Механизм ценообразования участников бизнес-взаимодействий на потребительском рынке с учетом социально-этических параметров
Криковцев А.А.1
1 Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 6 (Июнь 2022)
Цитировать:
Криковцев А.А. Механизм ценообразования участников бизнес-взаимодействий на потребительском рынке с учетом социально-этических параметров // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 6. – С. 2301-2314. – doi: 10.18334/ce.16.6.114864.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48778342
Аннотация:
В статье рассмотрен механизм ценообразования, интерпретируемый как совокупность бизнес-взаимодействий между субъектами и объектами рынка, основанную на согласованности их стратегических и тактических целей по поводу вида товара, его качества, количества, условий поставки и платежа а также применяемого социально-этического императива. Предложена схема конкретных составляющих механизма ценообразования, начиная с ядра и характеристики экономических и социально-этических параметров.
Обоснована необходимость расчета ценностной значимости бизнес-взаимодействий в параметрах ценообразования с учетом экономических и маркетинговых элементов. Предложен метод использования комплексных индикаторов, позволяющих диагностировать расчетную цену и избежать когнитивного диссонанса, что особенно важно с социально-этических позиций. Предложена авторская трактовка методологии ценообразования, включающая принципы, методы, инструменты, функции, стратегию и тактику ценообразования.
Ключевые слова: потребительский рынок, социально-этические параметры, механизм ценообразования, бизнес-взаимодействия
JEL-классификация: D91, L81, M31
Введение: В современных социально-экономических условиях, отличающихся разновекторностью, волотильностью, высоким уровнем неопределенности и риска для участников рынка, возникают и развиваются качественные преобразования в социально-экономической системе, усиливается нестабильность и противоречия, обостряются конфликты по социально-экономическим и этическим вопросам в экзо- и эндогенных бизнес-взаимодействиях.
Поэтому проблемы связанные с необходимостью разработки адекватного рыночным запросам и вызовам механизма поведения в информационно-социо-экономической среде субъектов и объектов, а также их подходов к ценообразованию требуют динамических трансформационных решений, направленных на стимулирование не только повышения прибыльности, но и социально-этических основ деятельности. В данном контексте необходимо уточнение дефиниции «конкуренция», поскольку ее направленность и качественное содержание входит как элемент в маркетинговую интегрированную бизнес-систему, действующую на рынке, и определяющую уровень паритета\диспаритета участников, что непосредственно отражается на принципах, методах и инструментах ценообразования. Именно поэтому проблемы разработки механизма ценообразования с учетом факторов социально-этического характера приобретают в настоящее время особую актуальность.
Вопросы ценообразования постоянно находятся в центре внимания многих представителей экономической науки. Среди российских ученых различными аспектами ценообразования в сферах экономики на уровне государства занимается Демцура С.С. [8], на уровне предприятия Бакальская Е.В. [1,2], Полищук Л.Г. [13], в инновационной сфере Логотин Ф.Я. [12], в сфере права Ершова И.В. [10], Хаванова И.А. [17]. Из зарубежных авторов, рассматривающих вопросы ценообразования во Франции, Италии, Австрии в контексте с долговременными усилиями по поддержанию высокого уровня жизни и социально-этических решений в этой области, можно назвать Да Риот Б., Ле Биан Б., Оэстерли А. [20], Мюльбергер У., Гугер А., Книттлер К. [21], Джон Дейли [22].
Целью данного исследования является обоснование концептуальных подходов к механизму ценообразования в рамках маркетинговой интегрированной бизнес-ситемы и взаимодействий в ней участников потребительского рынка.
Научная новизна заключается в построении интегральной оценки эффективности механизма ценообразования с формированием ядра и акцентом на алгоритме расчета ценностной значимости бизнес-взаимодействия и обосновании принципов расчета ценностной значимости и алгоритма мотивационного комплекса при расчете цены в потребительской товарной категории.
Авторская гипотеза состоит в предложении рассмотрения механизма ценообразования как совокупности бизнес-взаимодействий в маркетинговой интегрированной бизнес-системе по составляющим экономического, организационного и маркетингового характера, с обязательным учетом социально-этических параметров.
Методологическим базисом данного исследования послужила система принципов, методов, факторов формирования теоретических и практических аспектов ценообразования и механизма его функционирования на потребительском рынке.
