Согласование интересов субъектов инвестиционно-строительной деятельности с учетом экологического императива развития
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (164), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается значение и роль социально-экологической ответственности строительного бизнеса в условиях реформирования нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности. Для согласования интересов в исследовании предложено использование механизма государственно-частного партнерства на основе добровольных экологических соглашений и инициатив.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиции, строительство, девелопмент, регулирование, экологическое соглашение, социально-экологическая ответственность
Основными инструментами, позволяющими предотвратить негативные последствия реализации инвестиционных проектов создания строительных объектов, являются следующие процедуры:
– оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
– государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ).
Регламентация проведения указанных процедур претерпела существенные изменения в результате реформирования нормативно-правового регулирования градостроительной деятельной. Так, ГЭЭ охватывает менее 5% всех объектов.
Социально-экологическая ответственность
Возрастает значение инициативной деятельности субъектов инвестиционно-строительной деятельности (ИСД) по принятию дополнительных (повышенных) экологических требований, которым должны соответствовать реализуемые инвестиционные проекты и строительная продукция. Развитие инициативной деятельности участников ИСД обусловлено повышением социально-экологической ответственности строительного бизнеса перед обществом. В интересах общества градостроительство должно служить связующим звеном между миром техники и миром социальным, между материальным миром и духовным [1, с. 8].
В целом, социально-экологическую ответственность субъектов ИСД следует рассматривать как свободную, инициативную деятельность. Она направлена на достижение конечных результатов (создание законченной строительной продукции) при соблюдении требований экологической безопасности и рационального природопользования, закрепленных в нормативно-правовых документах, а также общественно признанных, отвечающих требованиям создания среды жизнедеятельности, благоприятной для развития человека и общества.
Развитие механизма реализации социально-экологической ответственности позволит:
– укрепить безопасность и конкурентоспособность строительного бизнеса;
– обеспечить благоприятную среду обитания человека.
Интересы участников
Возможности поступательного экологически приемлемого развития инвестиционно-строительной сферы зависят от согласования интересов и взаимодействия субъектов ИСД. Во-первых, согласование интересов участников ИСД с учетом экологических приоритетов развития должно осуществляться при активном участии главного регулятора в данной сфере – государства. Оно является представителем и защитником интересов общественности, гарантом прав на благоприятную экологическую среду жизнедеятельности.
Во-вторых, в процессе осуществления процедур согласования государство взаимодействует с хозяйствующими субъектами строительного бизнеса, объединенными в саморегулируемые организации (СРО) и союзы строителей.
В-третьих, принимая во внимание социальную значимость градостроительной деятельности, следует предусмотреть участие общественности в принятии решений по реализации общественно-значимых инвестиционных проектов. Сознательность и ответственность граждан, учет общественного мнения в принятии градостроительных решений являются обязательными элементами процедуры согласования и характеризуют уровень развития гражданского общества.
Вмешательство общественности, природоохранных организаций, в том числе международных, позволяет нередко приостановить разрушающее наступление инвесторов на эколого-экономическую систему региона [2]. Технологии организации участия общественности могут быть различными, но все они подразумевают доступность информации, адекватно отражающей воздействие на состояние окружающей среды, социум, а также ознакомление с планами и программами предприятий, участвующих в реализации проекта [3].
Государственно-частное партнерство
В качестве организационно-правовой формы согласования интересов предлагается рассмотреть институт государственно-частного партнерства (ГЧП). Его развитие определяется как стратегическое направление долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
В зависимости от цели сотрудничества органов власти и хозяйствующих субъектов, можно говорить о партнерстве в экономической сфере, в социальной сфере, в культуре, науке, а также о партнерстве в экологической сфере. Если партнерство в экономической сфере, как правило, связано с участием государства в финансировании проекта, в социальной сфере – с необходимостью защиты социальных и трудовых прав граждан, то партнерство в экологической сфере применительно к ИСД – с необходимостью защиты прав граждан на безопасную и благоприятную среду жизнедеятельности.
