бизнес-функций компании.
2. Показателями информационных активов выступают количественные либо качественные характеристики способности информационных активов обеспечивать эффективность решения разнообразных бизнес-задач.
3. При определении параметров показателей информационных активов используются числовые, логические либо лингвистические переменные.
4. Агрегированные показатели информационных активов выражаются исключительно экспертными оценками в виде числовых либо лингвистических переменных.
Естественно, что значения параметров информационных активов могут изменяться во времени в связи с проведением комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на дальнейшую автоматизацию и информатизацию компании, а также совершенствование бизнес-процессов.
Источники:
2. Совершенствование государственного управления на основе реорганизации и информатизации / Под ред. Дрожжинова. – М.: Эко-Тренз, 2002.
3. Новиков Д.А., Рыбченко Н.Е., Синергетический эффект в моделях распределенного контроля // Моделирование инновационных процессов и экономической динамики: Сборник научных трудов. – М.: 2006, Выпуск 6.
4. Пегат А. Нечеткое моделирование и управление. – М.: БИНОМ. Лаборатории знаний, 2009.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:44:01