Вместе с тем, методология ценообразования с учетом социально-этических мотиваторов до настоящего времени не получила достаточно полного освещения, особенно в преломлении к специфике потребительского рынка. А ведь именно этот рынок наиболее остро нуждается в когерентности бизнес-взаимодействий в параметрах «государство» «бизнес» «индивидуум», составляющих основу интегрированной бизнес-системы, обеспечивающей достижение социально-экономического эффекта на каждом из ее иерархических уровней (рис.1)
Рисунок1. Концептуальная схема ценообразования на потребительском рынке
Источник: авторская разработка на основании [6,14,20,22]
Как следует из представленной на рис.1. концептуальной схемы ценообразования на потребительском рынке, оно происходит на трех иерархических уровнях, каждый из которых предполагает разработку и использование соответствующих принципов, методов, инструментов и функций с соответствующей дифференциацией и учетом социально-этических аспектов. При этом на государственном уровне осуществляется контроль за системой ценообразования на двух более низких уровнях и вырабатываются маркетингово-экономические решения по необходимым стратегическим позициям [8,23].
В Донецкой Народной Республике (ДНР) на государственном уровне вопросы ценообразования регулируются и регламентируются следующими законодательными и нормативно-правовыми актами:
- статьи 77 и 78 Конституции Донецкой Народной Республики
- статья 65 Закона ДНР от 25декабря 2015г. №99-I НС «О налоговой системе»
- Распоряжение совета министров ДНР от 14 апреля 2015г. №8 «О мероприятиях по обеспечению государственного регулирования ценообразования на социально значимые товары первой необходимости»
- Постановление Президиума Правительства ДНР №15-1 от 09 июля 2019г. «О внесении изменений в порядок регулирования и контроля цен (тарифов) на территории ДНР, утвержденных постановлением Совета Министров ДНР от 3 июня 2015 г. №10-41, и порядка составления и подачи отчетности об уровне цен на лекарственные препараты , включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения и на социально значимые продовольственные товар»
- Постановление Правительства ДНР от 14 августа 2020г. № 41-1 «Об установлении Перечня продовольственных товаров первой необходимости и норм их суточного потребления»
В соответствии с указанными документами Правительства и Совета Министров ДНР сформирован перечень социально значимых товаров, включающий 29 наименований продовольственных товаров мясо-молочной, плодо-овощной, бакалейной, детской и рыбной продукции. По каждому из наименований разработаны предельные оптовые надбавки, предельные торговые надбавки и максимальные торговые надбавки, что помогает контролировать и корректировать механизм ценообразования и способствует соблюдению социально-этической составляющей механизма ценообразования.
В таблице 1 приведен пример ценообразования на отдельные категории социально значимых товаров.
Таблица1
Перечень социально значимых товаров и принципы регулирования цен на них
№ п\п
|
Наименование
|
Определение
|
Предельная оптовая надбавка к
оптово-отпускной цене производителя
|
Предельная торговая надбавка к
оптово-отпускной цене производителя
|
Максимальная предельная надбавка
| ||||||||||
Производимая
на территории ЛДНР
|
импорт
|
Производимая
на территории ЛДНР
|
импорт
|
Производимая на территории ЛДНР
|
импорт
| ||||||||||
1
|
Мясная продукция
| ||||||||||||||
1.1
|
Говядина на кости
|
Мясо
охлажденное или замороженное, боковая и наружная часть задней ноги, лопатка,
грудинка,
2 сорт |
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
1.2
|
Куры
|
Охлажденные
и замороженные потрошенные тушки кур
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
1.3
|
Вареная колбаса, 1С
|
Варенные колбасные изделия 1 сорта
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
2
|
Молочная продукция
| ||||||||||||||
2.1
|
Молоко разливное и фасованное
|
Молоко
питьевое коровье разливное и пастеризован.
фасованное в пленку, до 2.5% жирности без добавок и наполнителей |
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
2.2
|
Творог кисломолочный
|
Творог
жирностью 9% без добавок и наполнителей развесной и фасованный
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
2.3
|
Сметана
|
Сметана
жирностью до 20% без добавок и наполнителей
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
3
|
Бакалейная продукция
| ||||||||||||||
3.1
|
Сахар-песок
|
Сахар-песок
свекловичный белый без добавок весовой и фасованный в потребительскую
упаковку
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
3.2
|
Соль поваренная пищевая
|
Соль
поваренная пищевая без вкусовых добавок не йодированная
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
3.3
|
Крупы(рис, гречневая, пшеничная)
|
Крупы
весовые и расфасован. в потребительск ую упаковку
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
3.4
|
Масло подсолнечное
|
Масло подсолнечное холодного отжима рафинирован.
и нерафинированное
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
4
|
Плодо-овощная продукция
| ||||||||||||||
4.1
|
Картофель
|
Картофель весовой не мытый
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
4.2
|
Капуста белокочанная
|
Капуста белокочанная стандартная
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
4.3
|
Морковь, свекла
|
Морковь, свекла весовая немытая
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
4.4
|
Лук
|
Лук репчатый желтый весовой
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
4.5
|
Яблоки
|
Яблоки весовые десертных и кулинарных
сортов
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
5
|
Хлебо-булочные изделия
| ||||||||||||||
5.1
|
Хлеб
|
Социальные сорта хлеба из муки 1-го
сорта
|
Фиксированная цена
| ||||||||||||
На процесс рыночного ценообразования влияет количество бизнес-взаимодействий в маркетинговой интегрированной бизнес-системе (МИБС), реализуемых через спрос-предложение, и уровень паритета/диспаритета в достижении социально-экономического равновесия [9,23]. Для этого целесообразно сформировать ядро механизма ценообразования в рамках стратегического тактического и инструментального блока (рис2.)