На Форуме регионов России «Государственно-частное партнерство в комплексном развитии территорий» (апрель 2010 г.) подчеркивалось, что ГЧП «должно рассматриваться не только как инвестиционный механизм, но и как эффективная модель управления экономикой, которая позволяет повысить качество исполнения проекта и предоставления на его базе общественных услуг» [4]. По мнению автора, качество разработки и реализации инвестиционных проектов определяется решением поставленных социально-экономических задач во взаимосвязи с обеспечением гармонизации экономических и экологических интересов развития территории, использования ее природно-ресурсного потенциала.
Субъекты и объекты
Итак, партнерство государства и хозяйствующих субъектов в инвестиционно-строительной сфере основывается на общем интересе – формировании архитектурно-градостроительной среды жизнедеятельности, благоприятной для развития человека и общества. Цель такого партнерства – совместными усилиями государственных и муниципальных структур и строительного бизнеса способствовать реализации общественно значимых инвестиционных проектов путем согласования экономических интересов с социальными и экологическими требованиями. Сфера его действий – социально-экологическая ответственность инвестиционно-строительной деятельности.
ГЧП относится к числу гражданско-правовых отношений. Субъектами этих отношений (на региональном уровне) выступают:
– органы региональной власти (администрация субъекта федерации и муниципалитет);
– представители девелоперов, участвующих в реализации проекта, объединенные в СРО и союзы строителей, представители общественных экологических организаций и движений.
Объект отношений – это то, по поводу чего складываются отношения. В данном случае речь идет о согласовании экономических интересов участников ИСД с экологическими и социальными требованиями. Базовыми принципами ГСП являются добровольность, равноправие, договорная основа взаимоотношений, соблюдение прав и законных интересов всех сторон ГЧП и населения региона.
Организационно согласование интересов участников ИСД в сфере социально-экологической ответственности может быть оформлено в виде добровольных экологических соглашений и инициатив. Предметом такого соглашения являются социально-экологические аспекты деятельности субъектов регионального инвестиционного комплекса, подлежащие согласованию и регулированию на добровольной основе, за исключением обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Принятие и исполнение экологического соглашения позволит заполнить пробелы экологического характера, которые образовались в связи с ограничением объектов строительства, на которые распространяется ГЭЭ.
Экологическое соглашение
Экологическое соглашение по градостроительной деятельности – это соглашение о партнерстве между:
– органами региональной власти, представленными соответствующими департаментами и комитетами;
– саморегулируемыми организациями в строительстве;
– общественными экологическими организациями по вопросам согласования экономических и социальных интересов с экологическими требованиями в связи с реализацией общественно-значимых инвестиционных проектов.
К общественно значимым относятся проекты, реализация которых оказывает влияние на изменение архитектурно-градостроительной и экологической среды жизни человека. Данное соглашение следует рассматривать как основу для заключения соглашений по конкретным инвестиционным проектам, отражающих их особенности (масштаб, срок реализации, вид строительства и др.).
В соглашении отражаются обязанности сторон, механизм реализации и ответственность сторон за его выполнением. Контроль за выполнением соглашения осуществляется специально созданной координационной комиссией.
Таким образом, развитие механизма социально-экологической ответственности на основе разработки и применения добровольных экологических соглашений и инициатив в совокупности с системой обязательных нормативно-правовых регламентов позволит осуществить регулирование ИСД в соответствии с целевыми ориентирами концепции экологизации экономического развития.
Источники:
2. Вега А.Ю. Механизм согласования эколого-экономических интересов при подготовке и проведении зимней олимпиады 2014 г. // Экономика природопользования. – 2002. – № 4. – С. 96–114.
3. Коньшина Н.С. Перспективы общественного участия после отмены экологической экспертизы // Экологическая экспертиза. – 2008. – № 3. – С. 2–9.
4. Форум регионов России «Государственно-частное партнерство в комплексном развитии территорий». Концепция. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.roseconomy.ru/projects/95-gchp-vkompleksnom-razvitii-territorii.htm.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:48:59