Рисунок 2. Составляющие ядра механизма ценообразования
Источник: авторская разработка на основании [3-5]
Приведенная на рис.2 схема демонстрирует составляющие механизма ценообразования, начиная с ядра как целостности индикаторов информационного сопровождения процесса ценообразования, его реализации на всех вышеперечисленных уровнях МИБС и координации во всех звеньях.
Отметим, что механизм формирования мотивационного комплекса будет эффективен только в условиях когерентности (синхронности) мотиваторов в стратегическом, тактическом и информационном блоках [7,11,21]. Соответственно, в механизме ценообразования предлагается рассматривать метод использования комплексных индикаторов, позволяющих диагностировать расчетную цену с учетом потребительских запросов и предпочтений, поскольку бизнес-взаимодействия в контуре «предприятие-потребитель» составляют основу их эффективности. Комплексные индикаторы позволяют избежать нежелательного когнитивного диссонанса, что не маловажно с социально-этических позиций, отражающих общий уровень удовлетворенности. Предлагается при разработке методологии диагностики расчетной цены использовать термин «потребительская товарная категория», которая, в отличие от общепринятой терминологии, отличается тем, что представляет собой совокупное предложение конкретного товара или торговой марки в рамках бизнес-взаимодействий в различных ритейл-форматах по различным ценам. Формула для расчета оптимальной цены в потребительской социально значимой товарной категории имеет вид:
(1)
- цена в потребительской товарной категории социально значимого продукта
- цена i-го социально значимого продукта
- потребительская оценка эталонной социально значимой категории
- потребительская оценка i-й социально значимой товарной категории.
в предложенной формуле отвечает на 100% качественно-ценовому позиционированию и восприятию ценностной значимости предлагаемого продукта или торговой марки.
можно получить в результате проведения экспертных опросов или работы фокус-групп. Для получения корректных и достаточно объективных данных предлагается оценивать по 10-балльной шкале, где 10 баллов- эквивалент .
Поскольку в предлагаемой формуле расчетная цена представляет собой подкоренное выражение, то его значение всегда будут положительными, или равными 0, то есть будет иметь следующие ограничения:
(2)
,где (3)
ℒ- коэффициент характеризующий потребительскую товарную категорию социально значимого продукта.
Декомпозиция предложенных формулировок делает целесообразным определение прибыльности и потребительской ценности участников МИБС в формате покупателей в торговых предприятиях, поскольку на их оценках базируется уровень восприятия ценностной значимости бизнес-взаимодействий по социально-этическим и функциональным параметрам (табл.2).
Таблица 2
Ценностная значимость бизнес-взаимодействий в механизме ценообразования
Составляющие
|
Содержание
|
Расчетная
формула
|
1.Экономические
|
1.1.
Прибыль,
тыс.р.
1.2. -издержки на привлечение потребителя 1.3. - издержки на удержание потребителя 1.4. - издержки на развитие бизнес-взаимодействия с потребителем |
П=ТОб-ИО
|
2.Организационно-технологические
|
2.1.
Средний объем покупки i-м потребителем в j-м периоде
2.2. Индекс динамики осуществления покупок - объем осуществленных покупок i-м потребителем в j-ом периоде - объем осуществленных покупок i-м потребителем в базовом периоде 2.3. Частота осуществления покупок (ед.\время) - количество покупок i-го товара в j-м периоде |
|
3.Маркетинговые
|
3.1.
Уровень стойкости бизнес-взаимодействий в координатах
«предприятие-потребитель» по социально-этическим параметрам
3.2. Индекс приверженности по социально-этическим параметрам ℒ- удельный вес i-го параметра - фактический уровень приверженности по i-му параметру - базовый уровень приверженности по i-му параметру |
Уровень
стойкости определяется экспертным путем и показывает готовность потребителя
перейти к конкурентам при росте цен
|
По приведенным данным рассчитываются итоговые значения для определения ценностной значимости [15]. Для экономической составляющей итоговое значение определяется по формуле 4:
Эк= П/ ИОпривл.+ИОуд.+ИОразвл. (4)
Организационно-технологические и маркетинговые составляющие возможно объединить для диагностики стойкости и частоты бизнес-взаимодействий по формуле 5:
Сб-в= + + +Ур.с+ (5)
Интегральный показатель ценностной значимости в системе параметров ценообразования рассчитывается по формуле 6 :
(6)
Предложенный алгоритм расчета позволяет оптимизировать подходы к механизму ценообразования с учетом трех укрупненных составляющих ценностной значимости бизнес-взаимодействий по социально-этическим параметрам.
Заключение: Таким образом, механизм ценообразования на потребительском рынке, рассмотренный в данной статье на основании ретроспективного анализа публикаций по данной проблематике, предложено трактовать как совокупность бизнес-взаимодействий, включающую экономические, организационно-технологические и маркетинговые составляющие, определяющие результативность маркетинговой интегрированной бизнес-системы в сформированных стратегическом, тактическом и инструментальном блоках.
В дальнейших исследованиях планируется рассмотреть особенности ценообразования и диагностики ценностной значимости бизнес-взаимодействий по социально-этическом параметрам в механизме ценообразования по структурированным кластерам участников бизнес-системы на потребительском рынке Донецкой Народной Республики.
Источники:
2. Бакальская Е.В. Особенности ценообразования на российские товары и услуги // Аллея науки. – 2017. – № 16. – c. 442–444.
3. Борева С.Ф. Тенденции изменения оптовых и розничных цен в РФ // Деньги и кредит. – 2018. – № 12. – c. 28-29.
4. Бубнова Т.В. Анализ факторов, влияющих на ценообразование товара // Синергия Наук. – 2017. – № 14. – c. 137–143.
5. Васильева Н.З., Козлова Л.И. Формирование цены в рыночных условиях. - М.: АО «Бизнес–школа «Интел–Синтез», 2015. – 62 c.
6. Гераськин М.И. Модели ценообразования. / учеб. пособие / М.И. Гераськин, В.В. Егорова. - Самара: Изд–во Самар. гос. аэрокосм. ун–та, 2014. – 80 c.
7. Голлай И.Н. Эволюция подходов к ценообразованию и их влияние на уровень конкурентоспособности товара (услуги) // Управление инвестициями и инновациями. – 2017. – № 2. – c. 54–58.
8. Демцура С.С. Ценовая политика государства // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – № 2 (19). – c. 84–88.
9. Дугина С.И. Маркетинговая ценовая политика. / Учеб. пособие. - М.: Дело, 2015. – 393 c.
10. Ершова И.В. Предпринимательское право. / учеб., 4–е изд., перераб. и доп. - М., 2016. – 560 c.
11. Есипова В. Е. Цены и ценообразование. - СПб., 2015. – 304 c.
12. Леготин Ф. Я. Затраты и ценообразование в инновационной сфере. / учеб.–практич. пособие. - Екатеринбург: УрГЭ–СИНХ, 2016. – 343 c.
13. Полищук Л. Г. Методология и практика обоснования управленческих решений в ценообразовании на современном предприятии // Вестник дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии. – 2017. – № 1. – c. 158–171.
14. Слышкин В.И. Принципы и функции ценообразования // Образование и наука без границ: социально–гуманитарные науки. – 2017. – № 7. – c. 85–87.
15. Тюрин С.Б. Особенности ценностного подхода к ценообразованию // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 3–13 (24). – c. 135–137.
16. Фиаксинова Л.Н. Проблемы современного ценообразования // Деньги и кредит. – 2016. – № 9. – c. 131-132.
17. Хаванова И.А. Категория рыночной цены в современном налоговом праве // Журнал российского права. – 2016. – № 7. – c. 96–104.
18. Шаховская Л.С. Ценообразование. / Учебник, под ред. Л.С. Шаховской. - М.: КноРус, 2015. – 258 c.
19. Яковлев А.А. Некоторые аспекты системы ценообразования на наднациональном рынке // Мировая экономика: проблемы безопасности. – 2017. – № 4. – c. 111–115.
20. Da Roit B, Le Bihan B, Oesterle A. Long-term care policies in Italy, Austria and France: variations in cash-for-care schemes // Social Policy and Administration. – 2007. – № 41(6). – p. 653-671.
21. Mühlberger U., Guger A., Knittler K. et al. Long-term care in Austria // WIFO Monatsberichte. – 2008. – № 81(10). – p. 771–781.
22. Дейли Дж. Эффективное ценообразование - основа конкурентного преимущества. - М.: «Вильямс», 2003. – 304 c.
23. Стратегический маркетинг и ценообразование. Bisiness Toolkits. [Электронный ресурс]. URL: bain_strategy.pdf (дата обращения: 1.06.2022).
24. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 03.06.2015 №10-41 «Порядок регулирования и контроля цен (тарифов) на территории Донецкой Народной Республики». [Электронный ресурс]. URL: https://pravdnr.ru/ (дата обращения: 24.05.2022).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 10:51:53